Особенности внутриутробное развитие ребенка
Беременность – удивительное состояние и важное событие в жизни женщины. Многие будущие мамочки (если не сказать, что практически все) с нетерпением ожидая появления своего малыша на свет, думают и гадают, каким он становится на протяжении всего периода вынашивания. Каждой из них интересно, как изменяется эмбрион каждую неделю, когда у него появляются ручки и ножки, когда открываются глазки и когда кроха превращается из головастика в настоящего малыша. Внутриутробное развитие очень сложный физиологический процесс. Мы попробуем рассказать мамочкам, как меняется их будущий младенец от момента зачатия до момента рождения по неделям.
Что такое внутриутробное развитие
Внутриутробное развитие — это самый важный период в формировании организма человека. У людей он длиться 40 недель или 9 месяцев (в медицине насчитывают 10 акушерских месяцев по 4 недели в каждом), начиная с момента зачатия эмбриона и до его рождения (если учитывать, что ребенок родился доношенным и в срок). Бывает, что вследствие каких-либо факторов малыш появляется на свет раньше срока. В этом случае о нем говорят, что он родился недоношенным. Это может случиться с 26 недели или с 6,5-7 месяцев.
Понятно, что если ребенок рождается раньше положенного срока, то еще не все органы и системы у него достаточно сформированы, поэтому его помещают в специальный бокс под названием барокамера, где он догоняет своих ровесников по развитию.
Период внутриутробного развития разделяют на эмбриональный (до конца второго месяца) и фетальный этапы (когда уже говорят не о развитии эмбриона. А о развитие плода). Всю беременность в свою очередь делят на триместры: первый, второй и третий. Первый триместр длится с 1 по 13 неделю, второй — с 14 по 26, а третий — с 27 и до родов.
Развитие плода по неделям: особенности каждого периода
На самом деле каждую неделю в организме матери и плода протекают огромнейшие изменения. Но чтобы рассказать о них более емко, мы объединим недели по четыре, что будет составлять один акушерский месяц.
Период с 1 по 4 неделю беременности (первый акушерский месяц)
В принципе, 1 и 2 недели беременности наступают тогда, когда самой беременности еще на самом деле нет. Как только в организме женщины наступает менструация, считается, то это и есть начало нового цикла. А закончиться он беременностью или нет, пока не известно. Яйцеклетка выходит из яичника и начинает свой путь к матке по фаллопиевым трубам. Здесь она может встретиться со сперматозоидом и оплодотвориться. Оплодотворенная яйцеклетка по трубе перемещается к матке (приблизительно 7 суток). Попадая туда, зигота имплантируется в стенку органа. После закрепления, у зародыша появляются зачатки внутренних органов. Образуются желудок, печень, почки, легкие и разделенный на отделы кишечник. В области будущей головы образуется зачаток мозга. Развиваются мускулатура и скелет. Начинает биться сердце. На 4 неделе образуется хорда, которая разделяет зародыш на две равные части.
Период с 5 по 8 неделю беременности (второй акушерский месяц)
Длина эмбриона приблизительно 5 мм, но постепенно к концу 9 недели она возрастает до 30 мм. Вес составляет приблизительно 0,4 г. В этот период начинают формироваться и осуществлять свои функции будущие конечности, лицевые части, шея, головной мозг, кровеносная система, почки, мочеточники, печень, поджелудочная железа. На 6 неделе формируется плацента. В это время у эмбриона закладываются будущие поджелудочная железа, гортань, трахея и внутренне ухо. Длинный хвост превращается в короткий бугорок. На руках и ногах будущего малыша появляются пальцы, способные шевелиться, и уже полностью разделенные. Голова эмбриона пока составляет половину от всей его длины. На ней формируются глаза и органы чувств. Малыш начинает открывать рот. Уже полностью образовались губы и носовые полости. Мозг больше не видно через кожу головы. Он начинает координировать работу всех органов маленького организма. Желудочно-кишечный тракт развивается. Печень и поджелудочная железа сформированы. Кишечные петли слегка выходят за пределы брюшной полости. К 10 неделе данное явление не оставит от себя и следа.
В конце второго месяца у эмбриона бьется сердце с частотой 140-150 ударов в минуту. Оно поделено на желудочки и предсердия. У маленького организма начинают формироваться половые органы, просматривается будущее лицо, желудок выделяет желудочный сок, и двигаются конечности.
Период с 9 по 12 неделю беременности (третий акушерский месяц)
За период с 9 по 12 неделю плод достигает длины в 7 см, и весит около 20 г. За этот месяц его размеры увеличатся вдвое. Маточно-плацентарный кровоток улучшает свою работу. Размеры головы по отношению к телу понемногу уменьшаются. Она все еще не пропорциональная, и лицевая часть значительно меньше мозговой. Развиваются веки, голосовые связки и язык. Появляется мимика, плод гримасничает и отвечает на эмоции матери изменениями в лице. Подбородок плотно прижат к грудной клетке. В мозге формируется мозжечок. Появляются первые рефлексы. На лбу, бровях и губах образуются зачатки волосков, а в ротовой полости — зубов. Сердце бьется с прежним ритмом, но состав крови еще сильно отличается от взрослого человека, так как состоит только из эритроцитов и небольшого количества лейкоцитов. На пальцах вовсю двигающихся конечностей образуются ногти. Плод уже умеет сжимать кулачки. Руки становятся длиннее и теперь способны достать до головы. У плода появляются мочеполовое и анальное отверстия. К концу третьего месяца уже можно определить пол будущего малыша по формирующимся половым органам. Кожные покровы будущего малыша становятся все менее прозрачными. Кровеносная и пищеварительная системы начинают свою работу. Развиваются надпочечники, диафрагма, радужная оболочка глаз. Кишечник укладывается в брюшную полость, появляется перистальтика. Малыш начинает заглатывать околоплодные воды.
Период с 13 по 16 неделю беременности (четвертый акушерский месяц)
За этот месяц плод достигает веса в 120 г, и общей длины в 16-18 см. Все тело малыша покрывается легким пушком, а голова все больше соответствует правильным пропорциям. Череп проходит процесс окостенения, постепенно формируется лицо (нос, щеки, подбородок) и ушные раковины. В верхних и нижних челюстях образуются будущие молочные зубы. Плод начинает реагировать на звуки. Развиваются мышцы, все конечности достигают приблизительно одной длины и проявляются первые сосательные рефлексы. Плод начинает активные движения, разгибает и сгибает конечности, переворачивается, изгибается, но ощутить эти действия матери пока все еще тяжело. Пол малыша уже легко различим. В это время мама может сделать УЗИ и узнать, кто же живет у нее в животе: сын или дочка. Кожа плода становится многослойной. Структура нервных клеток схожа с новорожденным. Сердце осуществляет около 150 ударов в минуту. Прослушать их уже не составляет особого труда. Кровеносная система укрепляется. Заканчивается формирование почек, мочевого пузыря и мочеточников. У мальчиков образуется предстательная железа, а у девочек яичники помещаются в полость таза. Живот матери уже начинает подрастать и становится более выражен.
Период с 17 по 20 неделю беременности (пятый акушерский месяц)
Плод весит около 300 г, а в длину достигает 22 см. В это время происходит наиболее активных рост туловища малыша. Соотношение головы и тела становится, как у новорожденного (1/3). В челюстях образуются зародыши постоянных зубов. Подбородок больше не прижат к грудной клетки, плод держит голову вертикально. Нижние конечности по длине начинают превосходить верхние. Кожа имеет темно-красный цвет, на ней образуется все больше пушка, а под ней зарождается жировой слой. Благодаря сальным железам на поверхности кожи образуется сыровидная смазка, защищающая плод и помогающая в процессе родов. В кишечнике появляется меконий. Легкие уже могут осуществлять первые дыхательные движения. Выполняют свои функции поджелудочная железа, гипофиз, надпочечники, половые, щитовидная железа. У плода формируется режим сна и бодрствования. Он спит около 20 часов, и проснувшись начинает активно шевелиться. Состав крови меняется, в ней появляются моноциты и лимфоциты. Кроветворение происходит за счет селезенки. Плод становится более подвижен, но в плодном пузыре ему уже относительно тесновато. Он активно моргает, хмурит брови и улыбается. В этот период будущая мама может ощутить первые движения малыша. Некоторые женщины не придают этому значение, путая эти признаки с сокращением кишечника.
Период с 21 по 24 неделю беременности (шестой акушерский месяц)
В этот ответственный период плод весит 750-800 г и достигает в длину 30 см. Кожа развивается значительно быстрее остального организма, поэтому на ней заметны множественные морщинки. Проглядываются брови и ресницы. Малыш начинает открывать и закрывать глаза, заглатывает околоплодные воды, которые иногда вызывают икоту. При попадании света на живот матери, плод отворачивается или закрывает веки. Малыш реагирует на окружающие звуки и приятная музыка его успокаивает. Появляются идентифицирующие узоры на подушечках пальцев. Лицо приобретает индивидуальные черты. Меняется режим отдыха и активности плода, теперь чуть спит чуть меньше и старается больше общаться с внешним миром. Идет завершение процесса формирования коры головного мозга и в случае внезапной утраты этих клеток, восстановить их будет уже невозможно. Данный набор нейронов останется с плодом на всю жизнь. Головной мозг весит около 100 грамм. Малыш ощупывает свое лицо и сосет палец. Позвоночник полностью сформирован, в нем есть все позвонки, суставы и связки. Кости с каждым днем становятся крепче. Развитие яичников у девочек и мошонки у мальчиков активно осуществляется. Внутренние органы продолжают развиваться, но уже значительно отличаются от тех, что были раньше. Поддерживать жизнь вне утробы матери они пока вряд ли смогут.
Период с 25 по 28 неделю беременности (седьмой акушерский месяц)
Плод достигает роста в 33 см и веса в 1-1,2 кг. В этот месяц активно развиваются легкие и мозг. Полностью работают поджелудочная железа, гипофиз и щитовидная железа. К концу месяца задействуется одно из полушарий головного мозга, что в будущем определяет левшой или правшой будет ребенок. Морщинки на коже разглаживаются, она становится упругой, за счет образования большего количества подкожного жира. Лануго (пушок) постепенно начинает отпадать. Черты лица легко различимы, хрящи ушей сформированы не окончательно. Появляется обоняние. Кости становятся крепче, а мышечная ткань продолжает нарастать. Половые органы девочки окончательно сформированы, у мальчика завершают свое формирование.
Семимесячные новорожденные, как правило, выживают при правильном уходе в барокамере. Понадобится время. Чтобы кроха окреп, набрал вес, смог кушать и жить самостоятельно, без помощи специальной аппаратуры.
Период с 29 по 32 неделю беременности (восьмой акушерский месяц)
Теперь рост малыша составляет 42 см, а вес 1700-1800 граммов. Этот месяц характеризуется наиболее интенсивным набором массы и роста плода. В матке почти не остается места и малыш уже предпочитает определенное положение тела. Волосы становятся густыми, а жировая прослойка толще. Кожа становится светлой, складки практически полностью разглаживаются. Почки полноценно выполняют свою работу. Легкие готовятся к дыханию при рождении. Плод активно реагирует на все внешние раздражители. Во время бодрствования ведет себя очень активно. Глаза при этом раскрыты, а зрачки реагируют на свет. Плод провоцирует организм матери на выработку эстрогена, что подготавливает грудь к дальнейшему вскармливанию.
Период с 33 по 36 неделю беременности (девятый акушерский месяц)
Длина плода составляет 46-48 см, вес 2-3 кг. Форма тела становится округлой. Волосы становятся толще и длиннее, обретают определенный цвет. Ногти достигают кончиков пальцев. Лануго полностью отпадает, кожа становится гладкой и розовой. Движения плода становятся редкими за счет тесноты полости матки. Положение плода закрепляется. Многие внутренние органы полностью сформированы, легкие готовы для дыхания. Беременная может ощущать судороги, это свидетельствует о недостатке кальция в организме, необходимого малышу для укрепления костей.
Период с 27 по 40 неделю беременности (десятый акушерский месяц)
Рост плода приблизительно 50 см, а по весу около 3-4 кг. Жировая прослойка с каждым днем становится толще, а кожа светлее. Хрящи носа и ушей становятся упругими. Кости черепа мягкие, способные подстраиваться под родовые пути с помощью имеющихся родничков. Плод уже готов к появлению на свет. Все системы и органы полностью развиты. Лишь, при несоблюдении матерью общепринятых правил или в результате заболеваний, существует риск рождения незрелого ребенка. Сердцебиение составляет 120-160 ударов в минуту. За две недели до родов плод начинает опускаться, упираясь в тазовую кость. Плацента постепенно стареет и прекращает свои обменные процессы. Матка осуществляет периодические сокращения, готовясь к предстоящим родам. Шейка матки начинает приоткрываться. Происходит выработка сурфактантов, которые в будущем способствуют расправлению легких.
Вместо заключения
Роды – процесс непредсказуемый, и встреча с малышом может произойти, как на 37 так и на 42 неделе беременности. Очень важно внимательно прислушиваться к плоду и вовремя замечать все необходимые знаки. А во избежание преждевременных родов (до 37 недели), женщина должна соблюдать все рекомендации врача, не нервничать, и настроится на позитивный лад.
Источник
С точки зрения поведения между новорожденным и 32-недельным плодом есть небольшая разница. Результаты новых исследований дали основание предполагать, что плод может чувствовать, видеть сны и даже получать удовольствие от прослушивания «Кота в сапогах». В обсуждениях абортов об этом никогда не говорится.
Сцена, которая всегда будет вызывать мурашки по телу: малыш, всего несколько секунд от роду, все еще влажный от выделений из матки, берется на руки уставшими, но счастливыми родителями. Они с восхищением наблюдают тем, как их ребенок напрягается и корчится, кривит рот, издавая звуки, и открывает глаза. Для каждого, кто наблюдает эту трогательную сцену, становится очевидным: появление на свет – это точка отсчета всего, начало начал.
«Но это не так,» – заявляет Джанет ДиПетро, психолог из Университета Джонс Хопкинс – «Рождение – это большое событие, но это обычный факт в развитии. Ничего интересного с точки зрения неврологии не происходит».
Применяя сложнейшее высокочувствительное оборудование, ДиПетро и другие ученые наблюдают сегодня за тем, как плод развивается в утробе матери. На 32 неделе беременности – за два месяца до того, как ребенок будет готов к появлению на свет «в срок», – плод ведет себя практически как новорожденный. И это продолжается все следующие 12 недель.
Опровергая ранее существующие представления о жизни младенцев в утробе матери, последние исследования ученых доказывают:
К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра он может слышать.
Совсем как взрослые, плод переживает стадию быстрого сна (сон с быстрым движением глаз).
Плод пробует пищу матери, впервые улавливая предпочтения в еде, присущие культуре, еще в утробе.
Среди прочих умственных умений, плод может отличить голос матери от голоса незнакомого человека, а также реагировать на знакомую сказку, прочитанную ему.
Даже недоношенный ребенок все осознает, чувствует, реагирует и приспосабливается к тому, что его окружает.
Плод реагирует на определенные стимулы, но это не значит, что это должно стать целью более глубоких исследований. Фактически сенсорная стимуляция плода может привести к аномальной адаптации в дальнейшем.
Сегодня ученые знают, что основы человеческого поведения начинают закладываться очень рано – фактически спустя несколько недель после зачатия. Задолго до того, как женщина обычно узнает о своей беременности, уже начинают формироваться мозговые клетки эмбриона. К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который в последствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить.
К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть.
Восприимчивость плода
Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. ДиПетро предполагает, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе.
Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», – таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, который совместно с коллегами из университета Колумбии наблюдает циклы сна и бодрствования для того, чтобы выявить примеры нормального и аномального развития мозга, а также сделать возможные прогнозы относительно синдрома внезапной смерти новорожденного. «Мы фактически спрашиваем плод: на что ты обращаешь внимание? Адекватно ли действует твоя нервная система?» – говорит Файлер.
Движения плода
Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине».
Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель.
Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, – предполагает ДиПетро.
Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», – говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».
Вкусовые ощущения плода
Причины того, что взрослые люди любят острый перец и пряные приправы, возможно, также связаны с внутриутробным развитием. К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых, и врачи знают, что околоплодная жидкость, окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, тмина, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Ощущают ли их эмбрионы, еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую.
«В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», – отмечает Джули Менелла, кандидат наук, биопсихолог из Центра Монелл, изучающего ощущения, возникающие под действием химических раздражителей, в штате Филадельфия. Она считает, что вкус околоплодных вод может служить «переходным звеном» к вкусу грудного молока, которое также содержит привкус продуктов с материнского стола.
Слуховые ощущения плода
Неясно, ощущает эмбрион вкус или нет, но то, что он слышит, не вызывает сомнений. Появившийся на свет недоношенный ребенок (24-25 недель) реагирует на звуки вокруг него, – говорит Альс, – то есть его слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля.
Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире, – сообщает ДиПьетро. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса, «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Файфер обнаружил, что сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит, он предположил, что плод не только слышит и узнает звуки, но и успокаивается, слыша их.
Зрительные ощущения плода
Зрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Как в утробе нет абсолютной тишины, так и нет абсолютной темноты. Файлер считает: «Возможно, имеется достаточно зрительных раздражителей, проходящих через ткани материнского организма, чтобы плод мог реагировать, когда мать находится в ярко освещенном помещении, как например, при приеме солнечных ванн”.
Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Высокая концентрация кислорода в воздухе долгое время считалась причиной нарушений сетчатки у недоношенных детей, в то время как фактически они могли быть вызваны избыточным воздействием света на определенном этапе развития, говорит Альс из Гарварда.
Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, – говорит Альс, – форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга.
Познавательная деятельность плода
Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.
Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, – а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.
Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, – они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.
Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.
Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, – отмечает Файфер, – но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.
Личность плода
Не секрет, что дети рождаются с определенными отличительными особенностями поведения, которые определяют их темперамент. Но каким образом и на какой стадии внутриутробного развития закладываются особенности поведения плода – является предметом глубоких исследований.
Первое официальное исследование темперамента плода было проведено Ди Пьетро и его коллегами в 1996 году. Они фиксировали сердцебиение и двигательную активность плода 6 раз, начиная с 31-й недели и до рождения, а затем сравнили с аналогичными данными после рождения (с эксперименте были исследованы более 100 детей). В результате было обнаружено следующее: дети, которые были активны еще в утробе матери были более возбудимы после рождения. Те же, которые имели нерегулярный режим сна и бодрствования внутри утробы матери, спали меньше и хуже и после рождения.
«Поведение не начинается с рождения, – говорит Ди Пьетро, – оно начинает складываться задолго до этого и развивается по определенным законам». Одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие, являются окружающие плод условия жизни. По словам Альс из Гарварда, плод получает огромное количество гормонов от матери, поэтому на его хронобиологические ритмы влияют циклы сна и бодрствования матери, ее порядок приема пищи, ее движения.
Гормоны, вырабатываемые матерью под действием стресса, также могут иметь важное значение. Ди Пьетро обнаружил, что чем больше подвержена стрессу будущая мать, тем более активен плод, и тем более восприимчив к раздражителям ребенок. «Наибольшее количество стресса испытывает в период беременности работающая женщина,» – говорит Ди Пьетро, – «В наши дни женщины работают практически до самого дня родов, несмотря на то, что возможные последствия еще не изучены до конца. Так принято в нашей культуре, но я считаю это неразумным».
Альс соглашается с тем, что работа может стать огромным стрессом, но подчеркивает, что гормоны в период беременности помогают блокировать стресс и у матери, и у плода. Индивидуальные реакции на стресс тоже имеют значение. «Беременная женщина, которая решила работать, отличается от женщины, которая решила не работать», – объясняет она.
Она также отличается и от женщины, которая вынуждена работать. Исследования Ди Пьетро показали, что плод малообеспеченной женщины отличается нейроповеденчески – он менее активен, с более слабым сердцебиением, чем плод женщины среднего класса. “Кроме того, малообеспеченная женщина подвержена большему стрессу во время работы, чем женщина среднего класса”, – отмечает она. Ди Пьетро предполагает, что несбалансированное питание и проблемы окружающей среды также могут серьезно повлиять на развитие плода у малообеспеченных женщин.
Все стрессы, диеты и токсины, вместе взятые, могут оказать вредное воздействие на умственное развитие. Современные исследования, проведенные биостатистиком, кандидатом наук Берни Дэвлином, в университете Питтсбурга, показали, что гены, возможно, влияют на коэффициент умственного развития гораздо меньше, чем считалось ранее, а также то, что внутриутробные условия развития плода могут оказать существенно большее влияние. «Наши старые представления об условиях, влияющих на плод до его рождения, и о кормлении после рождения требуют пересмотра», – настаивает Ди Пьетро, – «Антенатальные условия развития также определяются матерью».
Будущие родители, которые хотят помочь еще не родившемуся ребенку психически развиваться, должны начать с понимания того, что в антенатальный период развития плод должен быть обеспечен нормальным питанием, не подвергаться стрессу и изолирован от наркотиков. Разные авторы и «специалисты» также советуют регулярно поглаживать живот, беседовать с ним через сложенную трубкой бумагу – «беременный телефон», напевать классические мелодии, и даже светить на живот.
Возникает вопрос, имеет ли какой-то эффект такая стимуляция? Но главное, является ли она безопасной? Те, кто пользуется такими методами, верят, что их дети становятся умнее, общительнее, рождаются с музыкальными способностями, физически более развитыми и социально более адаптированными по сравнению с другими детьми. Ученые, тем не менее, настроены скептически.
«Нет ни одной защищенной научной работы в мире, которая подтвердила бы какой-либо длительный эффект подобной стимуляции», – заявляет Файлер, – «Поскольку никто не может четко сказать, когда плод бодрствует, то поглаживание живота или разговоры через спикер могут нарушить естественный сон. Никто не считает, что такие поглаживания или ощупывания, а также прикладывания различных устройств для говорения к уху необходимы новорожденному младенцу в кроватке, так зачем они нужны плоду?»
Альс подчеркивает еще больше: “Я уверена, что прикосновения, тряски и другая специальная стимуляция плода может изменить ход его развития, и еще все, что влияет на развитие мозга, имеет свою цену.»
Нежные разговоры с плодом, тем не менее, считаются малоопасными. Файфер считает, такой вид взаимодействия с плодом может помочь как родителям, так и плоду. «Думая о Вашем плоде, разговаривая с ним, предлагая вашему супругу пообщаться с ним, Вы помогаете себе подготовиться к появлению нового создания, которое войдет в Вашу жизнь и перевернет ее с ног на голову, – говорит он, – и в конце концов перестанет быть чем-то грандиозным.
Джанет Л. Хопсон
“Современная психология”, октябрь 1998 года
*
Благодарим Татьяну Кампс за перевод статьи
Источник