От чего может быть упадок сил у ребенка 1 года
. , . , 388
(351) 729-99-52
– –
– – – –
/ /
. , . , , , .
. .
- . , . .
- . , 1, 5 9 .
- , . , . , .
!
=””>
, – , . . .
, , . :
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
. , , , .
, , , .
- . 9 . 1-2 .
- . . .
- . 5 . , , , .
- , . , .
, :
- ( );
- ;
- ;
- ;
- .
?
.
, .
, .
( )
© , 2021
:
. , . , 388
:
(351) 729-99-52
:
rostochek74@mail.ru
:
Doctu.ru
Источник
Как распознать это состояние и помочь с ним справиться ?
До недавних пор считалось, что хроническая усталость – бич только взрослых людей, подверженных стрессу на работе. Сегодня диагноз «синдром хронической усталости» стал настигать и детей, особенно школьного возраста. Увы, их жизнь тоже переполнена нагрузками, эмоциональным перенапряжением, нестабильностью в отношениях с родителями и сверстниками.
Когда появляется хроническая усталость?
Синдром хронической усталости для многих звучит не как диагноз, а как «отговорка». Но на самом деле психологи и неврологи давно признали серьезность этого состояния, хоть его и нельзя назвать болезнью в полном смысле этого слова. Синдром хронической усталости можно охарактеризовать как низкую сопротивляемость нервной системы к психоэмоциональным и физическим перегрузкам.
Чаще всего это состояние возникает после периода переутомления, причем как нервного, так и физического. Иными словами, хроническая усталость может наступить и после сильного пережитого стресса, и в результате насыщенного ритма жизни, к которому ребенок оказался не готов. С переутомлением, так или иначе, сталкивается каждый современный школьник: уроки, дополнительные занятия, телевизор, компьютер, телефон, отношения со сверстниками – все это легко превышает допустимые пределы нагрузки на детскую психику. Хотя иногда причина хронической усталости может крыться в обычном простудном заболевании, ослабившем организм ребенка и оставившем такой «побочный эффект».
Признаки хронической усталости
Синдром хронической усталости проявляется не только апатией и вялостью. У него есть и другие признаки, которые ощутимо мешают нормально учиться и просто радоваться жизни.
- Нарушение сна. Следует насторожиться, если ребенок вдруг стал засыпать дольше обычного, чаще просыпаться среди ночи или, наоборот, постоянно хотеть спать.
- Потеря аппетита. Хроническая усталость часто приводит к тому, что ребенок отказывается от еды, она внезапно становится для него совершенно неаппетитной, даже если речь идет о некогда любимых блюдах.
- Переменчивое настроение. Капризность и плаксивость в течение дня могут резко меняться на раздражительность или апатию.
- Физическое недомогание, в особенности головная боль и обостренная чувствительность к погодным изменениям.
- Снижение работоспособности и концентрации внимания.
К сожалению, родители иногда не понимают, чем вызваны такие перемены в поведении ребенка, и начинают злиться на его «плохой характер», усугубляя ситуацию. Хотя именно в таких случаях, необходимо обращаться за консультацией к неврологу или к детскому психологу, чтобы проанализировать симптомы, и получить рекомендации грамотного специалиста.
Борьба с хронической усталостью
Есть очень простые приемы, которые эффективно сработают, если родители будут применять их регулярно. Прежде всего, надо наладить режим сна ребенка. Отслеживайте время, когда малыш отправляется в постель.
В случае, если он плохо засыпает, оставайтесь с ним, чтобы отступало детское чувство тревоги. Даже в выходные дни не позволяйте ребенку засиживаться допоздна у телевизора, поскольку такая поблажка может сместить весь график сна.
Поощряйте ежедневные прогулки на свежем воздухе. Не запрещайте ребенку встречаться на площадке с друзьями после школы из-за необходимости делать уроки, ведь при плохом самочувствии он все равно не сможет хорошо учиться.
Обязательно разгрузите график дополнительных занятий. Обсудите с ребенком и выберите те кружки, которые ему действительно нужны, и те, которыми можно пожертвовать. По возможности составьте удобное расписание, чтобы оставался хотя бы один полностью свободный будний день. При этом в рутину привычных дел желательно добавить что-то новое – именно этот ход помогает справиться с хронической усталостью. Очередной просмотр телевизора можно заменить просмотром фильма в кинотеатре, прогулкой в зеленой зоне, или в парке аттракционов.
Уменьшите время пребывания ребенка у компьютера и телевизора. Постоянное зрительное напряжение , вкупе с беспрерывным потоком информации, не дают нормально отдохнуть, хотя сам малыш уверен, что компьютерные игры – это способ расслабиться.
Не заставляйте свое чадо подолгу заниматься одним и тем же делом без перерыва. После 45 минут выполнения домашнего задания необходим хотя бы 15-минутный перерыв. Правильная организация труда и отдыха, уменьшение нагрузок, положительные эмоции и приятные впечатления окажут положительное влияние на детскую нервную систему. Синдром хронической усталости можно победить, главное – вовремя оказать детям помощь и поддержку.
Врач -педиатр ОКДЦ Анна Погорелова
Источник
С наступлением осенне-зимнего сезона у врачей-педиатров заболеваемость их пациентов острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) приобретает исключительную актуальность.
Постинфекционный астенический синдром
Врачам хорошо известна структура вирусов, провоцирующих это заболевание: на 65‒90% в ней представлены вирусы гриппа и парагриппа, аденовирусы и респираторно-синцитиальный вирус. В половине случаев (52%) педиатры имеют дело с вирусной моноинфекцией, в 36% выявляется ассоциация из 2 (и более) вирусов.1
У каждого ребенка ОРВИ протекает с разной степенью тяжести. Сказывается не только разнообразие патогенов, но и возраст, состояние иммунитета, наличие неблагоприятного преморбидного фона (аденоиды, аллергия), врожденные патологии.
Тем не менее алгоритмы ведения маленьких пациентов с ОРВИ хорошо отработаны. В общей педиатрической практике детям назначается симптоматическая противовирусная терапия, проводится санация очагов хронической инфекции.2 Вот только нередко бывает, что на смену катаральным явлениям приходит иная клиническая картина – астенический синдром, проявления которого – утомляемость, слабость, раздражительность, плаксивость – наблюдаются у 55‒64% пациентов. 3,4
И это вполне объяснимо: на борьбу с вирусной инфекцией организм тратит много сил и энергии. Даже при повышении температуры лишь на один градус потребность организма в энергии возрастает на 13%.5 Свою роль играют лекарственная нагрузка и вирусная интоксикация, которые приводят к изменениям в обмене веществ, к ухудшению аппетита (организм недополучает необходимых веществ, ответственных за выработку энергии и восстановление), снижению защитных сил организма.
И это серьезно, потому как астенические расстройства значительно ухудшают качество жизни, усложняют адаптацию в дошкольных и школьных учреждениях, нарушают процесс обучения, снижают коммуникативную активность.
Говоря о повышенной утомляемости, следует разграничивать два разных понятия: «физиологическая усталость», которая возникает у практически здоровых людей после физической или умственной нагрузки и всегда исчезает после отдыха, и «астения» как ощущения слабости и утомляемости, которые не связаны с какой-либо нагрузкой, возникают и в покое и не исчезают после отдыха.5
Надо заметить, специалисты рассматривают ощущение утомления и усталости как побуждение к прекращению активности, деятельности, любых усилий и т.д. Если анализировать этот феномен с позиций базовых биологических реакций: нападение – бегство и сохранение – отказ, то астения может рассматриваться как активация системы сохранения энергии посредством отказа и прекращения как физической, так и умственной деятельности. Снижение активности – это универсальный психофизиологический механизм сохранения жизнедеятельности системы в случае любой угрожающей ситуации, который действует по принципу: меньше активности – меньше потребности в энергии. Таким образом, астения – это общая реакция организма на любое состояние, угрожающее истощением энергетических ресурсов.5
Постинфекционный астенический синдром:
- возникает в результате перенесенного заболевания инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины и др.);
- первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев;
- преобладают: общее утомление, усталость, усиливающаяся при физических нагрузках, слабость, раздражительность, нарушение сна, беспокойство, напряжение, трудности с концентрацией внимания, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, впечатлительность, снижение аппетита, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, снижение порога переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок.
На важное значение астении после перенесенных ОРВИ для клинической практики указывают не только многочисленные научные изыскания, но и тот факт, что в Международной классификации болезней 10-го пересмотра среди других астенических состояний отдельно выделен синдром G93.3 – синдром усталости после перенесенной вирусной инфекции.6
Астенический синдром (синдром хронической усталости в англоязычной литературе) весьма многолик. В классификации этого состояния постинфекционный астенический синдром относится к классической вторичной (или реактивной) астении, возникающей у исходно здоровых лиц как реакция на напряжение адаптации в условиях стресса, а также в периоде реконвалесценции (после окончания болезненного процесса и продолжающееся до полного восстановления нормального питания и функционирования всех органов) после инфекционных заболеваний. Наиболее подвержены астеническим реакциям дети со сниженными адаптивными возможностями организма.
Ведущий патогенетический механизм развития астении связывают с нарушением функции ретикулярной формации, регулирующей активность коры и подкорковых структур, называемой также «энергетическим центром» центральной нервной системы (ЦНС).3 К другим механизмам развития этого синдрома относят аутоинтоксикацию продуктами метаболизма, нарушение регуляции выработки и использования энергетических ресурсов на клеточном уровне. Метаболические расстройства, имеющие место при астении, приводят к гипоксии, ацидозу с последующим нарушением процессов образования и использования энергии.3
Астения, без сомнения, представляет серьезную опасность повышенной истощаемости психических и физических функций организма. В реальной клинической картине ее механизмы могут проявляться не только эмоционально-поведенческими расстройствами (эмоциональной лабильностью, неусидчивостью, чувством тревоги, раздражительностью, беспокойством, внутренним напряжением, неспособностью расслабиться и пр.), но и соматическими проявлениями – нарушениями терморегуляции, респираторными, гастроинтестинальными, вегетативными или функциональными расстройствами (головными болями, потливостью, ухудшением аппетита, перебоями в сердце, одышкой, нарушениями сна).4
Отмечено, длительно протекающая астения может стать причиной обострения хронического заболевания или реинфекции. Потому это состояние, вне зависимости от причины, вызвавшей его, требует коррекции. Тактика ведения пациентов с постинфекционным астеническим синдромом предполагает комплексный подход, предусматривающий прежде всего полноценный восстановительный период и рациональную фармакотерапию. Ее целью должны быть устранение энергодефицита и гипоксии, церебропротекция и нормализация метаболизма. При этом использование психостимуляторов для лечения больных с постинфекционной астенией нежелательно.4
L-карнитин в комплексной терапии астенического синдрома
Более 100 лет назад (1905 г.) русскими учеными Р. Кримбергом и В.С. Гулевичем из мышечных тканей животных было выделено витаминоподобное вещество – карнитин. Позже выяснилось, что биологической активностью обладает только L-стереоизомер карнитина (L-карнитин, левокарнитин). Более полувека ушло на то, чтобы его синтезировать. И еще десятилетия – на изучение основных функций карнитина в организме: участие в биоэнергетическом обмене веществ, связывание и выведение из тканей органических кислот – промежуточных продуктов окислительных процессов и др. Столь важное значение карнитина в метаболизме жиров, глюкозы, аминокислот и энергообразовании позволило отнести его к незаменимым веществам.
Карнитин содержится во всех органах, особенно в больших количествах в тканях, нуждающихся в высоком энергетическом обеспечении, – мышцах, миокарде, мозге, печени, почках. Потребность в карнитине индивидуальна (в среднем 200‒500 мг в сутки для взрослого человека) и возрастает в 4‒20 раз при умственных, физических и эмоциональных нагрузках, заболеваниях и функционально особых состояниях (стресс, беременность, спорт и т.п.). Эндогенный синтез у взрослого человека обеспечивает только около 10% потребности организма в карнитине и требует участия витаминов С, В3, В6, фолиевой кислоты, железа, ряда аминокислот и ферментов; при дефиците хотя бы одного из компонентов развивается недостаточность карнитина с ее многообразными системными проявлениями. У детей раннего возраста эндогенный синтез L-карнитина практически не осуществляется, что делает их более уязвимыми к дефициту экзогенного поступления карнитина с продуктами питания (особенно животного белка). Обычный пищевой рацион покрывает потребность в карнитине в лучшем случае наполовину. Все это обусловливает необходимость использования его дополнительных источников.7
Являясь важным компонентом энергообеспечения клетки, L-карнитин воздействует на многие процессы жизнедеятельности организма, повышает его выносливость к нагрузкам – физическим и интеллектуальным, а его дефицит, сопровождающийся снижением концентрации вещества в сыворотке крови и тканях, может приводить к разнообразным нарушениям. Принимая во внимание это, а также то, что естественное поступление этого биологического вещества в организм и его эндогенный синтез (особенно при инфекционных заболеваниях) не покрывают всех потребностей, необходим дополнительный прием препаратов L-карнитина.7
Особенно очевидным это становится при рассмотрении функций L-карнитина. Основная из них – биоэнергетическая: L-карнитин обеспечивает транспорт длинноцепочечных жирных кислот из цитоплазмы через внутреннюю мембрану в матрикс митохондрий, где осуществляется процесс β-окисления с последующим образованием АТФ, регулирует интенсивность митохондриального энергообмена путем конъюгации ацильного радикала и высвобождения КоА.7 Доказано значение L-карнитина для связывания высокореакционных органических кислот (уксусной и др.), а также участие в процессе гликолиза, обмене кетоновых тел и холина.
L-карнитин обладает антигипоксантным, антиоксидантным действием, предотвращает дегенеративное поражение клеток нервной системы, способствуя восстановлению их целостности и функций.7
Препараты на основе L-карнитина производятся во многих странах мира в различных лекарственных формах для перорального и парентерального введения. В России с 2000 года широко используется лекарственный препарат L-карнитина Элькар® (МНН: левокарнитин), разработанный отечественной компанией «ПИК-ФАРМА».
Области применения левокарнитина и уникальное сочетание его терапевтических эффектов отражены в зарегистрированных показаниях к применению препарата Элькар.8
Витаминоподобное вещество L-карнитин участвует в переносе жирных кислот в митохондрии, где они используются для образования энергии (АТФ). Окисление жиров при участии L-карнитина дает до 75% внутриклеточной энергии. Это больше, чем в процессе окисления глюкозы.
L-карнитин, помимо биоэнергетической, выполняет ряд важных метаболических функций:8
- усиливает процесс детоксикации, удаляя избыток органических кислот и чужеродных для организма соединений из клеток, предупреждая их гибель;
- оказывает антиоксидантное действие: выводит из клетки свободные радикалы, способствует их нейтрализации;
- угнетает образование кетокислот и анаэробный гликолиз, уменьшает степень лактатацидоза;
- восполняет щелочной резерв крови, способствует восстановлению ауторегуляции церебральной гемодинамики и увеличению кровоснабжения пораженной области;
- ускоряет репаративные процессы в очаге поражения и оказывает анаболическое действие.
Два десятилетия наблюдений, многочисленных исследований и клинического применения препарата Элькар® при лечении различных заболеваний и патологических состояний у детей и взрослых показали высокую эффективность, безопасность и открыли широкие возможности его применения для лечения пациентов в кардиологии, эндокринологии, неврологии, гастроэнтерологии, спортивной медицине. В педиатрии препарат применяют при заболеваниях и состояниях, сопровождающихся снижением аппетита, уменьшением массы тела, истощением; у детей с самыми разными патологиями с рождения (недоношенные, дети с ослабленными пищевыми рефлексами, с гипотрофией, гипотонией и адинамией, перенесшие асфиксию и родовую травму); при заболеваниях, сопровождающихся недостатком карнитина или его повышенной потерей; в составе комплексной терапии ряда кожных болезней, при интенсивных спортивных тренировках и, конечно же, в период реконвалесценции после заболеваний, в том числе и ОРВИ.
Так, в исследовании С.О. Ключникова (2005) у часто болеющих детей, помимо иммунной патологии, был установлен клеточный энергодефицит. Для его устранения детям с ЛОР-патологией назначались энерготропные препараты, включая левокарнитин. Нормализация показателей фагоцитарной активности нейтрофилов, активности ферментов энергообмена лейкоцитов крови (СДГ, ЛДГ, ГФДГ, ГДГ) и восстановление ферментативной активности лимфоцитов (от 18 до 27%) привели к снижению заболеваемости ОРВИ у детей после приема курсового приема энерготропной терапии.9 При этом у детей с дисбалансом вегетативной регуляции на фоне приема комплексной терапии с включением препарата левокарнитина в 100% случаев отмечено улучшение вегетативной реактивности, что привело к уменьшению жалоб, нормализации сна и аппетита, повышению физической выносливости.9
Авторы исследования отметили отсутствие каких-либо побочных эффектов препарата левокарнитина даже у детей с отягощенным аллергоанамнезом и признаками поражения ЦНС.10
Позже, в сравнительном плацебо-контролируемом исследовании по оценке эффективности применения Элькар® в лечении детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, сопровождающимися нарушениями гемодинамики в системе малого круга кровообращения (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пороки развития легких, гиперчувствительный пневмонит, бронхиальная астма), Л.И. Агапитовым и Ю.М. Белозеровым (2010)11,12 были продемонстрированы антиоксидантные свойства левокарнитина. После курса лечения у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, получавших препарат Элькар в течение 4 недель (50 мг/кг в сутки), увеличились максимальная и тотальная эндотелий-зависимая вазодилатация (p 11,12
Оценку эффективности левокарнитина (Элькар®) у детей с бронхиальной астмой физического напряжения дали исследования Г.А. Новика (2009, 2012). Пациенты основной группы (с подтвержденным постнагрузочным бронхоспазмом) получали Элькар в течение 2 месяцев, дети группы сравнения препарат не получали (обе группы пациентов были сопоставимы по клиническим и лабораторным показателям). При динамическом наблюдении показатели внешнего дыхания и величина просвета бронхов у детей обеих групп существенно не изменились, но у детей основной группы, в отличие от контрольной, повысилась толерантность к физической нагрузке (р 13
Влияние Элькара на состояние вегетативной регуляции и повышение устойчивости к нагрузкам показано в исследовании С.Л. Морозова (2015). Так, при оценке показателей вариабельности сердечного ритма у детей отмечались нормализация состояния вегетативной нервной системы и, как следствие, повышение адаптации.2
Улучшение адаптации, а также обмена веществ и энергообеспечения тканей при применении Элькар®, но уже у юных спортсменов доказало и исследование Л.А. Балыковой и соавт.14,15 Дети со стрессорной кардиомиопатией принимали препарат курсом 1,5 месяца в лечебной дозе 75‒100 мг/кг/сут, спортсмены без признаков поражения сердца ‒ в профилактической дозе 30‒50 мг/кг/сут.
Прием левокарнитина (Элькар®) показал изменения в эффекторных и иммунорегуляторных звеньях врожденного и адаптивного иммунитета. У большинства юных спортсменов при приеме Элькар® показатели гуморального иммунитета достигли нормы, что в сочетании с улучшением показателей клеточного иммунитета (увеличение абсолютного количества нейтрофилов и их метаболической активности) способствовало повышению противоинфекционной резистентности организма и снижению заболеваемости ОРВИ. Кроме того, лечение способствовало возрастанию уровня физической работоспособности, оптимизации гемодинамики в области сердца и уменьшению уровня биохимических, психологических и других маркеров стресса.14,15
Эффекты препарата Элькар® при восстановлении после болезни:
- улучшает обмен веществ и энергообеспечение тканей;
- способствует лучшему усвоению из пищи белков, витаминов и других полезных веществ;
- очищает клетки от токсинов;
- способствует укреплению иммунитета;
- улучшает работу сердца.
Таким образом, приведенные данные исследований, а также многие другие, не вошедшие в этот обзор, свидетельствуют о сочетании метаболических, нейропротекторных и иммунокоррегирующих свойств левокарнитина и эффективности отечественного лекарственного препарата на его основе Элькар® (L-карнитин) в терапии и профилактике обширного круга состояний и заболеваний, сопровождающихся явлениями астении, в том числе и после ОРВИ.
Применение Элькара позволяет существенно улучшить состояние здоровья детей, нормализуя механизмы вегетативной регуляции, стабилизируя клеточный энергообмен, что, в свою очередь, способствует возрастанию их физической активности и повышению иммунитета.
Литература:
1. Авезова Г.С., Косимова С.М. Часто болеющие дети: распространенность и факторы риска // European Re. 2017, 5 (28), с. 79-80.
2. Морозов С.Л. Часто болеющие дети. Современный взгляд педиатра // РМЖ «Медицинское обозрение». № 8 (от 27.09), 2019, с. 7‒9.
3. Захарова И.Н., Мумладзе Э.Б., Творогова Т.М., Пшеничникова И.И. Астенический синдром в практике педиатра // Медицинский Совет. № 16, 2016, с. 124‒130.
4. Немкова С.А. Современные принципы лечения постинфекционных астенических состояний у детей // РМЖ. № 6, 2016, с.368‒372.
5. Котова О.В., Акарачкова Е.С. Астенический синдром в практике невролога и семейного врача // РМЖ. № 13, 2016, с. 824‒829.
6. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. https://mkb10.su/.
7. Брин И.Л., Неудахин Е.В., Дунайкин М.Л. Карнитин в педиатрии: исследования и клиническая практика. М.: ИД «Медпрактика-М», 2015, 112 с.
8. https://zdravmedrm.ru/grls/reg-lsr-006143-10.html.
9. Ключников С.О., Накостенко Т.Н., Сухоруков В.С. XII Российский национальный конгресс «Человек и лекарство». Москва, 2005, с. 409‒410.
10. Накостенко Т.Н., Ключников С.О., Сухоруков В.С. Коррекция нарушений вегетативного гомеостаза и внутриклеточного энергообмена у часто болеющих детей // Вестник педиатрической фармакологии и нутрициологии. № 1, 2007, с. 25‒29.
11. Агапитов Л.И., Белозеров Ю.М. Эффективность L-карнитина в коррекции эндотелиальной дисфункции у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями и нарушением легочной гемодинамики // Вопросы практической педиатрии. № 5 (4), 2010, с. 78‒81.
12. Агапитов Л.И., Белозеров Ю.М., Мизерницкий Ю.Л. Хроническое легочное сердце у детей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014, 152 с.
13. Новик Г.А. Бронхиальная астма физического напряжения и методы ее лечения // Лечащий врач. № 6, 2012, с. 27‒34.
14. БалыковаЛ.А., Ивянский С.А., Солдатов Ю.О. и соавт. L-карнитин как средство повышения адаптации и коррекции дисфункций организма подростков в ходе интенсивных физических нагрузок // Практическая медицина. № 9 (85), 2014, с. 140‒146.
15. Балыкова Л.А. и соавт. Изменения сердечно-сосудистой и иммунной систем у юных спортсменов: положительные эффекты L-карнитина // Consilium Medicum. Педиатрия. № 4, 2014, с. 20‒24.
Источник