Особенности воспитания ребенка с нарушениями в развитие
Появление в семье ребенка с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов семьи. Основной задачей родителей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития. Семья выполняет главную роль в воспитании детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому родителям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.
Родительская позиция по отношению к ребенку
Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями развития играет отношение родителей к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые родители учитывают в процессе воспитания. Однако в большинстве семей формируются неадекватные позиции по отношению к ребенку:
- Гиперопека – в этой ситуации члены семьи относятся к ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
- Эмоциональное неприятие ребенка – родители смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет к недостатку или полному отсутствию необходимой педагогической и коррекционной работы.
- Неприятие дефекта ребенка – родители принимают ребенка, но не способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий, чтобы его исправить, растят ребенка в условиях «культа болезни», что негативно сказывается на его психическом развитии.
- Неприятие ребенка и его особенностей – родители не могут принять ни ребенка, ни его дефект, не видят будущего в его воспитании, поэтому либо совсем отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.
Все перечисленные типы неадекватного отношения представляют собой защитную реакцию родителей на травмирующую ситуацию и особенно остро влияют на процесс воспитания детей с нарушениями интеллекта и дефектами речи. Эффективно решить эту проблему в большинстве случаев можно только с помощью семейной психотерапии, так как немногие родители способны самостоятельно прийти к осознанию, каким должно быть правильное восприятие ребенка с проблемами развития. Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Родители не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми.
Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями развития
Всем родителям, которые успешно справились с психологическим стрессом, сформировали у себя адекватное отношение к ребенку и желают активно заниматься его воспитанием, рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:
- В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены семьи.
- Всем членам семьи необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
- Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.
Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности.
При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе.
Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта. Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки.
Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков.
Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.
Источник
Принципы семейного воспитания
Основным условием развития личности является «включенность» ребенка в человеческие отношения и человеческое общение. Первой школой общения, в которой с ранних лет ребенок усваивает систему нравственных ценностей и культурные традиции общества, является семья. Именно родители и другие близкие формируют в сознании ребенка реакцию на окружающий его социальный мир: позитивную или негативную. В первом случае у ребенка сформируются необходимые защитные механизмы и психологический базис для адаптации в сложном человеческом мире. Во втором – ребенок будет расти неуверенным в себе, тревожным, либо агрессивным, а может быть, и отгороженным от других людей. Преодолеть подобные сложности или смягчить их можно с помощью воспитания.
Родители детей с отклонениями в развитии испытывают значительные трудности как психологического (межличностного), так и педагогического (информационного) характера. Однако ориентация на разработанные нами принципы адекватного семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии позволяет достичь хороших результатов и обрести уверенность в успехе.
Принцип любви, терпения и эмоциональной привязанности близких к ребенку с отклонениями в развитии
Любой ребенок, а с отклонениями в развитии особенно, чутко реагирует на любовь и ласку. Эти дети остро переживают дефицит аффилиативных чувств. Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребенок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Он увереннее смотрит вперед, у него свободнее раскрываются творческие способности. Школа доброты, которую ребенок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире.
Принцип полного безоценочного принятия ребенка с отклонениями в развитии
Родителям не следует сравнивать своего ребенка с отклонениями в развитии с нормально развивающимися детьми. У любого человека могут быть проблемы. Родители должны понять: важно то, что ребенок ЕСТЬ, а не то, какой он. Не стоит давать ребенку каких-либо унизительных оценок: «глупый», «неуклюжий», «неудачник» и т.д. Родители для ребенка – это защита.
Талант заложен природой в каждом ребенке. Важно, чтобы родители, воспитывая ребенка, создавали благоприятные условия внутри семьи для развития его задатков и способностей. Безусловно, важно оценивать и особенности психофизического развития ребенка. Так, например, ребенку с двигательной патологией целесообразнее заниматься таким видом искусства, который не требовал бы передвижения. Аутичный ребенок может передать многогранность своего внутреннего мира с помощью холста и красок, а умственно отсталый заниматься пением.
Дисгармоничные модели воспитания в семьях с проблемными детьми
Семейное воспитание – это система взаимоотношений родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Родители должны знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию адекватного поведения и ведут к трудновоспитуемости и деформации личности. Причины ошибок в семейном воспитании детей с отклонениями к развитии можно условно разделить на три группы:
– низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях их ребенка;
– личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с ребенком;
– «социальный барьер» (позиция социума), способствующий замыканию родителей на собственных проблемах и препятствующий их преодолению.
Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. К нарушениям подобного рода относятся: неоднозначное понимание родителями семейных ролей главы семьи, мужа, жены; завышенные требования предъявляемые родителями к детям, несовместимость нравственных позиций супругов. На процесс воспитания влияет и загруженность родителя на работе, усталость, неорганизованный быт, собственное здоровье. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу лишь в том, чтобы добиться послушания ребенка. Поэтому они даже не пытаются понять ребенка, прислушаться к его интонациям, рассмотреть его потребности и возможности. Одни родители при этом стремятся решить за ребенка все его проблемы, а другие поучают, ругают, читают длинные нотации.
Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви. Не все родители, к глубочайшему сожалению, обладают этими свойствами. Родители детей с отклонениями в развитии в силу описанных выше причин (глава 1) часто применяют дисгармоничные типы воспитания.
Анализ родительско-детскпх взаимоотношений показывает, что в семьях, воспитывающих детей с отклонения в развитии, чаще доминируют две модели воспитания: модель «сотрудничество» и модель «отказ от взаимодействия».
Модель «отказ от взаимодействия»
Такой тип отношений свидетельствует об искажении воспитательской позиции родителей и, как правило, приводит к скрытому или откровенному отвержению ребенка самыми близкими людьми.
Модель «отказ от взаимодействия» может быть представлена следующими дисгармоничными типами воспитании: гипоопекой, гипопротекцисй, эмоциональным отвержением, воспитанием по типу повышенной моральной ответственности или типом «маленький неудачник». Ниже приводятся их характеристики.
Гипоопека. Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (у наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где больной ребенок не представляет ценности для близких в силу нарушений развития. Родители практически не ухаживают за ним, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен, несмотря на материальные возможности семьи. Никто не следит за режимом дня ребенка и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Гипоопека может быть обусловлена не только отношением к дефекту ребенка, но и собственно родительской установкой, когда мать или отец не считают необходимым относиться к ребенку иначе. В таком же положении могут быть и здоровые братья или сестры больного ребенка.
Может встречаться также и щадяшая форма гипоопеки – гипопротекция. Воспитательское отношение родителей при этой форме характеризуется тем, что ребенок накормлен, обут и одет, но им самим, его личной жизнью никто не интересуется.
Воспитание по шипу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению ребенка. Родители стараются заставить детей реализовать в жизни все то, что сами не смогли осуществить. Они постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не дотягивает до оптимального результата, поэтому не достигает успеха. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что формирует у него заниженную самооценку.
Отвержение ребенка. Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта. Отвержение ребенка наносит непоправимый ущерб развитию его личности, искажая ее. Отвержение формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе; ребенок не чувствует поддержки, у него нет опоры в семье. Недостаток родительской любви замещается равнодушием или ненавистью к людям, стремлением наказать всех за отсутствие тепла в детстве.
Модель «маленький неудачник». Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и досады из-за того, что дети проявляют неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как «крест» на всю жизнь.
Жестокое отношение. Жестокое обращение с детьми чаще встречается в социально неблагополучных семьях, где насилие по отношению к детям является нормой. Ребенка могут ежедневно наказывать физически, подвергать избиениям, насмешкам и надругательствам. Есть примеры, когда ребенок помещали в собачью будку, заковывали в цепи или привязывали к столбу.
К переходным вариантам с тенденцией к оказанию помощи ребенку, но неадекватным способом, можно отнести следующие типы воспитания: гиперопеку, противоречивое воспитание, авторитарную гиперсоциализацию, воспитание в «культе» болезни, модель «симбиоз» и др.
Гиперопека возникает при завышенном уровне заботы родителей о ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка окружают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей. Родители как бы помещают ребенка в тепличные условия, в связи с чем он не учится преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т.д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития.
Однако следует учесть, что родителем ребенка с отклонениями в развитии, как правило, трудно определить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необходимо помочь. Модель воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей больных детей. Тяжелый дефект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует применение подобного неадекватного воспитательного подхода.
Противоречивое воспитание. Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в применении воспитательных средств. Например, родители, хотя и любят ребенка, могут быть сторонниками строгого стиля воспитания и поэтому предъявляют к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более «мягкую» позицию и поэтому разрешают ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Такая модель воспитания формирует в личности ребенка дисгармоничные черты: хитрость, избалованность, лживость, эгоизм.
Авторитарная гиперсоциализацпя. К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокие амбиции и высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, использующие такую модель, навязывают ребенку свои желания и цели. Они не хотят оценить реальный потенциал ребенка, определить его интересы и наклонности. Они действуют авторитарно, во всем проявляя свою власть, а иногда и грубость по отношению к ребенку. В итоге он чувствует свою несостоятельность и постоянный нажим со стороны родителей. Это приводит к развитию у ребенка тревожности и неуверенности в собственных силах.
Воспитание в «культе» болезни. Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к «больному». При таком методе воспитания у детей формируется мнительность, страх перед любым недугом, например, простудой. Ребенок относится к себе как к «больному», в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, не способном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению.
Модель «симбиоз» развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей, воспитывающих больных детей в неполных семьях. Такие матери создают внутри семьи особую атмосферу абсолютного поклонения ребенку. Он практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания формируется эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к близким.
Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя (см. приложение ) . Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей (В,В. Ткачева, 2004, 2006). Гиперопска в наибольшей мере проявляется у авторитарных и психосоматичных родителей. Гипоопека доминирует у невротичных и у незначительной части авторитарных родителей. Эти факты являются свидетельством того, что психосоматичные и авторитарные родители имеют максимально выраженные возможности для обучения и воспитания своих больных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время нсвротичные родители подобную возможность демонстрируют неустойчиво.
Отношения, которые устанавливает родитель с больным ребенком, осуществляются чаше всего в виде воспитательного процесса. Поэтому выбор формы контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. Если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их приспосабливаться к особенностям ребенка и приспосабливать его к жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным ребенком. Многочисленными примерами служат модели воспитания в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом. Факты свидетельствуют, что там, где рождается желание помочь (модель «сотрудничество»), чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение, гипоопека (модель «отказ от взаимодействия»), Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относящиеся к авторитарному типу. Они демонстрируют самые высокие качественные показатели по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит астенический тип реагирования на стресс, качественные характеристики которого предполагают возможность преодоления и разрешения любых проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии.
Родители, относящиеся к невротичному типу, демонстрируют самые низкие показатели по установлению гармоничных взаимоотношений с ребенком. Эти родители используют воспитательскую модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипоастенического типа реагирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных способностей невротичных родителей к преодолению проблем ребенка и его адекватному воспитанию.
Психосоматический тип строится на смешанном типе реагирования, что обусловливает наличие у лиц данной группы как стенических, так и гипостенических характеристик. Именно поэтому среди психосоматичных родителей встречаются такие, которые могут использовать как адекватные, так и дисгармоничные модели воспитания.
Источник