Особенности ребенка 3 года жизни
Содержание
- Особенности развития детей третьего года жизни
- Внимание на третьем году жизни ребенка
- Представление и понятие об окружающем мире
- Сенсорное развитие
- Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.
В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.
Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.
В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.
Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.
Особенности развития детей третьего года жизни
- Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
- Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
- Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
- На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.
Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.
Внимание на третьем году жизни ребенка
На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.
Представление и понятие об окружающем мире
На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).
У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Сенсорное развитие
Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.
Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:
- предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
- сюжетные игры (игра с куклой);
- наблюдения;
- рассматривание картинок, книг;
- элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
- игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.
Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.
Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».
Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.
На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.
А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.
Источник
Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?
Читайте: Развитие детей в 2 года.
Возрастные особенности детей 3 года жизни.
Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении самостоятельности и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.
Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной памяти трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.
Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.
Последнее во многом возможно только тогда, когда ребенок в физическом и интеллектуальном плане соответствует возрастным нормам.
Что должен уметь делать ребенок 3 лет?
Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:
- иметь активный словарный запас в 300-600 слов, пассивный – в 1000 (для детей без речевой патологии)
- знать свой возраст, имя и фамилию;
- здороваться, прощаться, благодарить;
- концентрировать внимание не менее чем на 5 минут;
- выполнять одновременно два разных действия (например, идти и хлопать);
- считать до 3-5, владеть понятиями «один-много»;
- называть и отличать друг от друга 7-10 базовых цветов;
- сортировать предметы по форме и цвету (например, собирать матрешку из 4-6 составляющих, пирамидку – из 10 колец), при необходимости вставлять их в соответствующие отверстия;
- отличать предметы по величине и фактуре (большой – маленький, мягкий – твердый);
- рисовать линии и простейшие фигуры (круг, овал), раскрашивать с возможным заходом за границы предмета;
- нанизывать бусинки на нитку, резать ножницами бумагу, лепить из пластилина шарики и «колбаски»;
- называть изображенные на картинке предметы;
- пересказывать небольшие сказки, рассказывать стихи, петь песенки.
Продуктивное физическое и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.
Принципы питания детей 3-х лет.
Примерное меню ребенка в 3 года составляется на основе физиологических потребностей.Огромное значение для формирования детского иммунитета играют животные белки. Они участвуют в «строительстве» тканей, благодаря чему обеспечивается рост ребенка. В сутки трехлетка должен получать не менее 80 гр. нежирного мяса, которое предлагается в отварном, тушеном или жареном виде. Много белков есть и в куриных яйцах. Одно сваренное яйцо или омлет дается малышам через день.
В сутки ребенку следует употреблять около 500 мл пастеризованного молока или кисломолочных продуктов. Важно давать детям и масло (подсолнечное и оливковое в салатах, сливочное на бутербродах). Средняя суточная норма – 6 гр.
Для того чтобы ребенок получал достаточное количество углеводов, ему предлагают каши (до 200 гр. в день), мучные (100 гр. в сутки), макаронные и хлебобулочные изделия. Кроме того, ежедневно малыш должен получать около 200 гр. сахаросодержащих напитков (соки, компоты).
Обязательно в меню ребенка в 3 года, должна присутствовать рыба, чьи омега-3 жирные кислоты играют важную роль в активизации умственной деятельности и развитии речи малышей. Суточная норма – 40 гр. Рыбу (желательно морскую) предлагают в отварном, тушеном, жареном виде.
Примерное меню ребенка в 3 года.
Завтрак.
- гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
- какао с молоком или чай.
Обед.
первое: суп на мясном/овощном бульоне;
- второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
- компот, чай.
Полдник.
- творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
- молоко.
Ужин.
- тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
- чай с молоком, кефир.
Читайте: Развитие ребенка 4 года
Источник
«Возрастные особенности детей трёх лет»
Время летит незаметно и вот вашему крохе уже исполнилось три годика. Он заметно повзрослел и поумнел, с ним уже проще о чем-либо договориться. Сейчас для него наступает достаточно важный период – начинает формироваться его личность. Поэтому очень важно не упустить этот момент и заложить для этого прочный фундамент.
Психологические особенности детей 3 лет
В данном возрасте сознание детей несколько меняется, и они начинают воспринимать себя как самостоятельную личность. В связи с этим родители могут сталкиваться с некоторыми трудностями, а иногда даже проблемами.
У малышей возникает желание самостоятельно управлять своей жизнью. При этом они попадают в весьма нелегкое положение, так как с одной стороны дети стремятся делать все сами, отвергая помощь близких, а с другой – продолжают тянуться к родителям, понимая, что не могут обойтись без их заботы. Это может стать причиной неуравновешенного поведения, протестов, упрямства, истерик и даже вспышек агрессии. В этот период взрослым важно с уважением относиться к своему чаду, дать ему осознать ценность собственного мнения, вкусов и интересов. Необходимо поддерживать его стремление к самореализации и предоставить ребенку возможность для выражения индивидуальности, ведь он уже четко понимает все свои желания и стремления. Также психологические особенности ребенка 3 лет заключаются в неуемной любознательности и активности. Он все чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?», крохе интересно абсолютно все, ведь до этого он просто знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка 3 лет определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям очень важно поддерживать любознательность ребенка, помогать ему познавать мир. Трехлетний возраст является наилучшим периодом для развития детей с помощью игр, например, лепки, рисования и конструирования. Это благоприятно отразится на формировании памяти, восприятия, речи, усидчивости и мышления.
Дети этого возраста становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них очень важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает немалое влияние на дальнейшее формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов.
Эмоциональное развитие ребёнка 3 лет
В данном возрасте малыш начинает радоваться, если у него получается что-либо сделать и огорчаться, если не выходить. Он проявляет гордость, как за себя, так и за своих близких, например, «мой папа самый смелый», «я лучше всех прыгаю» и т.д.
У него вызывают разные эмоции красивые и некрасивые вещи, он отмечает между ними разницу и оценивает их. Также он замечает радость, недовольство, огорчение окружающих. Может сопереживать различным персонажам при просмотре мультфильмов или прослушивании сказок: сердиться, печалиться, радоваться и т.д.
Кроха может испытывать чувство стыда или огорчения. Знает, когда провинился, переживает, когда его ругают, может долго обижаться за наказание. Понимает, если кто-то другой поступает плохо и дает этому отрицательную оценку. Также ребенок может проявлять чувство ревности или заступаться за других.
Речевое развитие ребенка 3 лет
Обычно, в данном возрасте малыши уже достаточно хорошо разговаривают, могут высказываться и понимать, чего от них хотят. Если у двухлетних детей речь может развиваться по-разному, и к ней нет определенных требований, то, нормально развитый, трехлетний ребенок должен обладать некоторыми умениями.
Речевые особенности детей 3 лет:
Малыш должен уметь назвать по картинкам животных, одежду, предметы быта, растения, технику и т.д.
Должен о себе говорить «Я», а также употреблять местоимения: «мое», «мы», «ты».
Должен уметь разговаривать простыми фразами, состоящими из трех-пяти слов. Начинать соединять две простые фразы в сложное предложение, например, «когда мама закончит уборку, мы пойдем гулять».
Вступать в диалоги с взрослыми и детьми.
Должен уметь рассказать о том, что он делал недавно и чем он занимается сейчас, т.е. вести разговор, состоящий из нескольких предложений.
Должен уметь отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
Должен отвечать, как его зовут, называть свою фамилию и возраст.
Посторонние должны понимать его речь.
Физическое развитие ребёнка 3 лет
Из-за ускоренного роста происходит изменение пропорций тела, дети становятся более стройными, заметно меняется их осанка и форма ног. В среднем рост трёхлетних детей составляет 90-100 сантиметров, а вес 13-16 килограмм.
В этом возрасте ребенок умеет выполнять и совмещать различные действия. Он умеет перепрыгивать через линию, перешагивать через препятствие, спрыгивать с небольшой высоты, стоять на носках в течение нескольких секунд, самостоятельно подниматься по лестнице. Также малыш должен уметь есть вилкой и ложкой, обуваться, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Уровень развития ребенка 3 лет должен позволять ему самостоятельно регулировать физические потребности – своевременно ходить в туалет, при этом усаживаясь, раздеваясь и одеваясь.
Источник
Козловцева Р.М.,
воспитатель детского сада №522
Особенности детей 3-его года жизни и требования к работе с ними.
Раннее детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга.
В современной системе воспитания раннее детство охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3 лет. В нашей работе мы рассмотрим психологические особенности детей 3-его года жизни.[4,c.35]
Именно в это время ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически, хотя и медленнее по сравнению с предшествующим годом.. Происходит интенсивное нервно-психическое его развитие. Самые заметные изменения в психике ребенка происходят за счет дальнейшего формирования речи.
Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. «Волк больше зайчика, он может его съесть»; «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым»,— сообщает малыш в 2,5 года. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? где? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи — о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, а пытаются установить между ними прочную взаимосвязь, улавливают их свойства, сравнивают, сопоставляют; развиваются речь и мышление.
Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
На протяжении третьего года ребенок овладевает разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях У него формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Происходит дальнейшее сенсорное развитие, претерпевает значительные изменения ориентировочно-познавательная деятельность ребенка. [5,c.28-30]
Трехлетний возраст характеризуют как “трудный”. Вообще, понятие “кризис 3 лет” – понятие условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других – в 3,5 года. В этот период ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми. [3,c.155-156]
Среди всех видов деятельности ребенка особое место занимают сюжетные игры. По своему характеру они становятся более сложными по сравнению с игрой ребенка второго года жизни.
Новым в развитии деятельности ребенка третьего года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель.
В этом возрасте ребенок любит заниматься со строительным материалом. Он самостоятельно может выполнять уже довольно сложные постройки. [5,c.30-31]
Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Этот период развития ребенка наиболее благоприятен для формирования навыков самообслуживания, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью – предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды -ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию навыков самообслуживания.
В этот возрастной период у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту. [1,c.45-47]
В процессе общения, в ходе предметной деятельности, трудовой деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) также происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности.[2,c.352]
Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй половине года (от 2,5 до 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, показывает, как мышка бегает на лапках тихо-тихо (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.
С развитием воображения и памяти появляются описанные выше виды продуктивной деятельности: рисование (продукт – рисунок), лепка (продукт – поделка), конструирование (продукт – постройка), игра (ролевое поведение) и др.
На третьем году жизни внимание малыша еще неустойчиво, но сосредоточение на деятельности, которая для него интересна, более длительно. Ребенок может заниматься ею уже 12-15 минут, не переключаясь на что-то другое.
Значительно совершенствуется память. Малыш помнит не только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, что “ходил с папой и мамой в зоосад”, или “вчера приходили гости”, или “мама купила игрушечную машинку” и т.п. Это значит, что на протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания.
Характерно для детей этого возраста и проявление эстетических чувств, на развитие которых надо обращать особое внимание. [6]
Таким образом, на 3-ем году жизни ребенка по-прежнему большое значение имеют познавательное развитие малыша в процессе ознакомления с окружающим, расширение сенсорного опыта, интенсивное формирование наглядно-действенного (2-2,5 года) и элементарного (начального) наглядно-образного (2,5-3 года) мышления в ведущих видах деятельности (дидактические игры, игры с предметами-орудиями, занятия конструированием, сюжетно-отобразительная игра и др.). Овладение речью – главнейшая линия развития малыша. При этом активная речь, набирая “высоту”, к концу третьего года уже выступает как активное средство коммуникации, познания, а также условие формирования интеллекта. Социальное развитие сохраняет свою исключительную значимость: качественно новое взаимодействие с окружающим миром на основе слова. Общение с взрослыми начинает строиться на основе познавательных потребностей, а с детьми – на основе партнерства. Социализация “ведет за собой” не только эмоциональное благополучие, но и психофизическое развитие ребенка (здоровье, интеллект, активность, умственная и физическая достаточность). Моторное развитие связано с совершенствованием уже имеющихся видов движений (разные виды ходьбы) и с овладением новыми (бег, прыжки, метание вдаль и т.п.).
Список литературы:
1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника//ОБРУЧ.-2007.-№1.- С.45-54.
2. Немов, Р.С. Психология [Текст ].: Учеб.для студентов высш. Пед. Учеб.заведений.В 2кн.Кн.2. Психология образования.-М.:Просвещение:Владос, 1994.-496с.
3. Обухова, Л.Ф.Детская психология [Текст ].:Учебник.-М.: Российское педагогическое Агенство,1996,-374с.
4. Павлова Л.Н. Пилюгина Э. Г., Волосова Е.Б. Раннее детство: познавательное развитие.- М.: «Мозаика-синтез», 2000.- 90с.
5. Печора К.Л. и др.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.
6. https://www.detskiysad.ru/trud/doshkolnik15.html (Детский сад.ру).
Источник