Особенности развития ребенка с умственной отсталостью умеренной степени
Статья на тему «Особенности развития и поведения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости».
Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС, в первую очередь коры головного мозга. Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации, времени наступления. Разнообразие и разная глубина повреждения обуславливает разнообразие нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения детей.
Причины возникновения умственной отсталости могут быть экзогенными. Они делятся пренатальные (перенесенные заболевания в процессе беременности, употребление матерью алкоголя, наркотиков, курение в процессе вынашивания плода, а также психические и физические травмы беременной женщины), интранатальные (стремительные или затяжные роды, асфиксия, щипцовые роды и прочее) и постнатальные (нейроинфекции различной этиологии в раннем детском возрасте). Причины также могут быть эндогенными (которые вызваны патологической наследственностью или мутациями генов, наступившими во время жизни одного из родителей.).
По глубине дефекта умственная отсталость, в соответствии с Международной классификацией болезней делится на четыре степени:
– легкая умственная отсталость, (IQ) находится в диапазоне от 50 до 69 единиц (у взрослых психический возраст составляет 9 – 12 лет);
– умеренная умственная отсталость, коэффициент интеллектуальности находится в диапазоне 35-49 (у взрослых психический возраст составляет 6 – 9 лет);
– тяжелая умственная отсталость, коэффициент интеллектуальности находится в пределах от 20 до 34 единиц (психический возраст у взрослых 3 – 6 лет);
– глубокая умственная отсталость, коэффициент интеллектуальности ниже 20 (у взрослых психологический возраст менее 3 лет).
Умеренная умственная отсталость
Имбецильность, или умеренная умственная отсталость у детей, это средняя степень слабоумия и неполного интеллектуального развития. Дети с таким диагнозом имеют низкое физическое развития, при этом отклонения очень заметны.
Физическое развитие. Нарушения видны уже с раннего детства. Координация движений часто нарушена. Неловкая или неустойчивая походка, могут испытывать трудности при ходьбе, беге, подпрыгивании. Развитие крупной и мелкой моторики не соответствует возрастным нормам. Быстрая утомляемость, истощаемость.
Эмоциональное развитие. Эмоциональная незрелость, неумение выражать свои эмоции словесно (даже, если у ребенка присутствует речь). Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, поверхностным, неустойчивым, подверженным быстрым, резким изменениям. Однако у некоторых детей наблюдается инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. Дети с умеренной умственной отсталостью слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Эти дети могут выделить состояние радости или обиды, сложные эмоции остаются недоступными для понимания и обозначения.
Развитие психической сферы. Естественно, наблюдается сильное недоразвитие всех высших психических функций. Отсутствует способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщению, образованию понятий. Мышление конкретно. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно, коэффициент интеллектуальности находится в диапазоне 35-49 (у взрослых психический возраст составляет 6 – 9 лет). Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции. Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Могут частично различать цвета, формы, величины.
Развитие бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.
Тяжелая умственная отсталость обычно выявляется и диагностируется рано, до года, или в первые годы жизни ребенка. Глубина поражения ЦНС в этом случае такова, что это проявляется не только на познавательном, но и на моторном, а также психофизическом уровне.
Физическое развитие. Развитие с серьезным опозданием. Дети плохо ходят, испытывают серьезные трудности при беге, не умеют прыгать. Координация серьезно нарушена. Неуклюжи. Согласованность и скоординированность сложных движений невозможна. Простые двигательные действия являются для них серьезными трудностями.
Моторная недостаточность обнаруживает себя по-разному у разных групп детей. При умственной отсталости с преобладанием торможения двигательное недоразвитие проявляется в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости. У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, дети затрудняются при необходимости воспроизвести последовательные действия.
Эмоциональное развитие. Отсутствует или значительно снижен интерес к окружающему. Упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Снижена критичность. Присутствует расторможенность влечений. Свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления. Бурно проявляют свою радость. При порицании могут быть вспыльчивыми, агрессивными. Эмоциональные реакции могут проявляться по-разному, в зависимости от типа нервной системы. Так, для части детей характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Для других, напротив, реакции чрезмерно бурные, неадекватные. Вместе с тем, эмоции этих детей не дифференцированы и однообразны.
Развитие психической сферы. Грубо нарушены все стороны психики восприятие, внимание, память, речь, мышление. Интеллект крайне снижен, коэффициент интеллектуальности находится в пределах от 20 до 34 единиц (психический возраст у взрослых 3 – 6 лет). Они не могут пользоваться полученными и уже вроде бы усвоенными знаниями для восприятия нового материала. Часто не понимают смысла своих действий. Память неустойчивая, снижена по объему до 3 единиц даже после многократного повторения, кратковременная. Такие дети нередко безречевые. Если развита речь, то на простом, обиходном уровне. В речи часто наблюдаются бессмысленные и механические повторения услышанного. Плохо или совсем не различают даже основные цвета, формы, величины.
Развитие бытовых навыков. У глубоко умственно отсталых детей навыки самообслуживания развиты плохо либо не развиты вообще. Такие дети не могут самостоятельно выбрать одежду или одеться соответственно обстановке. Они не умеют шнуровать, застегивать молнию на куртке, самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом, принимать пищу. А если умеют, то нуждаются в организующей помощи. Такие дети особенно склонны к подражанию. Поэтому им очень часто необходимо на собственном примере демонстрировать общепринятые нормы поведения или обучать их необходимым навыкам.
Очень явные отклонения у таких детей наблюдаются в развитии анализаторов (органов чувств). Причем, несмотря на то, что если отсутствуют патологии в развитии слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовой чувствительности, то такие дети все равно не умеют в полной мере использовать возможности своей анализаторной системы.
Расстройства поведения.
В случаях присутствия умеренной или тяжелой умственной отсталости адекватное поведение нарушено всегда. Расстройства поведения можно разделить условно на 4 категории:
Расстройства поведения, ограничивающиеся семьёй, (когда антисоциальное или агрессивное поведение, проявляется только дома и во взаимоотношениях с родителями и родственниками).
Расстройства поведения, характеризуется сочетанием антисоциального или агрессивного поведения со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием общения со сверстниками и проявляется в изоляции, отвержении, непопулярности, а также в отсутствии друзей. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жёсткость, негодование.
Встречается социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Сюда включаются групповая деликвентность, прогулы в школе.
Оппозиционно-вызывающее расстройство определяется наличием негативного, враждебного, вызывающего, провокационного поведения. Дети игнорируют правила и просьбы взрослых, намеренно им досаждают. Обычно они раздражены, обидчивы, обвиняют других людей за свои ошибки и трудности.
Несмотря ни на что, умственно отсталые дети, относящиеся к числу обучаемых, могут развиваться. Чтобы проводить такую работу, необходимо хорошо знать особенности и возможности данной категории детей. И потому такая работа наиболее эффективна в том случае, когда ее осуществляют специально подготовленные педагоги в условиях коррекционно-развивающего обучения в специальной школе.
Источник
Особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью
Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.
У всех детей с нарушениями интеллекта отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и т.д.). У них не возникает потребности в эмоциональном общении с взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», в то время как нормально развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит.
В дальнейшем у детей с нарушениями интеллекта не появляется интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению с взрослым на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая. Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя при нормальном развитии это наблюдается уже в первом полугодии жизни.
Нарушение эмоционального контакта с взрослыми сказывается на характере первых действий с предметами – хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. У детей с нарушениями интеллекта нет активного хватания, не формируются зрительно-двигательная координация и восприятия свойств предметов (большие и маленькие предметы, нормально развивающиеся дети хватают по-разному, в зависимости от формы), а также выделение предметов из ряда других.
У этих детей не формируются своевременно предпосылки развития речи. Предметное восприятие и предметные действия, эмоциональное общение с взрослым и, в частности, доречевые средства общения (мимика, указательный жест), развитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха связано с тем, что у детей с нарушениями интеллекта, в отличие от нормальных, не возникает своевременно не только лепет, но и гуление. Эти процессы физиологические, они появляются в самые первые месяцы жизни нормально развивающегося ребенка, протекают, в основном, независимо от окружающей среды, от влияния взрослых и связаны с состоянием центральной нервной системы ребенка.
В целом ребенок с нарушениями интеллекта к раннему возрасту уже имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии. Так, к концу первого года жизни, наблюдаются: отставание в развитии прямостояния, не сформировано эмоциональное общения с взрослым, отсутствие хватания предметов, отсутствие неудержимого стремления познать окружающий мир, а также несформированость зрительно-двигательной координации. Сензитивный период формирования многих физических возможностей и психических процессов упущен.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Важнейшими достижениями раннего возраста при нормальном развитии является овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и развитие речи.
Овладение ходьбой и развитие предметных действий. В начале второго года жизни нормально развивающиеся дети начинают самостоятельно ходить. У многих детей с нарушениями интеллекта овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. Кроме этого, их движения, как правило, качественно отличаются от движений детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.
Таким образом, общее значение первых месяцев жизни для сенсорного развития ребенка заключается главным образом в подготовке анализаторов к предметному восприятию внешнего мира, в приспособлении их работы к особенностям внешних воздействий. Исследования развития детей второго-третьего года жизни показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш.А.Абдуллаева, С.Л.Новоселова, Н.М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой – должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей второго-третьего года жизни является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью.
Свойствами восприятия являются: осмысленность, обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, константность. Чтобы развить, восприятие у детей, необходимы специальные игры и упражнения.
Развитие игры в младшем школьном возрасте является прямым продолжением учебной деятельности, может возникнуть только на ее основе, на определенном уровне ее развития. В то же время к началу младшего школьного возраста у детей с нарушениями интеллекта фактически с большим трудом возникает игровая деятельность. Их действия с предметами и игрушками остаются на уровне манипуляций, в подавляющем большинстве случаев неспецифических. Интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным, так как вызван их внешним видом. Наряду с неспецифическими манипуляциями у таких детей наблюдается большое количество неадекватных действий с предметами. Таким образом, ведущей деятельностью младших школьников с различными психофизиологическими нарушениями в развитии, как и детей в норме является игра.
В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие данной категории детей. Установлено, что восприятие носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются от самого предмета. Причем ребенок с интеллектуальной недостаточностью выделяет преимущественно наиболее яркие свойства, а иногда всего лишь одно, по которому отличает предмет от других предметов. В обозреваемом объекте «выхватываются» отдельные части, при этом недооценивается важный для общего понимания материал, что подтверждает узость объема восприятия. Нарушена избирательность восприятия: дети с интеллектуальными нарушениями долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности постепенно у них развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
Исследования Э. А. Евлаховой показали, что умственно отсталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках. Вообще, понимание сюжетных картин и пейзажей, или, как говорят, «чтение» картин, представляет значительную трудность для умственно отсталых детей: они не понимают перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий и т.д.
Экспериментальное исследование Ж. И. Шиф было посвящено изучению того, как умственно отсталые дети различают цвета и их оттенки. Исследование показало, что в тех условиях, в которых нормальные дети объединяют в одну группу только сходные цвета, умственно отсталые дети объединяют в одну и ту же группу множество мало сходных оттенков. Характерным является не различение промежуточных цветов и малонасыщенных цветовых оттенков. Ж. И. Шиф отмечала, что дети с интеллектуальной недостаточностью значительно позже своих сверстников начинают различать цвета.
При узнавании предметов (исследование М. М. Нудельмана) умственно отсталые дети считали одинаковыми такие предметы, которые фактически были неодинаковыми. Они не подмечали тех мелких различий, распознавание которых было доступно их нормальным сверстникам.
Вывод: У детей с умеренной умственной отсталостью плохо сформированы сенсорные эталоны. Выполняя различные задания дети испытывают затруднения:
- не усваивали инструкцию, приходилось несколько раз ее повторять и разъяснять задание;
- не могли зрительно соотнести геометрические формы и фигуры;
- большинство учащихся в силу грубого недоразвития речи не могли назвать и сказать ответ;
- особенностью усвоения основных сенсорных эталонов связаны со своеобразием психофизического развития детей с нарушениями интеллекта.
- дети выделяли и дифференцировали внешние свойства предметов в тех случаях, когда восприятие являлось целью их деятельности (в игре) и т.д
Источник
Государственное бюджетное специальное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №22 Невского района Санкт-Петербурга
Статья: «Особенности психического развития детей с умеренной умственной отсталостью»
Учитель: Кирилюк Л.С.
Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
Особенности психического развития детей с умеренной умственной отсталостью
Умственно отсталые лица – разнородная по своему составу группа. В неё входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трёх лет, то есть до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но при этом наблюдаются стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.
Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трёх лет. В результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита) произошёл распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи.
По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотию.
Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994г., умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжёлую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.
Дебильность – незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью.
Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание.
Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости.
Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Основной чертой характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.
Идиотия – самая тяжёлая степень умственной отсталости. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре. Наблюдаются тяжёлые нарушения моторики, координация движений, пространственной ориентировки.
Учитывая психофизиологические особенности данной категории детей, до настоящего времени неоднозначно отношение к их обучению. Опыт работы с детьми, имеющими тяжёлые интеллектуальные нарушения, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными формами поведения и несложными видами труда, способны усваивать грамоту, счётные операции, у них формируется и развиваются различные формы коммуникации. Естественно, что Педагогическая работа с ними должна проводиться по специальным программам учителями-дефектологами, использующими соответствующие принципы и методы коррекции. Пути изучения проблемы умственной отсталости были чётко сформулированы Г.Е. Сухаревой, которая рассматривает их в трёх аспектах – биологическом, клиническом и социальном:
Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи детской психиатрии с такими смежными науками, как эмбриология, биохимия, медицинская генетика, поскольку достижения в области данных наук способствуют раскрытию патогенеза некоторых форм слабоумия;
Клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрений, представляющих сборную группу из различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, на отдельные клинические формы. При этом требуется подробное изучение соматического состояния и психопатологической картины с использованием современных методов обследования (патофизиологического, биохимического, серологического, и других);
Аспект социально-трудовой адаптации предполагает необходимость разработки посильных для лиц с явлениями умственной отсталости трудовых рекомендаций.
Ляпидевский С.С. считал, что при лёгких формах олигофрении заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наиболее типичные отклонения в физическом статусе наблюдаются у детей-олигофренов с врождёнными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора. При болезни Дауна внешние признаки болезни очень типичны: все дети малого роста, ярко выражены диспластические черты – несоразмерность телосложения и целый ряд других специфических признаков, характерных для этого заболевания.
Грубых локальных неврологических симптомов при олигофрении, особенно при её лёгких формах, может не встречаться; они чаще бывают при сочетании олигофрении с другими локальными поражениями центральной нервной системы, в частности при церебральных параличах. При некоторых формах олигофрении наблюдается рассеянная неврологическая симптоматика, связанная с нарушениями формирования двигательных и чувствительных функциональных систем. Со стороны черепно-мозговых нервов чаще других встречаются симптомы: косоглазие, опущение верхнего века, ритмичные движения глазного яблока (нистагм), слабость (парез) лицевого и подъязычного (отклонение языка в сторону при высовывании) нервов.
Двигательные нарушения встречаются в виде нерезко выраженных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. В анамнезе детей-олигофренов часто отмечаются задержки в развитии двигательных функций: дети позднее начинают держать головку, сидеть, ходить. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости и главным образом выразительности движений. Е.Н. Правдина-Винарская изучила отклонения в неврологическом статусе олигофренов. Мимические движения выполняются детьми-олигофренами быстрее и более чётко по подражанию, чем по словесной инструкции. Движения, выполняемые детьми по словесной инструкции, сопровождаются синекинезиями.
У большинства детей-олигофренов наблюдается задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения. Со стороны рефлекторной сферы отмечаются оживление сухожильных и периостальных рефлексов, расширение зоны их вызывания, ассиметрия. В некоторых случаях наблюдаются сужение диапазона восприятия различных раздражений, нечёткость дифференцировок, их вялость, малая активность.
Отмеченные нарушения в работе анализаторов сказываются и на психической деятельности ребёнка. У многих детей-олигофренов выявляются симптомы нарушения вегетативной нервной системы – повышенная потливость, сосудистая дистония, изменение дермографизма, нарушения диэнцефальной области – повышенные жажда и аппетит. Нарушения психической деятельности. Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Дети-олигофрены в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Пониженная реактивность коры приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечётки и малодифференцированны. По образному выражению проф. В.А. Гиляровского, «олигофрены смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло». Выработанные условные связи у них непрочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные признаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются.
Своеобразие познавательной деятельности умственно отсталых учащихся состоит в значительном недоразвитии словесно-логического мышления. В меньшей мере это своеобразие проявляется в процессе наглядно-образного мышления.
К нарушениям психической деятельности нужно отнести и наблюдающиеся у умственно отсталых расстройства эмоциональной сферы, которая имеет большое значение в процессе познания, поскольку активизирует работу мышления. Чувства таких детей малодифференцированны, бедны. В случаях тяжёлого поражения центральной нервной системы чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствием или неудовольствием), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя. Их переживания, привязанности обычно поверхностны и непрочны. При менее значительном поражении нервной системы в процессе развития сфера чувств значительно обогащается.
Одно из типичных нарушений даже при лёгкой степени умственной отсталости – это расстройство речи. Речевая система формируется с задержкой. Словарь накапливается медленно и никогда не достигает уровня, который характерен для нормы. У многих бывает нарушена структура слова: они не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Заметно страдает и грамматический строй речи. Ослаблен контроль за собственной речью. Нередко страдает понимание речи окружающих; последнее в большей мере относится к детям с выраженной формой умственной отсталости.
Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопедагогики считается классификация, разработанная известным отечественным дефектологом М.С. Певзнер для детей-олигофренов. Поскольку в педагогической практике различные этиология и локализация поражения коры головного мозга могут давать одинаковые картины с психолого-педагогической точки зрения, это позволяет экстраполировать принципы этой классификации на весь контингент учащихся.
Исходя из патогенеза, М.С. Певзнер выделяет четыре формы олигофрении:
Основная форма характеризуется диффузным (достаточно равномерным), относительно поверхностным поражением коры полушарий головного мозга при сохранности подкорковых образований и отсутствии изменений со стороны ликвообращения. Клинические исследования показывают, что у этой категории детей деятельность органов чувств грубо не нарушена; не отмечается резких патологических изменений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Дети часто не осознают поставленной перед ними задачи и заменяют её решение другими видами деятельности. Они не понимают основного смысла сюжетных картинок, не могут установить систему связей в серии последовательных картинок или понять рассказ со скрытым смыслом. Низкий уровень развития абстрактного мышления особенно отчётливо проявляется при необходимости установления сложных систем причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
От основной формы олигофрении заметно отличается олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Это быстро возбудимые, расторможенные, недисциплинированные дети, с резко сниженной работоспособностью или крайне вялые и заторможенные, что вызвано нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.
Специфическими чертами детей-олигофренов с преобладающим торможением являются вялость, медлительность, заторможенность моторики, познавательной деятельности, поведения в целом. Работая с такими детьми, целесообразно использовать приёмы, которые способствуют повышению их активности.
У этих детей отмечается апраксия губ и языка. При достаточной остроте слуха эти дети не различают близкие по характеру звуки, не могут выделить отдельных звуков из главной речи, плохо дифференцируют сложные звуковые комплексы, т.е. имеют стойкое нарушение фонематического восприятия. Естественно, это ведёт к нарушению звуко-буквенного анализа, что негативно сказывается на овладении грамотой и письменной речью.
Последнюю группу составляют дети-олигофрены, у которых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие личности в целом. В этих случаях резко изменена вся система потребностей и мотивов, имеются патологические наклонности. Основная патологическая особенность в этом случае заключается в том, что диффузное поражение коры головного мозга сочетается с преимущественным недоразвитием лобных долей.
При исследовании выявления грубое своеобразное нарушение моторики – движения неуклюжи, неловки, дети не могут себя обслужить. У некоторых отмечается столь резкое изменение походки, что можно говорить об апраксии ходьбы. Движения плохо или почти не автоматизированы. Специфической особенностью этих детей является разрыв между произвольными и спонтанными движениями. При полной невозможности выполнить какие-либо движения по инструкции эти же движения дети могут выполнить спонтанно.
У этих детей также отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, необидчивы. Поведение их лишено стойких мотивов. При полной сохранности сенсорной и моторной стороны речи у таких детей отмечается склонность к поражению речи взрослых. Особенно нарушается регулирующая функция речи, которая играет важную роль в формировании и дифференциации мотивов, эмоционально-волевой сферы личности в целом. Коррекционно-воспитательная работа с детьми данной группы должна строиться исходя из качественного своеобразия структуры дефекта. В первую очередь используются педагогические приёмы, направленные на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.
Литература:
1.Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История изучения воспитания и обучения с древних времён до середины XX века. – М., – 1995
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., – 1990
3. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. – М., – 1973
4. Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) – М., – «Академия» – 2003
Источник