Особенности социального развития ребенка в семье

Особенности социального развития ребенка в семье thumbnail

Социальное развитие ребёнка – это важнейший процесс становления сложной и разносторонней личности будущего взрослого человека. Конечно, большая часть этого развития проходит в семейном кругу. Именно в семье малыш получает первый опыт взаимодействия с людьми, усваивает социальные роли и применяет различные навыки коммуникации.

Что такое социальное развитие?

Особенности социального развития ребенка в семьеСоциальное развитие необходимо включает в себя и усвоение ценностей, традиций и культуры всего общества. Здесь, опять же, ключевую роль играют родители и ближайшее окружение, которые включают ребёнка в процесс социализации. Важной частью этого процесса становится нравственное развитие, которое необходимо для полноценного раскрытия личности и адекватного взаимодействия с окружающим миром.

В то же время возможность осуществления столь сложного процесса обусловлена высокой восприимчивостью ребёнка, его стремлением познавать себя и окружающий мир.

Одним из основных инструментов познания мира и адаптации к нему становится общение. По мере взросления ребёнок осваивает несколько форм коммуникации, каждая из которых выводит ребенка на качественно новый уровень развития.

Стадии развития

Ситуативно-личностная форма общения

Именно эта форма общения является первой и возникает у ребёнка в возрасте примерно 2 месяцев. В это время малыш стремится удовлетворить свою потребность во внимании и заботе со стороны взрослых.

Особенно чувствителен ребёнок к доброжелательному отношению родителей и фактически игнорирует негативные эмоции, исходящие от взрослых, продолжая воспринимать их в качестве позитивного влияния.

Более того, потребность в доброжелательном внимании у детей в возрасте до полугода так велика, что разница между заботой родителей и вниманием со стороны других взрослых выражается только количественно.

Наиболее пагубно на младенцев влияет безразличие.

Ситуативно-деловая форма общения

Особенности социального развития ребенка в семьеОсобенностью данного этапа становится переплетение процесса общения с практической деятельностью, активное взаимодействие со взрослыми. Ребёнок стремится к сотрудничеству с родителями, ожидает их помощи, стремясь к достижению видимого результата.
Важно, чтобы ребёнок ощутил доброжелательное отношение к себе в процессе совместной деятельности, получил поддержку.

Результатом осуществления совместной работы становится преобразование предметной деятельности ребёнка. Он не просто совершает отдельные действия, но стремится выстраивать их в процессы.

Ситуативно-деловая форма общения также приводит к возникновению и развитию речи.

Внеситуативно-познавательная форма общения

В рамках третьей формы общения дети стремятся перейти от практического освоения мира к теоретическому, понять связи, неуловимые на чувственном уровне.

Ребенок с энтузиазмом готов вступить в разговор со взрослыми. При этом он может быть особо чувствителен к оценке родителей, что проявляется в яркой эмоциональной реакции на замечания и похвалу.

Особое значение в рамках данной формы общения обретает речь, с помощью которой для познания становятся доступны абстрактные вопросы, отвлечённые от практической деятельности. Это, в свою очередь, открывает ребёнку дорогу для неограниченного обучения.

Внеситуативно-личностная форма общения

Особенности социального развития ребенка в семьеВ данной форме коммуникативной деятельности направляющим является личностный мотив общения. Образ родителей становится полным. Родители – это не только люди, которые обеспечивают существование ребёнка. Он интересуется различными сторонами их жизни.

Также больше внимания дети начинают уделять своему социальному окружению, сосредотачиваясь на людях, а не на предметах.
Ребенок стремится к пониманию и сопереживанию, жаждет похвалы как признания правильности своих действий. Это же становится началом его нравственного развития.

Важным компонентом данной формы общения является восприятие ребёнком себя в качестве ученика, а учителями становятся родители, что открывает огромные возможности для успешного обучения. Дети в этот период легче всего поддаются воспитанию и усваивают новые знания и опыт.

Меняются и игры ребёнка. Основное внимание теперь обращено на ролевую составляющую игр, все разнообразите складывавшихся отношений между людьми.

Методики воспитания

Существует множество научно обоснованных методик воспитания, как отечественных, так и зарубежных. Наиболее знаменитыми являются методики Монтессори, Макаренко, Штайнера и Дюмана.

Методика Монтессори

Методика Монтессори строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку и признании за ним возможности свободного выбора.
На первом месте в процессе воспитания стоит ребёнок, затем необходимо обратить внимание на среду, в которой он находится, и на последнем месте стоит личность самого воспитателя. Воспитатель должен лишь наплавлять ребёнка в обустроенной специально для него среде. Дети осваивают навыки и знания определёнными блоками (практическая жизнь, сенсорное развитие, языковые классы и другие), при этом каждый делает это в своём темпе.

Методика Макаренко

Особенности социального развития ребенка в семьеМетодика Макаренко – одна из самых знаменитых в советской педагогике. Центральной педагогической идеей Макаренко является коллективизм.
Ребёнок должен… 

  • развиваться в коллективе; 
  • в этом коллективе ставить и достигать общие цели, следовать установленным традициям и правилам. 
  • среди сверстников ребёнок учится ответственности, лидерству и достижению целей.

Обязательным в процессе воспитания является труд, однако ребенку необходимо понимать, ради чего он трудится. Конечно, в процессе воспитания родители и другие взрослые должны быть искренними и открытыми, что способствует выстраиванию взаимного доверия.

Концепция Штайнера

Концепция Штайнера предполагает гармоничное развитие ребёнка. Он должен постоянно видеть положительный пример в лице своих родителей и воспитателей. Также ему важно получать практический опыт и научиться самостоятельности. Прямого давление на ребёнка оказывать не следует. 

Развитие проходит в темпе, комфортном для ребёнка. Важно избегать внутреннего сопротивления при обучении, при этом обучаться малыш должен активно, исследовать и искать знания, а не просто насильно заучивать информацию.

Концепция Дюмана

Особенности социального развития ребенка в семьеНаконец, концепция Дюмана делает акцент именно на обучении. По его мнению, обучение ребёнка необходимо начинать с младенчества. Нужно по возможности рано научить ребёнка ползать, а позже в процессе познания дать ему как можно больше информации, предложив сделать выводы и отобрать информацию самостоятельно. Процесс обучения предлагается организовать через карточки.

Полезные советы

  1. Больше общайтесь с ребенком. Через ваш язык, эмоции и слова ребенок учится понимать мир и выносить о нем самостоятельные суждения. Общаясь с ребенком, Вы также стимулируете его любознательность, что расширяет границы его познавательных интересов и развивает воображение.
  2. Старайтесь давать ребенку как можно больше информации по интересующему его вопросу. Используйте разные носители информации: тексты, иллюстрации, музыку. Давайте ребенку потрогать заинтересовавший его предмет (если это безопасно), ощутить его запах. Помимо развития различных навыков, это также способствует более активному развитию мозга и памяти.
  3. Будьте примером для своих детей. Если Вы хотите воспитать в ребенке какие-то качества – трудолюбие, честность, аккуратность и т.д. – начните с себя. Ребенок не усвоит наставлений, если не увидит, что Вы сами следуете своим советам. 
  4. Хвалите ребенка и поощряйте даже за небольшие достижения. Конечно, стоит держать баланс, однако важно показать ребенку связь между трудом и радостью, что позволит ему легче и с большей отдачей подходить к любой практической деятельности.
  5. Воспитывайте ребенка в процессе игры. На примерах дети способны лучше усвоить основные правила взаимодействия людей в обществе, социальные роли, а также понять основные нравственные требования, предъявляемые к личности.
  6. Позвольте ребенку развиваться в коллективе сверстников. Детский сад, различные секции и кружки, летние лагери позволят ребенку почувствовать большую самостоятельность и развить коммуникативные навыки. Также ребенок учится ответственности и получает богатый социальный опыт, который во многом определит его будущее восприятие окружающего мира и живущих в нем людей.
Читайте также:  Развитие полового органа ребенка

Автор: Екатерина Озаровская

Источник

      Процесс социализации ребенка начинается еще с рождения и продолжается всю оставшуюся жизнь. Именно на первой стадии знакомства с социальными аспектами  жизни закладываются азы, необходимые для правильной адаптации ребенка в обществе.

Особенности социального развития ребенка

     В самые первые дни после рождения ребенок начинает активно познавать мир. Позже он учится наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением.

Социальное развитие ребенка заключается в освоении им всех навыков. Соответственно, ему нужен предмет для подражания.

Для того чтобы социализация крохи проходила успешно нужно как можно чаще помещать его в окружение взрослых и других детей постарше, разговаривать с ним, уделять как можно больше внимания, с каждым днем  расширять его кругозор, показывая новые вещи.

Социальное развитие ребенка и влияющие на него факторы

      Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.

Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.

Данные факторы можно подразделить на:

  • микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)
  • мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)
  • макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)

Социальные факторы развития ребенка

     Самым первым проводником, гидом и помощником на пути к освоению общественных норм становится семья. Опыт, полученный ее членами, передается младшим представителям от старших.  Правильная психологическая атмосфера дома играет здесь первоначальную роль.

Процесс знакомства с социальной иерархией происходит во время общения. Ребенок учится познавать основные социальные роли каждого человека и свои в том числе.

Начиная с возраста 6-ти месяцев, ребенок нуждается не только в любви и внимании, но и в помощи со стороны взрослого. В этом возрасте начинается новая ступень социализации, когда ребенок познает мир и требует активной помощи от взрослых.

Внеситуативно-познаваельная форма наступает в возрасте 3-5 лет. Овладев речью, малыши начинают задавать бесчисленные вопросы. В такой период он поглощает знания просто в гигантских объемах и с большим рвением познает мир. Вот тут то от родителей потребуется немалое терпение.

Достигнув возраста шести – семи лет ребенок переходит к личностной форме общения. Социальные факторы развития ребенка данного возраста зависят от взрослых и их поведения.

     На данном этапе можно заметить, что его вопросы становятся менее спонтанными, обдуманными и чаще всего продиктованы желанием чада понять смысл человеческого предназначения. В этот период дети начинают активно перенимать повадки взрослых, которые становятся главными объектами подражания. Личность ребенка подвергается большому влиянию со стороны внешних факторов. Для развития полноценного индивидуального члена социума, необходима комфортная психологическая обстановка.

      Желание подражать взрослым в игровой форме тоже часть социализации. Дети любят представлять себя в виде врачей, учителей, родителей, создавать выдуманные ситуации. Такая форма знакомства с социальными ролями полезна еще и тем, что во время нее ребенок учится выходить из сложных ситуаций, решать возникшие сложности.

Помогать процессу социального развития ребенка нужно с детства. Полезным помощником в этом деле станет детский сад или всевозможные подготовительные курсы к школе и кружки. Интеллектуальная и практическая деятельность, эстетическое развитие для ребенка просто необходимы. Ну и конечно же помощь со стороны родителей, благоприятная домашняя обстановка помогут ему во время социально-личностного становления.

Читайте также:

КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ У ДЕТЕЙ

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

ЭТАПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

РОЛЬ ПАПЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Источник

Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, они всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические основы личности.

Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных ценностей, качеств личности. Семья выступает как модель поведения и межличностных отношений. Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. Воспитательный потенциал родителей, стратегия и тактика воспитания определяются позицией: кто для них ребенок – объект или субъект воспитания?

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка первого года жизни

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Можно сделать вывод, что влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. С точки зрения Т.Парсона « Семья- основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности, ребенок пустой сосуд, который надо наполнить культурой». Но по многим непредвиденным обстоятельствам, не зависящим от ребенка, роль отца и матери часто возлагается на нас, работников реабилитационного центра г.Шимановска. Я- как социальный педагог должна восполнить, то что упустили родители, и поэтому цель моей работы: способствовать созданию благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Отсюда главная задача: создать эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Для меня, социального педагога она является определяющей при выборе приоритетных направлений моей социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре. Я выделила три основных направления:

  • работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
  • работа по защите прав ребенка.
  • работа по вопросам социального развития ребенка.

Организация работы по данным направлениям состоит из трех блоков:

  • Информационно аналитический
  • Практический
  • Контрольно-оценочный.

Каково содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков?

I.     Информационно-аналитический блок- это сбор необходимой информации, недостающих сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей, выявление и нарушение прав ребенка в семьях. При изучении данных семей использую следующие методы: анкетирование родителей, опрос, провожу индивидуальные беседы как с детьми так и с родителями , проводится социальное патронирование семей в результате которого составляется акт жилищно-бытовых условий, тесное сотрудничество с педагогами, социальными педагогами, школ,  при поступлении в центр на каждого ребенка заводится Индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой отслеживается вся работа педагогов с детьми. Также заводится  ИПР на семью которая состоит из следующих направлений: социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, социально-бытовое.

II.  Блок называется практическим потому что, в рамках этого блока проводится работа направленная на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем детей и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей: социализация личности ребенка. Для решения  конкретно определенных задач организую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, а именно: родительские собрания, компонентами проведения собрания являются выступление детей, представление результатов детской деятельности, выставки детских творческих работ: фотовыставки, практические приемы передачи информации, участие в играх организованных совместно с воспитателями, просмотр видеосъемок и слайд-шоу.

III. Блок контрольно-оценочный- это анализ эффективности мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями использую методы, которые применяю сразу после проведения того или иного мероприятия – это опрос, оценочные листы, различные диагностики. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей, использую для отслеживания и оценки точного результата.

В результате проводимой плодотворной работы, хочется отметить, что большинство родителей задумываются о дальнейших судьбах своих детей, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, благодаря таким стремлениям, дети с огромной радостью возвращаются в родные семьи. За последние три года в родные семьи было возвращено: в 2012г- 23ребенка, в 2013г-32 ребенка, в 2014г-39 детей.

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

Источник

 Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание  — основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Читайте также:  Установите последовательность этапов речевого развития ребенка

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении.Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Ребенок доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Источник