Особенности развития самосознания и самооценки ребенка дошкольного возраста

Особенности развития самосознания и самооценки ребенка дошкольного возраста thumbnail

Эмоциональная децентрация.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения. В дальнейшем совершая какое-либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», « это плохо», « этого нельзя делать».вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или не правильности познаваемой им действительности. Дети, воспитывающиеся в детском саду, обладают довольно высоким уровнем оценки и самооценки. Это и понятно: их деятельность, их умения, их поступки направляются и организуются педагогом, который объективно оценивает деятельность детей, сравнивает их поступки и умения.

Конечно оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Однако, нельзя не учитывать и других факторов – оценку ребенка его родными, а также сверстниками.Особенности детской оценки или самооценки заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко оценить себя положительно и трудно оценить себя отрицательно. Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся. Если умение более или менее сформировано, то и оценка его будет более правильной, более адекватной. Это относится к умению бегать, прыгать, выполнять обязанности дежурных, рисовать и т.д. Старший дошкольник довольно объективно знает свои возможности, умения, у него есть известная самокритичность. Поэтому ему не совсем удобно поставить свой рисунок на самое первое место. Трудно открыто похвалить себя, когда перед тобой непосредственные факты, которые могут уличить в неправильной оценке.

Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание – это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознания этих сторон личности, есть сложный единый процесс.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

– возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

– оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

– дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

– к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

– развивается способность мотивировать самооценку;

– появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Самосознание – это свойство личности, которое зависит от индивидуальных особенностей ребенка и, главным образом, от условий его жизни, воспитания и обучения. Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь быть как взрослый ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке («Я хороший, потому что мама так говорит»). В 3-4 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки или, например, в пожарников.

Особенности развития самосознания и самооценки ребенка дошкольного возраста

В 4 – 5 лет, самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) отношение к себе снова существенно меняется. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом ( Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям.

Агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, защите своего Я, доказательствам соей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой.

Источник

Библиографическое описание:

Ищенко, Т. В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте / Т. В. Ищенко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (123). – С. 350-352. – URL: https://moluch.ru//123/33952/ (дата обращения: 26.05.2021).



Дошкольный возрaст – время aктивного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Высокая эмоциональнaя отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни практического опыта составляет харaктерную особенность дошкольного детства.

Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному рaзвитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гумaнные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Эмоциональный опыт современного ребенка, опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что окaзывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Создавая условия для развития положительных эмоций ребенка в такой ответственный период жизни, как дошкольное детство, мы обеспечиваем основы для созидательной жизненной стратегии личности.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинают понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

Другая сторона – развития чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Развитие личности следует понимать как процесс опознавания своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Все стороны личности находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознавания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношения к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам фaкт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь, быть как взрослый, ребенок не учитывает своих реальных возможностей. Он осознает не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные проявления ребенок получает со стороны окружающих взрослых в виде оценок порицания или ободрения. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих, каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретение ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

Особенность детской оценки или самооценки заключается в том, что в оценке своих товарищей и самих себя, дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «не умный». Многие дети употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались.

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко себя оценивать положительно и трудно оценивать себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать свою недостаточность, отрицательных качеств.

На каждом этапе развития ребенок обладает известными умениями. Одни из них уже почти сформированы, другие находятся в стадии формирования, третьи только начинают формироваться. Понятно, что умения старших детей более многообразны и совершенны. Этим обуславливает то, что старшие дети не только могут назвать больше своих умений, но и то, что их оценка более содержательная, чем у пятилетних детей.

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся.

Работая в этом направлении, мы выявили различные индивидуальные виды развитии самооценки (Рисунок 1).

Особенности развития самосознания и самооценки ребенка дошкольного возраста

Рис. 1. Три вида самооценки

В отличие от адекватной самооценки существуют и две другие: это заниженная и завышенная самооценка. Обе самооценки играют важную роль в становлении механизмов саморегуляции, определяют уровень притязаний, влияют на развитие межличностных отношений (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика ребенка снеадекватной самооценкой

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

Ребенок обладает высокой тревожностью, не уверенностью, агрессивными тенденциями поведения, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем «Я» и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения.

Ребенок стремиться прервать собеседника, он хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку. Ему присуще напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки.

Для того чтобы научить ребенка правильно оценивать себя, его надо сначала научить правильно оценивать других, на которых он может смотреть со стороны. Огромную помощь в развитии адекватной самооценки оказывает вовлечение детей в специально организованную деятельность. Нами были подобраны и распределены игры по разным направлениям, помогающие детям обрести уверенность в себе (Таблица 2).

Таблица 2

Игры, используемые педагогами

Направление

Название игр иупражнений

Цели изадачи

Создание положительного эмоционального фона.

Азбука настроений

Ворчун и Весельчак

Веселые, грустные

Чье окошко?

Календарь эмоций

Угадай настроение

Встреча эмоций

Маска

Часы

Жучок

Настроение

Котенок

Бутылочка

Жмурки

Подарок

Знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же распознание эмоциональных реакций других людей. Развитие для сознания таких понятий как «хозяин своих чувств»

Снятие эмоционального напряжения

Магазин зеркал

Сердечко

Тесто

Салют

Печем пирог

Волны

Слон у папы на спине

Коррекция настроения и отдельных черт характера. Упражнять детей в умении изображать выразительно эмоционально отдельные эмоциональные движения.

Создание собственной значимости

Мир без тебя

Что нравится мне и другим

Моя копилка

Как изменить свою внешность

Кто я?

Как я поступлю?

Я есть, я буду!

Кем я буду и каким?

Ты самый, самый

Я дарю тебе свое имя

Формирование умения видеть свои достоинства, положительные качества своего характера, принятие своего прошлого настоящего и будущего.

Повышение самооценки

Закончи предложение

Банк идей

Сотворю себя сам

Мне нравится в себе

Это я

Новое имя

Комплемент самому себе

Рисунки

Развитие уверенности в себе, формирование своего имени, принятие своих качеств характера, умение видеть свои достоинства и любви к самому себе.

Уровень самовосприятия

Домашний фотоальбом

Фоторобот

Расскажи сказку

Чувства

Яркое имя

Развитие внимания ребенка к самому себе и к своим чувствам.

В начале года мы разработали план по развитию адекватной самооценки, который включает в себя такие разделы как «Я сам», «Я и другие» и «Я и окружающий мир».

В наши занятия были включены такие направления как: «образ физического Я»; образ социального «Я»; образ реального «Я»; образ будущего «Я». Такие занятия помогают детям сформировать положительные представления о себе, как объекте социальной действительности, о правильном образе жизни, о собственном положении относительно других людей, адекватное восприятие собственных действий, понимание будущей деятельности и собственных перспектив.

Выбранная нами форма работы способствует положительному решению данной проблемы, помогает сформировать адекватную самооценку. Развивающая образовательная среда позволяет познать себя и окружающий мир и развиваться самостоятельно. А когда процесс познания самостоятелен и свободен, дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, они настойчивы и терпеливы, они самоутверждаются и самосовершенствуются, делают новые открытия личного «Я».

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1988.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., 1999.
  3. Данилина Т. А. Степина Н. М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
  4. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2002.
  5. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
  6. Смелзер Н. Социология.- М.,1994.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, адекватная самооценка, дошкольный возраст, окружающий мир, детская оценка, дошкольное детство, завышенная самооценка, качество, общественное существо, сторона личности.

Источник

Слайд 1

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста. Выполнила: Анисимова Ю.М.

Слайд 2

Проблема самосознания – одна из самых сложных психологии. Наиболее эффективным путем ее исследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном под влиянием двух главных факторов – собственной практической деят-ти ребенка и его взаимоотношений с другими людьми. В дошкольном возрасте возникновение самосознания считается важнейшим достижением в развитии личности. Проблема самосознания достаточно актуальна в настоящее время. Самооценка не может появиться сама по себе, из ниоткуда. Она складывается из замечаний взрослых, семейного климата, отношений между родителями, их суждений о чертах характера и поступках ребенка. Взрослые влияют на формирование личности ребенка, на становление его самооценки и определение его личностного «Я». Введение

Слайд 3

Самосознание есть определенная форма реального явления – сознания. Самосознание предполагает выделение и отлучение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает . Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Впервые проблема самосознания была поставлена Л.С. Выготским . Так же самосознание рассматривали А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова . Чеснокова дает следующее определение самосознанию: «Самосознание – это сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов в единое целостное образование – в представление, а затем в понятие собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов; формирование совершенного, глубокого и адекватного образа Я» В.В. Столин выделяет три уровня самосознания: «… самовыделение и принятие себя в расчет ( в двигательных актах)»; Самосознание индивида, т.е. принятие точки зрения другого на себя, идентификация с родителями, с ролями, становление самоконтроля; самосознание личности, как выявление своей социальной ценности и смысла бытия, формирование представлений о своем прошлом, настоящем и будущем. В. В. Столин отмечает образ «Я» – продукт самосознания. И.С. Кон размышлял «образ Я» это совокупность представлений индивида о самом себе. В чем их размышления близки. М.И. Лисина выделяет 2 основных источника построения образа Я: Опыт индивидуальной деятельности чел-ка ; Опыт общения с другими людьми. Следовательно в психологии сложилась в отношении понимания идентичности своеобразная триада: сознание-самосознание- образ Я. Понятие «самосознания» и его структура

Слайд 4

Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему представляет его ближайшее окружение: мир взрослых и мир сверстников. В дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Э тапы формирования образа «Я»: 1. Познание себя через совместные игры и занятия со сверстниками, выражающемуся в наличии и характере представлений о себе и других. 2. Формирование адекватного самовосприятия у ребенка через преодоление противоречий между положительной самопрезентацией и оценкой его сверстниками. 3. Выделение дошкольником своего «Я», на противопоставление себя другим с целью определения достойного места в разнообразных социальных отношениях. Развитие образа «Я» у дошкольников

Слайд 5

– В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. – В возрасте трех-семи лет общение со сверстниками играет существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Умение ребенка анализировать результаты собственной деят-ти прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. – В три-четыре года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата. – В пять лет ребенок уже адекватно реагирует на успех и неудачу. – В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностей. С возрастом самооценка становится более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Особенности самооценки дошкольного возраста. Роль взрослых в формировании самоуважения ребенка

Слайд 6

– У ребенка появляется «осознание своего Социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции». – Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки. – В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания – осознание себя во времени. ( ребенок просит взрослых рассказать , как он был маленьким) – Важной составляющей самосознания является осознание своей принадлежности к мужскому и женскому полу, т.е. половой идентичности. – Итоговым измерением «Я» , формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе, и играет существенную роль в формировании личности ребенка. – В старшем дошкольном возрасте развиваются чувства гордости и стыда.

Слайд 7

– выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход; Организует деят-ть малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение; Представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения; Организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывая его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых (М.И. Лисина , Д.Б. Годовикова и др.) Оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращении к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для формирования оценочных и самооценочных действий дошкольника. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

Слайд 8

Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. А благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, поддержку и доверительные отношения, а так же отношения, нге препятствующие развитию самостоятельности и обогащения индивидуального опыта. Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми.

Слайд 9

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие компонента самосознания – самооценки. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Развивается самокритичность; способность мотивировать самооценку . Заключение

Слайд 10

Итак, становление самосознания, без которого невозможно формирование личности,- сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка с взрослыми.

Источник