Особенности развития ребенка в неполной семье

Особенности развития ребенка в неполной семье thumbnail



В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Ключевые слова: семья, брак, развод, адаптация, неврозы

In this article, the concept of the family and the problems of raising children in single-parent families is considered, and the socio-psychological characteristics of the adaptation and formation of children raised in single-parent families are studied.

Общество заинтересованно в крепких и хороших семьях. Хорошая и благополучная семья, важное условие, которое делает человека счастливым. Семья — это исторически сложившаяся организованная система отношений между женой и мужем, детьми и их родителями. Ее признаками являются:

а) наличие общего семейного бюджета;

б) совместное проживание на одной площади;

в) кровная или брачная связь между всеми членами семьи;

В наше время феномен разрушения семейных отношений изучается многими психологами, потому что это серьезная проблема нашего общества и с каждым годом количество разводов стремительно растет. В последнее время все больше детей воспитываются одним родителем и в большинстве случаев, роль воспитателя берет на себя мать. Поэтому проблемы неполных семей приобретают особую актуальность. Нехватка члена семьи, по мнению исследователей, отражается в личностном развитии ребенка, его самооценке, такие дети более подвержены эмоциональным переживаниям и общение с окружающими людьми становится очень сложным. Ученые отмечают, что развод вызывает у ребенка депрессию, неврозы, что негативно отражается на поведении [2, с129–130].

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений в неполных семьях, рассматривались зарубежными и отечественными учеными. Большой вклад внесли (П. Ф. Лесгафт, И. А. Фурманов, Р. С. Сирс, А. В. Петровский, В. В. Столин, Л. И. Божович, И. В. Дубровина, М. И. Лисина и др.) В настоящее время проблемам неполных семей посвящены многие исследования. Следует отметить работы. Н. Л. Малявко. «Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника», С.В Авакова. «Влияния детско-родительских отношений на личностные особенности детей из неполных семей», А. И. Захарова «Особенности детско-родительских отношений в неполной семье». Н. Л. Малявко пишет о том, что родительский дом для ребенка своего рода первый институт социализации.

Она пишет, что воспитать детей в полноценном виде может только полная семья — отец и мать. Именно в такой семье изначально заданы условия для наиболее полного развития человеческой индивидуальности. В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого взаимопонимания и любви [6].

С.В Авакова отмечает, что среди многих проблем неполных семей особенно острой, на ее взгляд, предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей [7].

А. И. Захаров отмечает, что дети из неполных семей становятся более замкнутыми, агрессивными, тревожными, капризными, имеют заниженную самооценку, склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению [3, с. 123].

Важнейшей функцией семьи — это воспитание детей. Успешное выполнение между супругами возможно лишь в условиях дружбы и взаимопонимания в семье, а также, требовательности к детям, и формирования позитивного отношения к труду. Семьи, в которых превалирует неблагополучная атмосфера, хронические стрессы, скандалы и т. п. оказывает лишь деструктивное влияние на личность ребенка. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

При разводе наиболее отрицательно влияет на детей «боевые действия» такие как взаимные обвинение друг друга супругами, оскорбления, драки особенно тяжело детям, когда их вовлекают в борьбу и заставляют сделать сложный выбор в пользу одного из родителей. Спокойный развод без скандалов и шантажа, существенно уменьшает страдание как ребенка, так и родителей. Хорошо, когда родители могут объяснить, что в разводе ребенок не виноват [8, c. 128–130].

Для определения уровня психологического развития ребенка и отношений между членами неполных семей было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 30 учащихся школы № 3 города Шахты в возрасте от 8 до 12 лет, которых воспитывает только мать.

Были использованы следующие методики: методика уровня школьной тревожности Филипса, методика Дембо-Рубенштейна, тест-рука, тест Рене. Жиля.

Исследуя межличностные отношения, была проведена методика — фильм Р.Жиля, которая показывает положительное и отрицательное отношение к окружающим, высокие шкалы говорят о положительном отношении, а низкие свидетельствуют об отрицательным. Результаты методики можно увидеть на рис. 1.

Читайте также:  Препараты для развития речи ребенка

Особенности развития ребенка в неполной семье

Рис. 1. Отношение ребенка к окружающим

Как видно из результатов исследования на рисунке 1видно что, в семье преобладают положительные взаимоотношения с матерью 35 %, отношения с сиблингам составляют 20 %, отношение к отцу всего 10 %, к бабушке — 15 %. Для выявления уровня тревожности были использованы методики выявления школьной тревожности, результаты можно увидеть на рис. 2.

Особенности развития ребенка в неполной семье

Рис. 2. Уровень школьной тревожности

Из рисунка 2 видно, что у детей выявлены разные виды тревожности:

– общая тревожность — 23 %; –

– социальный страх — 15 %; –

– фрустрация потребностей достижения успеха — 15 %; –

– страх самовыражения — 11 %; –

– страх ситуации проверки знаний — 4 %; –

– страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 8 %; –

– низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 8 %; –

– проблемы и страхи в отношениях с учителями — 12 %.

Доминирующими видами тревожности: общая тревожность, фрустрация потребностей достижения успеха и социальный страх. Для выявления уровня агрессивности у детей, воспитывающихся в неполных семьях, была использована методика тест-рука. Результаты на рис. 3.

Доминирующими видами тревожности являются: общая тревожность, переживание социального страха, фрустрация потребностей достижения успеха. Для выявления агрессивности у детей из неполных семей была использована проективная методика тест-рука, результаты представлены на рис. 3.

Особенности развития ребенка в неполной семье

Рис. 3. Результат тест-руки

По результатам использованной методики можно увидеть, что у детей из неполных семей в большей степени преобладает высокий уровень агрессивности. По их мнению, это проявлялось в том, что рука атаковала, наносила вред, повреждала, доминировала, обижала. Также была использована методика Дембо-Рубенштейна для выявления самооценки у детей из неполных семей. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На рис. 4 изображены семь линий.

Особенности развития ребенка в неполной семье

Рис.4. Результаты методики Дембо-Рубенштейна

  1. ум, способности.
  2. характер.
  3. авторитет у сверстников.
  4. умение многое делать своими руками.
  5. внешность.
  6. уверенность в себе [4].

Анализируя результаты методики, мы получили следующие результаты, что почти по всем шкалам у детей из неполных семей заниженная самооценка. Можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании детско-родительских отношений. На фоне этого у детей наблюдается высокий уровень тревожности, агрессивность, заниженная самооценка. Специалисты считают, что ребенок, воспитанный в неполной семье, впитывает в себя отрицательный опыт и неправильную модель поведения супругов в браке. В неполных семьях чаще отсутствует покой, мир и благополучие, что не создаёт необходимых условий для духовного и физического развития ребенка. Предельно высока вероятность появления у детей нервно-психических заболеваний. Снижены способности к социальной адаптации, так же деформируются модели полового поведения, формируются комплексы, наблюдается социальная пассивность и апатия.

Литература:

  1. Интернет-ресурс: URL: https://demoscope.ru/weekly/2011/0491/perep01.php
  2. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. М., 2002. –С. 38–41.
  3. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., 2007. — 224с.
  4. Корнеева, Т. Психические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т. Корнеева // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 3. — С. 3–8.
  5. Наумова Д. В., Данилова М. В. Особенности детско-родительских взаимоотношений в неполных семьях // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 537–540.
  6. Малявко Н. Л. Детско-родительские отношения в неполной семье как предмет переживания ребенка-дошкольника // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2013.
  7. Авакова С. В. Интернет-ресурс: URL:https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/04/25/issledovanie-vliyaniya-detsko-roditelskikh-otnosheniy
  8. Пономарев П.А Неполная семья: проблемы и особенности / П.А Пономарев, А.Ю Тищенко // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть V. М.: «АР — Консалт» 2015 г. — 150 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, заниженная самооценка, неполная семья, общая тревожность, результат методики, фрустрация потребностей достижения успеха, друг друга, школьная тревожность.

Источник

Каждый ребенок, находясь в семье, воспитывается по-разному, имеет свою, глубоко индивидуальную, платформу развития. Ее формирует семья, то есть оба родителя, отец и мать. От того, каков интеллектуальный и образовательный уровень развития супругов, их успешность, благосостояние, характеры, род занятий, и то время, которое они могут уделять своим близким внутри семьи, зависит успешность формирования полноценной и сбалансированной личности ребенка. И влияние внутрисемейных отношений имеет накопительный эффект, оказывая все большее влияние по мере его взросления.

Читайте также:  Консультация для родителей влияние семьи на развитие ребенка

Неполная семья – что это такое?

Неполная семья – это семья, где ребенка воспитывает только один родитель. Причин для такого дисбаланса может быть множество. Оставшийся супруг овдовел, или развелся со второй половиной, возможно ребенок изначально родился вне брака. Существуют семьи функционально неполные, когда ребенок проживает с обоими родителя, и формально поводов назвать такую семью неполной, нет. Но в силу своей профессиональной деятельности или особенностей характера, один из родителей слишком мало внимания уделяет своей семье, и ребенку в частности. Отсюда следует вывод, что важно не только наличие обоих родителей в браке, но и их эмоциональная вовлеченность во внутрисемейную жизнь, установление прочных родственных связей друг с другом. Полная семья может стать прочной основой для благополучного формирования личности ребенка, его успешности в будущей жизни, но не является гарантом всего этого.

Как взаимодействуют ребенок и родитель, в отсутствии второго?

Модель проживания и поведения участников такой семьи отличается от общепринятой. Родитель-одиночка, часто испытывает трудности материального характера, вынужденный самостоятельно обеспечивать потребности ребенка. Нередко, для этого ему приходится работать сверхурочно, на двух и более работах. В дополнение к этому оставшийся супруг вынужден выполнять роли обоих родителей, и матери, и отца.

Успешность реализации этого влияет на личностное развитие ребенка. В нашей стране, исторически сложилось, что зачастую ребенка воспитывает только мать, и такая семья, по сути, является материнской. В чем заключается специфика такой модели? Присутствует дефицит общения с отцом (мужчиной), что является негативной предпосылкой психического развития ребенка, а именно:

1) Риск нарушения интеллектуального развития ребенка (превалирование вербальных способностей в ущерб аналитическим и логическим). Для ребенка важно с раннего детства иметь опыт взаимодействия и с женским, и с мужским типами мышления. Дефицит того или другого отрицательно влияет на его развитие.

2) Нарушение эффективности половой идентификации ребенка (девочки или мальчика). В возрасте от трех до восьми лет дети формируют свою половую ориентированность, идентифицирую себя или мальчиками и девочками. Игры отца с детьми в их раннем детстве, их различие, помогают усвоить важнейшие принципы полового поведения. Например, мать, в одиночку воспитывающая сына, рискует окружить его гиперопекой, из лучших побуждений парализовать волю ребенка к самостоятельности, принятию собственных решений. В ребенке формируется инфантилизм.

3) Сложности в установлении навыков общения с противоположным полом в среде сверстников. Модели поведения ребенка с отцом и матерью закладываются также – в раннем детстве. Позднее, выходя в социум, и учась строить собственные отношения с детьми противоположного пола, ребенок лишенный этого опыта, совершает множество ошибок. Следствием этого может стать стойкий негатив к противоположному полу, девиантность поведения.

4) Прочное формирование гипертрофированной привязанности ребенка к матери, переходящей в патологию. Любая крайность губительна, и замыкая все свои интересы на потребностях и желаниях матери, ребенок впадает в полную зависимость от ее настроений, мнений и оценок. Переходя в подростковый возраст, ребенок часто начинает тяготиться этим эмоциональным бременем, появляется антогонизм, уход в дворовую среду, самостоятельное принятие судьбоносных решений, без опоры на опыт матери.

И мать, и отец играют в воспитании ребенка разноплановые роли, но необходимы они оба, чтобы не нарушился баланс, и ребенок получил достаточно жизненного опыта от обоих родителей. Это будет мощной предпосылкой построения им гармоничных отношений в своей собственной семье и ощущению счастья от полноценности жизни.

Источник

Чтобы воспитать малыша в неполной семье и уменьшить его сердечные раны, нужно сформировать правильную тенденцию воспитания. Сейчас очень много молодых женщин, которые уже в разводе или не вышли замуж, по определенным причинам, но с ребенком на руках.

Холостых отцов с детьми, которые воспитывают своих детей без участия нянь. В обыкновенной семье, где присутствуют и отец, и мать, воспитывать детей тяжело, а когда в этом процессе участвует только один родитель – вдвойне тяжело. Как воспитать малыша и заработать деньги родителю-одиночке?

Основания и факторы возникновения неполной семьи

Основания могут быть разные и они существенно оказывают влияние на дитя. Отец с матерью развелись по обоюдному желанию, либо же мама бросила папу, оставив ребенка с отцом? По какой причине мама вдова? Папа или скоропостижно умер от болезни или же его убили, а может совершил суицид? Отец ушел к другой семье? Тогда почему? И так далее.

Каждый случай ребенок воспринимает по-разному. Но каждая такая ситуация наносит ему душевную рану.

Неодинаково воздействуют и факторы, присутствующие в неполной семье. Существенно для ребенка значимо кого нет из родителей, на сколько долго, в каком возрасте семья у ребенка распалась, каков отсутствующий, а каков присутствующий родитель и какой сам ребенок?

Читайте также:  Роль речи в умственном развитии ребенка

Конечно же роль играет и общество, в котором он растет, и материальное положение семьи, ее культурная среда, а также присутствие бабушек и дедушек.

Особенности в воспитании детей в такой семье

В детские годы для ребенка очень важно чувствовать любовь мамы, нежность, ее ласку, заботу. Благодаря таким ее качествам у малыша формируется уверенность в себе и чувственность к окружающим людям. В стандартной семье каждый выполняет свои обязанности, мама с папой находят «золотую середину» и развивают свое чадо.

Когда же мама одна, ей свойственно бросать в крайности, ведь она хочет, чтобы ее ребенок не чувствовал отсутствие отца, а значит превратиться в строгую, требовательную, жесткую и грозную. В итоге дитя теряет и отца, и мать. Брать на себя такую задачу не стоит – не решаема, ведь развал семьи наносит удар малышу, это неминуемо.

А ведь это происходит тогда, когда ему так необходима любовь и забота родителей. Воспитание в неполной семье отличается более трудными условиями. И многое зависит от человека, который воспитывает ребенка, от его личных качеств, его воспитания и развития.

Решит ли проблему повторный брак?

О повторном браке нельзя с точностью сказать хорошо это или плохо, ведь все будет зависит от исхода. Если эти отношения приносят пользу родителю и ребенку, повышают их внутреннюю жизненную позицию, то такой брак не навредит ребенку. А если существует вероятность в противоположном, возникновение конфликтов, рукоприкладство и так далее, то такой брак нежелателен.

Формирование правильного развития детей в неполной семье

Чтобы ребенок рос здоровым и хорошо воспитанным нужно приложить немало усилий. Как правило, есть 4 круга потребностей у детей:

Обоюдный диалог с ребенком

Незачем слишком опекать его своей заботой и любовью, но также и недостаток этих факторов вреден. Чтобы ребенок не чувствовал себя заброшенным и не стал равнодушным должно быть обоюдное общение между ребенком и родителем.

Социальная адаптация

Ребенку необходимо уметь целенаправленно управлять своими влечениями и желаниями, самореализовываться, заинтересовываться вокруг происходящим, осваиваться в разных средах.

Потребность в эмоциях

Ребенка нужно поощрять, давать советы, когда он спрашивает, содействовать, когда он в этом нуждается. Для этого не нужно постоянно быть с ребенком, необходимо всего лишь создать предпосылки, с помощью которых у него начнет развиваться интерес к чему-либо. В основном, дети в неполноценных семьях сами по себе довольно темпераментны, конечно же и матери должны демонстрировать свою заинтересованность к их начинаниям и открытиям.

Социальные роли в обществе

Ребенку из неполной семьи, близка только одна социальная роль – его матери. Это одна из тех причин, из-за которой дети из неполных семей оказываются не в очень благоприятном положении, когда включаются в социальную жизнь. Существуют определенные социальные нормы, которые диктует, чем должны заниматься представители каждого пола.

Об этом детям должны рассказывать еще в дошкольном возрасте, поэтому девочки играют с куклами, а мальчики с машинками. Иначе в дальнейшем возможны отклонения в развитии. Чтобы не возникало проблем с самооценкой и не возникало дискомфорта, каждый должен выполнять свою семейную и общественную функции.

Для ребенка хоть и важно вырасти в полной семье, но важнее качество этих отношений. Он может расти с одним родителем, но понимать, насколько он важен для него, как они уважают друг друга, такое не часто бывает и в полных семьях. Не нужно забывать, что вырастить счастливого ребенка, сможет только счастливый родитель!

Источник