Особенности развития ребенка с нарушением зрения в первый год жизни

Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения
По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.
А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.
Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее
1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.
По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.
Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.
Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.
В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.
Данные специальной психолого-педагогической литературы
(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого
отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.
Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,
Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.
Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).
Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).
Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.
Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.
Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности
Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)– одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.
Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.
Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.
Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.
В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.
Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).
В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.
Источник
Кратковременные движения глаз за движущимися предметами отмечаются уже в первые недели жизни ребенка. Если в возрасте 3-4 месяцев он все еще не фиксирует взгляд на ярких неподвижных предметах (обычно это проявляется к двум месяцам), то необходимо отнестись внимательно к состоянию зрения малыша.
Причины нарушения зрительной функции
Патологии у новорожденных могут быть связаны не только с остротой зрения, но также с периферическим и стереоскопическим зрением, цветоощущением, адаптацией к изменению освещения.
В появлении тех или иных зрительных нарушений большую роль играет наследственность, патология беременности, родов, или раннего послеродового периода. Нередко нарушения зрения сочетаются с патологией центральной нервной системы.
Частичная атрофия зрительных нервов, ретинопатия недоношенных, врожденная катаракта или глаукома — требуют тщательного обследования, серьезного врачебного наблюдения и лечения.
Как определить, что у ребенка проблемы со зрением
Дети с нарушением зрения получают от окружающего мира недостаточно стимулов и информации, необходимых для его полноценного развития. Может быть снижена двигательная активность малыша, обеднена его эмоциональная сфера. Это отмечается не сразу, так как примерно до двухмесячного возраста ребенок почти не отличается от сверстников с нормальным зрением. Однако в дальнейшем отставание становится заметным. Так, малышу становится трудно овладевать движениями рук и тела. Например, чтобы схватить звучащий предмет, он ориентируются на звуковой сигнал, пытаясь обнаружить его положение в пространстве. Однако движение собственных рук относительно предмета малыши контролировать не могут, поэтому совершение движения для достижения цели требует большего времени, чем при нормальном зрении.
Стремление родителей вылечить ребенка не должно мешать им в такой важной и эффективной работе, как развивающие игры.
Особенности развития малышей с патологией зрения
Предметная деятельность способна сыграть огромную компенсаторную роль в развитии процессов восприятия и мышления у детей с нарушением зрения. Поэтому организовывать игровые занятия следует так, чтобы именно формирование предметной деятельности стало основой обучения. Специалистами разработано несколько наглядно — действенных методик.
В то же время нужно продолжать наблюдение и лечение у офтальмологов. На первом году жизни важно поддерживать постоянный тесный контакт с ребенком. Родители должны сконцентрировать усилия не только на игровых развивающих занятиях, но и на том, чтобы по возможности сохранить зрение малыша.
Ученые уверены, что правильно организованная регулярная программа тренировок поможет восставить зрение.
Количество связей между клетками мозга в течение первого года жизни продолжает расти. Поэтому зрительная информация может постепенно достичь высших ассоциативных зон. Тогда ребенок начинает осознавать свои зрительные возможности. Если это случится, малыш будет использовать зрение и обучаться по мере созревания межнейронных связей.
Поэтому родителям нельзя опускать руки и сдаваться. Нужно использовать любую доступную возможность сохранения и развития остатков зрения.
Как сохранить остаточное зрение
Развивать зрительную функцию малыша нужно доступными для восприятия способами. Например, развесить в комнате различные картинки — контрастные и крупные. Чем чаще родители побуждают ребенка смотреть на предметы окружающего мира, тем интенсивнее будет тренировка.
Есть несколько правил для детей с нарушением зрения, которые следует соблюдать в первые месяцы жизни:
- Сразу отвечать на крик младенца, не оставлять его в ощущении одиночества. При этом надо не только брать его на руки или гладить, но и говорить с ним, воздействовать ласковым тоном голоса.
- Интонация голоса, его нежность и спокойная ласка необходимы малышу с нарушением зрения.
- С самого рождения надо предоставлять больше возможностей для движений. Для этого не стоит пеленать малыша.
- Следует чаще носить его на руках.
- Лучше использовать сначала крупные игрушки — они легче для тактильного восприятия.
- Первые игрушки желательно покупать контрастные — черно — белые. Потом можно будет добавлять другие цвета, лучше тёплых оттенков: красного, оранжевого, желтого.
- Необходимо следить за общей освещенностью детской комнаты — оно должно быть достаточным.
- Помогут в стимуляции зрительного восприятия блестящие предметы, различные источники цвета, мигающие лампочки.
- Водные процедуры активизируют движения ребенка, развивают его ощущения, восприятия.
- Все игрушки должны быть приятными на ощупь. При этом ребенок должен не только проявлять интерес к ярким предметам вокруг него, но и научиться соотносить то, что видит, с осязанием. Надо чаще подносить его к тем предметам, которые он видит и которыми интересуется, давать возможность их потрогать.
Главное, проводить все игры так, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, находился в телесном контакте с мамой. Детям с нарушением зрения тактильный контакт с родителям необходим. Находясь на руках, малыш оказывается в непосредственной близости от лица мамы или папы, а это — мощный стимулятор развития остаточного зрения. Кроме того, проводя ручкой по носу и губам, он развивает свои тактильные ощущения. А когда он соотносит открывающийся мамин рот с ее ласковым голосом, активизируется процесс звукоподражания.
Развивающие занятия
Игры, которые можно рекомендовать детям с нарушением зрения в первый год жизни отличаются некоторой спецификой. Они проводятся системно, и желательно, чтобы комплекс специальных развивающих игр был разработан специалистом индивидуально для ребенка.
Особые танцы
Совместные движения взрослого и малыша под музыку. При этом мама должна помогать махать ручками и ножками в такт мелодии.
Цвета радуги
Необходимо научить ребенка с ослабленным зрением фиксировать взгляд на предметах. Для этого используются яркие и контрастные предметы, а члены семьи должны носить различимые вещи: например, очки, яркие заколки в волосах, пестрые косынки, одежду, выделявшуюся на общем фоне.
Лицо мамы
Исследование лиц мамы и папы должно стать любимой игрой ребенка. Ее можно проводить различными способами в зависимости от возраста и его предпочтений. Он может исследовать лицо ручками, гладить, щупать, хватать за нос и волосы. Нужно предоставлять ему такую возможность как можно чаще.
Мама говорит
Нужно посадить малыша к себе на колени так, чтобы он мог внимательно рассмотреть лицо. Мама кладет ручку к себе на рот, привлекая внимание к движениям своих губ. Четко артикулируя, произносит слоги: «Та — та — та! Та — та — та! Ба — ба — ба! Бу — бу — бу!» Нужно стараться вызвать у ребенка желание подражать.
Зебра
Использовать в играх полосатые предметы очень полезно. Даже можно раскрасить таким образом кубики, погремушки и даже ограждение кровати. Каждый раз, разглядывая полоски, малыш будет тренировать зрительную функцию.
Художник
Первые рисунки ребенок может создавать еще до того, как научится ходить. Надо для этого запастись специальными «пальчиковыми» красками. Скорее всего, после каждого рисунка одежду придется стирать, а самого художника купать. Мама должна посадить малыша к себе на колени перед мольбертом, на котором закреплен ватман или кусок обоев. Его ладошку надо обмокнуть в краску и помочь ему нанести первые мазки. В дальнейшем ребенок сможет рисовать самостоятельно. Во время занятий нужно комментируйте его действия, называть цвета красок и хвалить за умения.
Праздник каждый день
Понадобится несколько елочных гирлянд с электрическими лампочками. Желательно, чтобы они были разноцветными и мигали в разных режимах: быстро и медленно, по очереди и все вместе. Повесить ее на видное место
Свет от ламп, не должен быть слишком ярким, иначе вместо того, чтобы спасти остатки зрения, можно нанести глазам непоправимый вред.
Повернемся
Двигательное развитие можно стимулировать следующим образом: взрослый ложится на спину, положив себе на грудь малыша, также лежащего на спине. Ласково обнимая ребенка и разговаривая с ним, взрослый поворачивается то на один бок, то на другой. Ребенок вместе с родителем тоже совершает повороты.
Слушаем и берем
Погремев погремушкой несколько раз в одном и том же месте, можно направить ручку малыша к ней и помочь захватить ее. После нескольких упражнений он будет все увереннее направлять руку в сторону звучащей игрушки.
Учимся ползти
Лежащему на животе малышу надо сгибать и разгибать ножки, затем помочь оттолкнуться одной ножкой от руки взрослого. Можно положить перед ребенком звучащую игрушку, например, неваляшку, которую он уже не раз трогал. Такой стимул поможет быстрее освоить ползание.
Нарушение зрительной функции у детей требует особого внимания со стороны родителей и врачей. Нужно регулярно заниматься и тренироваться с ребенком, чтобы поддерживать остатки зрения, а при соблюдении всех рекомендаций врачей даже улучшить.
Просмотров: 1009.
Источник
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Маннанова З.М., педагог-психолог
ГБОУ Белебеевская специальная
школа – сад № 37 «Ягодка» IV вида
Нарушение зрительных функций вызывает ряд отклонений в психическом развитии ребенка. Сложности его развития заключаются в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии.
Нарушение зрения у детей дошкольного возраста затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности.
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, игре, овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. (1,3)
Необходимо иметь в виду, что дети со зрительной депривацией оказываются в стрессовых ситуациях значительно чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства. На это указывали отечественные тифлопсихологи, отмечавшие, что среди слабовидящих можно встретить людей, обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим имеющих такие качества характера, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Однако, при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности, происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок, и ребенок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Некоторые особенности психических процессов
у детей с нарушением зрения
Особенности внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Из-за недостаточности зрительных функций у детей дошкольного возраста часто нарушено непроизвольное внимание. Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, резкому переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому, у детей с нарушениями зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Особенности памяти. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Рассматривая специфические особенности памяти у детей с нарушениями зрения, дошкольного возраста, специалисты отмечают, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушениями зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемым им отклонениями в психическом развитии.
У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, проявляется слабость сохранности зрительных образов, быстрый распад зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объём кратковременной слуховой памяти у детей с нарушениями зрения достаточно высокий. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован образ воспринимаемого объекта, ранее. Слабовидящим свойственно отставание от нормально видящих сверстников в правильности узнавания, специфичности восприятия, для них характерно достаточно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания, способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание слабовидящими детьми точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как нормально видящим сверстникам — 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени, например каникулярный период, между подкреплениями, отрицательно сказывается на их представлениях, что проявляется в снижении уровня адекватности образов восприятия.
Особенности восприятия. Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека предметов, окружающего мира в целом, в совокупности свойств. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на полноте, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. Если в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, то у слабовидящих детей доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Нарушения зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Исследования специалистов в этой области показали идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими детьми определенной суммы знаний, умений и навыков.
Особенности мышления. Мышление – это обобщение и опосредованное отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушениями зрения, проходят те же стадии в развитии мышления, и примерно, в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительное восприятие. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих детей отмечается преобладание словесно-логического и наглядно-образного мышления. Специфическое развитие ребенка, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и позитивные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности к определенному вторичному нарушению развития. (2)
Обобщая выше сказанное, следует отметить, что психическое развитие детей с нарушениями зрения носит специфический характер и несколько отличается от темпа развития нормально видящих сверстников. Опираясь на мнение специалистов можно сделать вывод, что дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию психических процессов. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т.е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия для его жизнедеятельности и развития.
Список литературы
1.Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.- 204 с.
2.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
3.Петров В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
4.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
Источник