Особенности развития речи ребенка раннего возраста беседа с родителями
Развитие речи детей раннего возраста
Хотя взрослым кажется, что речь ребенка развивается спонтанно, хаотично, это далеко не так. Дети из разных стран и континентов осваивают родной язык в одной и той же последовательности.
Родители начинают общаться с ребенком задолго до того, как он сможет произнести свое первое слово. Общение строится главным образом на жестах и объяснениях родителей. Годовалый малыш начинает сознательно использовать жесты для общения.
Указательные жесты в диалоге между ребенком и взрослым означают «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Когда указательный жест использует взрослый, годовалый ребенок смотрит в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.
С помощью жестов-дотягиваний (протягивание открытой ладони, хватательный и др.) ребенок пытается попросить взрослого «дай мне …», «дай мне Усмотреть па (потрогать, поиграть с) …»• Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок повторяет жест иди начинает хныкать.
Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Когда в речи ребенка появятся слова, отражающие эти понятия («вот», «дать», «ма» — усеченное обратение-просьба к матери), он будет продолжать пользоваться жестами, но недолго. Вообще, первые слова детей очень часто сочетаются с жестами. Например, традиционное «пока-пока» сопровождается помахиванием, «ам» — движением руки по направлению ко рту.
Постепенно речь становится основным способом общения малыша и вытесняет жесты и лепет. Ребенок усваивает новые слова с помощью своеобразного ритуала называния: родители показывают предмет, называют его и поправляют малыша, если он неправильно повторил слово. Некоторым детям достаточно несколько раз повторить слово, чтобы они начали его понимать, а чуть позже употреблять в своей активной речи.
Пассивная (понимание значения слова) и активная речь (произнесение слова) ребенка пока не соответствуют друг другу. Малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем умеет произносить. Исследования показали, что с начала второго года жизни ребенок начинает понимать около 20 новых слов в месяц, тогда как произносит в среднем около девяти.
Слова «мама», «папа» и «баба» — самые значимые для малыша, и потому появляются одними из первых. Кроме того, они состоят из наиболее простых для произнесения ребенком звуков. Какие слова появятся в речи следующими, зависит от потребностей и окружения малыша, интересов его семьи.
Первые слова ребенка еще далеки от “взрослых” слов: они не являются словами в привычном смысле. Чаще всего они представляют собой звуковые комплексы из 1 —2 слогов, нередко одинаковых(«ав-ав, «пи-пи», «да-да»). Такие комплексы называют «языком нянь» или «языком младенцев». Эти слова обычно обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия: названия членов семьи, еды и напитков, игрушек, предметов, которые движутся и меняются. По мере увеличения словарного запаса в детской речи появляются эмоцмонально окрашенные междометия, отражающие состояние человека («oй-ой», «бо-бо»).
Ребенок озвучивает просьбы и утверждения, которые актуальны для него и настоящий момент, называет предметы, которые показывает или просит. С этой целью малыш начинает использовать слова-предложения, которые имеют определенный смысл, но пока грамматически не оформлены. Ребенок может сказать «мяч» вместо «дай мяч!» — таким образом он просит помочь ему достать мяч, «бах!» в значении «мяч упал», «ав-ав» вместо «собака идет».
Первые слова ребенка иногда трудно узнаваемы или вообще не похожи на оригинал. По тому как дети произносят слова, их можно разделить на две группы:
• одни малыши сокращают слова до одного слога, обычно первого или ударного. Так, слово «пить» преобразуется в «пи», а молоко — в «ако»;
• другие дети не сокращают слова, а строят их по модели исходного слова. Новое слово имеет то же количество слогов, что оригинал, и сохраняет правильное ударение. Однако малыш не старается точно воспроизвести слово, например слово «лекарство» превращается в «нанАна», «кирпичи» — в «тититИ».
Первые слова искажаются ребенком еще и по другой причине. Активно лепеча на первом году жизни, малыш научился произносить различные звуки. Но при переходе от лепета к словам многие звуки становятся для детей временно недоступными. Последовательность освоения ребенком звуков зависит от сложности их произнесения:
• губные согласные ([м], [п], [б]) появляются раньше язычных ([т], [д], [н]);
• мягкие согласные звуки появляются раньше твердых. Именно поэтому речь ребенка приобретает характер «общего смягчения», которое большинство взрослых называют сюсюканьем (ребенок говорит «папитька» вместо «папочка», «атебюсь» вместо «автобус»);
• глухие согласные появляются раньше звонких. Точность произнесения звука зависит от его позиции в слоге и в
слове, от его звукового окружения. Основной единицей языка является слово. Слово состоит из последовательности звуков (фонем). Ребенок должен научиться слышать и правильно воспроизводить сочетания звуков так, как это делают взрослые. В словах, трудных по звуковому составу, малыш переставляет согласные, пропускает оги и конечные согласные, заменяет несколько идущих друг за дру-м согласных одним звуком. Такие звуковые искажения в речи де -тей могут наблюдаться до пяти-шести лет. Это связано не со сложностью произнесения отдельных звуков, а с тем, что ребенок еще не умеет различать звуки, похожие по звучанию, не запоминает последовательность звуков в слове, поэтому нарушает ее.
Примерно с полутора лет ребенок начинает активно расширять свой словарный запас. В возрасте от 18 до 24 месяцев он увеличивается от 25 до 90 слов. Однако в этом возрасте словарный запас каждого ребенка очень индивидуален. Некоторые дети активно осваивают новые слова, другие весьма неохотно отказываются от лепета и жестов и потому их речь развивается гораздо медленнее.
Источник
Родительское собрание в I младшей группе
Тема собрания: «Развитие речи детей раннего возраста»
Задачи:
– познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего возраста;
– проанализировать речевое развитие детей группы;
– познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
– способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;
– вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Форма проведения: консультация
Оборудование:
– методическая литература по теме родительского собрания;
– «Что читаем» (детская художественная литература);
– иллюстрации художников – сказочников, картины природы;
– аудиозаписи «Сказки для детей».
План проведения собрания
I. Вступительная часть.
(Родители знакомятся с выставками и садятся за столы)
Вступительное слово воспитателей.
II. Основная часть
1. Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
2. Задание.
3. Рекомендации «Игры на кухне».
III. Практическая часть
Работа в микрогруппах.
IV. Заключительная часть.
Подведение итогов собрания. Прощание.
Приложение 1
Вступительное слово воспитателей.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Всем известно. Что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.
(Воспитатель обращает внимание родителей на схему.)
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен).
Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом. Если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединиться для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался.
Мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.
Приложение 2
1. Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
• речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
• речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
• овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
• развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Хорошо развитая речь ребёнка способствуют успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Приложение 3
Задание для родителей
Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор.
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей. (Обсуждение.)
Приложение 4
. Рекомендации, «игры на кухне».
Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
«Помогаю маме» большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина, малыш крутится возле вас, предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
“Давайте искать на кухне слова”. Какие слова живут в борще? Винегрете? В кухонном шкафу? В плите? и пр.
“Угощаю”. “Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга”. Ребенок называет “вкусное” слово и “кладет” вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не “съедите”. Можно поиграть в “сладкие2, “кислые”, “соленые”, “горькие” слова.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
1. Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
2. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью, а может укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
3. Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.
Приложение 5
Работа в микрогруппах
(Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.)
Задания 1:
1. Подберите по пять эпитетов к словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.
2. Какими ласковыми словами вы называете своего ребёнка?
3. Знает ли ваш ребёнок, как зовут вас – родителей? Знакомите ли вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Сказка нужна всем – и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка с родителем, разрешить конфликт и взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть.
Задание 2. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
Приложение 6
Подведение итогов собрания
1. Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.
3. Посетить вместе с ребёнком зоопарк, театр. Выставку.
4. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.
5. Принимать активное участие в работе детского сада.
6. Принести в группу старые вещи пригодные для игр детей.
7. Сшить костюмы для героев сказок. Изготовить разные виды театров.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
Источник
Хотя взрослым кажется, что речь ребенка развивается спонтанно, хаотично, это далеко не так. Дети из разных стран и континентов осваивают родной язык в одной и той же последовательности.
Родители начинают общаться с ребенком задолго до того, как он сможет произнести свое первое слово. Общение строится главным образом на жестах и объяснениях родителей. Годовалый малыш начинает сознательно использовать жесты для общения.
Указательные жесты в диалоге между ребенком и взрослым означают «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Когда указательный жест использует взрослый, годовалый ребенок смотрит в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.
С помощью жестов-дотягиваний (протягивание открытой ладони, хватательный и др.) ребенок пытается попросить взрослого «дай мне …», «дай мне Усмотреть па (потрогать, поиграть с) …»• Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок повторяет жест иди начинает хныкать.
Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Когда в речи ребенка появятся слова, отражающие эти понятия («вот», «дать», «ма» — усеченное обращение-просьба к матери), он будет продолжать пользоваться жестами, но недолго. Вообще, первые слова детей очень часто сочетаются с жестами. Например, традиционное «пока-пока» сопровождается помахиванием, «ам» — движением руки по направлению ко рту.
Постепенно речь становится основным способом общения малыша и вытесняет жесты и лепет. Ребенок усваивает новые слова с помощью своеобразного ритуала называния: родители показывают предмет, называют его и поправляют малыша, если он неправильно повторил слово. Некоторым детям достаточно несколько раз повторить слово, чтобы они начали его понимать, а чуть позже употреблять в своей активной речи.
Пассивная (понимание значения слова) и активная речь (произнесение слова) ребенка пока не соответствуют друг другу. Малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем умеет произносить. Исследования показали, что с начала второго года жизни ребенок начинает понимать около 20 новых слов в месяц, тогда как произносит в среднем около девяти.
Слова «мама», «папа» и «баба» — самые значимые для малыша, и потому появляются одними из первых. Кроме того, они состоят из наиболее простых для произнесения ребенком звуков. Какие слова появятся в речи следующими, зависит от потребностей и окружения малыша, интересов его семьи.
Первые слова ребенка еще далеки от “взрослых” слов: они не являются словами в привычном смысле. Чаще всего они представляют собой звуковые комплексы из 1 —2 слогов, нередко одинаковых(«ав-ав, «пи-пи», «да-да»). Такие комплексы называют «языком нянь» или «языком младенцев». Эти слова обычно обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия: названия членов семьи, еды и напитков, игрушек, предметов, которые движутся и меняются. По мере увеличения словарного запаса в детской речи появляются эмоционально окрашенные междометия, отражающие состояние человека («oй-ой», «бо-бо»).
Ребенок озвучивает просьбы и утверждения, которые актуальны для него и настоящий момент, называет предметы, которые показывает или просит. С этой целью малыш начинает использоватьслова-предложения, которые имеют определенный смысл, но пока грамматически не оформлены. Ребенок может сказать «мяч» вместо «дай мяч!» — таким образом, он просит помочь ему достать мяч, «бах!» в значении «мяч упал», «ав-ав» вместо «собака идет».
Первые слова ребенка иногда трудно узнаваемы или вообще не похожи на оригинал. По тому как дети произносят слова, их можно разделить на две группы:
• одни малыши сокращают слова до одного слога, обычно первого или ударного. Так, слово «пить» преобразуется в «пи», а молоко — в «ако»;
другие дети не сокращают слова, а строят их по модели исходного слова. Новое слово имеет то же количество слогов, что оригинал, и сохраняет правильное ударение. Однако малыш не старается точно воспроизвести слово, например слово «лекарство» превращается в «нанАна», «кирпичи» — в «тититИ».
Первые слова искажаются ребенком еще и по другой причине. Активно лепеча на первом году жизни, малыш научился произносить различные звуки. Но при переходе от лепета к словам многие звуки становятся для детей временно недоступными. Последовательность освоения ребенком звуков зависит от сложности их произнесения:
• губные согласные ([м], [п], [б]) появляются раньше язычных ([т], [д], [н]);
• мягкие согласные звуки появляются раньше твердых. Именно поэтому речь ребенка приобретает характер «общего смягчения», которое большинство взрослых называют сюсюканьем (ребенок говорит «папитька» вместо «папочка», «атебюсь» вместо «автобус»);
• глухие согласные появляются раньше звонких. Точность произнесения звука зависит от его позиции в слоге и в
слове, от его звукового окружения. Основной единицей языка является слово. Слово состоит из последовательности звуков (фонем). Ребенок должен научиться слышать и правильно воспроизводить сочетания звуков так, как это делают взрослые. В словах, трудных по звуковому составу, малыш переставляет согласные, пропускает слоги и конечные согласные, заменяет несколько идущих друг за дру-м согласных одним звуком. Такие звуковые искажения в речи де -тей могут наблюдаться до пяти-шести лет. Это связано не со сложностью произнесения отдельных звуков, а с тем, что ребенок еще не умеет различать звуки, похожие по звучанию, не запоминает последовательность звуков в слове, поэтому нарушает ее.
Примерно с полутора лет ребенок начинает активно расширять свой словарный запас. В возрасте от 18 до 24 месяцев он увеличивается от 25 до 90 слов. Однако в этом возрасте словарный запас каждого ребенка очень индивидуален. Некоторые дети активно осваивают новые слова, другие весьма неохотно отказываются от лепета и жестов и потому их речь развивается гораздо медленнее.
Источник