Особенности развития речи в первые годы жизни ребенка

Особенности развития речи в первые годы жизни ребенка thumbnail

Лика Бердюгина
Консультация «Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка»

Дар слова -важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовкий писал «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании,чего нельзя было бы передать русским словом :и звучание музыки, и … блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений и тяжёлое громыхание грозы,и детский лепет, и заунывный ропот прибоя,и скорбь утраты, и ликование победы, но к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тыс. слов,то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов,что является показателем уровня мышления,культуры общения.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни,но самым важным периодом её развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций, письма,чтения.

Первые годы жизни ребёнка имеют решающие значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обуславливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.

С момента рождения ребёнок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребёнка особенно ярки в области языка. Лёгкость и быстрота

С которыми ребёнок при благоприятной педагогической обстановки овладевает речью, поистине изумительны.

При благоприятных условиях воспитания усвоения звуковой системы языка происходит к четырём годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи,умение передавать интонации вопроса,просьбы,восклицания)

Ребёнок накапливает определенной запас слов,который содержит все части речи. Превалирующие место в словаре занимают глаголы и существительные,обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения,их действия и состояние,однако начинается активное употребление прилагательных и местоимений.

У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребёноковладевает основными грамматическими формами: в его речи появляются множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных,уменьшительно-ласкательные суффиксы,формы настоящего и прошедшего времени глаголов,формы повелительного наклонения. Начинают развиваться и сложные формы предложений состоящих из главных и придаточных, в речи детей получают отражение причинные,целевые и другие связи,выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи,излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательно и повествовательного типов. Однако в речи детей четвертого года жизни отличаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят)шипящие (ж,ш,ч,щ,сонорные (р,л,м) звуки,некоторые звуки пропускают, требует совершенствования интонационная сторона речи,необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры,как темп,дикция, силы голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все умеют согласовывать слова в роде,числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложений. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований,которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребёнку творческим освоением богатств родного языка. Эти и другие особенности речевого развития детей четвертого года жизни определяют содержании работы по всем основным задачам.

Основные задачи

Формирование словаря.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,обуви,посуды,мебели,видов транспорта.

Учить различать и называть существительные детали и части предметов (у платья-рукава,карманы,пуговицы)качества (цвет и его оттенки,форма,размер,особенности поверхности (гладкая,пушистая,шероховатая,некоторые материалы и их свойства,местоположение (за окном,высоко,далеко,под шкафом) .Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце,стол-табурет-скамеечка).Основная единица языка-слово,и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие,формирование понятийного мышления немыслимо без усвоения новых слов.

Человеку присущ познавательный инстинкт0врожденная любознательность, «инстинкт достижения».Его побуждает к действию не нужда в чём-либо,не недостаток,а стремление к новому переживанию- к овладению,к достижению. Л. И. Божович высказала интересную мысль,что начиная с младенческого возраста у человека появляется инстинктивная потребность познания,потребность новых впечатлений; это потребность ненасыщаема,поэтому она стимулирует и определяет внутренние содержание процесса психического развития. Познавательная деятельность- это его естественное состояние. Знакомство человека с миром начинается с тог,что он видит,что его окружает. Узнает (осознает) все это ребёнок тогда0когда называет словом Словарь

У детей трёх лет непрерывно идёт процесс увеличения словаря как активного так и пассивного,если в два года словарный запас составляет 250-300 слов,то в три года он имеет как правило,800-1000 слов.

У детей трёх наблюдаются неправильности в произношении ряда слов,особеннодлинных и малознакомых :сокращения слов («сипед» – велосипед, «атабиль»-автомобиль); перестановки с слове слогов («замукальные»– музыкальные) ; перестановка в слове звуков («певрый»-первый): пропуски в слове звуков («босой мальчик»-большой мальчик, «девича»– девочка). Иногда дети чтобы избежать стечение согласных звуков,выводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают («карабель»-карабль, «не зинаю»– не знаю).

Необходимо постепенно увеличивать пассивный и активный словарь ребёнка, а так же приучать детей правильно произносить слова,имеющие в их активном словаре.

Грамматический строй

Трёхлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из трёх-четырёх).Фраза постепенно удлиняется и усложняется.В этом возрасте можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: порядок слов в предложении не всегда правилен («я хочу нет»– я не хочу,иногда искажается род имён существительных («один колёс»– одно колесо) ,даются неправильные падежные окончания («у меня много подругов»– у меня много подруг).

Во второй младшей группе необходимо учить детей задавать вопросы,а так же отвечать на вопросы воспитателя,пользоваться грамматическими правильными формами слов.

Звукопроизношение.Для произношения звуков детьми второй младшей группы характерны некоторые искажения :

1 согласные произносятся смягченно («лёзецка» – ложечка)

2 свистящие звуки с,з,ц. А) произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («обака»-собака, «амок»-замок, В) c заменяется ф («фабака»-собака,з-в(«вамок»-замок,ц-ф («фыплёнок»-цыплёнок) Г) С заменяется Т («тобака»-собака): з-д («дамок»-замок,ц-т («тветок»-цветок).

3 шипящие звуки ж,ч,щ А) Произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук) В) ш заменяется с и ф («сапка», «фапка»-шапка): ж-з или в («зук», «вук» – жук, ч-ц, или ть («оцки», «отьки»-очки);щ-ч-сь,или ть («сетка», «тётка» – щётка)

4 звуки л и р А)пропускаются («ампа»-лампа, «ука»-рука); Б)заменяются звуком ль («лямпа» – лампа, «люка»-рука); В)заменяются й («ямпа»-лампа, «юкка»-рука)

У большинства детей трёх лет встречаются физиологические,а не патологические недостатки звукопроизношения,которые носят непостоянный,временный характер. Они обусловлены тем,что у ребёнка трех лет ещё несовершенно функционируют слуховой и речевой аппараты.

Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть законченно в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове,то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связанна с систематической, целеноправленной работой по развитию речи.

Связная речь

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов,картин,иллюстраций; наблюдений за живыми объектами,строительством ;после просмотров спектаклей,мультфильмов обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос,понятно отвечать на него, говорить не перебивая говорящего взрослого.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми, взрослыми. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо» ,«здравствуйте», «спокойной ночи».

Побуждать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность ;полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми,его поведение,а следовательно и его личность в целом.

Любое нарушение в той или иной степени может отразиться а деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков,начиная осознавать свой недостаток,становятся молчаливыми,застенчивыми,нерешительными ;если же их не понимают,то они раздражаются,замыкаются в себе,

При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.

Источник

К концу первого года жизни речь становится для малыша средством общения с родителями. Уже на этом этапе можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребёнку.

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки — гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь — слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Источник