Особенности развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью

Особенности развития ребенка с тяжелой умственной отсталостью thumbnail

Статья:

У детей с тяжёлым нарушением интеллекта грубо нарушены все стороны психики: восприятие, память, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера, внимание.

Для этих детей характерно поверхностное глобальное восприятие, т. е. восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый материал, не сравнивают и не сопоставляют его с другими объектами. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложнённого материала. Обиходные, привычные предметы дети воспринимают и различают обычно достаточно хорошо. При необходимости воспринимать, отличать от других новый предмет, обладающий незнакомыми свойствами, ребёнок не справляется с заданием. Он, скорее всего либо, отказывается от выполнения задачи, либо с лёгкостью решает её ошибочно.

Вся деятельность детей по восприятию предмета характеризуется недифференцированностью, глобальностью. Специальная работа по развитию восприятия этих детей должна быть направлена на переход от хаотичной, нецеленаправленной их деятельности к планомерному, по возможности осмысленному выполнению задач.

Изучение психики детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью показало, что логическая и механическая память у них крайне не развита. Вместе с тем имеются случаи гипертрофической механической памяти. Это так называемая частичная память на события, места, числа. При запоминании и воспроизведении связанного текста для детей с тяжёлой умственной отсталостью, так же как для детей с лёгкой степенью умственного недоразвития, характерна тенденция к улучшению результатов по сравнению с воспроизведением ряда не связанных между собой слов. Это означает, что дети с глубоким поражением ЦНС, хотя и в минимальной степени, устанавливают простейшие связи в предложенном тексте, что помогает им в его запоминании.

В ходе обучения долговременная память у этих детей совершенствуется явно значительнее как в количественном, так и в качественном отношении, чем кратковременная память.

С грубыми нарушениями интеллекта тесно связано глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего физического недоразвития. В младшем школьном возрасте дети плохо понимают чужую речь, улавливают только тон, интонацию и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями.

Самостоятельная речь детей младшего школьного возраста проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. В ходе обучения словарь детей обогощается: они знают названия различных предметов, владеют названиями действий, относящихся к учебной или бытовой ситуации. Однако, как правило, они связывают слово только с определённым предметом или группой предметов, отражающих ситуационные отношения. Без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.

Наиболее резкое недоразвитие этих детей проявляется в познавательной деятельности, в особенностях мышления. Их чрезвычайно затрудняет самостоятельное использование имеющихся знаний.

Дети с тяжёлой умственной отсталостью способны лишь к самым, элементарным обобщениям. При обучении они могут объединить предметы в определённые группы (одежда, животные, птицы и т.д.) Если детям не прошедшим специального обучения, предлагают рассказать содержание простой сюжетной картинки, то они в лучшем случае называют отдельные предметы. Составить связанный рассказ из нескольких сюжетных картинок они также не могут. С особой полнотой недостатки мышления детей проявляются при обучении их грамоте и счёту. Они могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Дети с тяжёлым нарушением интеллекта овладевают порядковым счётом, но отвлечённый счёт им недоступен. Особенно большие трудности испытывают дети при решении задач. Они с трудом удерживают в памяти условие, не могут установить нужных смысловых связей и «соскальзывают» на выполнение отдельных арифметических действий. Весьма характерным для мышления этих детей является слабое восприятие задания, обусловленное недостаточно сильной мотивацией, уход от задания, психическая пассивность.

У умственно отсталых детей, страдающих нарушением интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера. Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому.

Эмоции у них обнаруживают относительную сохранность. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обижаются, могут быть вспыльчивыми, агрессивными. Эмоции таких детей не отличаются многообразием и дифференцированностью: им свойственна «тугоподвижность» эмоциональных проявлений.

Внимание детей с тяжёлой умственной отсталостью всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей младшего школьного возраста можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чём-либо чрезвычайно трудно. При создании благоприятных условий и соблюдения специфики работы, большинство детей достаточно активно включаются в учебный процесс, переключаются с одного вида деятельности на другой.

Вышеописанные особенности различных сторон психики детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта характерны для всей категории этих детей и являются их общими чертами. Залогом успеха педагога в работе с ними может быть только знание потенциальных возможностей каждого ребёнка и индивидуальный подход к воспитанию и обучению этих детей.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Статья на тему «Особенности развития и поведения детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости».

Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС, в первую очередь коры головного мозга. Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации, времени наступления. Разнообразие и разная глубина повреждения обуславливает разнообразие нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения детей.

Причины возникновения умственной отсталости могут быть экзогенными. Они делятся пренатальные (перенесенные заболевания в процессе беременности, употребление матерью алкоголя, наркотиков, курение в процессе вынашивания плода, а также психические и физические травмы беременной женщины), интранатальные (стремительные или затяжные роды, асфиксия, щипцовые роды и прочее) и постнатальные (нейроинфекции различной этиологии в раннем детском возрасте). Причины также могут быть эндогенными (которые вызваны патологической наследственностью или мутациями генов, наступившими во время жизни одного из родителей.).

Читайте также:  Лекарство для ребенка при замедленном развитии

По глубине дефекта умственная отсталость, в соответствии с Международной классификацией болезней делится на четыре степени:

– легкая умственная отсталость, (IQ) находится в диапазоне от 50 до 69 единиц (у взрослых психический возраст составляет 9 – 12 лет);

– умеренная умственная отсталость, коэффициент интеллектуальности находится в диапазоне 35-49 (у взрослых психический возраст составляет 6 – 9 лет);

– тяжелая умственная отсталость, коэффициент интеллектуальности находится в пределах от 20 до 34 единиц (психический возраст у взрослых 3 – 6 лет);

– глубокая умственная отсталость, коэффициент интеллектуальности ниже 20 (у взрослых психологический возраст менее 3 лет).

Умеренная умственная отсталость

Имбецильность, или умеренная умственная отсталость у детей, это средняя степень слабоумия и неполного интеллектуального развития. Дети с таким диагнозом имеют низкое физическое развития, при этом отклонения очень заметны.

Физическое развитие. Нарушения видны уже с раннего детства. Координация движений часто нарушена. Неловкая или неустойчивая походка, могут испытывать трудности при ходьбе, беге, подпрыгивании. Развитие крупной и мелкой моторики не соответствует возрастным нормам. Быстрая утомляемость, истощаемость.

Эмоциональное развитие. Эмоциональная незрелость, неумение выражать свои эмоции словесно (даже, если у ребенка присутствует речь). Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям, поверхностным, неустойчивым, подверженным быстрым, резким изменениям. Однако у некоторых детей наблюдается инертность эмоциональных реакций, часто имеющих выраженный эгоцентрический характер. Дети с умеренной умственной отсталостью слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать. Эти дети могут выделить состояние радости или обиды, сложные эмоции остаются недоступными для понимания и обозначения.

Развитие психической сферы. Естественно, наблюдается сильное недоразвитие всех высших психических функций. Отсутствует способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщению, образованию понятий. Мышление конкретно. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно, коэффициент интеллектуальности находится в диапазоне 35-49 (у взрослых психический возраст составляет 6 – 9 лет). Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции. Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Могут частично различать цвета, формы, величины.

Развитие бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

Тяжелая умственная отсталость обычно выявляется и диагностируется рано, до года, или в первые годы жизни ребенка. Глубина поражения ЦНС в этом случае такова, что это проявляется не только на познавательном, но и на моторном, а также психофизическом уровне.

Физическое развитие. Развитие с серьезным опозданием. Дети плохо ходят, испытывают серьезные трудности при беге, не умеют прыгать. Координация серьезно нарушена. Неуклюжи. Согласованность и скоординированность сложных движений невозможна. Простые двигательные действия являются для них серьезными трудностями.

Моторная недостаточность обнаруживает себя по-разному у разных групп детей. При умственной отсталости с преобладанием торможения двигательное недоразвитие проявляется в бедности, однообразии движений, резкой замедленности их темпа, вялости, неловкости. У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, дети затрудняются при необходимости воспроизвести последовательные действия.

Эмоциональное развитие. Отсутствует или значительно снижен интерес к окружающему. Упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Снижена критичность. Присутствует расторможенность влечений. Свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления. Бурно проявляют свою радость. При порицании могут быть вспыльчивыми, агрессивными. Эмоциональные реакции могут проявляться по-разному, в зависимости от типа нервной системы. Так, для части детей характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. Для других, напротив, реакции чрезмерно бурные, неадекватные. Вместе с тем, эмоции этих детей не дифференцированы и однообразны.

Развитие психической сферы. Грубо нарушены все стороны психики восприятие, внимание, память, речь, мышление. Интеллект крайне снижен, коэффициент интеллектуальности находится в пределах от 20 до 34 единиц (психический возраст у взрослых 3 – 6 лет). Они не могут пользоваться полученными и уже вроде бы усвоенными знаниями для восприятия нового материала. Часто не понимают смысла своих действий. Память неустойчивая, снижена по объему до 3 единиц даже после многократного повторения, кратковременная. Такие дети нередко безречевые. Если развита речь, то на простом, обиходном уровне. В речи часто наблюдаются бессмысленные и механические повторения услышанного. Плохо или совсем не различают даже основные цвета, формы, величины.

Развитие бытовых навыков. У глубоко умственно отсталых детей навыки самообслуживания развиты плохо либо не развиты вообще. Такие дети не могут самостоятельно выбрать одежду или одеться соответственно обстановке. Они не умеют шнуровать, застегивать молнию на куртке, самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом, принимать пищу. А если умеют, то нуждаются в организующей помощи. Такие дети особенно склонны к подражанию. Поэтому им очень часто необходимо на собственном примере демонстрировать общепринятые нормы поведения или обучать их необходимым навыкам.

Очень явные отклонения у таких детей наблюдаются в развитии анализаторов (органов чувств). Причем, несмотря на то, что если отсутствуют патологии в развитии слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовой чувствительности, то такие дети все равно не умеют в полной мере использовать возможности своей анализаторной системы.

Расстройства поведения.

В случаях присутствия умеренной или тяжелой умственной отсталости адекватное поведение нарушено всегда. Расстройства поведения можно разделить условно на 4 категории:

  • Расстройства поведения, ограничивающиеся семьёй, (когда антисоциальное или агрессивное поведение, проявляется только дома и во взаимоотношениях с родителями и родственниками).

  • Расстройства поведения, характеризуется сочетанием антисоциального или агрессивного поведения со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием общения со сверстниками и проявляется в изоляции, отвержении, непопулярности, а также в отсутствии друзей. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жёсткость, негодование.

  • Встречается социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Сюда включаются групповая деликвентность, прогулы в школе.

  • Оппозиционно-вызывающее расстройство определяется наличием негативного, враждебного, вызывающего, провокационного поведения. Дети игнорируют правила и просьбы взрослых, намеренно им досаждают. Обычно они раздражены, обидчивы, обвиняют других людей за свои ошибки и трудности.

Читайте также:  Рекомендации по интеллектуальному развитию ребенка

Несмотря ни на что, умственно отсталые дети, относящиеся к числу обучаемых, могут развиваться. Чтобы проводить такую работу, необходимо хорошо знать особенности и возможности данной категории детей. И потому такая работа наиболее эффективна в том случае, когда ее осуществляют специально подготовленные педагоги в условиях коррекционно-развивающего обучения в специальной школе.

Источник

автор: Кузнецова Альбина Хасмуллаевна

Учитель начальных классов МКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат № 152», г. Новосибирск

Дети с умственной отсталостью: особенности развития, требования к обучению.

Дети с умственной отсталостью: особенности развития, требования к обучению.

Развитие познавательных процессов детей обучающихся в коррекционной школе является важным условием коррекционного обучения. Объясняется это социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе, во всем мире и в России в частности. Умственно отсталый ребенок характеризуется исследователями общим недоразвитием и мыслительные способности, естественно формируются у него с большими задержками. Общество, же должно позаботиться, чтобы такой ребенок вырос и вступил во взрослую жизнь без особых проблем. Для этого надо подробно исследовать вопросы формирования познавательных процессов, интересу к учебе у детей с недостатками интеллекта.

Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

Изучением познавательных процессов умственно отсталых детей занимались такие отечественные ученые, как Л.В.Занков, А.И.Липкина, Е.М.Кудрявцева, И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф, М.С.Певзнер и многие другие авторы.

Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.

В соответствии с Международной классификацией болезней

10 пересмотра (МКБ – 10):

Умственная отсталость – это состояния задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

В других источниках термин умственной отсталости определяется следующим образом:

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, всех психических функций с особенным недоразвитием абстрактно – логического мышления, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.

Причины умственной отсталости

  1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

– пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

– натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

– постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

  1. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Структура дефекта:

Необратимое недоразвитие мозга с преимущественно незрелой корой

Недоразвитие собственно мыслительной деятельности

Недоразвитие мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов

Недостаточность высших психических функций

Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста.

Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:

Патологическая инертность нервных и психических процессов;

Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;

Снижение мотивации деятельности;

Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;

Нарушение критичности мышления;

Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;

Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;

Низкая точность и прочность запоминания;

Непреднамеренность запоминания;

Нарушения речи;

Низкая целенаправленность деятельности

Ощущение и восприятие

Зрительное восприятие учащихся замедленно. А это значит, что, для того чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, ученикам, младших классов, требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам. Это – важная особенность, оказывающая определенное влияние на ориентировку детей в пространстве и, вероятно, на процесс обучения чтению.

Восприятие отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, дети видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей. Особенно сложным для умственно отсталых детей оказывается активное приспособление восприятия к изменяющимся условиям. Они неправильно узнают перевернутые изображения хорошо знакомых предметов, принимая их за другие предметы, находящиеся в обычном положении. Особым является вопрос о восприятии школьниками сюжетных картин.

При легкой степени УО: Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование.

При умеренной степени УО: Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации.

При тяжелой степени УО: Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно.

При глубокой степени УО: Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, не отличают съедобное от несъедобного.

Внимание и память

Исследователи подчеркивают существенную роль внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания умственно отсталых школьников отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания. У учащихся с нарушениями интеллекта непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием. Внимание умственно отсталого ребенка находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности.

Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого учениками с УО материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Читайте также:  Влияние алкоголя на рост и развитие ребенка

Так, ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок.

Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая.

Запоминание текстов даже несложных, страдает у школьников несовершенством, поскольку они недостаточно умеют разделять материал на абзацы, выделять основную мысль, определять опорные слова и выражения, устанавливать смысловые связи между частями и т. п. В результате ученики сохраняют в своей памяти лишь часть материала.

Весьма характерным для учеников с УО является их неумение пользоваться хорошо усвоенным материалом, воспроизводить те знания, которые необходимы для решения поставленной перед ними конкретной задачи.

Существенным для характеристики памяти умственно отсталых учеников, а также для обоснования благоприятного прогноза их развития является то, что они способны с большим успехом запомнить материал который им понятен.

При легкой степени УО: Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована.

При умеренной степени УО: Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает.

При тяжелой степени УО: Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти.

При глубокой степени УО: Внимание и память не развиты.

Мышление

Мышление – обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, сравнения).

Оно имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие практически действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы.

У умственно отсталых младших школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практических задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной данной.

Еще большие трудности вызывают у учеников 1-2 классов задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления. Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие от учащихся словесно-логического мышления, такие, как понимание несложных текстов, содержащих те или иные зависимости – временные, причинные и т. п. Дети воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.

Мыслительные процессы умственно отсталых младших школьников весьма своеобразны.

Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Анализ объектов будет более подробным, если он выполняется с помощью взрослого – по его вопросам.

Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение предметов или явлений, т. е. объединение их на основе выявленной общей черты, для всех них существенной.

При легкой степени УО: Ограничена способность к абстрактному мышлению. Относительная сохранность наглядно-образного мышления

При умеренной степени УО: Отсутствует обобщение, непонимание скрытого смысла, механическое заучивание.

При тяжелой степени УО: Хаотично. Бессистемно. Отсутствие смысловых связей.

При глубокой степени УО: Отсутствие элементарных процессов мышления

Речь

Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях – молчат, в других отвечают невпопад.

При легкой степени УО: Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание).

При умеренной степени УО: Запаздывание речи на 3-5 лет, косноязычие, бедный словарный запас.

При тяжелой степени УО: Недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов, структура слов нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками.

При глубокой степени УО: Речь заменяется нечленораздельными звуками.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей

В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность

Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).

Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

Мотивация

Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.

Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного с ними умственного возраста, дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем.

Список литературы:

  1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М.,2009.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993.
  3. Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2002.
  4. Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.

Источник