Особенности речевого развития ребенка в старшем возрасте

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

(консультация для родителей)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА С 5 ДО 6 ЛЕТ

Развитие речи детей с 5 до 6 лет имеет большое значение, ведь в ближайшем будущем этот маленький человек будет стоять на пороге школы, которая предъявляет высокие требования к уровню развития речи, особенно связной. Умение логично и последовательно излагать свои мысли подразумевает, что ребёнок овладел всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь.

Особенности речевого развития детей шестого года жизни

Речь детей, развитию которой уделялось большое внимание их родителями и педагогами, на этом возрастном этапе практически не отличается от речи взрослых. От того на каком уровне она находится, во многом зависит успешное овладение грамотой и письмом в первом классе. Если старший дошкольник меняет местами звуки и слоги в устной речи, он точно так же будет это делать при письме и во время чтения. Скудный словарный запас и неразвитая связная речь, спустя некоторое время помешают ребёнку в школе пересказать текст из учебника или объяснить, как он получил ответ решения задачи.

Словарный запас

Активный словарь пятилетнего ребёнка насчитывает около 3 тысяч слов. Дети уже точно понимают, что подразумевается под обобщающими словами — птицы, дикие и домашние животные, насекомые, деревья. Они владеют огромным диапазоном понятий, причём их познания простираются не только на предметы быта в пределах видимости, но и на довольно отвлечённые вещи. Они накопили внушительный опыт познания и могут рассуждать, например, о космонавтике и взаимоотношениях людей.

Растёт и качество произносимых слов, всё реже в речи появляются досадные ошибки вроде переставленных, добавленных слогов и заменённых, добавленных и переставленных звуков. Они теперь могут проскользнуть только при произношении многосложных малознакомых слов, например, парикмахерская, регулировщик, электричество, экскаватор, бронетранспортёр. Игры со словом продолжаются, так же, как с рифмами и сочинением стихов.

Большой популярностью у детей этого возраста пользуются шутливые литературные произведения с перестановками слов, а также всевозможные словесные перевёртыши и загадки:

Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехал Ваня на ремне, вёл собачку на коне, а старушка в это время мыла фикус на окне.

Ехала деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки лают воротА.

Он схватил дубинку разрубил топор. А по нашей кошке пробежал забор.

Грамматика родного языка

Если пятилетнему ребёнку задать вопрос на знакомую тему, он легко ответит на него полным и развёрнутым предложением. В обычной речи дети пользуются простыми фразами, которые к шести годам становятся все длиннее и распространённее. Большинство слов в предложениях правильно употребляются и изменяются, хотя встречается и неправильные формы, например, медвежонков и слонёнков вместо медвежат и слонят, карандашов вместо карандашей и т.д.

Звукопроизношение

Речевой аппарат ребёнка шестого года жизни полностью сформировался и, если нет отклонений в его строении (короткая уздечка языка, высокое нёбо, нарушения прикуса), большинство звуков произносится детьми правильно. Наиболее часто встречающиеся в этом возрасте недостатки произношения:

– искажение, замены или отсутствие звука [л] (маяко — молоко, ёука — ёлка, игойка — иголка, ководец — колодец);

– замена звука [р] звуками [л] или [й], полное его отсутствие или искажение (йёдка – лодка, лыба – рыба, баан – баран);

Дети этого возраста уже могут самостоятельно заметить подобные недостатки и у себя и окружающих. Бытует мнение среди дошкольных логопедов, что звуки, не появившиеся в речи у детей до пяти – пяти с половиной лет, самостоятельно вряд ли уже появятся. При дефектном произношении или отсутствии какого-нибудь звука, нужно обратиться к специалисту для обследования и проведения коррекционных занятий.

Связная речь

Невозможно дать точную характеристику уровня развития связной речи, общую для речи детей 5 лет. Её диапазон очень широк – от развёрнутой, богатой эпитетами и умением применять средства выразительности (интонацию, сравнения), у ребёнка, который может сочинять собственные сказки, до невыразительной и монотонной у дошкольника, развитием речи которого никто не занимался.

В этом возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о походе в театр, в музей, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова, чтобы полнее выразить свои мысли.

Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет

Старший дошкольник в этом возрасте почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Ребёнок шестого года жизни развёрнуто отвечает на вопросы взрослых, делает это чётко и внятно. Он может составить рассказ по картинке или по серии последовательно расположенных картинок, придумать начало и окончание истории, сказку или рассказ.

Читайте также:  Пантогам при задержке речевого развития ребенку 5 лет

Дети этого возраста могут говорить громче и тише, быстрее и медленнее, шёпотом. Рассказывая стихи и сказки наизусть, пятилетние дети делают это очень артистично, подбирают нужную интонацию, вовремя делая остановки, предусмотренные автором. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова.

Дети продолжают классифицировать слова по группам: ёлка, берёза, осина, сосна – это деревья. Аист, ласточка, грач, скворец — это птицы. Творог, молоко, сыр, кефир – это молочные продукты. Практически все звуки дети шестого года жизни произносят правильно.

Чтобы в полной мере подготовиться к школьному обучению, ребёнок пяти — шести лет должен уметь связно излагать свои мысли, строить логичные полные высказывания. Важно вовремя исправить недостатки звукопроизношения, научить детей пользоваться своим голосом, средствами выразительности. Если дети получают из окружающего мира и из художественной литературы много позитивной информации, которую они могут обсудить со взрослыми, это отлично стимулирует речевое развитие детей.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА С 6 ДО 7 ЛЕТ

В шесть лет дети свободно общаются со сверстниками и взрослыми людьми. Хорошо развитая речь к семи годам поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку 6 лет жизненно необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.

Особенности речи шестилетних детей

В этом возрасте уровень детской речи находится в прямой зависимости от речевой культуры взрослых, которые окружают дошкольника. Если речь близких людей грамматически правильна, в ней часто встречаются яркие эпитеты, она богата по своему содержанию, если взрослые своевременно исправляют ошибки ребёнка, можно с полной уверенностью сказать, что и детская речь будет обладать подобными качествами.

Словарный запас

Дети в этот период имеют в активном словаре от трёх до пяти тысяч слов. Не стоит считать, что весь этот лексикон старшие дошкольники употребляют в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее. Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями и оборотами.

Нужно стремиться, чтобы шестилетние дети употребляли слова со смыслом, использовали яркие выражения, например, «на скорую руку», «ни свет, ни заря», знали, что некоторые слова имеют образные значения, например, «солнце село», «бегут минутки». Русский язык, несмотря на то что он считается одним из самых трудных из-за множества правил и исключений из них, чрезвычайно богат и красив. Помочь ребёнку овладеть этим богатством –  важная задача родителей и педагогов.

Грамматический строй

Хотя речь шестилетнего ребёнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями. Например, «Мы вчера ходили на прогулку и увидели на озере красивые кувшинки» или «Дай мне машинку, но только не синюю, а красную, потому что она быстрее едет».

Родители уже могут сказать, у какого ребёнка есть ценнейшее качество – «чутье родного языка», когда дети могут спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова. Они получают удовольствие от каламбура, когда вместо одного значения слова используется другое, сходное по звучанию. Помните бессмертные строчки про человека рассеянного: «Глубокоуважаемый вагоноуважатый, вагоноуважаемый глубокоуважатый! …Нельзя ли у трамвая вокзал остановить»?

Связная речь

Эта область детской речи в конце дошкольного детства расцветает буйным цветом. Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях. Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.

Ещё одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий. Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком с задержкой развития речи

Фонетика детской речи

Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и чётко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шёпотную речь, широко используют интонацию.

На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умения делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, а из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки – основа для обучения грамоте, они нужнее для ребёнка, чем знание букв. Без этих умений ребёнок не читает, а механически заучивает слоги и слова.

Норма развития речи в период от 6 до 7 лет

Дети седьмого года жизни могут без труда подобрать слова, близкие по смыслу и противоположные по значению. Они отлично пользуются возможностями голоса, могут придавать своим высказываниям различные оттенки интонации, говорить шёпотом, громче и тише, быстрее и медленнее. Они легко описывают предметы, явления и особенности своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

В этом возрасте они могут полным и развёрнутым ответом ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в чёткую и ясную форму. Они не только легко пересказывают литературные произведения, но и сами могут сочинить сказку и рассказ, придумать для них начало и конец. При пересказе эти дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии.

В речи ребёнка 6–7 лет почти не встречается грамматических ошибок, правильно произносятся все звуки, речь чёткая, в словах правильно расставлено ударение. Словарный запас позволяет создавать образные и яркие высказывания, пользуясь междометиями и устойчивыми выражениями.

Если родителям хочется, чтобы у их малыша была содержательная речь, нужно как можно больше читать ему, подбирая для этого лучшие произведения детской литературы. Ни одно прочитанное произведение не должно пройти незамеченным, надо побеседовать по его содержанию, обратить внимание на яркие эпитеты, сравнения, метафоры, объяснить значение непонятных слов. Ребёнку загадывают загадки, просят составить рассказ по картинкам, самостоятельно составить предложение. При этом родители внимательно следят за речью детей, не оставляя без внимания любые ошибки.

Развитие речи 6–7 лет – яркое свидетельство вложенных в развитие ребёнка сил родителей и педагогов. Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой. Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного начала школьной жизни.

Старший воспитатель: Еськова С.Г.

Источник

Наталья Печенева
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста

Если ребенок вовремя и полноценно овладевает речью, то это является одним из первых важнейших условий формирования психики и далее правильного развития. Развитие речевой деятельности ребенка на начальных этапах очень важно по той причине, что именно в этот период усиленно формируется мозг и происходит развитие его функций.

Исследования физиологов указывают на то, что работа центральной нервной системы без препятствий поддается тренировке во время их усиленного развития. Если не тренировать эти функции, то их развитие может задерживаться или вовсе остановиться.

К трем годам жизни ребенка в основном завершается анатомическое формирование речевых зон мозга, ребенок владеет основной грамматической формой языка, у него накапливается богатый словарный запас. Если за эти три года речи ребенка не уделялось достаточного внимания, то дальше будит требоваться много усилий, для того, чтобы восполнить пробелы. В старшем дошкольном возрасте у детей 6-7 лет имеется уже достаточно богатый словарный запас, примерно – 3000-3500. Как правило, это те слова, которые дети наиболее часто используют в своем общении. К сожалению, не всегда, имея большой запас слов, дети используют все эти слова в своей речи, так как в общении они используют меньшее количество слов. Разговорный словарь их ограничен. Очень часто дети употребляют в своей речи слова и выражения, которые не могут передать смысл того, что хотел сказать ребёнок.

Воспитатель в ходе работы с детьми старается расширять их словарный запас. Нужно, чтобы дошкольники осознанно усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; овладевали устойчивыми сочетаниями слов, доступных для их понимания и др. Педагог учит детей свободно использовать свой словарный запас, уметь подбирать нужные слова, которые точно будут выражать мысль ребенка. Учит точно произносить многосложные,трудные слова: водопровод, милиционер, электричество и др.

К шести годам дети осваивают главные законы изменения слов и умеют соединять их в предложения. Но старшие дошкольников в речи допускают часто еще морфологические ошибки, они не всегда могут правильно изменить слова по числам и падежам, например, «У меня нет варежков», «Я нашла себе подругов» и др.

Читайте также:  Фгос и развития ребенка в детском саду

Если ребенок растет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии дефектов речи, то ребенок в шесть лет овладеет всеми звуками родного языка и верно использует их в речи. Бывает, что у детей в подготовительной к школе группе еще наблюдается какая-то нечеткость в речи, небрежно произносят звуки, слова, не четко дифференцируют звуки, т. е. путают их, когда произносят и воспринимают на слух.

В период от 3 до 7 лет у детей сильнее развиваются навыки слуха, благодаря этому ребенок может контролировать собственное произношение, умеет исправить его в некоторых удобных случаях. Другими словами, развивается фонематическое восприятие.

На этом же этапе продолжает быстро увеличиваться запас слов. Разговорный словарь детей к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.

Большое значение чувству языка придавал К. Д. Ушинский, это чувство, по его словам, помогает ребенку найти в слове место для ударения, грамматический оборот, способ сочетаний слов в предложениях.

Вместе с развитием словаря идет и формирование грамматического строя речи. В дошкольном возрасте дети овладевают связной речью.

Уже после трех лет у ребенка значительно усложняется речь, так же происходит и большое увеличение ее объема. Благодаря этому идет и усложнение структуры предложений.

Определение А. Н. Гвоздева гласит, что к трем годам у ребенка формируются основные грамматические категории.

На четвертом году жизни дети используют в своей речи простые и сложные предложения. Более употребляемая форма высказываний на этом возрастном этапе – простое распространенное предложение.

На пятом году жизни дети более легко используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Потом, когда прошел утренник,нам подарки дали: разные конфеты, мандарины, игрушки»).

В этом возрасте высказывания ребенка похожи на небольшой рассказ. Беседуя с ребенком, можно заметить, что ребенок включают в свой ответ уже большее количество предложений.

В пятилетнем возрастезаметно улучшается фонематическое восприятие: ребенок начинает разделять гласные и согласные звуки, потом – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки.

На пути всего дошкольного периода развивается контекстная речь. У ребенка контекстная речь изначально возникает при пересказе им сказок и рассказов, далее, когда ребенок описывает какие-нибудь события из своего личного опыта, собственные переживания, впечатления.

Развитие речи – это формирование способов общения, и в ходе общения ребенок осваивает звуковой состав слов, определенные виды предложений. Известно, что психическое развитие детей происходит на основе усвоения культурно-исторического опыта, носитель которого взрослый. Такой процесс имеет сложный ход, в нем большую роль играет грамотно организованное общение дошкольника со взрослым. М. И. Лисина (1978) в своих исследованиях показала, что общение у детей со взрослыми от рождения до 7 лет представляют собой смену целостных форм общения. Каждая отличается особым содержанием потребности в общении, главным мотивом.

К трем годам ребенок владеет определенными формами общения с окружающими: ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (6 месяцев – 3 года). С трех лет ребенок переходит к наиболее высокой форме общения – вне ситуативно-познавательной (3 года – 5 лет).

К 6-7 годам у ребенка приобретает вне ситуативно-личностную форма общения, она формулируется на основе личных побуждений и происходит при помощи речевых средств общения. Старшие дошкольники способны принимать активное участие в беседе, они уже достаточно полно и точно отвечают на вопросы, могут дополнить и поправить ответы своих сверстников, формулировать свои вопросы.

Монологическая речь улучшается: дошкольники усваивают различные виды связных высказываний (описание, повествование, рассуждение, пользуясь наглядным материалом и без него. Происходит усложнение синтаксической структуры в детских рассказах, пополняется количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Совершенствуется диалогическая речь, дети могут давать достаточно краткий или развернутый ответ в зависимости от заданного вопроса. В какой-то мере ребенок проявляет умение формулировать вопросы, подает уместные реплики, исправляет и дополняет ответы товарищей.

Дети старшего дошкольного возрастауже очень активно принимают участие в беседе: могут спорить, рассуждать, довольно обоснованно отстаивать свое мнение, убеждать товарища. Старшие дошкольники уже не ограничивают себя, просто называя предмет или явление, а выделяют характерные признаки и свойства, способны дать развернутое и полное описание предмета или явления.

Таким образом, в речевом развитии ребенка один за другим развиваются: синтаксический строй предложения; морфологическая окраска слов; звуковой состав слов.

Отметим, что в возрасте от 3 и 7 лет у ребенка активно обогащается речь грамматическими формами, и в условиях благоприятного речевого окружения он может в совершенстве овладеть грамматическим строем родного языка и его фонетической системой, что поспособствует быстрому обогащению словаря.

Своевременное и правильное развитие речи старшего дошкольника позволит ему все время усваивать новые понятия, расширять запасы знаний и представлений об окружающем.

Источник