Осознание себя в развитии речи ребенка
Появление в речи ребёнка своего “Я” означает то, что малыш добрался до важного этапа – он идентифицировал себя как отдельную личность. Но в некоторых ситуациях родители замечают, что ребёнок упорно говорит о себе же в третьем лице: “Саша уже помыл руки“, “Маша смотрит мультики“. У некоторых это вызовет лишь пожатие плечами из серии: “Ну говорит и говорит – что здесь такого?” А вот те, кто полезут в интернет, рискуют нарваться на слова о том, что оказывается подобное поведение у ребёнка является симптомом аутизма или даже умственной отсталости.
Да, речь о себе в третьем лице нередко действительно нехороший знак. Однако наблюдать этот момент можно не только в случае с аутизмом, но и при других нарушениях развития, а иногда и при полной норме.
Ребёнок говорит о себе в третьем лице при нарушениях развития. Почему?
Здесь причиной считается общая задержка развития социализации.
Развитие самоидентификации, в следствии которой в речи ребёнка и появляется “Я”, приводит к тому, что ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность внутри общества и своего микросоциума (семьи). Осознание своего “Я” ведет к тому, что малыш начинает методом проб ошибок прощупывать где и что можно делать, как себя следует вести, какая реакция к его “Я”, как к источнику каких-то явлений, будет у взрослых.
При аутизме социализация и коммуникация развиваются с задержкой и нередко искажённо. Этап самоидентификации отсрочивается, что и приводит к тому, что ребёнок говорит о себе, как о постороннем человеке.
Самоидентификация может пострадать и в следствие других нарушений развития – например, тяжёлые нарушения речи по типу алалии часто влекут за собой торможение развитии коммуникации и социализации, так как ребёнок попросту лишен возможности общаться с другими людьми.
При ЗПР и особенно при УО нередко тормозится развитие всех психических процессов. Самоидентификация, будучи компонентом эмоционально-волевой сферы, тоже не исключение.
А почему бывает так, что с ребёнком всё в порядке, а он всё равно говорит о себе в третьем лице?
Прежде всего, хочу отметить, что для детей ДО 3 лет такое поведение считается нормальным. Ребенок в этом возрасте ещё может не осознавать себя как отдельную личность и часто воспринимает себя как единое целое с близким взрослым (обычно с мамой).
С наступлением трёх лет на многих родителей обрушивается возрастной кризис с истериками и неожиданным непослушанием, однако вместе с тем у ребенка приходит и своё “Я”, которое начинает тестировать границы социальных устоев и самостоятельности.
Однако если ребенку перевалило за три года, а он о себе упорно говорит как о постороннем мальчике/девочке, то здесь уже есть повод задуматься.
фото из открытых источников
Не об аутизме или ещё чем-то таком, а о том, почему малыш не может преодолеть этот этап. Вообще для этого есть несколько причин, никак не связанных с болезнями:
- Взрослые любят определенным образом разговаривать с ребенком
Многие из них, общаясь с ребенком, говорят и о себе, и о ребенке в третьем лице. Например, мама говорит: “Сейчас мама оденется, а Машенька покушает и пойдем гулять!” Такой стиль речи уместен для годовалых младенцев, но не для 3-4 лет.
Признаюсь честно, эта причина не всегда заметна для самого взрослого – кажется, что ничего такого криминального в подобном стиле общения нет. Я тоже попалась в эту ловушку. У меня сын долго не говорил из-за алалии и я сама не замечала, что постоянно говорю и о себе, и о Лёве в третьем лице. Собственно, совсем неудивительно, что когда он наконец-то начал говорить, я стала слушать перлы типа: “Лёва не хочет спать“, “А Лёве купят булочку?“.
РЕШЕНИЕ: менять в первую очередь себя, приучая своим примером к правильной речи. Это работает. Не сразу, – у меня ушло 3 или 4 месяца, – но ребенок переучился говорить правильно.
- Гиперопека – она искусственно притормаживает развитие ребёнка на уровне более раннего возраста
Из-за этого развитие самоидентификации тоже задерживается и получается так, что даже без каких-либо отклонений по здоровью, развитию и с правильной речью в окружении, ребенок все равно долго не использует “Я”, так как психологически все ещё не отделился от мамы или другого опекающего взрослого.
РЕШЕНИЕ: дать больше самостоятельности, свободы выбора и обязанностей. В безопасных ситуациях меньше переживать, что ребенок что-то не то наворотит – в конце концов, малыш ценнее любых разбитых стаканов, рассыпанного мусора и не так нарисованных цветочков.
- Мало внимания от взрослого
Дети в таких ситуациях пытаются его получить, возвращаясь на более ранний этап развития – они могут “разучиться” ходить на горшок, начать чаще проситься на ручки, необычно прилипчиво вести себя.
Самоидентификация в таком случае отходит как бы на второй план. Чаще всего такой феномен наблюдается при появлении в семье “конкурента” за внимание – младшего брата или сестры.
РЕШЕНИЕ: простое и очевидное – стараться распределять свое время так, чтобы и ребенку его хватило.
Спасибо тем, кто дочитал до конца!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Ролевая игра как способ развития коммуникации у детей с нарушениями развития (аутизм, алалия, ЗПР)
“Избирательный контакт” – про элективный мутизм и его отличия от алалии, аутизма и шизофрении.
“Ребёнок-пылесос” – как отучить ребёнка с особенностями развития тянуть всё в рот
Источник
Татьяна Бухарова
Осознание своего «Я» у ребенка-дошкольника
Работая в детском саду более 30 лет, я часто задумываюсь о том, как ребенок осознает сам себя, какое представление о своем «Я» он имеет. Известно, что малыши совсем не так воспринимают окружающую действительность и осознают самих себя в ней, и дело здесь не в жизненном опыте или знаниях, а в тонко-устроенном психологическом аппарате человека, который еще сложнее понять, когда в нем происходят процессы изменения, например, взросления. В такие периоды маленький человек способен совершить удивительные открытия о себе самом, понять ранее скрытые для его взгляда некоторые межличностные отношения, социальные установки, способен сравнить себя с другим и совершить рефлексию над собственным поступком. Но это только одна из сторон развивающегося сознания ребёнка, таким же важным, даже переломным, мне кажется тот момент, когда ребёнок впервые, взглянув на себя в зеркало,понимает: «А ведь это я. Мои руки, глаза, рот. Я вот такой. Как это удивительно, что я именно такой и чувствую это!».
Конечно, то, что было прямой речью ребёнка в предыдущем предложении, в процессе узнавания им самого себя не артикулируется, это цельное ощущение, которое сложно удерживать долго. Тем более, откуда я могу знать о том, что происходит с сознанием ребёнка в такой момент? Я могу основываться на своих воспоминаниях из детства, а также на рассказы моих деток. В любом случае, процесс этот неизбежен, и в каждом случае проходит примерно одинаково. Но последствия первичного самосознания являются базовыми для дальнейшего развития личности ребёнка.
Когда я прихожу к такому выводу, меня удивляет, как мало времени и усилий отведено в воспитательном и образовательном процессе развитию личности ребёнка, помощи осознанию своего «Я», взамен всё направлено на наращивание навыков и знаний малыша. Почему же это так важно — осознавать себя?
Было много сказано о такой функции «Я» как участника социальных отношений и инструмента определения своей социальной роли. Общеизвестно, что первостепенная задача образовательного учреждения — социализовать ребенка, привить ему навыки общения и послушания. Но я хочу сказать и о том «Я», которое является самым главным оценщиком, другом, подсказчиком, судьёй каждого человека, а иногда даже врагом.
Как я представляю себе психическую жизнь ребенка до осознания себя и после? Мне кажется, что до этого переломного момента (чаще всего в 3-4 года) ребенок существует в режиме «Я есть мир». Для него нет разделения на внешний мир и себя как противостоящего ему субъекта, весь мир является объектом его желания и потому сопротивление со стороны, например, взрослых его свободе воспринимается с плачем, обидой. Это не бессознательность животного, потому что человеческая психика намного более высокоорганизована в отличие от животной, но главное здесь то, что для ребенка его желание и выполнение этого желания совпадают, а каждый предмет мира вокруг служит продолжением его самого. Он осознает свои действия, они не автоматичны, они могут быть даже оправданы, но рассматриваются эти действия ребенком как естественные и единственно правильные, и т. к. у него еще нет своего «Я», он не может понять, как его действия скажутся на мире. То есть мы можем сделать вывод, что именно общество оказывает решающее влияние на возникновение у человека «Я».
После переломного этапа (который не является одномоментным, а подготавливается благодаря взаимодействию ребенка со сверстниками, взрослыми) ребенок существует в режиме «Есть Я, а есть мир». Ребенку приходится смиряться со своим нецентральным положением в мире, с существованием таких же как у него «Я» других людей. Он начинает понимать, что выполнение его желания может быть сопряжено с дискомфортом других людей, а потому невозможно. Мир становится неподконтрольным, и может стать даже враждебным при отсутствии любви и заботы со стороны взрослых. Осознание себя отделенным от мира происходит в первую очередь благодаря моральному воспитанию и усвоению правил вежливости, этикета, милосердия, помощи ближнему — то есть благодаря гуманистической социализации. Если ребенок в этот период не усвоит данных правил, есть большая вероятность, что он столкнется с трудностями в процессе жизни, т. к. он навсегда «застрянет» в фазе эгоистичного потребительского отношения к миру.
Тем самым, мы видим, что осознание своего «Я» и усвоение социальных норм неразрывно связаны, можно даже сказать, что именно благодаря жизни в обществе ребенок развивает самосознание и рефлексию. Позднее происходит надстройка «сверх-Я», которая помимо идеального образа включает в себя представление, каков я должен быть с точки зрения успешного функционирования в обществе.
Но еще одна сторона «Я», о которой хотелось сказать, это та, которая «подсказывает» человеку истинные мотивы и цели, сообразующиеся с его наклонностями, способностями. Это то «Я», которое имеют в виду, давая совет «слушай своё сердце». Если ребенку с малых лет предоставляют все возможности для раскрытия творческого потенциала и не подавляют проявления его конструктивной спонтанности, то по мере взросления его «Я» станет ему добрым помощником в выборе жизненного пути. Важным условием для этого являются самоуважение и любовь к себе, осознание, что ты вправе реализовать весь свой потенциал наилучшим образом и получить за это признание. Если ребенок воспитан в атмосфере любви, поддержки, но и в то же время прививания ответственности, то наиболее вероятным будет, что его «Я» не заглушится и громко заявит о себе. Но может быть и так, что «Я» станет самому ребенку наихудшим врагом, если изначально ребенку будут насаживаться противные или даже вредные его природе ментальные установки, если на ранней стадии ему не будет внушено доверие к миру и себе, а наоборот, его зарождающаяся личность будет принижаема и подавляема. Как воспитать ребенка с развитым самосознанием – другой вопрос, которого я не буду касаться в этом рассуждении из-за объемного теоретического изыскания, которое нужно провести для разработки оптимальной стратегии воспитания.
Остается лишь еще раз призвать коллег к осмыслению этой сравнительно новой, но животрепещущей проблемы педагогики.
Источник
Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы. Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов. Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.
Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.
Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.
От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.
Точное определение
Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).
Актуальность
Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.
Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.
Статистика
Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.
Факторы, от которых зависит развитие речи
Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:
- Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
- Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
- Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
- Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д. Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.
К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.
Этапы формирования речи
Речь новорожденного начинает развиваться сразу после его рождения. Речевые навыки развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка – осваивая новые движения и делая определенные успехи в интеллектуальном плане, речь обогащается, увеличивается активный и пассивный словарный запас.
Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.
Считается, что речь развивается по двум направлениям:
- Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
- Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.
Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:
- Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
- Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
- Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
- Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.
Основные задачи, направленные на развитие речи
Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:
- Формировать и расширять словарный запас.
- Грамматически правильно строить предложения.
- Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
- Употреблять в речи монолог и диалог.
- Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).
Нормы ВОЗ
1 год:
- Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
- Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
- Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
- Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
- Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.
Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь.
1-2 года – увеличивается автономность:
- Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
- Увеличение пассивного словаря.
- Умение соотносить изученное слово с картинкой.
- Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.
2-3 года:
- Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
- Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
- К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.
3-4 года:
- К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
- Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
- Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
- Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
- Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
- Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
- Построение фразы становится грамматически правильным.
4-5 лет:
- Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
- Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
- В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
- Может отсутствовать четкое произношение звука Р.
5-7 лет:
- Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
- Появление внутренней речи.
- Умение выделять звуки в словах.
- В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
- Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.
Как помочь формировать речь по возрастам
До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой. Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно.
1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.
От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.
Отклонения
Отклонения от нормативного речевого развития возникают у детей тогда, когда они не в полной мере усваивают речевые образцы, не могут произнести отдельные звуки самостоятельно, искажая или заменяя их. Существующие классификации (медицинская и педагогическая – в логопедии) выделяют дефекты устной и письменной речи, а также нарушения средств общения и их применения.
Нарушения касаются всех компонентов речевой деятельности, могут быть множественными и комбинированными. Для того чтобы выявить тот или иной дефект, необходима логопедическая диагностика, осмотр узких специалистов − невролога, отоларинголога, дефектолога, психолога, окулиста и др.
Если вы подозреваете, что у вашего малыша есть какие-то трудности в речевом плане, не стесняйтесь получать консультации у специалистов. Желательно посетить нескольких одного и того же профиля – кто-то обладает более обширными знаниями и может помочь скорректировать нарушение или направить к другому профессионалу.
Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?
Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?
- Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
- Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
- В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
- Критерии специфического речевого расстройства:
- Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
- Нечеткость речи.
- Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).
Рекомендации
- Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери. Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
- Читайте вслух. В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
- Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет). Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
- Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
- Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
- При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
- Повторенье – мать учения. Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.
Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.
Источник