Особенности развития самосознания в раннем возрасте ребенка

Милаева Наталья

Развитие самосознания в раннем детстве у детей 1-3 лет

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. Это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности (Д. Б. Эльконин). Теперь малыш не просто манипулирует предметами, а действует с ними в соответствии с их назначением, функцией. Освоение функций предметов, в свою очередь, приводит к отделению действия от предмета, за которым оно было первоначально жестко закреплено. Малыш выполняет предметное действие в новых условиях и переносит его на другие предметы. Так, он начинает кормить куклу не только своей ложкой, но и любой другой, а затем и палочкой. Он кормит не только свою куклу, но и все другие куклы, мишку, кошку.

Взаимоотношения взрослого с ребенком усложняются. Продолжая относиться к малышу

заботливо и нежно, взрослый действует совместно с ребенком, оценивает его достижения

в области действий с предметами. У преддошкольника возникает новое отношение к

взрослому. Он сравнивает свой результат с результатом другого человека. Носителем

образца выступает взрослый. Теперь малыш относится к взрослому как к образцу для

подражания.

Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его

деятельность. Достиг результата -значит хороший. Не достиг – значит плохой. Поэтому

дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки

взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей

деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу («Ты

хороший, я тебя люблю») и отношение, опосредованное результатом деятельности

(«Молодец, сегодня ты быстро оделся»). Ребенок же оценивает себя положительно и

недифференцированно: «Я хороший».

Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые

выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «я» в

достигнутом результате – нарисовал, вылепил, построил, причесался, оделся. Он

понимает, что действия совершает именно он, и это приводит к изменениям в предметах.

Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «я», для

него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил.

Таким ценителем выступает взрослый. Одобрение и похвала взрослого рождают у

малыша чувство гордости, собственного достоинства. Отсутствие таковых ведет к

переживанию огорчений, стыда. Предметный мир становится не только сферой познания,

но и сферой саморегуляции, утверждения своего «я», сферой достижений. Ребенок,

действуя с предметами, пробует свои силы.

Освоение способов употребления предметов приводит к тому, что в возрасте около 2 лет у

ребенка начинает развиваться подлинная самостоятельность, показателями которой

являются «личные желания» малыша (Т. С. Гуськова). Младенец мог ставить элементарные

цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку. В раннем детстве

ребенок может ставить цель, достижение которой приводит к получению социально

значимого результата, социально ожидаемого эффекта в действии с предметом. Так,

малыш настаивает на самостоятельности в приеме пищи, стремясь сам действовать

ложкой. Подчеркнем, что в начале 3-го года жизни возникает лишь намерение, когда

ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от

взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и

оценивает его деятельность.

Не добившись результата, ребенок бурно переживает неудачу. Нередко он не доводит

дело до конца под влиянием посторонних раздражителей. Поэтому самостоятельность в

этом возрасте существует только на уровне целеполагания. На 3-м году жизни

способность ребенка удерживать в памяти поставленную цель вырастает, что позволяет

ему определенным образом организовать свои действия для ее достижения.

Важные изменения в сфере самостоятельности происходят к трем годам. Под влиянием

делового сотрудничества со взрослым у ребенка формируется целеустремленность,

способность с помощью старших соотносить полученный результат с исходным

намерением, сравнить то, что получил, с тем, что хотел получить. Еще один важный

компонент самостоятельности – самооценка, в основе которой лежит умение соотносить

предполагаемый и реальный результат, – формируется за пределами раннего возраста.

В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Уже в 6 мес.

младенец реагирует на свое и чужое имя по-разному. В раннем детстве имя для ребенка

является показателем его индивидуальности, отличает от другого человека. В то же время

имя выступает средством идентификации с другими людьми, подчеркивая

принадлежность малыша к полу, семье, национальности. Обращение к ребенку по имени

придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых

форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему.

В раннем возрасте изменяются отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. В

ряде случаев поступки детей не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с

конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности,

проявлению его личности. Малыш стремится быть большим, немедленно выполнять все

действия, присущие взрослому. Возникает личное действие и сознание «Я сам». Личное

действие – это такое действие, к которому ребенок относится как к своему, им самим

производимому: «Я буду рисовать. Я буду гулять. Я буду умываться».

Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое

сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное

поведение, характерное для кризиса 3 лет. Его симптомы описал Л. С. Выготский и назвал

кризисом отношений.К ним относятся:

– негативизм – такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь

сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. реакция не на

содержание действия, а на само предложение взрослых;

-упрямство – это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что

ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал;

– строптивость – реакция ребенка, направленная против установленных для него норм

воспитания, против образа жизни;

-своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда

он все хочет сделать сам;

– протест – бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер;

– симптом обесценивания взрослого, его дискредитация;

– стремление к деспотизму – желание проявлять деспотическую власть по отношению к

окружающим;

-ревность по отношению к младшим и старшим, если в семье еще есть дети;

-реакции невротического или психопатического характера (страхи, неспокойный сон,

ночной энурез, резкие затруднения в речи и т. д.).

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

– ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;

– постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление

целеполагания и целеустремленности;

– возникает гордость за собственные достижения – личностное новообразование раннего

детства.

Источник

Ïñèõè÷åñêîå ñòàíîâëåíèå ÷åëîâåêà â ðàííåì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè è ïðåäïîñûëêè ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ ó ìàëåíüêèõ äåòåé. Îñîçíàíèå èíäèâèäîì ñâîåãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îáúåêòèâíûì ìèðîì è ñâîèõ æèçíåííûõ ïîòðåáíîñòåé. Îñíîâíûå ýòàïû ôîðìèðîâàíèÿ ß-êîíöåïöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ â ðàííåì âîçðàñòå

Ïëàí

1. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â ðàííåì âîçðàñòå

2. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

3. Ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ è ß-êîíöåïöèè

1. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â ðàííåì âîçðàñòå

Ñòàíîâëåíèå ñàìîñîçíàíèÿ â ðàííåì äåòñòâå èññëåäîâàëè Á.Ã. Àíàíüåâ (1948), Ë.Ñ. Âûãîòñêèé (1984), Ä.Â. Îëüøàíñêèé (1986), Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí (1989), Â.Ñ. Ìóõèíà (1985), Í.Í. Àâäååâà, Ì.Ã. Åëàøèíà, ÑÞ. Ìåùåðÿêîâà (2000). Èññëåäîâàòåëè åäèíû âî ìíåíèè, ÷òî â ðàííåì âîçðàñòå ðåáåíîê îòêðûâàåò ñåáÿ êàê îòäåëüíóþ ïåðñîíó ÷åðåç òåëåñíûå ÷óâñòâîâàíèÿ, ôîðìèðîâàíèå “îáðàçà” òåëà, âèçóàëüíûé îáðàç ñâîåãî îòðàæåíèÿ â çåðêàëå, à òàêæå ÷åðåç ïåðåæèâàíèå ñâîåãî âîëåèçúÿâëåíèÿ.

Çàðîäèâøèñü â ðàííåì âîçðàñòå, ñàìîñîçíàíèå ôîðìèðóåòñÿ ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà áëàãîäàðÿ èíòåíñèâíîìó èíòåëëåêòóàëüíîìó è ëè÷íîñòíîìó ðàçâèòèþ. Îíî ÿâëÿåòñÿ öåíòðàëüíûì íîâîîáðàçîâàíèåì äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

Ñàìîñîçíàíèå â äîøêîëüíîì âîçðàñòå èññëåäóþò È.È. ×åñíîêîâà (1977), Å.Î. Ñìèðíîâà è Â.Ã. Óòðîáèíà (1996), Ì.Ì. Áàõòèíà, Â.Ñ. Ìóõèíà (1999), Å.À. Áèðþêåâè÷ (2001).

Äîøêîëüíûé âîçðàñò ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî ïåðèîäîì “ïåðâîãî ðîæäåíèÿ ëè÷íîñòè” (À.Í. Ëåîíòüåâ), íî è ïåðèîäîì îôîðìëåíèÿ “ðàííåãî îáðàçà ß” êàê àôôåêòèâíî-êîãíèòèâíîãî îáðàçîâàíèÿ (Ì.È. Ëèñèíà). Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â äåòñêèõ âîçðàñòàõ. Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû / Ä.Á. Ýëüêîíèí, ïîä ðåä. Ä.È. Ôåëüäøòåéíà. – Ì.: Èíñòèòóò ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè. Âîðîíåæ: ÍÏÎ “ÌÎÄÝÊ”, 1995. – Ñ. 101-142.

 ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêå îáùåïðèçíàííî ïîëîæåíèå î òîì, ÷òî ñàìîñîçíàíèå ÿâëÿåòñÿ ñëîæíûì âíóòðèïñèõè÷åñêèì îáðàçîâàíèåì, èìåþùèì îïðåäåëåííóþ ñòðóêòóðó, ôóíêöèè è ãåíåçèñ.  ïðîöåññå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêîì ïðèñâàèâàåòñÿ ñëîæèâøàÿñÿ â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà ñîâîêóïíîñòü óñòîé÷èâûõ ñâÿçåé â ñôåðå öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé, îáåñïå÷èâàþùèõ åãî êàê óíèêàëüíóþ ëè÷íîñòü, öåëîñòíîñòü è òîæäåñòâåííîñòü ñàìîìó ñåáå.

Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, ñòàíîâëåíèå åãî êàê ëè÷íîñòè ñâÿçàíî ñ ôîðìèðîâàíèåì ñàìîñîçíàíèÿ – îñîçíàíèåì è îòíîøåíèåì ê ñåáå êàê ê ôèçè÷åñêîìó, äóõîâíîìó è îáùåñòâåííîìó ñóùåñòâó. Ñàìîñîçíàíèå ÿâëÿåòñÿ ïðîäóêòîì ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, åãî ïðèæèçíåííûì îáðàçîâàíèåì. Îíî ðàçâèâàåòñÿ â ïðîöåññå ñîáñòâåííîé àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà, íà îñíîâå åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñ îêðóæàþùèìè (Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí, Á.Ã. Àíàíüåâ, À.Í. Ëåîíòüåâ, Ë.È. Áîæîâè÷ è äð.). [5, c. 345]

Ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ ïðîòåêàåò èíäèâèäóàëüíî ó êàæäîãî ðåáåíêà, íî, êàê ïðàâèëî, ê êîíöó ãîäà æèçíè ïåðâûå ïðèçíàêè âîçíèêíîâåíèÿ åãî óæå ìîæíî çàìåòèòü: ðåáåíîê íà÷èíàåò âûäåëÿòü ñåáÿ, ñâîå òåëî èç îêðóæàþùåãî åãî ïðîñòðàíñòâà. Äàëüíåéøåå ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ ñâÿçàíî ñ îñîçíàíèåì ñâîèõ æåëàíèé è âîîáùå ìîòèâîâ äåÿòåëüíîñòè. Ýòî ïîìîãàåò åìó ïåðåéòè íà ñëåäóþùóþ ñòóïåíü â ðàçâèòèè ñàìîñîçíàíèÿ – îòäåëèòü ñåáÿ îò ñâîèõ äåéñòâèé.

Ïåðâîíà÷àëüíî ðåáåíîê íå îñîçíàåò ñåáÿ ñóáúåêòîì äåÿòåëüíîñòè. “Êàòÿ ãóëÿòü “, “Áîðÿ ïàòü”, – ãîâîðÿò äåòè ðàííåãî âîçðàñòà î ñåáå. Âàæíûé ìîìåíò â ðàçâèòèè ñàìîñîçíàíèÿ íàñòóïàåò íà òðåòüåì ãîäó æèçíè, êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàåò îòäåëÿòü äåéñòâèå îò ïðåäìåòà, çà êîòîðûì îíî ïåðâîíà÷àëüíî áûëî æåñòêî çàêðåïëåíî. Îí íàñòóïàåò íå “âäðóã”, íå ñàì ñîáîé, à â ðåçóëüòàòå âûïîëíåíèÿ ðåáåíêîì ïðåäìåòíîãî äåéñòâèÿ â íîâûõ óñëîâèÿõ è ïåðåíîñà åãî íà äðóãèå ïðåäìåòû. Ðåáåíîê “êà÷àåò”, “êîðìèò”, “ìîåò” óæå íå òîëüêî ñâîþ ñàìóþ ëþáèìóþ êóêëó Òàíþ, ýòè æå äåéñòâèÿ îí ìîæåò ñîâåðøàòü è ñ äðóãèìè ïðåäìåòàìè (ñ êóêëàìè Êàòåé, Îëåé è äð.), “êîðìèòü” íå òîëüêî ìàëåíüêîé àëþìèíèåâîé ëîæå÷êîé, íî è ïëàñòìàññîâîé è äàæå ïàëî÷êîé, çàìåíÿþùåé åå, è ò. ï. Äåéñòâóÿ ñ ïðåäìåòàìè, îí ñðàâíèâàåò ñâîè äåéñòâèÿ ñ äåéñòâèÿìè âçðîñëûõ, íàõîäèò â íèõ ñõîäñòâî, ðàçëè÷èå, âñå ÷àùå äåéñòâóåò áåç íåïîñðåäñòâåííîé ïîìîùè âçðîñëîãî. È âîò ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ ñâîå æåëàíèå, ïîðîé îòëè÷íîå îò æåëàíèÿ âçðîñëîãî, ñâîå ëè÷íîå äåéñòâèå, ê êîòîðîìó îí îòíîñèòñÿ êàê ê ñâîåìó, ñàìîñòîÿòåëüíî ñîâåðøåííîìó äåéñòâèþ.

“ß èãðàþ”, “ÿ îäåâàþñü”, “ÿ åì” è âñå ÷àùå “ÿ ñàì” – çàÿâëÿåò ìàëûø î ñåáå íà òðåòüåì ãîäó æèçíè. Ïåðåõîä îò îáîçíà÷åíèÿ ñåáÿ â òðåòüåì ëèöå ê ëè÷íîìó ìåñòîèìåíèþ ïåðâîãî ëèöà “ÿ” – îäíî èç âàæíûõ äîñòèæåíèé ðàííåãî âîçðàñòà. Íåêîòîðûå ïñèõîëîãè ñ÷èòàþò äàæå âîçíèêàþùóþ ó Ðåáåíêà ê êîíöó ðàííåãî äåòñòâà ñèñòåìó “ß” è ðîæäàåìóþ åþ ïîòðåáíîñòü äåéñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíî, ðåàëèçîâàòü, óòâåðäèòü ñâîå “ÿ” – öåíòðàëüíûì íîâîîáðàçîâàíèåì äàííîãî ïåðèîäà. Óðóíòàåâà Ã.À., Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ Ó÷åá. – Ì.: Âëàäîñ, 2003. – 368 ñ.

Ñðåäè äðóãèõ íîâîîáðàçîâàíèé, ïîÿâëÿþùèõñÿ âñëåä çà ýòèì, îñîáîå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè èìååò ñàìîîöåíêà. Çà ñ÷åò êàêèõ èñòî÷íèêîâ, â ñèëó êàêèõ ïðè÷èí ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ è ñàìîîöåíêè? Îòå÷åñòâåííûå ïñèõîëîãè äâèæóùóþ ñèëó ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ âèäÿò â “ðàñòóùåé ðåàëüíîé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè èíäèâèäà, âûðàæàþùåéñÿ â èçìåíåíèè åãî âçàèìîîòíîøåíèé”.

Ðàííèé âîçðàñò î÷åíü çíà÷èì â ñòàíîâëåíèè ïñèõèêè, ïîâåäåíèÿ, ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, òàê êàê âåëèêè òå êà÷åñòâåííûå ïðåîáðàçîâàíèÿ, êîòîðûå ñ íèì ïðîèñõîäÿò.

Ïñèõîëîãè äàæå ñêëîííû ïðåäïîëîæèòü, ÷òî òðè ãîäà – ýòî ñåðåäèíà ïóòè ðàçâèòèÿ îò ðîæäåíèÿ äî çðåëîñòè.

Ïî ñðàâíåíèþ ñ íîâîðîæäåííûì òðåõëåòíèé ìàëûø âëàäååò ìíîãèìè ïðåäìåòàìè äîìàøíåãî îáèõîäà, ïîëüçóåòñÿ ëîæêîé, ñïîñîáåí ê ñàìîîáñëóæèâàíèþ, îáùàåòñÿ ñ îêðóæàþùèìè ïðè ïîìîùè àêòèâíîé ðå÷è, â ñîñòîÿíèè ñëåäîâàòü ýëåìåíòàðíûì ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ.

Âûäåëèì îñíîâíûå äîñòèæåíèÿ ðàííåãî âîçðàñòà, âëèÿþùèå íà ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà:

· îâëàäåíèå ïðÿìîé ïîõîäêîé;

· îâëàäåíèå àêòèâíîé ðå÷üþ;

· ðàçâèòèå ïðåäìåòíîé äåÿòåëüíîñòè.

2. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

Ðàçâèòèå ñàìîñîçíàíèÿ â ðàííåì äåòñòâå ñâÿçàíî ñ îòäåëåíèåì ñåáÿ îò ñâîèõ äåéñòâèé, ñ îñîçíàíèåì ñâîèõ æåëàíèè. Îòíîøåíèå ïðåääîøêîëüíèêà ê ìèðó ïðåäìåòîâ ñóùåñòâåííî ìåíÿåòñÿ. Ýòî èçìåíåíèå îïðåäåëÿåòñÿ òåì, ÷òî îâëàäåíèå îáùåñòâåííî-âûðàáîòàííûìè ñïîñîáàìè óïîòðåáëåíèÿ ïðåäìåòîâ ôîðìèðóåò ó ðåáåíêà ïðåäìåòíîå îòíîøåíèå ê äåéñòâèòåëüíîñòè [7, c. 101]. Òåïåðü ìàëûø íå ïðîñòî ìàíèïóëèðóåò ïðåäìåòàìè, à äåéñòâóåò ñ íèìè â ñîîòâåòñòâèè ñ èõ íàçíà÷åíèåì, ôóíêöèåé. Îñâîåíèå ôóíêöèé ïðåäìåòîâ, â ñâîþ î÷åðåäü, ïðèâîäèò ê îòäåëåíèþ äåéñòâèÿ îò ïðåäìåòà, çà êîòîðûì îíî áûëî ïåðâîíà÷àëüíî æåñòêî çàêðåïëåíî. Ìàëûø âûïîëíÿåò ïðåäìåòíîå äåéñòâèå â íîâûõ óñëîâèÿõ è ïåðåíîñèò åãî íà äðóãèå ïðåäìåòû. Òàê, îí íà÷èíàåò êîðìèòü êóêëó íå òîëüêî ñâîåé ëîæêîé, íî è ëþáîé äðóãîé, à çàòåì è ïàëî÷êîé. Îí êîðìèò íå òîëüêî ñâîþ êóêëó, íî è âñå äðóãèå êóêëû, ìèøêó, êîøêó. Âçàèìîîòíîøåíèÿ âçðîñëîãî ñ ðåáåíêîì óñëîæíÿþòñÿ. Ïðîäîëæàÿ îòíîñèòüñÿ ê ìàëûøó çàáîòëèâî è íåæíî, âçðîñëûé äåéñòâóåò ñîâìåñòíî ñ ðåáåíêîì, îöåíèâàåò åãî äîñòèæåíèÿì” îáëàñòè äåéñòâèé ñ ïðåäìåòàìè. Ó ïðåääîøêîëüíèêà âîçíèêàåò íîâîå îòíîøåíèå ê âçðîñëîìó. Îí ñðàâíèâàåò ñâîé ðåçóëüòàò ñ ðåçóëüòàòîì äðóãîãî ÷åëîâåêà. Íîñèòåëåì îáðàçöà âûñòóïàåò âçðîñëûé. Òåïåðü ìàëûø îòíîñèòñÿ ê âçðîñëîìó êàê ê îáðàçöó äëÿ ïîäðàæàíèÿ. Îòíîøåíèå ìàëûøà ê ñàìîìó ñåáå çàâèñèò îò òîãî, íàñêîëüêî óñïåøíî ïðîòåêàåò åãî äåÿòåëüíîñòü. Äîñòèã ðåçóëüòàòà – çíà÷èò õîðîøèé. Íå äîñòèã – çíà÷èò ïëîõîé. Ïîýòîìó äåòè â ðàííåì âîçðàñòå òàê áóðíî ïåðåæèâàþò ñâîè íåóäà÷è. Ïîä âëèÿíèåì îöåíêè âçðîñëîãî ðåáåíîê íà÷èíàåò îñîçíàâàòü êðèòåðèè óñïåøíîñòè èëè íåóñïåøíîñòè ñâîåé äåÿòåëüíîñòè. Äèôôåðåíöèðóåòñÿ îáùåå ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ìàëûøó (“Òû õîðîøèé, ÿ òåáÿ ëþáëþ”) è îòíîøåíèå, îïîñðåäîâàííîå ðåçóëüòàòîì äåÿòåëüíîñòè (“Ìîëîäåö, ñåãîäíÿ òû áûñòðî îäåëñÿ”). Ðåáåíîê æå îöåíèâàåò ñåáÿ ïîëîæèòåëüíî è íåäèôôåðåíöèðîâàííî: “ß õîðîøèé”. Îòäåëåíèå ñåáÿ îò ñâîèõ äåéñòâèé Ñâÿçàíî ñ óñëîæíåíèåì âèäîâ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûå âûïîëíÿåò ðåáåíîê. Îí âïåðâûå “îòêðûâàåò” ìàòåðèàëüíóþ ïðîåêöèþ ñâîåãî “ÿ” â äîñòèãíóòîì ðåçóëüòàòå – íàðèñîâàë, âûëåïèë, ïîñòðîèë, ïðè÷åñàëñÿ, îäåëñÿ. Îí ïîíèìàåò, ÷òî äåéñòâèÿ ñîâåðøàåò èìåííî îí, è ýòî ïðèâîäèò ê èçìåíåíèÿì â ïðåäìåòàõ. Êàæäûé ðåçóëüòàò äåÿòåëüíîñòè ñòàíîâèòñÿ äëÿ ðåáåíêà óòâåðæäåíèåì ñâîåãî “ÿ”, äëÿ íåãî î÷åíü âàæíî, ÷òîáû åãî äîñòèæåíèÿ êòî-ëèáî óâèäåë è îöåíèë. Òàêèì öåíèòåëåì âûñòóïàåò âçðîñëûé. Îäîáðåíèå è ïîõâàëà âçðîñëîãî ðîæäàþò ó ìàëûøà ÷óâñòâî ãîðäîñòè, ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà. Îòñóòñòâèå òàêîâûõ âåäåò ê ïåðåæèâàíèþ îãîð÷åíèé, ñòûäà. Ïðåäìåòíûé ìèð ñòàíîâèòñÿ íå òîëüêî ñôåðîé ïî çíàíèÿ, íî è ñôåðîé ñàìîðåãóëÿöèè, óòâåðæäåíèÿ ñâîåãî “ÿ”, ñôåðîé äîñòèæåíèé. Ðåáåíîê, äåéñòâóÿ ñ ïðåäìåòàìè, ïðîáóåò ñâîé ñèëû. Îñâîåíèå ñïîñîáîâ óïîòðåáëåíèÿ ïðåäìåòîâ ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî â âîçðàñòå îêîëî 2 ëåò ó ðåáåíêà íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ïîäëèííàÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, ïîêàçàòåëÿìè êîòîðîé ÿâëÿþòñÿ “ëè÷íûå æåëàíèÿ” ìàëûøà. Ãóñüêîâà Ò.Â., Åëàãèíà Ì.Ã. Ëè÷íîñòíûå îáðàçîâàíèÿ ó äåòåé â ïåðèîä êðèçèñà òðåõ ëåò // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1987. – ¹ 5. – Ñ. 78-85. Ìëàäåíåö ìîã ñòàâèòü ýëåìåíòàðíûå öåëè è ñòðåìèëñÿ èõ äîñòè÷ü. Íàïðèìåð, èñêàë ñïðÿòàííóþ èãðóøêó.  ðàííåì äåòñòâå ðåáåíîê ìîæåò ñòàâèòü öåëü, äîñòèæåíèå êîòîðîé ïðèâîäèò ê ïîëó÷åíèþ ñîöèàëüíî çíà÷èìîãî ðåçóëüòàòà, ñîöèàëüíî îæèäàåìîãî ýôôåêòà â Äåéñòâèé ñ ïðåäìåòîì. Òàê, ìàëûø íàñòàèâàåò íà ñàìîñòîÿòåëüíîñòè â ïðèåìå ïèøè, ñòðåìÿñü ñàì äåéñòâîâàòü ëîæêîé. Ïîä÷åðêíåì, ÷òî â íà÷àëå 3-ãî ãîäà æèçíè âîçíèêàåò ëèøü íàìåðåíèå, êîãäà ðåáåíîê ñòàâèò ïåðåä ñîáîé çàäà÷ó, à èñïîëíåíèå åå â ðåøàþùåé ñòåïåíè çàâèñèò îò âçðîñëîãî. Îí ïîìîãàåò ðåáåíêó óäåðæàòü öåëü, âûïîëíèòü äåéñòâèå, êîíòðîëèðóåò è îöåíèâàåò åãî äåÿòåëüíîñòü. Íå äîáèâøèñü ðåçóëüòàòà, ðåáåíîê áóðíî ïåðåæèâàåò íåóäà÷ó. Íåðåäêî îí íå äîâîäèò äåëî äî êîíöà ïîä âëèÿíèåì ïîñòîðîííèõ ðàçäðàæèòåëåé. Ïîýòîìó ñàìîñòîÿòåëüíîñòü â ýòîì âîçðàñòå ñóùåñòâóåò òîëüêî íà óðîâíå öåëåïîëàãàíèÿ. Íà 3-ì ãîäó æèçíè ñïîñîáíîñòü ðåáåíêà óäåðæèâàòü â ïàìÿòè ïîñòàâëåííóþ öåëü âûðàñòàåò, ÷òî ïîçâîëÿåò åìó îïðåäåëåííûì îáðàçîì îðãàíèçîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ äëÿ åå äîñòèæåíèÿ.

Âàæíûå èçìåíåíèÿ â ñôåðå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäÿò ê òðåì ãîäàì. Ïîä âëèÿíèåì äåëîâîãî ñîòðóäíè÷åñòâà ñî âçðîñëûì ó ðåá¸íêà ôîðìèðóåòñÿ öåëåóñòðåìëåííîñòü, ñïîñîáíîñòü ñ ïîìîùüþ ñòàðøèõ ñîîòíîñèòü ïîëó÷åííûé ðåçóëüòàò ñ èñõîäíûì íàìåðåíèåì, ñðàâíèòü òî, ÷òî ïîëó÷èë, ñ òåì, ÷òî õîòåë ïîëó÷èòü. Åùå îäèí âàæíûé êîìïîíåíò ñàìîñòîÿòåëüíîñòè – ñàìîîöåíêà, â îñíîâå êîòîðîé ëåæèò óìåíèå ñîîòíîñèòü ïðåäïîëàãàåìûé è ðåàëüíûé ðåçóëüòàò, – ôîðìèðóåòñÿ çà ïðåäåëàìè ðàííåãî âîçðàñòà.

 ðàçâèòèè ñàìîñîçíàíèÿ îñîáóþ ðîëü èãðàåò ñîáñòâåííîå èìÿ ðåáåíêà. Óæå â 6 ìåñ. ìëàäåíåö ðåàãèðóåò íà ñâoe è ÷óæîå èìÿ ïî-ðàçíîìó.  ðàííåì äåòñòâå èìÿ äëÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì åãî èíäèâèäóàëüíîñòè, îòëè÷àåò îò äðóãîãî ÷åëîâåêà.  òî æå âðåìÿ èìÿ âûñòóïàåò ñðåäñòâîì èäåíòèôèêàöèè ñ äðóãèìè ëþäüìè, ïîä÷åðêèâàÿ ïðèíàäëåæíîñòü ìàëûøà ê ïîëó, ñåìüå, íàöèîíàëüíîñòè. Îáðàùåíèå ê ðåáåíêó ïî èìåíè ïðèäàåò ëè÷íóþ àäðåñîâàííîñòü âîçäåéñòâèÿì âçðîñëîãî, óïîòðåáëåíèå åãî ëàñêîâûõ ôîðì äåìîíñòðèðóåò ìàëûøó ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê íåìó.

 ðàííåì âîçðàñòå èçìåíÿþòñÿ îòíîøåíèÿ ðåáåíêà ê ëþäÿì, ïðåäìåòàì, ñàìîìó ñåáå.  ðÿäå ñëó÷àåâ ïîñòóïêè äåòåé íå ñâÿçàíû íè ñ ñèòóàòèâíûì ìãíîâåííûì æåëàíèåì, íè ñ êîíêðåòíîé ñèòóàöèåé, èõ ìîòèâîì ÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ðåáåíêà ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, ïðîÿâëåíèþ åãî ëè÷íîñòè. Ìàëûø ñòðåìèòñÿ áûòü áîëüøèì, íåìåäëåííî âûïîëíÿòü âñå äåéñòâèÿ, ïðèñóùèå âçðîñëîìó. Âîçíèêàåò ëè÷íîå äåéñòâèå è ñîçíàíèå “ß ñàì”. Ëè÷íîå äåéñòâèå – ýòî òàêîå äåéñòâèå, ê êîòîðîìó ðåáåíîê îòíîñèòñÿ êàê ê ñâîåìó, èì ñàìèì ïðîèçâîäèìîìó: “ß áóäó ðèñîâàòü. ß áóäó ãóëÿòü. ß áóäó óìûâàòüñÿ”. Ãóñüêîâà Ò.Â., Åëàãèíà Ì.Ã. Ëè÷íîñòíûå îáðàçîâàíèÿ ó äåòåé â ïåðèîä êðèçèñà òðåõ ëåò // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1987. – ¹ 5. – Ñ. 78-85.

Åñëè âçðîñëûé íå ïåðåñòðîèò ñâîå îòíîøåíèå ê ðåáåíêó, íå îðãàíèçóåò äåëîâîå ñîòðóäíè÷åñòâî, åñëè îí äåìîíñòðèðóåò ñâîå ïðåâîñõîäñòâî, òî âîçíèêàåò íåãàòèâíîå ïîâåäåíèå, õàðàêòåðíîå äëÿ êðèçèñà 3 ëåò. Åãî ñèìïòîìû îïèñàë Ë.Ñ. Âûãîòñêèé è íàçâàë êðèçèñîì îòíîøåíèé. Ê íèì îòíîñÿòñÿ:

· íåãàòèâèçì, òàêèå ïðîÿâëåíèÿ â ïîâåäåíèè ðåáåíêà, êîãäà îí íå õî÷åò ÷åãî-íèáóäü ñäåëàòü òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ýòî ïðåäëîæèë êòî-òî èç âçðîñëûõ, ò.å. ðåàêöèÿ íå íà ñîäåðæàíèå äåéñòâèÿ, à íà ñàìî ïðåäëîæåíèå âçðîñëûõ;

· óïðÿìñòâî – ýòî ðåàêöèÿ ðåáåíêà, êîãäà îí íàñòàèâàåò íà ñâîåì òðåáîâàíèè íå ïîòîìó, ÷òî åìó ýòîãî ñèëüíî õî÷åòñÿ, à ïîòîìó, ÷òî îí ýòî ïîòðåáîâàë;

· ñòðîïòèâîñòü – ðåàêöèÿ ðåáåíêà, íàïðàâëåííàÿ ïðîòèâ óñòàíîâëåííûõ äëÿ íåãî íîðì âîñïèòàíèÿ, ïðîòèâ îáðàçà æèçíè;

· ñâîåâîëèå, èëè ñâîåíðàâèå, çàêëþ÷àåòñÿ â òåíäåíöèè ðåáåíêà ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, êîãäà îí âñå õî÷åò ñäåëàòü ñàì;

· ïðîòåñò – áóíò, êîãäà âñå â ïîâåäåíèè ðåáåíêà íà÷èíàåò íîñèòü ïðîòåñòóþùèé õàðàêòåð;

· ñòðåìëåíèå ê äåñïîòèçìó – æåëàíèå ïðîÿâëÿòü äåñïîòè÷åñêóþ âëàñòü ïî îòíîøåíèþ ê îêðóæàþùèì;

· ðåâíîñòü ïî îòíîøåíèþ ê ìëàäøèì è ñòàðøèì, åñëè â ñåìüå åùå åñòü äåòè;

· ðåàêöèè íåâðîòè÷åñêîãî èëè ïñèõîïàòè÷åñêîãî õàðàêòåðà (ñòðàõè, íåñïîêîéíûé ñîí, íî÷íîé ýíóðåç, ðåçêèå çàòðóäíåíèÿ â ðå÷è è ò.ä.).

Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ â ðàííåì âîçðàñòå:

· ðåáåíîê íà÷èíàåò îòäåëÿòü äåéñòâèÿ îò ïðåäìåòà í ñåáÿ îò ñâîèõ äåéñòâèé;

· ïîñòåïåííî ðàçâèâàåòñÿ ïîäëèííàÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, î ÷åì ãîâîðèò ïðîÿâëåíèå öåëåïîëàãàíèÿ è öåëåóñòðåìëåííîñòè;

· âîçíèêàåò ãîðäîñòü çà ñîáñòâåííûå äîñòèæåíèÿ

· ëè÷íîñòíîå íîâîîáðàçîâàíèå ðàííåãî äåòñòâà. [3, ñ. 112]

Ðåáåíîê íà÷èíàåò îòäàâàòü ñåáå âñå áîëåå ÿñíûé îò÷åò â ïîáóäèòåëüíûõ ñèëàõ è ïîñëåäñòâèÿõ ñâîèõ ïîñòóïêîâ. Ýòî ñòàíîâèòñÿ âîçìîæíûì â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ó äîøêîëüíèêà ðàçâèâàåòñÿ ñàìîñîçíàíèå – ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî îí ñîáîé ïðåäñòàâëÿåò, êàêèìè êà÷åñòâàìè îáëàäàåò, êàê îòíîñÿòñÿ ê íåìó îêðóæàþùèå è ÷åì âûçûâàåòñÿ ýòî îòíîøåíèå. Íàèáîëåå ÿâíî ñàìîñîçíàíèå ïðîÿâëÿåòñÿ â ñàìîîöåíêå, ò.å. â òîì, êàê ðåáåíîê îöåíèâàåò ñâîè äîñòèæåíèÿ è íåóäà÷è, ñâîè êà÷åñòâà è âîçìîæíîñòè.

Ïðåäïîñûëêà ðàçâèòèÿ ñàìîñîçíàíèÿ – îòäåëåíèå ñåáÿ îò äðóãèõ ëþäåé, êîòîðîå ïðîèñõîäèò óæå â êîíöå ðàííåãî äåòñòâà. Íî, âñòóïàÿ â äîøêîëüíûé âîçðàñò, ðåáåíîê îñîçíàåò òîëüêî ñàì ôàêò, ÷òî îí ñóùåñòâóåò. Ïîêà åùå îí ïî-íàñòîÿùåìó íè÷åãî íå çíàåò î ñåáå, î ñâîèõ êà÷åñòâàõ. Ñòðåìÿñü áûòü êàê âçðîñëûé, ðåáåíîê òðåõ – ÷åòûðåõ ëåò íå ó÷èòûâàåò ñâîèõ ðåàëüíûõ âîçìîæíîñòåé. Îí ïîïðîñòó ïðèïèñûâàåò ñåáå âñå ïîëîæèòåëüíûå, îäîáðÿåìûå âçðîñëûìè êà÷åñòâà, îò÷àñòè äàæå íå çíàÿ, â ÷åì îíè çàêëþ÷àþòñÿ. Ýòî èìååò îãðîìíîå çíà÷åíèå äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, ñîçíàòåëüíîãî óñâîåíèÿ íîðì ïîâåäåíèÿ, ñëåäîâàíèÿ ïîëîæèòåëüíûì îáðàçöàì. Âìåñòå ñ òåì ðåáåíîê íà÷èíàåò íàìåðåííî ïîëüçîâàòüñÿ îòíîøåíèåì îêðóæàþùèõ ê òåì èëè äðóãèì åãî êà÷åñòâàì è ïîñòóïêàì.

Ýìîöèîíàëüíî ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ñàìîìó ñåáå, ëåæàùåå â îñíîâå ñòðóêòóðû ñàìîñîçíàíèÿ ëè÷íîñòè êàæäîãî íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåãîñÿ ðåáåíêà, îðèåíòèðóåò åãî íà ïðèòÿçàíèÿ ñîîòâåòñòâîâàòü ïîëîæèòåëüíîìó ýòè÷åñêîìó ýòàëîíó. Èíäèâèäóàëüíàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ çàèíòåðåñîâàííîñòü â òîì, ÷òîáû áûòü äîñòîéíûì óâàæåíèÿ îêðóæàþùèõ, ïðèâîäèò ê ïîíèìàíèþ íåîáõîäèìîñòè è ïîòðåáíîñòè ñîîòâåòñòâîâàòü ïîëîæèòåëüíîìó íðàâñòâåííîìó ýòàëîíó. Êîãäà ïîòðåáíîñòü ñîîòâåòñòâîâàòü ïîëîæèòåëüíîìó ýòàëîíó ïîâåäåíèÿ ïðèîáðåòàåò ëè÷íîñòíûé ñìûñë, ó ðåáåíêà ïîÿâëÿåòñÿ îòâåòñòâåííîñòü êàê ÷åðòà ëè÷íîñòè. Ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ó ðåáåíêà ôîðìèðóþòñÿ îñíîâû îòâåòñòâåííîãî îòíîøåíèÿ ê ðåçóëüòàòàì ñâîèõ äåéñòâèé è ïîñòóïêîâ. Îòâåòñòâåííîñòü ïðîáóæäàåò ÷óâñòâî ñîïðè÷àñòíîñòè îáùåìó äåëó, ÷óâñòâî äîëãà.

×åðåç îáùåíèå ñî âçðîñëûìè ó ðåáåíêà ðàçâèâàåòñÿ ýìîöèîíàëüíîå è ðàññóäî÷íîå îòíîøåíèå ê íðàâñòâåííûì íîðìàì è èõ âûïîëíåíèþ. Âçðîñëûé ñâîèì îòíîøåíèåì ê ïîñòóïêó ðåáåíêà ñàíêöèîíèðóåò îïðåäåëåííûé òèï ïîâåäåíèÿ, îí ïîìîãàåò ðåáåíêó îñìûñëèòü ðàöèîíàëüíîñòü è íåîáõîäèìîñòü îïðåäåëåííîãî íðàâñòâåííîãî ïîñòóïêà. Èìåííî íà ôîíå ýìîöèîíàëüíîé çàâèñèìîñòè îò âçðîñëîãî ó ðåáåíêà ðàçâèâàåòñÿ ïðèòÿçàíèå íà ïðèçíàíèå â ñôåðå ìîðàëüíîãî ïîâåäåíèÿ.

 äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïîñòåïåííî îñâàèâàåòñÿ ñîöèàëüíîå ïðîñòðàíñòâî, ÷åðåç ñòðåìëåíèå ðåáåíêà ðåàëèçîâàòü ñâîþ ïîòðåáíîñòü â ëþáâè è ýìîöèîíàëüíîé ïîääåðæêå, ÷åðåç ñòðåìëåíèå ðåàëèçîâàòü ñâîè ïðèòÿçàíèÿ íà ïðèçíàíèå. Êîíêðåòíî ýòî âûðàæàåòñÿ ÷åðåç îæèäàíèå ïîëó÷èòü îäîáðåíèå è áûòü îöåíåííûì êàê “õîðîøèé”. [1. c. 85].

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Àáäóðàõìàíîâ Ð.À. Èñòîðèÿ ïñèõîëîãèè / Ð.À. Àáäóðàõìàíîâ. – Ì.: Ïåäàãîãèêà, 1980. – ò.1. – 232 ñ.

2. Áåðíñ Ð. Ðàçâèòèå ß – êîíöåïöèè è âîñïèòàíèå. / Ð. Áåðíñ – Ì.: Ïðîãðåññ – 1986. – 234 ñ.

3. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ýòþäû ïî èñòîðèè ïîâåäåíèÿ. Îáåçüÿíà, ïðèìèòèâ, ðåáåíîê. / Ë.Ñ. Âûãîòñêèé, À.Ð. Ëóðèÿ. – Ì.: Ïåäàãîãèêà-Ïðåññ, – 1993. – 222 ñ.

4. Ãóñüêîâà Ò.Â. Ëè÷íîñòíûå îáðàçîâàíèÿ ó äåòåé â ïåðèîä êðèçèñà òðåõ ëåò / Ò. Ãóñüêîâà, Ì.Ã. Åëàãèíà.// Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1987. – ¹ 5. – Ñ. 78-85.

5. Ðóáèíøòåéí Ñ.Ë. Îñíîâû îáùåé ïñèõîëîãèè / Ñ. Ë. Ðóáèíøòåéí – ÑÏá: Èçäàòåëüñòâî “Ïèòåð”, 2000. – 712 ñ.

6. Óðóíòàåâà Ã.À. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ Ó÷åá./ Ã.À. Óðóíòàåâà. – Ì.: Âëàäîñ, 2003. – 368 ñ.

7. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå â äåòñêèõ âîçðàñòàõ. Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû / Ä.Á. Ýëüêîíèí, ïîä ðåä. Ä.È. Ôåëüäøòåéíà. – Ì.: Èíñòèòóò ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè. Âîðîíåæ: ÍÏÎ “ÌÎÄÝÊ”, 1995. – Ñ. 101-142.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник