Особое внимание эстетическому развитию ребенка уделено в программе

Ульяна Шаркова
Важность занятий по художественно-эстетическому развитию в ДОУ

Статья Шарковой Ульяны Юрьевны

«Важность занятий художественно-эстетического развития в ДОУ»

Как нам известно, в основной образовательной программе дошкольного образования уделено особое внимание художественно-эстетическому развитию. В частности музыке, и изобразительному искусству. Для чего нам это необходимо?

В нашем современном мире информационных технологий очень много всего и хорошего и лишнего, и красивого и безобразного. Поэтому нам важно чтобы ребенок мог увидеть и выделить для себя красивое и прекрасное.

На музыкальных занятиях дети слушают живую музыку или музыку в записи, на качественной аппаратуре, поют под аккомпанемент, знакомятся с музыкальными инструментами, и производят свои мелодии, это дает им возможность познакомиться с возможностями самовыражения. Показать нам взрослым что у них на душе.

Методика обучения детей изобразительной деятельности обогатилась, благодаря включению знакомства детей с изобразительным искусством, доступность многих видов которого была доказана исследованиями и широкой работы с детьми.

Исследования по сенсорному воспитанию, по формированию ручной умелости (мелкой моторики) способствовали совершенствованию методики обучения и развития у детей изобразительных движений, овладения разнообразными способами изображения, для создания выразительного образа.

В частности, на занятиях Рисования,лепки и аппликации дети знакомятся с различными материалами, и пробуют и выполняют работы в разных техниках, это дает возможность развиваться богатой фантазии и воображения. Дети знакомятся с живописью и прикладным искусством. Развивают навыки работы с карандашами, с кистью и красками. Дети пробуют смешивать цвета и делать самостоятельные выводы. На занятиях мы рассматриваем и обсуждаем картины художников. Обсуждаем впечатление от картины и цветовую гамму. Это дает возможность ребенку проанализировать и сделать выводы что теплые цвета в картине дарят хорошее настроение, а холодные навевают грусть.

Конечно все занятия соответствуют программе, и форма планов на месяц, неделю позволяет видеть взаимосвязь рисования, лепки и аппликации со всеми со другими видами деятельности, чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, музыкальными занятиями и другими. Очень важно охватить все стороны работы в целом, и представлять для детей их во взаимосвязи, обеспечивая наиболее полное решение всех задач воспитания в разных видах деятельности детей.

В каждом возрасте знакомство с изобразительным искусством происходит соответственно программным задачам.

В первой младшей группе (2-3 года, изобразительная деятельность вводится в первые, и основная задача состоит в том, чтобы привлечь детей к рисованию и лепке.

Во второй младшей (3-4 года, уже начинается обучение детей изображению предметов округлой и прямоугольной форм, формообразующим движениям, благодаря которым дети овладевают изображением предметов и явлений окружающего мира. В связи с этим вводится обследование предметов перед их изображением, что способствует началу развития аналитического (зрительного и осязательного) восприятия детей.Уже выделяют три вида деятельности: рисование, лепка, аппликация, которые даются в единстве и взаимосвязи.

В средней группе (4-5 лет, продолжается обучение формообразующим движениям, но более дифференцировано (различие пропорций, величин, положения в пространстве). Для осуществления задач эстетического и сенсорного воспитания вводится декоративная деятельность.И решаем такие задачи как: развитие чувства цвета, композиции, расширение представления о цветах, величинах, геометрических фигурах. Происходит знакомство с новым инструментом — ножницы.

Возрастные и психологические особенности детей старшей группы (5-6 лет,позволяют ставить перед ними более сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, лепке аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорций. Уделяется особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое важно для сюжетного и декоративного рисования. В процессе знакомства детей с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства необходимо развивать эстетические чувства и оценки.

В подготовительной группе к школе (6-7 лет) продолжается развитие эстетического восприятия, умение видеть и понимать прекрасное в жизни, в произведениях искусства, развитие образный представлений, воображения, способности не только изображать предметы и явления окружающего мира, передавать образы песен, сказок, стихотворений. Но и выражать свое отношение к изображаемому.

Изобразительная деятельность — художественно-творческая, поэтому вся обстановка, в которой она протекает, организуется в соответствии.

Большие возможности заложены в изобразительной деятельности, потому что в итоге каждого занятия остается результат (рисунок, лепка, аппликация, который можно анализировать и оценивать. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией требуют от каждого ребенка проявления внимания, самостоятельности, целенаправленности действий, умения довести начатое дело до конца, умения оценить свою работу.

Работа воспитателя предоставить ребенку возможность раскрыть свой потенциал, позитивно настроить, поддержать желание ребенка создать что-то новое.

Читайте также:  Роль семьи в речевом развитии ребенка

Каждый ребенок Творец — он создает целый мир в своей голове и выражает на своем маленьком листочке, и мы лишь можем помочь или подсказать что-то при затруднении. Но в своей работе ребенок всегда изображает, то что его волнует именно сейчас. Ведь ребенок создает мир в своем воображении, и так мы растим новых архитекторов и ученых, рабочих и предпринимателей, и только желание создавать движет нашу жизнь к прогрессу.

Источник

Развитие личности – это многогранный процесс, включающий в себя разные аспекты, одним из которых является умение видеть прекрасное. Поэтому сегодня хочу поговорить про эстетическое воспитание ребёнка.

Важность эстетики в становлении личности

В процессе воспитания родители прививают ребенку множество самых разнообразных навыков, которые понадобятся ему в жизни. Но помимо необходимых знаний, они должны развивать его эстетические чувства. На первый взгляд, умение видеть красоту мира кажется чем-то необязательным, непрактичным. Однако без него человек не может стать гармоничной личностью.

Эстетическое воспитание помогает раскрыть и развить творческие способности ребенка, научить его отличать прекрасное от безобразного, видеть и замечать все красивое и возвышенное. Помимо этого, эстетические чувства способствуют развитию мышления, памяти, воображения.

С помощью искусства человек учится переживать самые разнообразны эмоции – грусть, радость, любовь, удивление, восхищение. Именно искусство дарит способность видеть прекрасное в природе и человеческих отношениях, учит давать эмоциональную оценку предметам и явлениям, даёт понимание, что мир гармоничен  в своих естественных проявлениях.

Эстетика внутри

В каждом человеке чувство прекрасного заложено от природы, поэтому для его развития не нужно делать чего-то сверхъестественного. Родителям достаточно не препятствовать творческим позывам малыша, а всячески поощрять их. Обратите внимание на то, к каким видам искусства тянется ваша дочь или сын. Что ей или ему нравится – рисование, лепка, пение, танцы, поэзия? Не ограничивайте тягу ребенка к творческим занятиям, а лучше – занимайтесь вместе с ним, ведь в младшем возрасте эффект подражания взрослым – самый сильный стимул к действию.

С какого возраста начинать эстетическое воспитание и как это делать?

Для этой сферы воспитания нет определенных сроков, делать это можно с самого младенчества.

Вообще, не зря говорят, что уже во время беременности будущей маме стоит почаще смотреть на что-то красивое, любоваться природой, слушать музыку, заниматься творчеством. Считается, что ребенок в утробе матери перенимает ее тягу к прекрасному.

После рождения нужно окружать малыша красивыми вещами, классической музыкой. Когда он станет постарше, демонстрируйте ему красоту природы, читайте стихи, сказки, показывайте красочные иллюстрации в книгах. Дошкольника можно водить в театры, музеи, на выставки, рассматривать и обсуждать вместе с ним картины великих художников.

Наиболее восприимчивый возраст – от двух до пяти лет. Именно в этот период можно и нужно заложить базу для развития эстетических чувств, а главное – научить не просто воспринимать красоту, но и замечать её. Обратите внимание ребёнка на облака, листву или цветы, сделайте акцент на рисунке или картине – казалось бы, так просто, но без этого привлечения внимания невозможно само восприятие. Показывайте ребёнку всё интересное, необычное, гармоничное, и со временем он сам начнет замечать красоту вокруг.

Школьникам полезно участие в детских утренниках, творческих вечерах. На развитие эстетических чувств и творческих способностей положительно влияет школьный театр. Здесь ребенок может реализовать себя сразу во многих видах деятельности – пении, танце, драматургии, создании костюмов и декораций.

Чем больше эстетического материала вы дадите малышу, тем лучше. Ведь даже если ваш ребенок не будет профессионально заниматься каким-либо видом искусства, полученные в детстве знания и впечатления помогут ему в дальнейшем развитии и формировании личности.

Эту и другие познавательные статьи читайте в блоге Умной Мамы – https://clevermama.ru/baby/vospitanie/esteticheskoe-vospitanie-rebyonka/

Не забудьте подписаться на Умную Маму в соцсетях:
Telegram | Instagram | ВКонтакте | Facebook

Источник

Дегтярёва Т.Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад №116 Центрального района

Санкт-Петербурга

Семинар ПРОЕКТ:

Художественно-эстетическое воспитание  дошкольников  в соответствии с требованиями ФГОС

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ведь человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка путеводитель по первому году жизни

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно – педагогической деятельности.

Педагогика определяет художественно-эстетическую деятельность – как деятельность специфическую для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом – реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема художественно-эстетического развития дошкольников особенно актуальна и одной из важнейших задач становится формирование творческой личности.

И педагоги, прежде чем решать эту проблему, должны сами быть компетентными в подобных вопросах. В частности, педагог должен разбираться в живописи, музыке, знать и любить поэзию и литературу, владеть различными инновационными технологиями.

В соответствии с ФГОС ДО п. п. 2.6., художественно-эстетическое развитие предполагает:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

И одна из основных целей нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников – развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.

Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания, так как художественно-эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вариативность, систематичность и последовательность.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по данному направлению, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

1. Обновление содержания образования (выбор программ и технологий)

Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в сочетании с парциальной программой художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Особое внимание программы «Цветные ладошки» уделено задачам эстетического воспитания в разделах: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд.

Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

2. Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды)

Кадровое обеспечение:

Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется через повышение квалификации в рамках курсовой подготовки, в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, взаимопосещения.

Учебно-методическое обеспечение:

Имеются картотеки занятий, сценариев, досугов и праздников, дидактические, музыкальные игры, библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.

Организация развивающей предметно – пространственной среды:

Для самостоятельной деятельности детей в группах оснащены уголки творчества, музыкальные, театральные уголки, которые соответствуют возрастным особенностям, требованиям технической безопасности, эстетично оформлены, доступны для детей, где дети могут экспериментировать, пробовать, импровизировать.

Интерьер детского сада украшают мини-галереи, где выставляются работы детей, сделанные на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.

Музыкальное развитие призвано решать несколько основных задач.

Главная задача – общая духовная культура детей формируется именно на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыкальные занятия в группе благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка. В музыкальном зале проходят занятия, праздники, развлечения, досуги.

3. Организация воспитательно-образовательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями)

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

• специально организованная деятельность;

• совместная деятельность педагогов и детей;

• самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

• групповые и подгрупповые занятия,

• праздники,

• развлечения,

• тематические музыкальные вечера,

Читайте также:  Развитие усидчивости ребенка 3 года

• недели творчества,

• дидактические игры,

• выставки рисунков и поделок,

• создание книг – самоделок и т. д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Мы оформляем папки – ширмы, выпускаем фотогазеты для родителей о проведении культурно- значимых мероприятиях.

Все это поможет сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

4. Координация работы с другими учреждениями и организациями

Эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями это посещение выставок, концертов, театральных постановок участие в конкурсах детских творческих работ, где работы неоднократно занимали призовые места как на муниципальном, так и на региональном уровнях).

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество педагогов ДОУ воспитателей) и всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса.

Работа по эстетическому воспитанию в ДОУ осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение и основывается на следующих принципах:

– эстетическое воспитание и художественно-творческая деятельность осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

– детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

– вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности

– индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.

Поэтому, при отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии, как:

• комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

• целостное развитие личности ребенка;

• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

• игровая организация обучения, способствующая двигательной

активности детей;

• актерские способности воспитателя, способствующие превращению

детей в действующих лицах.

Для реализации задач эстетического воспитания детей в нашем ДОУ созданы следующие условия, которые эффективны сами по себе, так и во взаимосвязи:

• максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

• взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

• различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

• уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

• организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и другое;

• вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания;

• обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой;

• тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей;

• широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное;

• знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае;

• познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Общим педагогическим условием развития художественно-эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы. Показателем результативности художественно – эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно- эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую, творческую личность.

В перспективе планируем совершенствовать работу по вопросам художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО.

Хочется, чтобы у наших детей пробуждалась вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он в этот мир пришел творить добро и красоту, приносить людям радость.

Источник