Особенности развития умственно отсталого ребенка презентация

Особенности развития умственно отсталого ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Слайд 2

Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать. Плохо развита моторика. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Слайд 3

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни: олигофрения; деменция.

Слайд 4

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный , натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие. Причинами олигофрении считаются: перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности; асфиксия (родовая травма); умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них; несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери; употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Слайд 5

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение. Причинами деменции являются: травмы мозга; шизофрения; менингит; эпилепсия и др.

Слайд 6

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет: ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности: идиотия ; имбецильность ; дебильность.

Слайд 7

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены. У таких детей наблюдаются нарушения: координации движений; моторики; поведения; эмоций.

Слайд 8

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов: полные (лежачие, глубокие) идиоты ; типичные идиоты ; речевые идиоты .

Слайд 9

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости. Дети с таким диагнозом: понимают обращенную к ним речь; могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками; могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения; имеют относительно развитую речь.

Слайд 10

При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают. Таких детей можно научить: Правильно себя вести. Элементарным посильным трудовым действиям. Самообслуживанию в меру их возможностей. Ориентировке в быту.

Слайд 11

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Слайд 12

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются: конкретным наглядно-образным мышлением; наблюдательностью; упрямостью ; неумением обманывать; довольно развитой фразовой речью.

Слайд 13

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

Слайд 14

Дебильность бывает: неосложненной ; осложненной нарушениями разных анализаторов; осложненной нарушениями нейродинамики ; с выраженной лобной недостаточностью; с психопатоподобными формами поведения.

Слайд 15

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является: обучение их чтению, письму, счету; расширение знаний об окружающем мире; обучение выполнения элементарных трудовых действий; проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Слайд 16

Неосложненная дебильность Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна. Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало. Дебильность с выраженной лобной недостаточностью Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно. Дебильность с психопатоподобным поведением У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Источник

Умственная отсталость Автор: Зыкова О.С., учитель коррекционных классов МБОУ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Умственная отсталость Автор: Зыкова О.С., учитель коррекционных классов МБОУ

Описание слайда:

Умственная отсталость Автор: Зыкова О.С., учитель коррекционных классов МБОУ СШ №2

2 слайд

это стойкое снижение познавательной деятельности вследствие органического по

Описание слайда:

это стойкое снижение познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы, и в первую очередь, коры головного мозга. Умственная отсталость-

3 слайд

История заболевания О детях, имеющих отклонения умственного развития, извест

Описание слайда:

История заболевания О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались. В дальнейшем, с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Пинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль и Жан Итар. В России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И.В. и Е.Х. Маляревские, Е.К. Грачева и др. После 1917 года в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали открываться специальные учреждения для данной категории детей. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л.С. Выготский. В наше время созданы специальные дошкольные учреждения и коррекционные школы, где, кроме обучения, проводятся еще и лечебно-оздоровительные мероприятия. Филипп Пинель Л. С. Выготский

4 слайд

Причины заболевания: Тяжелые инфекционные болезни, которые переносит женщина

Описание слайда:

Причины заболевания: Тяжелые инфекционные болезни, которые переносит женщина во время беременности – краснуха, скарлатина, грипп и так далее. Нарушенный обмен веществ в тканях и органах у женщины. Травматическое поражение плода, возникшее в результате ушиба или удара. Наследственность. Воспалительные болезни мозга и его оболочек. Нарушенный белковый обмен в организме. Неблагополучная экологическая обстановка, Повышенная радиация. Наркомания или алкоголизм одного из родителей, в особенности матери.

5 слайд

Степени умственной недоразвитости делятся на: Дебильность - легкая степень, с

Описание слайда:

Степени умственной недоразвитости делятся на: Дебильность – легкая степень, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов; Имбецильность – средняя степень, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов; Идиотизм – тяжелая степень, с уровнем IQ менее 20 баллов

6 слайд

  Самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным с

Описание слайда:

  Самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость.Пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости.  Дебильность

7 слайд

Имбецильность Средняя степень умственной отсталости, характеризующийся умерен

Описание слайда:

Имбецильность Средняя степень умственной отсталости, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента. Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке. При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу.

8 слайд

Идиотизм Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости

Описание слайда:

Идиотизм Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости. Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь. Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций. Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей. При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые.

9 слайд

К основным клиническим формам умственной отсталости относятся: Синдром Дауна

Описание слайда:

К основным клиническим формам умственной отсталости относятся: Синдром Дауна; Болезнь Альцгеймера; ДЦП; Гидроцефалия; Кретинизм; Заболевание Тея – Сакса и прочее.

10 слайд

Синдром Дауна Синдром Дауна - аутосомный синдром, при котором кариотип предс

Описание слайда:

Синдром Дауна Синдром Дауна – аутосомный синдром, при котором кариотип представлен 47 хромосомами за счет дополнительной копии хромосомы 21-ой пары. Синдром Дауна регистрируется с частотой 1 случай на 500-800 новорожденных.  Фенотипические признаки синдрома Дауна представлены брахицефалией, плоским лицом и затылком, монголоидным разрезом глазных щелей, эпикантом, кожной складкой на шее, укорочением конечностей, короткопалостью, поперечной ладонной складкой и др. Синдром Дауна у ребенка может быть выявлен пренатально (по данным УЗИ) или после рождения на основании внешних признаков и генетического исследования. Впервые синдром Дауна описал английский педиатр Л. Даун в 1866 г., однако хромосомная природа и суть патологии (трисомия по хромосоме 21) была выявлена почти столетие спустя. Детям с синдромом Дауна требуется дополнительная медицинская помощь со стороны различных специалистов, в связи с чем они составляют особую категорию в педиатрии.

11 слайд

Болезнь Альцгеймера Болезнь Альцгеймера- это атрофическое заболевание головн

Описание слайда:

Болезнь Альцгеймера Болезнь Альцгеймера- это атрофическое заболевание головного мозга, которое сопровождается нарушениями высших корковых функций и приводит к тотальному слабоумию. Чаще всего болеют люди в предстарческом возрасте. Как правило, болезнь начинается с малозаметных симптомов, но с течением времени прогрессирует. Наиболее часто на ранних стадиях распознаётся расстройство кратковременной памяти, например, неспособность вспомнить недавно заученную информацию. С развитием болезни происходит потеря долговременной памяти, возникают нарушения речи и когнитивных функций, пациент теряет способность ориентироваться в обстановке и ухаживать за собой. Постепенная потеря функций организма ведёт к смерти.

12 слайд

ДЦП Детский церебральный паралич (ДЦП) — это понятие, объединяющее группу дв

Описание слайда:

ДЦП Детский церебральный паралич (ДЦП) — это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде. Детский церебральный паралич может включать моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения. Диагностируется детский церебральный паралич преимущественно по клиническим и анамнестическим данным. Люди, имеющие детский церебральный паралич, должны пожизненно проходить реабилитационную терапию, по мере необходимости получать медикаментозное, хирургическое и физиотерапевтическое лечение.

13 слайд

Гидроцефалия Гидроцефалия — повышенное скопление цереброспинальной жидкости

Описание слайда:

Гидроцефалия Гидроцефалия — повышенное скопление цереброспинальной жидкости в ликворной системе головного мозга. Гидроцефалия сопровождает многие врожденные и приобретенные неврологические заболевания. Клинически она проявляется признаками повышенного внутричерепного давления (головная боль, тошнота, давление на глаза), симптомами сдавления мозговых структур (вестибулярная атаксия, нарушения зрения, психические расстройства, эпи-приступы) и симптомами, характерными для вызвавшего ее заболевания. Диагностика гидроцефалии включает рентгенографию черепа, офтальмологические исследования, Эхо-ЭГ (у грудных детей — нейросонографию), МРТ или КТ головного мозга. Хирургическое лечение гидроцефалии позволяет скорректировать врожденные аномалии ликворной системы, провести удаление нарушающих ликвороциркуляцию внутричерепных образований, наладить отток ликвора из полости черепа.

14 слайд

Кретинизм Кретинизм – болезнь эндокринной системы, которая начинает прогресс

Описание слайда:

Кретинизм Кретинизм – болезнь эндокринной системы, которая начинает прогрессировать вследствие нарушения функций щитовидной железы. Основное её проявление у человека – задержка психического, интеллектуального и физического развития. Первые признаки кретинизма начинают проявляться ещё в детском возрасте. Как правило, они остаются неизменными на протяжении всей жизни. Причины Классификация Симптоматика Диагностика Лечение Профилактика В случае развития патологии у взрослых людей, в первую очередь бросается в глаза их внешний вид. Кретинизм у детей проявляется в невозможности ребёнка обучаться чему-либо, он плохо разговаривает или не говорит вообще, ленив и апатичен. Если лечение не будет начато своевременно, то симптоматика патологии будет быстро нарастать. Такие люди без адекватной терапии живут не более 40 лет. Стоит также отметить, что лечение необходимо, чтоб избежать прогрессирования опасных осложнений.

15 слайд

Заболевание Тея-Сакса Болезнь Тея-Сакса -это очень тяжелое наследственное за

Описание слайда:

Заболевание Тея-Сакса Болезнь Тея-Сакса -это очень тяжелое наследственное заболевание, характеризующееся разными прогрессирующими нарушениями моторики организма ребенка и умственной отсталостью в результате поражения мозговых оболочек. Еще на протяжении первых шести месяцев жизни ребенка с болезнью Тея-Сакса развитие происходит нормально, однако потом мозговые функции нарушаются, причем в большинстве случаев дети не доживают до пяти лет. Первый случай этого заболевания был детально прописан в конце девятнадцатого века, что сделал американский невролог Бернард Сакс и известный британский офтальмолог Уорен Тей, которые внесли существенный вклад в изучение этого заболевания. На сегодня частота заболеваемости встречается один случай на 2500000 всего населения.

16 слайд

Лечение Умственной отсталости Сегодня существует множество препаратов для ле

Описание слайда:

Лечение Умственной отсталости Сегодня существует множество препаратов для лечения умственной отсталости и подобрать наиболее подходящий препарат сможет только лечащий врач. В зависимости от причины заболевания, это могут быть препараты йода или гормоны (если олигофрения вызвана заболеванием щитовидной железы).   Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия с психологами и логопедами – все это необходимо для более успешной адаптации в обществе. При своевременном  и правильном  лечении легкой степени умственной отсталости возможно добиться хороших результатов  – многие пациенты с умственной отсталостью легкой степени самостоятельны, имеют профессию и свою семью. 

17 слайд

17 Список использованной литературы 1. https://fb.ru/article/168714/umstvennay

Описание слайда:

17 Список использованной литературы 1. https://fb.ru/article/168714/umstvennaya-otstalost—eto-stepeni-i-formyi-umstvennoy-otstalosti-deti-s-umstvennoy-otstalostyu 2. https://vlanamed.com/umstvennaya-otstalost/ 3. https://med-pomosh.com/?p=5668 4. https://mamapedia.com.ua/detskie-bolezni/psychiatry/umstvennaia-otstalost.html 5. https://psihomed.com/idiotizm/ 6. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/cerebral-palsy 7. https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/hydrocephalus 8. https://vlanamed.com/kretinizm/ 9. https://medportal.su/bolezn-teya-saksa-prichiny-simptomy-diagnostika-i-lechenie/

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% – умеренная, у 4% – тяжелая и у 1% – очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида*», Малышева З.Ф.

Номер материала:

ДБ-610190

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Найдите подходящий для Вас курс

Источник