Особенности развития ребенка в интернате

Особенности развития ребенка в интернате thumbnail

Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.

По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от своих ровесников, растущих в семье.

Дети, воспитывающиеся вне семьи, нередко имеют отклонения в психическом и физическом развитии. Это может быть и задержка умственного развития, и искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), также довольно часто в последнее время встречаются нарушения половой идентификации, как деформированная компенсация недостающей любви, недостающих положительных эмоций нормального человеческого общения. Такие искажения ведут к формированию пристрастия к употреблению психоактивных веществ, и иного рода зависимостей, а также к формированию криминогенности в среде подростков, проживающих и воспитывающихся вне семьи.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, не получает необходимых специальных условий, которые определяют его быт, физическое здоровье, характер взаимодействия с окружающими людьми, его личные успехи. Такой ребенок, как правило, не осваивает в необходимом объеме, навыки продуктивного общения. Контакты такого ребенка поверхностны, недолговечны, противоречивы. Нуждаясь в любви и внимании, такой ребенок не умеет себя вести нужным образом, чтобы получить внимание в соответствии со своими потребностями: он одновременно домогается внимания и отталкивает его от себя посредством агрессии или пассивного отчуждения. Таким образом, формируется неправильный опыт общения, который приводит к негативной позиции, формированию феномена «мы». В условиях семейного воспитания также присутствует феномен «мы», отражающий причастность ребенка к своей семье. В условиях же учреждения интернатного типа, это «мы» делит мир без родителей на «своих» и «чужих». От «чужих» они совместно обособляются, но также отгорожены и от своей группы, из-за, прежде всего, неразвитой и искаженной потребности в любви и признании, эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства. По этой же причине эти дети психологически отчуждены и от окружающих людей.

Отдельной проблемой, является проблема отсутствия личного пространства, возможности побыть одному, так как каждый ребенок, проживающий в условиях интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их круге создает эмоциональное напряжение, может вызывать раздражение, усиливает агрессию.

Еще одной характерной особенностью, является формирование в условиях полного государственного обеспечения, иждивенческой позиции, выражающейся в ожидании «нам должны». Как следствие – отсутствуют бережливость, ответственность, уважение к чужой собственности, как результатам труда другого человека, и собственности вообще. Таким образом, присвоение, порча собственности, пренебрежение к труду, облегчают путь ребенка, воспитывающегося в учреждении интернатного типа, в мир правонарушений.

Детей, воспитывающихся в учреждении интернатного типа, также отличают плохо развитая временная перспектива. У таких детей преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего, привязанность к непосредственной жизненной ситуации, а мотивы отдаленной перспективы остаются практически не выраженными.

Таким образом, развитие детей в условиях учреждения интернатного типа имеет ряд негативных особенностей, которые необходимо учитывать при составлении индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Педагог-психолог

Черноусова Ольга Александровна

Источник

Советы психолога

Для приемных родителей и опекунов.

Типичные особенности в поведении детей-воспитанников детского дома, школы-интерната

Взрослых, которые имели дело только с домашними детьми, иногда ставят в затруднительное положение наблюдаемые ими действия, поступки ребенка-воспитанника государственного учреждения. Кто-то считает, что это ненормально, приписывая недостаткам умственного развития, условий воспитания, кто-то пытается исправить «ненормальность», кто-то теряется, а кто-то, столкнувшись с трудностями, отступает, считая бесперспективными попытки помочь им.

1.Недостаточная сформированность у ребенка гигиенических и бытовых навыков. Это может выражаться, например, в том, что без лишнего напоминания ребенок может не почистить зубы перед сном, принять душ, помыть руки после туалета, перед едой, помыть после себя посуду и т.п. Это не признак неряшливости или неаккуратности ребенка, а объясняется всего лишь тем, что в школе-интернате дети приучаются делать многое «по команде», коллективно и под присмотром воспитателя.

2. Проблемы с едой и питанием. Дети отказываются есть незнакомую пищу, привередливы в еде, иногда недоедают свои порции. Или наоборот, едят все подряд и помногу. Это тоже объясняется привычкой к особой организации питания детей в школе-интернате. Питание там происходит строго по режиму, в строго установленное время и в строго рассчитанных калориях.

3. Отставание в развитии от обычных детей. Например, неумение или нежелание читать, поверхностное восприятие окружающего, неумение сосредоточиться, отсутствие познавательного интереса. Объясняется это отсутствием индивидуального подхода ко всем детям.

4. Потребительское отношение ко взрослым и вещам. Ребенок запросто может поставить ультиматум: «Буду спать, (читать, делать уроки и т.п.) – если купишь мне то, что я хочу!» В магазинах может потребовать купить дорогую игрушку или одежду, при отказе – обвинить в жадности. Причина кроется в формировании потребительского отношения к окружающим самой системой содержания детей в детских домах и школах-интернатах. Зачастую, дети никогда сами не производят ничего для обеспечения своих нужд: их вещи стирают, за ними убирают, им готовят техработники. В редких случаях дети могут лишь иногда участвовать в приготовлении пищи, уборке помещения (дежурства и т.п.).

5. Бедность эмоционального развития. Ребенок может ничем не интересоваться кроме телевизора, компьютера, мобильного телефона. Порой очень трудно их уговорить сходить в музей, на экскурсию.

6. Неумение заняться интересным делом.Интересное, на ваш взгляд, занятие может быстро наскучить ребенку, а коллективное, привычное и любимое в вашей семье хобби, вовсе не заинтересовать его.

7. Отвержение занятия, требующего напряжения, усилия. Ребенок может оправдываться, мотивируя усталостью, неумением, утомлением.

8. Неумение выразить свои чувства словами. Пытаясь приласкаться, ребенок может затеять с вами потасовку или просто крепко схватить за руку. Может внезапно замолчать, заплакать или, наоборот, беспричинно, на первый взгляд, хохотать и смеяться.

9. Агрессивное, завистливое, ревностное отношение к другим детям.Ребенок может демонстрировать неспособность выстраивать позитивные отношения с детьми не из своей среды. Может обижать младших, беспрестанно жаловаться на старших детей, отнимать или присваивать игрушки, одежду и другие вещи, грубить старшим детям и не слушаться их.

10. Изменение тактики поведения. Первое время ребенок ведет себя нормально, адекватно, а, освоившись, кардинально изменяет поведение не в лучшую сторону.

11. Неспособность контактировать с детьми не из своей среды, выстраивать позитивные отношения: не умеют играть с маленькими, обижают их, отнимают игрушки, грубо разговаривают с детьми старшего возраста.

Особенности развития ребенка в интернате

Следует учесть, что у детей, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах довольно расплывчатое порой представление о собственности и ценности вещей, игрушек. Поэтому не удивляйтесь, если подаренная вами дорогая игрушка уже на следующий день может оказаться сломанной или обменянной на какие-нибудь сломанные часы. Они иногда могут без спросу взять любую вещь в вашем доме и «разобрать». А если вы будете их ругать, будут обижаться – «а что я, собственно, такого сделал?» – просто потому, что это «не в их правилах игры». Не исключено, что вы можете столкнуться и с воровством. Причем это может быть и элементарное отсутствие воли и привычка к тому, что «все вокруг общее, а значит и мое». Отмечен такой интересный психологический момент, с которым однажды столкнулся один из наставников. «Ребенок воровал деньги, чтобы показать другим, какой Я «богатый» (в его понимании, конечно), явно гордясь при этом МНОЮ, демонстрируя другим, что я даю ему столько денег на «карманные расходы» и как ему хорошо со МНОЙ».

Рекомендации по воспитанию приемных детей:

1. Очень важно сразу же установить принятые в семье «правила игры». Например: «у нас в доме не кричат, не ругаются», «говорят «спасибо» и «пожалуйста», если что-то просят, без спросу ничего не берут, заботятся друг о друге и т.п.

2. Акцентируйте внимание на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, о ценности ее для вашей семейной истории, «включите» его, таким образом, в свою семью, дайте ему тем самым понять, что вы его не считаете чужим и доверяете ему семейные «секреты» и традиции.

3. Не ленитесь повторять – убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки и т.д. и т.п. У многих детей и таких элементарных навыков нет.

4. Ребенка можно вовлекать в дела семьи, особенно если он сам изъявляет желание, не говорить, что тебе это рано или ты этого не сумеешь сделать. Пусть попробует, а в случае затруднений поддержать его, помочь справиться с трудностями. Очень хорошо сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка («у нас в семье у каждого есть обязанности!»).

Но при этом многому детей надо учить – и стирать (часто они вещи просто сдают на прачечную), и зашивать, и гвозди забивать (для этого в учреждении имеются плотник и др. персонал).

Делаете что-то по дому – привлекайте его ко всему: готовите обед – пусть он что-то поднесет, порежет, убираетесь в квартире – пусть протрет пыль на полочках и т.д. Не следует принуждать или заставлять обязательно сделать что-то. Новым навыкам надо обучать маленькими порциями, ежедневно напоминать о том, что нужно сделать.

Дети себя неслучайно так ведут. У ребенка уже нет привычных границ и правил поведения, они исчезли, а о новых ему еще не рассказали, и он пытается понять, как будет окружение, в которое он попал, реагировать на его самые разные поведенческие реакции. Это совершенно естественный процесс, это надо понимать. В этот период очень ярко проявляются особенности характера ребенка. Кто-то из детей замыкается в себе, а кто-то демонстрирует весь свой темперамент. Начинает прыгать, бегать, кричать. Некоторые говорят о том, что это повышенная агрессивность, гиперактивность это оттого, что ребенок почуял свободу.

Поведение и эмоции, которые может проявлять ребенок, воспитывающийся в учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и как вам грамотно вести себя в таких случаях.

1. Ребенок чрезмерно возбужден.

Причины. В школе-интернате каждый день почти не отличается от другого. Все, что происходит, организовано по расписанию и ежедневному режиму. Ребенок ежедневно видит одних и тех же детей и взрослых, совершает одни и те же привычные действия. Все происходит под контролем воспитателей. Попав в семью, он видит совершенно другую жизнь, которая насыщена новыми, яркими впечатлениями. Это совершенно новые запахи, цвета, непривычные тактильные, звуковые и сенсорные ощущения. Все органы чувств ребенка получают своеобразную перегрузку. Ребенок начинает вести себя немного неадекватно, порой несоответственно возрасту. Он становится чрезмерно активным и возбужденным, много говорит. Может быть и наоборот: ребенок кажется подавленным и угнетенным, действия его замедленные.

Постарайтесь установить режим дня (время принятия пищи, сон, дневной отдых, утренний подъем и т.п.) в первые дни пребывания ребенка в семье, наиболее приближенный к тому, который существует в школе-интернате.

Источник

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА

Андриянова Ольга Васильевна,

воспитатель «ГБУ «Арзамасский ДДИ»,

г. Арзамас

В настоящее время в современном образовании педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении друг с другом: со сверстниками и взрослыми. Причин может быть много: это информатизация общества, повышенная загруженность человека, отсутствие близкого окружения, заинтересованного в общении с тобой. Как известно, человек- существо социальное и формирование у него навыков коммуникации, то есть навыков взаимодействия с другими людьми, является одной из задач образования.

Педагоги детского дома- интерната, работающие с детьми – инвалидами с интеллектуальными нарушениями считают, что успешная социальная реабилитация и адаптации таких детей во многом зависит от степени сформированности у них коммуникативных умений. Недоразвитость (ограничение) коммуникативных навыков и умений значительно осложняет процессы социализации и интеграции воспитанников в социуме, снижает качество их жизни.

Дети, проживающие в детском доме – интернате для умственно- отсталых детей отличаются, как правило, повышенной агрессивностью, расторможенностью, отклонениями в эмоционально- волевой сфере, с несформированными коммуникативными навыками и ослабленными адаптационными процессами, сформированные в том числе и из- за дефицита внимания.

Именно общение служит основной движущей силой развития ребенка. Дети с умственной отсталостью смогут адаптироваться к  окружающему миру, если будут способны сказать или показать свои потребности вербально или невербально, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей.

Дети с различной степенью умственной отсталости имеют большое количество ограничений. Многие из них затрудняются самостоятельно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности. Дети даже с более лёгкой умственной отсталостью не могут подражать социальному поведению. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не знают, как ответить на заданный вопрос, стесняются, если к ним обращается кто- либо, особенно незнакомый или мало знакомый человек. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию.

Дети с умственной отсталостью имеют свой собственный ритм и темп развития. Поэтому на занятиях педагоги обязательно учитывают индивидуальные особенности и индивидуальные образовательные возможности детей, а нужные навыки многократно повторяются и закрепляются. В ходе коррекционно- педагогической работы педагогом используются такие приемы, как совместные действия с педагогом, сопровождающиеся комментарием каждой операции; действия по подражанию, действия по простейшей схеме (алгоритму); действия по образцу.

Одна из задач педагога в образовательной деятельности с данными детьми- научить видеть и понимать эмоции и чувства других людей. Для того, чтобы избегать ссор между детьми, возникающих из- за высокой эмоциональной возбудимости, проявлений агрессии и недоброжелательности. Педагог учит правильно, последовательно ребёнка умению договариваться. Если правильно, последовательно обучать детей умению договариваться, можно избежать многочисленных детских конфликтов, возникающих в том числе и по причине нарушения или просто отсутствия личного пространства.

Общение- это деятельность, в которой устанавливаются и развиваются контакты людей. Потребность в этой деятельности, по мнению большинства исследователей, генетически обусловлена, а стимулируется она и развивается за счет овладение, совершенствования отдельными коммуникативными умениями. Исследования доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития ребенка. Дети с умственной отсталостью смогут адаптироваться к  окружающему миру, если будут способны выразить свои желания сказать о своих потребностях, попросить о помощи и правильно отреагировать на слова, говорящих с ними людей.

Опыт работы показывает, что овладение навыком общения умственно отсталого ребенка происходит в более поздние сроки, чем у его сверстника с относительной нормой. Если у ребёнка минимальное общение с окружающими, если ни что и не кто не провоцирует его на общение, то освоение коммуникативных навыков осложняется; процессы социализации и интеграции воспитанников в социум замедляется. И, как следствие, снижается его качество жизни.

Дети с более тяжёлой степенью умственной отсталости, интеллектуальным недоразвитием и тяжелым речевым нарушением, не владеющие речевыми умениями никогда не смогут говорить. Устная речь как средство коммуникации для них сложна или недоступна вообще. Дети ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, активизировать его участие в коррекционно-педагогическом процессе. Для того, чтобы они научились издавать отдельные звуки – весь процесс обучения будет связан с невербальными технологиями. Как подчёркивают исследователи, невербальная коммуникация порой содержит гораздо больше сведений, чем слова. Она не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве её стимуляции, вызывает у ребёнка желание пользоваться речью.

Коммуникативные навыки у детей в условиях детского дома- интерната обязательно формируются в процессе всей его повседневной жизнедеятельности: в режимных моментах (прием пищи, гигиена, прогулки), образовательном процессе, игре, труде, внеурочных мероприятиях разной направленности. Причем в развитии коммуникативных навыков участвуют все педагогические работники, а обслуживающий персонал учреждения поддерживает процесс общения ребенка.

Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т.е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности. Во время обучения обязательно нужно учитывать эмоциональное состояние воспитанника. В процессе работы необходимо задействовать все стороны восприятия: слуховую, зрительную, тактильную, обонятельную и вкусовую. Ощущения, которые будут поступать от различных сенсорных систем организма, и их переработка будут основой процесса сенсорной интеграции и коммуникации.

Дети должны научиться воспринимать предметы и ситуации, понимать, что они обозначают. В любом виде деятельности речь педагога должна быть эмоционально окрашена. Многое будет зависеть от того, насколько ребенок эмоционально вовлечен, насколько интересно организованы занятия.

Добиться положительного результата помогают эмоциональные игры. Педагогу необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо побуждать детей к использованию доступных речевых средств – звуков, слов и т.п. В работе с такими детьми используется доступная система знаков для общения (пиктограммы, предметы-символы, фотографии, рисунки, жесты), количество их постепенно нужно увеличивать по мере усвоения ребёнком активного или пассивного словаря.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешно развитые коммуникативные навыки ребенка- инвалида с умственной отсталостью способствуют его адаптации и повышают качество жизни в тех условиях, в которых он проживает.

Используемая литература и интернет- ресурсы:

1. Аленкина О. А. Черникова Т. В. Социализация умственно отсталых детей: научные основы работы специалистов в России и за рубежом. / Журнал Известия Волгоградского Государственного педагогического университета, № 4 / том 17 / 2006.

2. Бегидова С. Н., Морозова И. В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – № 3. – С. 53-56.

3. Маллер А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для родителей / А. Р. Маллер. – М.: Педагогика-Пресс.

Источник