Особенности социального развития ребенка с тнр

Психологические особенности детей с ТНР.

     К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.

Обычно выделяются группы со следующими наущениями: 1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);

2) общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиям и алексиями, дисграфиями и аграфиями);

3) недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, тахилалией, брадилалией).

Психологические особенности детей с ТНР
Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у детей  сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Тяжёлые нарушения речи по – разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально – волевой сферы личности, межличностных отношений.

Особенности  развития восприятия:

Слухового-нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.

Зрительного-бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.

Пространственного-нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».

Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. Так, нарушение функции речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. ОНР – основные препятствия в овладении грамотным чтением и письмом. Наиболее грубые нарушения слухового восприятия наблюдаются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы неречевого характера. Необходимое условие для обучения детей грамоте — развитие зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом особенностей.

Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т. д., характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.

Особенности развития памяти:

 Отмечается снижение продуктивности запоминания

-Характерно долгое запоминание и быстрое забывание

-Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы

-Объем слуховой памяти значительно снижен  (трудности при запоминании стихов)

-Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания

Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Так, у детей с ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нормально говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое запоминание. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании серии геометрических фигур. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой, снижается с понижением уровня речевого развития.

Особенности внимания детей с ТНР:

-неустойчивость

-трудности переключения и распределения

-трудности в планировании и контроле своих действий

-трудности сосредоточения на вербальном материале

Так, у детей с дизартрией вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности. Низкий уровень произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. При этом страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно, фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью (упреждающего, текущего, последующего). Причём наиболее страдают упреждающий (связанный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля.

Особенности развития мышления:

-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.

-Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.

Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Задержано формирование словесно – логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации предметов по существенным признакам.

Особенности эмоционально –волевой сферы:

Эмоциональная незрелость

-Трудности произвольного поведения

-Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению

-Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)

-Заниженная самооценка

-Повышенная обидчивость, ранимость

-Тревожность

-Агрессивное поведение разной степени выраженности

ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально – волевой сферы. У детей с ринолалией нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности. У детей с дизартрией эмоционально – волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у

некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе. Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально – волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства.

Основные задачи работы педагога – психолога:

– способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;

– создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями;

– повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.

Коррекционно- развивающая работа направлена на развитие всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности.

Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.

В работе с детьми с нарушениями речи необходимо сочетать упражнения на развитие различных когнитивных процессов. Это игры и упражнения на развитие: внимания, памяти, речи, мышления, мелкой моторики, навыков самоконтроля. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой, то каждое развивающее упражнение, направленное на развитие какого-либо познавательного процесса, одновременно влияет и на другие. Например, пальчиковые игры дополнительно развивают слуховую и моторную память, учат концентрировать и переключать внимание; упражнение на корректурную пробу, развивает не только качественные характеристики внимания (концентрацию, объем, распределение), но и память, мелкую моторику.

Большое значение нужно придавать развитию внимания, его произвольности, так как невнимательный ребенок не в полном объеме усваивает предложенный ему материал. Упражнения на развитие внимания хороши еще и тем, что они совершенствуют навыки самоконтроля за собственным поведением. В работе с ребенком чередуются задания на зрительное и слуховое внимание. Данные упражнения сначала отрабатываются индивидуально с ребенком, чтобы снизить действие внешних, отвлекающих факторов, а затем в подгруппе.

Много времени в работе с детьми  нарушениями речи необходимо уделять упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации (ЗМК), которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, памяти и мышления. Это: пальчиковая гимнастика, рисование на манке, дорожки, штриховки, дорисовывание картинки, пальчиковые игры с предметами, тактильные мешочки и т.д.  

Учитывая повышенную утомляемость таких детей, применяются упражнения на снятия психо-эмоционального и физического напряжения: это физминутки посередине занятия, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию и на снижение напряжения в различных частях тела (например, мышц лица, рук и т.д.). Такие упражнения способствуют не только снятию возбуждения или напряжения, но и помогают сконцентрировать внимание ребенка.

Упражнения на развитие речи используются со следующими целями: обогащение словарного запаса, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение составить рассказ по картинке или серии картинок. Конечно же, не может быть такого, что упражнение развивает только речь, как правило, задействованы все когнитивные процессы. Поэтому, в работе используются разнообразные упражнения и игры для развития памяти, мышления, речи.

Коррекция эмоционально-волевой сферы — это развитие произвольности психических процессов, формирование целеполагания, мотивации, осмысленности и рефлексивности поведения, преодоление незавершенности действий ребенка, снижение психоэмоционального напряжения.

Коррекция коммуникативной сферы заключается в принятии себя, формировании адекватной самооценки, уменьшении агрессии в межличностных отношениях; улучшении коммуникативных качеств личности: появления активности и самостоятельности; приобретении навыков конструктивного поведения.

Развитие коммуникативной функции речи происходит в подгруппе. Применяются следующие приемы: этюды, психогимнастические упражнения, упражнений на вербальную и невербальную коммуникацию. Это упражнения, где детям необходимо вступить друг с другом в контакт, договорится, понять друг друга, используя речь или только мимику и пантомимику.    

Содержание работы с педагогами и родителями заключается в оказании им психологической и информационной помощи (консультационная и психопрофилактическая работа):

  1. Знакомство с психологическими особенностями детей с нарушениями речи. Родители, как правило, не связывают речевое нарушение у своего ребенка, например, с эмоциональной неустойчивостью. Здесь также рассказывается о том, как важно организовывать режим дня для ребенка с целью недопущение его переутомления.
  2. Особенности общения с данной категорией детей. Как надо говорить с ребенком с нарушением речи, как поощрять речевую активность, о пользе чтения ребенку вслух и т.д.
  3. Рекомендации по развитию у таких детей речи, других познавательных процессов. Здесь рассказывается о тесной взаимосвязи речи с другими познавательными процессами, о важности развития всех познавательных процессов у ребенка.
  4. Рекомендуются игровые упражнения, которые родители могут выполнять с ребенком дома (а педагоги – в группе). Например, каждый родитель может сделать со своим ребенком пальчиковую гимнастику, поиграть в пальчиковый или кукольный театр. Это игровые упражнения для развития не только речи, но и внимания, мелкой моторики, мышления.

Таким образом, сопровождение психологом ребенка с нарушением речи охватывает всех участников образовательного процесса и заключается в создании психологических условий для его развития и успешного обучения.

Источник

Особенности развития детей с ТНР

Главная особенность выявленных в детском возрасте нарушений развития речи — обратимость или минимизация сопутствующих им последствий. Они могут носить как физиологический, так и патологический характер. У детей с ТНР отсутствует первичное нарушение интеллекта, сохранен слух, но имеются серьезные речевые дефекты, которые оказывают негативное воздействие на становление психики — невнятная речь, неправильное произношение звуков, недостаточная степень овладения звуковым составом слова, которое может повлечь за собой нарушение в развитии навыков чтения и письма. Несмотря на то, что многие дети отлично понимают обращенную к ним речь, сами они не имеют возможности для общения с окружающими посредством словесной формы речи. В ряде случаев эти и многие другие дефекты являются серьезным препятствиям для полноценного общения.

Из тяжелых речевых нарушений наиболее часто встречаются алалия, афазия, ринолалия, дизартрия. К ТНР можно отнести и некоторые из форм заикания (при условии, что из-за данного дефекта ребенок не может обучаться в обычной школе). Как правило, сюда относят сочетающееся с ОНР (общее недоразвитие речи) заикание.

Особенности детской речевой деятельности оказывают непосредственное воздействие сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, а именно — на процесс их формирования. Можно отметить недостаточную степень устойчивости внимания и ограниченность возможностей для его распределения. Невысокая мнемическая активность способна сочетаться с замедленным развитием остальных психических процессов. Имея полноценные предпосылки для овладения доступными для своего возраста мыслительными операциями, дети лишены такой возможности по причине отставания в развитии словесно-логического мышления, они едва способны овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи выражаются также в виде соматической ослабленности и замедленного развития локомоторных функций. Для них характерно и некоторое отставание развития двигательной сферы, выражающееся в недостаточной координации движений, низкой скорости и ловкости их выполнения. Наиболее трудным является выполнение движений в соответствии со словесной инструкцией из-за недостаточной координации пальцев кисти рук и уровня развития мелкой моторики.

У детей с ТНР заметны отклонения в эмоционально-волевой сфере: им свойственны частая смена интересов, ненаблюдательность, низкая мотивация, негативное восприятие, неуверенность в собственных возможностях, высокий уровень раздражительности и агрессии, обидчивость, проблемы в общении и установлении контактов с окружающими. Подобные нарушения выражаются также в затрудненном формировании саморегуляции и самоконтроля.

Приведенные выше особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи не могут быть преодолены спонтанно. Они требуют проведения целенаправленной коррекционной работы под руководством узкоквалифицированных специалистов. Главная задача родителей в данном случае — не игнорировать проблему, а оказывать всяческое содействие в ее решении.

Помимо коррекции речи, занятия со специалистами направлены на развитие памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики. При грамотном подходе дети способны овладеть устной и письменной речью, а также многими другими необходимыми для успешного обучения в школе и общения со сверстниками навыками.

Источник

Людмила Созина
Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи

Одной из важных проблем в современном обществе является социализация детей с различными нарушениями в речи. В настоящее время возросло количество детей имеющих нормальные потенциальные возможности, но по тем или иным причинам они отстают в развитии от своих сверстников, а в процессе обучения испытывают трудности, связанные с различными разной сложности нарушениями речи. И не адаптация такого ребенка в речевой среде свидетельствует о недостаточной как коммуникативной деятельности, так и коммуникативного поведения в целом, где речь является одним из важных условий успешности ребенка во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Социализация детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают затруднения в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе, у них отмечаются трудности взаимодействия с социальной средой, адекватного реагирования на происходящие изменения, в достижении своих целей, что может привести к дисбалансу в поведении. Социализацию можно рассматривать как процесс адаптации ребенка к социальной среде, а ее итог в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. Социализация предполагает развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, его саморазвитие и самореализацию, усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит. Процесс социализации происходит в условиях естественного взаимодействия ребенка с окружающей его средой, особенно в семье, Социализация, как целостный процесс, формирующий личность человека с ранних лет, является неотъемлемой частью развития и дальнейшего закрепления адекватных установок личности. Данный процесс способствует не только приобщению человека к социуму, но также затрагивает и более бытовые и повседневныезадачи, которые должен решать социализированный представитель общества каждый день. Социализация, таким образом, является процессом всесторонней трансформации индивида во взаимодействии диалектического единства биологического, социального и индивидуального начал личности. В связи с неоднозначным толкованием понятия «социализация», которое может сближаться исследователями как с понятием «формирование», так и «воспитание» личности, обоснованным будет являться вопрос – «Что представляет собой появившийся на свет человек?». С одной стороны, мы можем рассматривать индивида как существо, включающее в себя биологическое и социальное. По другой же версии человек рождается, имея лишь биологическое, а социальное приобретает в процессе становления и развития личности. Но неверным будет отождествлять социализацию детей с нормой и с патологией развития. Ведь дети с ограниченными возможностями здоровья имеют особенности не только психической, эмоционально-волевой, физической и других сфер, но и особенности процесса социализации. Дети, имеющие психические или физические недостатки и патологии развития, не могут самостоятельно приобрести навыки социализации без помощи семьи и квалифицированных специалистов. Именно поэтому проблема выстраивания корректных и действенных путей социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является актуальной и требующей особого внимания и изучения [1 с. 6]. Процесс социализации тесно взаимосвязан с речью, выступающей в роли источника коммуникации. Но если речь нарушена, то формирование навыков социализации может стать затруднительным для ребёнка с речевой патологией и его семьи. Ведь овладение социальными правилами и нормами может быть осуществимо лишь при условии использования системы языка. В настоящее время тот факт, что ребёнок наиболее активно развивается в первые три года жизни, не вызывает никаких сомнений. Многочисленные исследовательские работы подтверждают, что знания и опыт, которые ребёнок приобретает в раннем возрасте, будут особенно ценными и важными в его дальнейшем развитии, играя роль базовых в формировании личности. Следовательно, мы можем прийти к выводу, что раннее детство является сензитивным периодом в развитии ребёнка и становлении его психики. Именно поэтому важной задачей медицинских учреждений, а в первую очередь родителей, является наблюдение за развитием ребёнка для своевременного вмешательства и ранней диагностики нарушения. Кроме того, выявлено, что именно при раннем реагировании возможным становится снижение степени социальной недостаточности ребёнка, постепенная интеграция его в общество и достижение индивидуального максимума уровня общего развития индивида [2]. Особенно остро встаёт проблема социализации у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Так как именно посредством речевого общения происходит освоение социального опыта и последующее осознание модели поведения в разнообразных жизненных ситуациях, ребёнку с тяжёлыми нарушениями речи тяжело, а иногда и совершенно невозможно быть полноценным участником коммуникации. Вместе с тем, на формирование и социализацию личности влияют и особенности развития ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи.К ним можно отнести: нарушения познавательной сферы, обусловленные дефицитом в общении с окружающими людьми и снижение активности, затрагивающее все виды деятельности ребёнка. Исходя из данных особенностей детей, педагогами коррекционных учреждений необходимо создание специальных условий, вспомогательного характера, для наилучшей адаптации и дальнейшей социализации ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи. К таким условиям можно отнести исследования и проведение тестов для обозначения уровня коммуникативных способностей детей и дальнейшее формирование коммуникативной культуры ребёнка. Так, у учащихся старших классов коррекционных школ целесообразным является проведение методик, помогающих выявить недостатки организаторских и коммуникативных способностей. Помочь педагогу в оценке данных умений могут методики Б. А. Федоришина и В. В. Синявского. В названной методике авторами используется выявление интересующих нас коммуникативных и организаторских умений посредством предъявления респондентам сорока вопросов разнообразной тематики. Также специалистами могут быть использованы тесты и опросники для определения уровня общительности ребёнка, изучения его потребностей в общении и определения уровня самоконтроля в процессе общения. Именно с помощью данных методик возможным становится выявление проблем коммуникативной культуры ребёнка, а также устранение пробелов в познавательной и коммуникативной сферах личности индивида. Следовательно, мы можем прийти к выводу о том, что образование является начальной ступенью социализации, обеспечивающей формирование базовой культуры личности и социокультурной адаптации ребёнка [3]. Исходя из утверждения, что социализация невозможна без наличия сформированной коммуникативной культуры личности, становится ясно, что ядром формирования процесса социализации у детей с тяжёлыми нарушениями речи будут являться занятия с логопедом, а для развития адекватной модели поведения – занятия со школьным психологом. Специалистами, для наилучшей адаптации детей к социуму, могут использоваться технологии социального взаимодействия,которые включают в себя: игровое взаимодействие участников, самопознание, формирование и закрепление у ребёнка коммуникативных умений и навыков, обучение навыкам сотрудничества. Итогом данной технологии и своеобразным «экзаменом» для детей с тяжёлыми нарушениями речи будет являться непосредственное применение полученных знаний, умений и навыков коммуникативной культуры в социокультурной среде. В каждой из указанных составных частей технологии социального взаимодействия специалистами используются разнообразные игры и упражнения для развития рефлексии, повышения самооценки, совершенствование экспрессивных умений, формирование умения не только слушать собеседника, но и слышать партнера, понимать его переживания и эмоции.С данной целью педагогами активно внедряются в учебные занятия такие упражнения как: знакомство с собой, телефон, внутренняя улыбка, самый наблюдательный и многие другие. Но ошибочным было бы ограничить круг людей, способных помочь формированию данного навыка у ребёнка лишь специалистами. Ведь в этом вопросе плодотворными будут как логопедические занятия и уроки со школьным психологом, так и внеучебная деятельность ученика. Несомненно, основным помощником и проводником ребёнка в социум является именно его семья. Родители особенного ребёнка зачастую делают все возможное для формирования процесса социализации у малыша с тяжелой патологией речи. Семья такого малыша порой сама отказывается от любых контактов, замыкаясь в своей проблеме и таким образом полностью ресоциализируется. Но такой пример едва ли будет являться хорошим и требующим подражания для ребёнка с патологией. Поэтому главной задачей в помощи социализации не только ребёнка, но и его семье, будет являться социальная интеграция их в общество. Ведь большинство семей социализированы в чётко очерченных границ своей специальной, особой среды, которая не имеет практически ничего общего с социализацией нормально развивающихся сверстников. Вот почему всё чаще можно услышать об идеях интегрированного обучения, способного предотвратить развитие у ребёнка социальной недостаточности и комплекса неполноценности. Безусловно, именно семье, как одному из основных факторов социализации ребёнка, по силам правильно организовать его интеграцию, как в сферу образования, так и общественной полноценной жизни. Таким образом, можем прийти к выводу о необходимости формирования у детей с речевыми патологиями процесса социализации как ведущего звена в коммуникативной культуре личности. Формирование полноценной речевой коммуникации детей с нарушениями речи как основы для создания системы социальных связей, способствующей полной реабилитации, решению вопросов будущего жизнеустройства, ранней профессиональной ориентации через интеграцию учебной и внеурочной деятельности. Проводниками на пути к адаптации и последующей интеграции в учебную и общественную сферы будут являться как представители специальных учебных заведений, так и семьи детей с нарушениями речи. Семьи, готовые прийти на помощь своему ребёнку в нелегкой борьбе со взрослым миром социальных установок и штампов. Список литературы 1. Королева Ю. А. Флексибильность как ресурс жизнеспособности современной личности // Социальная психология и общество. 2014. №1. – С. 5-16. 2. Меерзон, Т. И. Методы медицинской коррекции нарушений здоровья детей и взрослых. Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Т. И. Меерзон; Оренб. гос. пед. ун-т. –Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. – С. 103-117. 3. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичнойпрофконсультации (методика КОС В. В. Синявского и Б. А. Федоришина)URL: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00352.htm

Пожалуйста,не забудьте правильно оформить цитату:

Бахчеева Е. Н., Никитина С. А., Будилова В. Ю. Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 18–21. – URL: https://e-koncept.ru/2017/771175.htm.

Источник