Особенности развития речи ребенка раннего и дошкольного возраста

Особенности развития речи ребенка раннего и дошкольного возраста thumbnail

Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают – речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик – всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку. Поэтому монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. И наоборот эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

1 Рассказывание – один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходимо, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

2 Рассматривание картинок – хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

3 Игра – одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.

4 Обыгрывание игрушек – очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

5 Многократное повторение речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.

6 Чтение детям книжек, также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, якобы “читать” ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано.

7 Ознакомление детей с окружающим миром – также способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.

Таким образом, ранний возраст – период активного усвоения ребенком разговорной речи, становления и развития всех ее сторон – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, закладывает основы успешного обучения в школе в максимально сенситивный период развития.

Источник

Нина Ракина
Особенности развития речи детей раннего и дошкольного возраста

Особенности развития речи детей раннего и дошкольного

возраста.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной

степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого

окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его

жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в

процессе онтогенеза (Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis —

происхождение, развитие) — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный.

Первый этап – подготовительный (с момента рождения ребенка до

одного года).

Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го мес. – лепет (агу-угу,

ма-ма и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих

артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное

повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению

двигательного навыка.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (па-

па-па, и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все

элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику,

интонацию.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные

звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-

дай, бух).Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия:

ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей

(запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все

более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10 – 11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от

ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых

формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание

взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный

этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка

появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и

охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш

путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и

тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу,

и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша;

дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет

папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в

которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым.

Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок

сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется

возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний,

накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит

значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши,

отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о

росте словаря детей.

Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса

детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов; к концу 2-го г. –

300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 г. – около 1000 слов (т. е. за год около

700 слов).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться

грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним словом. Потом

– примитивными фразами без согласования («Мама, дай кли»

– Мама, дай конфетку). Далее постепенно появляются элементы согласования и

соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм

единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица

глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит

произносительные возможности.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается

неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения

свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже – дефекты смягчения,

озвончения.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается

навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять

его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется

фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.

Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения

слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще

неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением

предметов говорят вместо поливать из лейки «леять»,

вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует

о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на

его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его

словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот,

способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя

речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет

происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается

ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.

Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные

грамматические категории.

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными

предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом

возрасте – простое распространенное предложение («Я стану большим сильным

как папа»).

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у

него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного

звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто.

Речевое развитие детей 4-5 лет существенно отличаются от детей трех

лет. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения,

проводя, например, такую параллель как «береза – дерево». Кроме того, в его

активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и

временных наречий – потом, вокруг, скоро и т. д. Отдельное место в речевом

развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном

этапе усвоения различных моделей словообразования. Поэтому если ребенок

создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «сильно-сильнее», то это

говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути.

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Снегурочка не

настоящая, посмотри бабушка, у нее волосики черные, а у настоящей

Снегурочки белые и еще она на тетю Таню похожа»).

Начиная с этого возраста высказывания детей, напоминают короткий

рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и

большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют

пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об

успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие:

сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее

– мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие

звуки.

Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о

качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в

этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую

и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться

так называемая внутренняя речь, помогающая ребенку дошкольного возраста

планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может

выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.

Речевое развитие ребенка 7 лет предполагает достаточно высокий

уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция

всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с

согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных

оборотах. Совершенствуется умение соответственно моменту менять

интонацию и громкость голоса.

В школьном возрасте уже происходит целенаправленная перестройка

речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного

использования всех языковых средств.

Источник

Светлана Журавлева
Консультация для педагогов «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему:

«Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

Воспитатель: Журавлева Светлана Вячеславовна

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевогообщения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:

• Овладение речью как средством общения и культуры

• Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Ранний возраст – особый период развития ребенка. В это время необходимо правильно создать для него развивающую среду. Особое внимание необходимо обратить на развитие речи. Для того, чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно постоянно общаться, начиная с самого раннего возраста, когда, казалось бы, ребенок еще ничего не понимает. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда ребенок подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

Важным условием для развития речи является богатство впечатлений, получаемых ребенком, Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению к взрослыми и сверстниками. Необходимым условием для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют с детьми. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос, именно их словам хочется подрожать. Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную, теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Создание подавленности, страха в первую очередь подавляет речевую инициативу детей. Речь взрослого, обращенная к детям,должна включатся во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, и т. д. Педагог должен обращаться не только к группе детей, но и лично к каждому ребенку. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. Играя, общаясь со сверстниками, дети активно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено. Детей следует учить общаться со взрослым и сверстникам с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь, приглашать товарищей что- то вместе сделать, посмотреть. С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что воспитатель выбрал для своих наблюдений. Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ре Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказать о том, что, и зачем и как он делает и что надеется получить в результате.

В свой работе, по развитию связной речи детей младшего дошкольного

возраста,осуществляю посредством организации разных форм деятельности:

наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии активизирующего

общения; применяю игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; использую инсценирование и драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала

потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него

положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку -воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Могут быть и игры ребенка со своими пальчиками.

Например: Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш,

А зовут его Антон.

Ребенок смотрит то нам меня, то на свои пальчики, прислушивается к словам потешки, веселеет.Беру другую девочку за руку приговариваю: «Ладушки, ладушки», или «Сорока, сорока». Вижу, что это нравится девочке, и не ошибаюсь в своем предположении.Через некоторое время она подходит ко мне просит: «Еще». Такие маленькие фольклорные шедевры полны мелодичности, лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на

общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать

(колыбельная песня, во время умывания.Например: «Ай, лады, лады,

лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся. Или «Водичка,

водичка.».Во время еды: «Умница, Олеся, ешь кашу сладеньку».

Одевание сложный процесс. Малыши плохо умеют, да и нее любят одеваться,

отвлекаются. Использование потешки помогает привлечь детей к одеванию,

они запоминают названия вещей и последовательность их одевания,например: «Вот они сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки.»,

или «Завяжу потуже шарф, будем делать снежный шар, я шар покачу, я гулять хочу».

Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, я всегда учитываю,

чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития

взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

Помогают ли игрушки развитию речи? Конечно. Какие замечательные

истории рассказывают малыши, играя. Наблюдая, как ребенок возится с

игрушкой, что он ей говорит, можно узнать его выражения, манеру речи,

жесты, интонации. Играя с ребенком, стараюсь привлечь его к активным

действиям и вместе проговаривать все манипуляции. Пусть малыш не сидит,

пассивно наблюдая, а двигается, переставляет предметы, фантазирует. Во

время игры развиваю эмоции ребенка. Если вы «лечите» мишку, то он может

«поплакать», если зайка «плохо себя ведет», с ним нужно говорить «строго».

Очень хороша игра «Гости пришли», когда игрушки приходят в гости.

Каждого нужно накормить по-своему, обеспечить всем необходимым. Нужно

спросить у ребенка, кому что нужно, кто что ест, кто где спит, кто что делает.

Богатые возможности для развития речи имеют дидактические игры.

Так, игры с матрешками как показывает опыт, направляют внимание детей на сравнение матрешек по величине, за различиями в одежде, побуждают к рассматриванию и названию основных цветов, размеров. Такие дидактические игры, как «Послушаем, что слышно», «Скажи, что звучит» «Узнай, кто говорит», «Кто как кричит» позволяют развивать слух детей.

Для развития речи детей использую настольно-печатные игры,

которые позволяют учить детей составлять целое из частей («Разрезные

картинки», правильно называть изображенные предметы, группировать

предметы по форме, размеру, назначению («Лото малышам», «Парные

картинки», «Кому что нужно».

Организуют образовательные ситуации – рассматривание картин,

игрушек, или чтение сказок и рассказов, разучивание стихотворений. Их

целью, является обучение детей младшего возраста, умению составлять

рассказы, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и

пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на

основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию организую

в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяю несколько раз с разными детьми. Ситуации общения чаще всего возникают спонтанно, стараюсь поддерживать такие

ситуации. При общении улавливаю смыслвысказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждаю малыша к диалогу или более полному высказыванию.

Богатые возможности для развития речи ребенка, обогащение его

словарного запаса, совершенствование произношения, возникают при

рассмотрении рисунков и книг, при показе настольного и кукольного

театра. Они закрепляют представления об окружающем, вызывают у ребенка

желание говорить, создают эмоционально-позитивный настрой.

Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников

создание предметно-развивающей речевой среды. В группе собраны

народные произведения для детей раннего и младшего дошкольного

возраста, подобраны картотеки загадок, скороговорок, потешек; комплексы

артикуляционных и пальчиковых игр и упражнений, детская литература по

программе, атрибуты для театрально-игровой деятельности.

Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию

воспитанников.Привлекаю внимание родителей: провожу консультации,

беседы, родительские собрания, организую тематические выставки

художественной литературы и дидактического материала.

Как видим, изучение раннего периода жизни дает представление о

больших потенциальных возможностях каждого ребенка. Но, к сожалению,

условия жизни детей не всегда способствуют их раскрытию. Итак, взрослые

должны создавать определенную среду, которая обеспечивала бы

развивающий эффект, чтобы удовлетворялись интересы, учитывались

возрастные особенности деятельности ребенка, стимулировалась бы его

собственная активность.

Таким образом, опыт показывает, что целенаправленная и

систематическая работ по развитию речи создает необходимые основы для

овладения разными видами деятельности.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое,

бодрое настроение моих детей, малыши с удовольствием идут в детский сад,

не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. Дети нашей группы с

удовольствием играют, сопровождают речью игровые и бытовые действия,

могут поделиться информацией, пожаловаться на неудобства или действия

сверстников; слушают небольшие рассказы, рассказывают небольшие стихи;

общаются со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Развитиеречи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитиеумений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

Источник