Особенности развития ребенка с особенностями развития первого года жизни

Ранний возраст от 0 до 1 года

Кризис новорожденности

(0 – 2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

 Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Новообразование – в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:

– общее моторное возбуждение при приближении взрослого;

– использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;

– обильные вокализации во время общения с матерью;

– реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Младенческий возраст

(2 месяца – 1 год)

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования:

  1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
  2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь:

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи:

– не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически (“би-би”), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

– общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

– связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы “где?”, “как?” выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации (“дай!”). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность.

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  1. Движущийся глаз. Известен феномен “глаза новорожденного” – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).
  3. Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом. Отличается от “настоящих” действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия “не написан” на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

Он осваивает:

– назначение предмета;

– способы действий с предметами;

– технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

Умственное развитие.

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

  1. Упражнение рефлексов. Дети “упражняют” все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
  3. Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх “чужого”), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
  4. Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
Читайте также:  Школа развития ребенка кунгур

Базовая потребность возраста.

Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:

 1) малыш ищет близости с любым человеком;

2) учится отличать знакомых людей от незнакомых;

3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.

 Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

Кризис 1 года.

Первый год жизни ребенка заканчивается кризисом одного года.

Новообразование кризиса – автономная речь.

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:

– нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);

– нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);

– эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис не относится к числу острых.

Источник

6 Окт02141

Александр Зиниград (Израиль): Согласно Этимологическому словарю русского языка М. Фасмера слово «развитие» происходит от французского developpement или от немецкого Entwicklung, которые в свою очередь не что иное, как переводы латинского evolutio, что значит «развертывание».

При поиске словосочетания «развитие ребенка» Яндекс находит 64 миллиона страниц. Здесь и раннее развитие детей, и развитие лидерских качеств, и развитие движений ребенка, и развитие чувств, и развитие речи, и многое, многое другое.

Обычно речь идет о том, как вылепить, создать из вашего ребенка то, к чему вы стремитесь. Как добиться того, чтобы он правильно ел, правильно двигался, правильно говорил, правильно жил…

Мне же, когда речь заходит о развитии детей, представляется ребенок как Божественный дар, своего рода коробка, обвязанная подарочной лентой, затянутой в тугой бант. Мне кажется, что наша роль как родителей в том, чтобы осторожно (спасибо Фасмеру за метафору) развязать, развернуть, раскрыть этот подарок, вернее, помочь ему раскрыться. Помочь, находясь рядом, поддержать, когда он споткнулся, согреть, когда ему зябко, обнять, когда ему грустно, а главное — не мешать, умея отойти в сторону тогда, когда он не нуждается в помощи.

Чем характеризуется физическое развитие детей первого года жизни?

К исследуемым показателям физического развития детей первого года жизни относят: рост (длина тела), вес, окружности груди и головы. Отслеживает изменение этих параметров участковый педиатр. Сравнение полученных результатов с данными центильных таблиц позволяет врачу оценить, нормально ли развивается малыш или есть отклонения.

Особенности физического развития ребенка первого года жизни:

  • При оценке физического развития новорожденного ребенка первостепенное значение имеет масса тела, в дальнейшем — рост.
  • Важно оценивать не только то, укладываются ли параметры веса и длины тела в возрастную норму, но и то, каково их соотношение между собой. Это называется гармоничностью развития.
  • Отклонение показателей роста и веса ребенка относительно общепринятых стандартов далеко не всегда свидетельствует о какой-либо патологии. Развитие каждого ребенка уникально.
  • При наличии явных отклонений в физическом развитии ребенка важно соотносить полученные результаты с параметрами нервно-психического развития ребенка. Это необходимо для выяснения причин данной проблемы и выбора способов ее устранения.

Особенности развития и воспитания детей первого года жизни

Первый год жизни занимает особое место в развитии ребенка, поэтому задачи и содержание воспитательной работы с детьми этого возраста также отличаются.1. Развитие ребенка 1-го года жизни в сравнении с развитием детей более старшего возрастапроисходит наиболее быстро. В 1-й год жизни происходит быстрое физическое развитие ребенка.Масса к 5—6 мес удваивается, а к году утраивается. За первый год жизни рост увеличивается на25 см; меняется соотношение окружности головы и груди; повышается сопротивляемость, налаживается теплорегуляция организма и др. Быстро развиваются функции мозга, рано вырабатываются условные рефлексы со всеханализаторов, увеличивается работоспособность нервной системы, возрастает ее выносливость. Изменяются длительность и характер бодрствования и сна. Длительность спокойного бодрствования увеличивается с 20—30 мин на 1-м месяце до 3—3 1/2 ч к году; уменьшается суточное количество сна — от 18 ч в первые месяцы до 14 1/2 ч — к году. Уже в первые месяцы жизни ребенка можно выработать ритм бодрствования, сна и кормления. Под влиянием активных воздействий взрослых и взаимодействия ребенка с окружающей средой происходят значительные сдвиги в его нервно-психическом развитии. С первых месяцев быстро развивается деятельность всех органов чувств — быстро устанавливаются связи с внешним миром. На 1-м году жизни возникают и усложняются положительные эмоции, которые имеют очень большое значение для общего развития ребенка. Радуясь, маленький ребенок много двигается, что способствует развитию движений. Положительные эмоции являются одним из условий развития на 1-м году жизни подготовительныхэтапов речи. И, наоборот, частый крик, плач ребенка или вялое эмоциональное состояниепонижают жизнедеятельность организма, отрицательно влияют на физическое развитие ребенка и состояние возбудимости его нервной системы. На протяжении 1-го жизни ребенок овладевает основными движениями. В первые месяцы движения ребенка хаотичны и некоординированы, к 1-му году он овладевает самостоятельной ходьбой. Долгое время считали, что движения у ребенка, особенно 1-го года жизни, развиваются в процессе органического созревания, для чего нужно лишь обеспечить хорошие условия его физического развития, т. е. правильное питание и гигиенический уход. Однако изучение проф. Н. М. Щеловановым и его учениками (М. Ю. Кистяковская и др.) развития детей 1-го года жизни, воспитывающихся в различных условиях, показало, что темп и последовательность формирования движений зависят от условий воспитания и воздействий окружающих людей. Например, в одних случаях ребенок, овладев сидением, минует ползание и переходит к самостоятельной ходьбе; в других — ребенок овладевает ползанием, затем сидением и ходьбой. Для развития и активного поведения ребенка 1-го года жизни целесообразно: 1) чтобы он вначале овладел движениями перемены положения и перемещения в пространстве, а затем статическими функциями — способностью сохранять определенное положение тела; 2) чтобы у ребенка вначале оформились целенаправленные движения рук — схватывание видимых предметов — и на их основе развивались общие активные движения (переворачивание, ползание, переступание и т. д.); 3) чтобы вначале ребенок овладел движениями в горизонтальном, а затем в вертикальном положении. Поэтому при воспитании ребенка в семье и в детском учреждении в первом полугодии 1-го года жизни особое внимание следует уделять развитию всех движений в положении на животе, и только во втором полугодии ребенок должен овладеть умением садиться, вставать и ходить. К концу 1-го года формируются элементарные действия с предметами, которые имеют большое значение для сенсорного развития и активной деятельности ребенка. Выполняя даже самые простые действия с игрушками, ребенок знакомится с их свойствами (форма, материал и т. п.). Действия с игрушками делают бодрствование ребенка более активным и спокойным. На 1-м году жизни развиваются подготовительные этапы специфической человеческой функции — речи. Голосовые реакции начинают развиваться с первых месяцев жизни, к году ребенок может уже произносить около 10 простых облегченных слов. Во втором полугодии возникает способность подражать звукам и слогам, происходит развитие понимания речи окружающих. В конце первого года формируется первичное обобщение некоторых слов в речи взрослого. На 1-м году жизни развивается ориентировочная деятельность — основа познавательной деятельности ребенка. Начинается развитие высших психических функций: восприятия, памяти, внимания. На 1-м году жизни ребенок осваивает основные умения во время процесса кормления, он учится есть из ложки, пить из чашки. У ребенка можно воспитать навык опрятности. На протяжении 1-го года жизни формируются как положительные, так и отрицательные привычки. Например, при правильной организации воспитания с первых месяцев жизни можно приучить ребенка в определенное время быстро засыпать без укачивания и других дополнительных воздействий, есть с аппетитом, играть не только при участии взрослого, но и без него. Обеспечение своевременного физического и нервно-психического развития каждого ребенка является первой и основной задачей воспитания детей 1-го года жизни, что возможно только при создании определенных условий и если ребенок получает необходимые воздействия со стороны взрослых и достаточное количество впечатлений из окружающей среды. 2. На 1-м году жизни у детей проявляется тесная взаимозависимость физического и нервно- психического развития. Отсутствие или недостаточность воздействий на нервно-психическое развитие детей, в частности на развитие у них положительных эмоций и движений, отрицательно влияет на их физическое развитие и может быть одной из причин гипотрофии (Н. М. Щелованов). В то же самое время положительно-эмоциональный тонус обусловливается физическимсостоянием детей. Значительно легче вызвать улыбку и развивать движения у здоровых, физически крепких детей, чем у ослабленных. В бодром, хорошем состоянии дети лучше воспринимают воздействия окружающих и активно реагируют на них. 3. У новорожденного ребенка проявляется потребность в сенсорной и двигательной активности. Уже в первые часы жизни можно вызвать зрительную ориентировочно-двигательную реакцию. Ребенок реагирует движением глаз при действии движущегося светового раздражителя (движение светящейся лампочки). Двигательная активность новорожденного определяется наличием внешних и внутренних раздражителей. Недостаток внешних впечатлений и обездвиженность с первых месяцев жизни приводят к задержке в развитии ребенка. 4. Отличительной чертой детей первого года является ярко выраженная эмоциональность. Все реакции на окружающее носят выраженный эмоциональный характер. Однако эмоциональное состояние детей 1-го года жизни очень неустойчивое, они легко переходят от положительных эмоций к отрицательным и наоборот. 5. Характерной особенностью детей этого возраста является большая ранимость их организма и относительно низкая сопротивляемость к различным заболеваниям. Несмотря на то что на протяжении 1-го года жизни постепенно налаживается терморегуляция организма ребенка и он начинает лучше приспосабливаться к различным условиям, часто на его здоровье влияют изменения температуры и других условий окружающей его среды. Нарушения в режиме дня — запаздывание в кормлении или укладывании спать, недосыпание ребенка, несоблюдение правильной организации и методики проведения гигиенического ухода и бодрствования ребенка — приводят к различным заболеваниям и отрицательно влияют на возбудимость нервной системы детей 1-го года жизни. При воспитании детей этого возраста особенно большое внимание должно быть обращено на организацию режима дня и правильное проведение гигиенического ухода, процесса кормления, сна и бодрствования. 6. Уже в первые месяцы жизни общение с окружающими взрослыми становится потребностью и основным видом деятельности ребенка. Для того чтобы обеспечить своевременное и нормальное развитие детей этого возраста, взрослые должны не только вовремя и правильно удовлетворять их органические потребности (своевременно кормить, укладывать спать и т. д.) и создавать условия для их бодрствования, но и специально заниматься с ними, с целью формирования новых умений. 7. Следующей особенностью является высокая пластичность организма, в частности нервной системы, детей 1-го года жизни, этим объясняется большая зависимость их развития от окружающей среды и в особенности от воспитательных воздействий взрослых. На протяжении первого года жизни значение различных умений ребенка на разных этапах различно. Вследствие быстрого темпа развития первый год делится на следующие качественно отличающиеся периоды: от рождения до 2 1/2—3 мес (в этом возрасте выделяется период новорожденности до 3—5 нед); от 2 1/2—3 до 5—6 мес; от 5—6 до 9—10 мес; от 9—10 мес до 1 года каждый из периодов имеет свои качественные особенности. Поэтому задачи и содержание воспитания рассматриваются по отдельным периодам. В каждом периоде выделяются наиболее значимые для общего развития ребенка умения, так называемые «ведущие» линии. Эти умения определяют развитие и поведение ребенка в данном возрасте и имеют прогрессивное значение для его дальнейшего развития. Например, от 5—6 до 9—10 мес ведущим является развитие ползания, понимания речи взрослого, подражание звукам, слогам и простым действиям окружающих. Благодаря этим умениям расширяется ориентировка в окружающем, развиваются движения и первичные действия с предметами, изменяется форма общения со взрослым. Все это благоприятно сказывается на дальнейшем развитии ребенка. С конца периода новорожденности на протяжении всего 1-го года жизни наряду с выполнением общих задач воспитания в каждом возрастном периоде особое внимание следует уделять развитию этих ведущих линий. Однако при воспитании ребенка нельзя ограничиваться только их развитием, необходимо создавать также условия и воздействовать на развитие и других умений и способностей, тем самым обеспечить всестороннее гармоническое развитие ребенка и его положительное поведение

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии училище

Основные показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

К основным показателям нервно-психического развития ребенка первого года жизни относятся: ориентировочные реакции со стороны органов зрения и слуха, развитие эмоций, общие движения и движения руками, развитие речи, развитие умений и навыков.

Развитие ребенка первого года жизни по месяцам отражает эти основные параметры. Для удобства оценки нервно-психического развития ребенка разработаны удобные таблицы, в которых отражены срок появления тех или иных навыков и то, как они совершенствуются. Отклонения в развитии малыша вызывают много тревог у родителей, но не все они обоснованы. Каждый ребенок уникален и может развиваться по своему индивидуальному «графику».

Причины нарушения психомоторного развития детей первого года жизни многообразны. Главным образом, оказывает влияние то, как протекла беременность и роды, здоровым ли родился малыш. Не менее важно то, в какой среде растет малыш и то, достаточно ли времени уделяют родители его развитию. Исходя из причин возможных отклонений от нормы в развитии детей первого года жизни, предлагаются определенные мероприятия по развитию и воспитанию, а при необходимости, и по лечению и реабилитации ребенка.

Особенности речевого развития ребенка первого года жизни

Речь играет основополагающую роль в развитии человеческого существа, открывая перед человеком безграничные возможности. Некоторые родители ошибочно считают, что речевое развитие ребенка первого года жизни начинается с появления первых слов, то есть ближе к году. На самом деле, развитие речи начинается с рождения. Возможность слышать разговоры родителей, нахождение в своей языковой среде, «купание» в языке необходимы для нормального развития речи. Так, некоторые глухие дети не разговаривают только из-за того, что они не слышат звуков, хотя у них нет дефектов, мешающих говорить.

Читайте также:  Развитие генетики у ребенка

Этапы развития речи детей первого года жизни практически одинаковы, хотя их временные рамки могут отличаться. Первыми проявлениями речи являются плач и крик. Следом за ними появляется «гуление» (в 1,5-2 месяца). Это тихие или горловые звуки, которые содержат отдельные гласные. Все дети гулят примерно одинаково, не зависимо от национальности и родного языка.

Следующая стадия развития речи — появление лепета (в 5-6 месяцев). Это основополагающий этап на пути овладения языком. Лепет младенцев уже имеет отличия в зависимости от языка и этнической принадлежности.

В 7-8 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, он много слушает и старается подражать разным звукам. В этом возрасте он же очень много понимает, как отдельные слова, так и целые фразы. Хотя пройдет еще несколько месяцев, прежде чем он начнет произносить первые слова. Так, к году словарный запас ребенка составляет около 10 простых слов.

Если у родителей есть хоть малейшее беспокойство относительно речевого развития ребенка, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Задержки речевого развития могут быть как его индивидуальной особенностью, так и признаком некоторых патологических состояний.

Возрастные особенности детей от 0 до 1 года

17 Июня 2020 12:06

Количество

В первый год жизни ребенок развивается очень стремительно. На что же следует обратить внимание родителям в этот период? Следует помнить, что до года закладываются основные привычки ребенка, формируются склонности и его личностные особенности. В дальнейшем развитие малыша зависит от его воспитания именно в этот временной период. Условно период развития ребенка от 0 до 1 года можно разделить на четыре этапа. Каждый этап охватывает, примерно, три месяца. Первый этап (от 0 до 3 месяцев). На данном этапе родителями осуществляется уход и присмотр за ребенком, удовлетворение его физиологических потребностей. Это очень важно! Так как, в это время у вашего ребенка формируется доверие к окружающему миру, и от того как качественно за ним ухаживали родители (вовремя ли меняли пеленки, кормили, переодевали) зависит то, как в дальнейшем малыш будет относится к окружающему миру. Очень важно уделить внимание формированию сенсорного восприятия малыша. Родителям надо с ребенком разговаривать, петь песенки, рассказывать потешки, играть. Это способствует сенсорному развитию ребенка: зрения, слуха, координации движений. Второй этап длится от 3-х до 6-ти месяцев. Чем больше родители будут разговаривать с малышом, включать ему различные жанры музыки, обращать внимание на различные звуки природы (пение птиц, шум ветра, шелест листвы и т.д.), тем активнее и быстрее малыш начнет гулить, агукать, лепетать, улыбаться. Если ребенок в три месяца вам улыбнулся можно сказать, что эмоциональное развитие вашего малыша своевременно. Третий этап (от 6 до 9 месяцев) характеризуется непоседливостью и любознательностью ребенка. Он становится во много раз активней, любознательней, непоседливей, начинает познавать окружающий мир самостоятельно, так как в этот период дети начинают сидеть, ползать, пытаются изучать содержимое шкафов. Необходимо предоставить вашему ребенку возможность свободно перемещаться по дому. Однако в этот период родителям надо быть очень внимательными и не забывать о безопасности вашего ребенка. В любое время для ребенка очень важна игровая активность, так как с помощью игры он познает мир. Не является исключением и ранний возраст (до года). В этом возрасте полезны такие игры как ладушки, сорока-ворона. В это же время родитель показывают ребенку и части лица: носик, глазки зубки, ушки, лобик. Четвертый этап продолжается от 9 месяцев до 1 года. Ребенок учится ходить самостоятельно, возрастает интерес к общению со взрослыми. В этот временной отрезок родители начинают знакомить своего малыша с формами предметов и их размером. Можно начинать сортировать различные предметы: машинки с машинками, кубики с кубиками, собирать пирамидку, матрешку и т.д. Родителям следует помнить, что в любом периоде для ребенка, крайне важно, тесное общение с мамой и папой. Постоянно следует разговаривать с ребенком, объяснять, поощрять, хвалить, но и не допускать негативных действий. Кроме того, все мы знаем, что для формирования здорового психического развития необходима доброжелательная атмосфера в семье. Так как, отношения, складывающиеся, между родителями лягут в основу поведения вашего ребенка.

Источник