Особенности развития самосознания ребенка дошкольного возраста

Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста

Самосознание определяется как осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Самосознание есть определенная форма реального явления – сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащему тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

Наивысший уровень развития самосознания – это возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем т о уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Самосознание рождается в процессе коллективной практической деятельности межчеловеческих взаимоотношений.

На протяжении дошкольного возраста наблюдается закономерный поступательный процесс: от элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих Я и не- Я, ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дают ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т. д.

Вступление в период дошкольного возраста связано с переживанием кризиса 3- х лет, с появлением важнейшего новообразования личности – Я – концепции.

Формирование личности связано с развитием самосознания, то есть представлением ребенка о самом себе. В речи ребенка начинает появляться местоимение «Я», он узнает себя в зеркале и на фотографиях.

Суть кризиса 3- х лет состоит в том, что это новое, появившееся в мире «Я» требует своего подтверждения. Выготский называет этот кризис – «кризисом социальных отношений». Эльконин выделяет главные признаки: осознание « Я – сам», личные действия. Божович указывает на причины кризиса – потреьность в реализации собственного «Я».

Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка.

Психологические процессы самооценки и формирования Я – концепции имеют значительные отличия. Я – концепция, по сути, представляет собой в большей мере набор описательных, нежели оценочных представлений о себе. Часть концепции может быть окрашена положительно и отрицательно, часть может быть нейтральной. А самооценка – это понимание человеком своих собственных качеств, а так же оценка им этих качеств.

Самооценку детей младше семи лет точно измерить довольно трудно. У маленьких детей есть ожидание успеха в конкретных заданиях, они оценивают себя в каждой отдельной ситуации, но у них отсутствует обобщенная самооценка.

Дошкольник собой полностью доволен, кажется себе очень хорошим, и только, спустя некоторое время (к девяти или десяти годам), у ребенка формируется вполне отчетливое чувство собственной ценности, формируется оценка себя.

Старшие дошкольник с высокой самооценкой чувствуют себя в « детском обществе» уверенней и активнее себя проявляют, чем дети с заниженной самооценкой.

В дошкольном возрасте дальнейшее развитие самосознания находит свое отражение не только в зарождающейся самооценке собственной личности, но и в умении давать объективные оценки окружающим людям.

Критерии самооценки находятся в прямой зависимости от воспитательной работы.

« Я концепция» это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности, она играет важнейшую роль в формировании целостной личности. « Я концепция» включает в себя « образ Я» и самооценку.

« Образ Я» это совокупность чувственных ощущений, восприятий, представлений и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Посредством восприятия и понимания другого ребенок приходит к пониманию себя. Самооценка это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. Структура самооценки представлена двумя компонентами когнитивным и эмоциональным.

Существует множество факторов, влияющих на формирование « Я – концепции». Первым институтом социализации для ребенка является его семья. Семья является разновозрастной группой, в которой дошкольник приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола.

« Я – концепция» формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важным являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения « Я – концепция» сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, « Я – концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Источник

, , . , -. . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru

. ..

:

:

1

2013 .

1.

2.

– , , , . : – , .

, .

? – : , , , . : , , , , , ( – ) . , , , [3, c. 56].

(” “, ” “), , , . , , , , .

, – – .

, . , , , , – – – , , .

, , .

.

, .

:

? ;

? -;

? ;

? ;

? ;

? .

: – .

1.

“” , , . : – ( ?) – , ( ?) [8, c. 39].

. , . , , .

( “” – ” “), , , ( “” – ” “). “” .

, .

, , . , , .

– , , , . [3, c. 34].

.

:

, , , . , , , “”. . . , , , . , , . , , , , ..

, , . , , , , ” ” .

– . , , , . -. , (, , ). , – .

, .

, . , , , , . , , . ( ). . [10, c. 104].

, , , , . , , . , , . , , . . , , , ; , . , . , , .

, , . .

, , , , . .

.

, , , . – , . . “”: , , [4, c. 5].

, 6-7 . , . – , .. – , . , , , . , ( ) : , , , .

, , . , , , , . , .

. , , , , , [1, . 83].

?

, :

;

;

;

[1, . 91].

, . , . :

;

;

, , ;

.

2.

. , . . , , .

, , . , . , , 6-7 . , , [1, . 91].

, , , , . , . : ” “, – , , . . , . , , ( , , , ), (, , ). , [1, . 92].

. , ( ), . -, , , . . , , , . -, , , ; , ; ; . , , , “” . , , , “”.

() , . , – . , , [1, . 92].

. , , ( , , ..), . ” “, , [3, . 100].

, , , ” “. ( ” , “) , . , , . , .

, . , , , .

[3, . 101].

– . , , .

, ” – “, -, ” – “. , .

, , , . , , , , . – , , . .

, . . , , , , . – , .

, “” . , . , : , , , . : , , , . , ; ; . , . .

, : , , , , .

. , , .

, . . , . , , ” “””. , .

, , ” “, ” “, ” “, ” ” .. , ( 4-5 ), , . , – (, , ..), (” “, ” “, ” “). – .

( , ) [10, c. 33].

. , , , . (-), , . – : , . . , , .

: . : , , .

: !

! , .

, , , , .

. , , , .

, , , . , . ( , , -, ). .

, . ( ) , . , , , – .

, , ?

– : , , , , , ; – .

: ; , .

: , , .

: , , , . , , , [1, . 120].

. , ; , . – . , , .

, ߻, , . – . (, , ) , . , . , , . , , , . , , , [5, c. 79].

, . , , . . , , .

7 .

. – , : , , . ; , , , , . , .

1. .., .., .. 7 // , . – ., 1977.

2. . . . – ., 1968. – 464 .

3. . – ., 1973.

4. .. // . – 2000. – . 5.

5. .., .., .. // . – 1999.

6. / . .. , .. . – , 1997.

7. . . // , 1979. – . 39

8. .., .. . – , 1997.

9. .., .. . – : , 1983.

10. .. // – . – ., 1980. – 646 .

Allbest.ru

  • . . -. .

    [121,2 K], 14.05.2014

  • . . .

    [53,9 K], 30.12.2014

  • . . . , , .

    [25,8 K], 13.01.2006

  • . . . .

    [2,2 M], 17.06.2014

  • . . .

    [63,8 K], 18.03.2011

  • . . () “”. “” . .

    [29,8 K], 16.01.2013

  • . “”. – . .

    [26,5 K], 04.06.2015

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрастеСамосознание – представление человека о своих взаимосвязях со средой, концепция своего «Я», установки в отношении себя

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени – как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» – примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

На формирование самосознания влияют: оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности.

По мнению Вольфа Саломоновича Мерлина, самосознание – сложная психологическая система, которая включает в себя четыре составляющие:

1) Сознание своего «Я»;

2) Сознание собственной тождественности;

3) Осознание личных психических качеств;

4) Система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом, но формируются они не одновременно.

Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание – это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношение к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец, осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими.

Самосознание как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок начинает овладевать выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Он овладевает прямохождением, речью, предметно-манипулятивной деятельностью. У него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия: чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально-ценностного компонента самосознания). В конце этого периода ребенок начинает впервые утверждаться как личность. Он начинает понимать что, то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а первом лице: «Я сам», «Я буду», «Я хочу», «Дай мне», «Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других людей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь быть как взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей.

Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. И не потом (когда-нибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому-то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремиться к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

Нет еще обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Когда одного ребенка утверждающего что он аккуратный спросили, что это значит, он ответил: «Я не боюсь». Другие дети, тоже гордящиеся своей аккуратностью, на этот вопрос отвечали: «Не знаю».

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»).

Половая идентификация, отождествление себя с представителями своего пола, развивается где-то к трем годам, в процессе того, как ребенок учиться осознавать себя как будущую мужчину или женщину. «Я – мальчик» или «Я – девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. Здесь осознание своего «Я» непременно включает в норме и осознании собственной половой принадлежности. Чувства собственной половой принадлежности в норме уже становятся устойчивым у ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте.

В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать для себя игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.

В младшем и среднем дошкольном возрасте обнаруживается доброжелательная пристрастность к детям своего пола, что определяет развитие самосознания.

В 3-4 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников.

В 4 – 5 лет, самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов и сказок. Любой поступок хорошего, положительного героя оценивается как хороший, плохого – как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отделяется от общего отношения к ним, начинает строится на понимании ситуации и того значения, которые имеют эти поступки и качества. Прослушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» – «Плохо». «Почему он плохо сделал?» – «Потому что развалил теремок». – «Тебе медведь нравится или нет?» – «Нравится. Я люблю мишек».

По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.

На вопрос, кто лучше всех поёт песенки в группе, Марина говорит: «Галя и я. Хорошо Лена поет. А Галя и я немножко. Я немножко хорошо и Галя немножко хорошо».

К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. Собственное Я ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит единое психологическое основание. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и т.д.

Источник