Особенности развития ребенка с моторной алалией
Алалия − не такое хорошо изученное речевое нарушение как, например, дизартрия, входит в список заболеваний МКБ-10. Специалисты не могут определить точно механизмы ее возникновения и предлагают способы по эффективной коррекции этого дефекта. При алалии нарушаются все речевые компоненты. У ребенка искажено не только звукопроизношение, но и грамматический строй, связная речь. Чтобы преодолеть алалию, необходимо проводить комплексные занятия не только с логопедом, но и с неврологом, дефектологом, нейропсихологом, психологом.
Краткая характеристика и классификация
Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.
Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:
- Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
- Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.
Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
- Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
- Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
- Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.
Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.
Особенности моторной алалии
При этой форме нарушена произносительная сторона речи (экспрессивная) из-за органического поражения речевых участков коры головного мозга, а именно зоны Брока. Из-за этого нарушен процесс формирования высказываний, при этом понимание речи остается сохранным. Причины возникновения моторной алалии разнообразны, практически все они обусловлены тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями и болезнями, влияющими на формирование структур головного мозга, родовыми и послеродовыми травмами.
Все эти факторы оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему, из-за чего происходит нарушение работы моторных нейронов.
Нарушается программа движений вследствие изменения работы речевого центра головного мозга. Но, кроме перечисленных причин, моторная алалия (как и сенсорная) может быть симптомом более серьезных нарушений:
- Задержка развития − ребенок медленнее развивается умственно. Он затрудняется с выполнением несложных заданий, ему трудно составлять предложения, потому что для этого нужно приложить умственные усилия, а из-за задержки развития малышу трудно это сделать.
- Аутизм − одно из наименее изученных и сложных нарушений. В этом случае у малыша просто нет потребности во взаимодействии с окружающим миром − ему комфортно в своем. У некоторых детей речь отсутствует вплоть до школьного возраста, другие используют речь только в быту.
При этих вариантах алалия является признаком более сложных нарушений. Обычно этот дефект обусловлен несколькими причинами, поэтому и коррекционная работа должна быть комплексная.
Формы моторной алалии
Существует две разновидности этого дефекта:
- Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.
В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.
Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.
- Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.
Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.
Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.
Проявления моторной алалии
Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.
Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.
В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.
У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.
У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.
Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.
У детей имеются и неречевые признаки этого нарушения.
Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности. У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление.
Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.
Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.
Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии
Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:
- Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
- Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
- Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
- Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
- Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
- Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
- Принцип поэтапности коррекционной работы.
- Принцип опоры на сохранные речевые функции.
- Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
- Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
- Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
- Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.
Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.
Этапы логопедической помощи
Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:
- Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
- На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
- Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
- На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.
Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.
Особенности логопедической помощи при моторной алалии
Коррекция моторной алалии, кроме основных принципов и этапов работы, имеет особые направления:
- нормализация моторных функций − все задания необходимо комментировать;
- развитие эмоционально-волевой сферы − работа проводится также в контексте речи, тем самым она выполняет регулирующую функцию;
- развитие психологической базы речи − коррекция высших психических функций;
- развитие словесно-логического мышления и регулирования речи;
- коррекция звукопроизношения и преодоление оральной апраксии;
- в развитии фонематических процессов основной упор делают на восприятие речи;
- развитие экспрессивной стороны речи.
Начинать работу нужно с того момента, когда у малыша начались трудности. Поэтому для диагностики важно, чтобы родители смогли рассказать логопеду о том, когда были этапы гуления, лепета и первых слов. Тогда логопед сможет построить работу максимально эффективно.
Рекомендации по проведению занятий
Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.
Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.
Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.
Прогнозы преодоления моторной алалии и мнение современных специалистов
Прогноз преодоления данной формы алалии, в основном, благоприятный. Но все зависит от того, когда была начата коррекционная работа. Чем раньше родители обратились за помощью к специалистам, тем эффективнее она будет. Некоторые, услышав, что их ребенок начал говорить, прекращают домашние занятия.
Это неправильно, ребенок «проскочил» этапы, которые проходили дети с нормальным речевым развитием. Если первые слова появились только в три года, малыш будет стремиться общаться с окружающими фразами. Но он не умеет их правильно строить, звукопроизношение нарушено, поэтому его речь будет непонятна большинству взрослых и детей.
Поэтому обязательно продолжайте занятия с логопедом и другими специалистами. Нужно корректировать еще и неврологическую симптоматику, чтобы развитие ребенка было гармоничным. В современной логопедии вопрос об алалии изучен гораздо больше, но наблюдается тенденция того, что специалисты все чаще ставят этот диагноз, не проведя более подробной диагностики.
Некоторые современные логопеды предлагают необычные методы по преодолению алалии: используют нестандартный материал на занятиях, проводят уроки, подбирая все определенного цвета и т. д. Нестандартные подходы к занятиям довольно спорны: конечно, необычные методики могут быстрее «запустить» речь у ребенка. У более впечатлительных детей это может вызвать еще большее нежелание общаться.
Благодаря современным исследованиям, алалию удается диагностировать в раннем возрасте и рано начать коррекционную работу. Сегодня моторная алалия у ребенка − это не означает получение инвалидности. Если родители выполняют все рекомендации и занимаются с ним дома, дают необходимые препараты, то им удается достичь высоких результатов.
В результате, к моменту поступления ребенка в школу у него могут остаться незначительные признаки речевого нарушения. У него не будет больших затруднений в освоении обычной школьной программы.
Поэтому, если у ребенка есть признаки моторной алалии, родителям нужно быстрее обратиться за консультацией к специалистам. Ранняя коррекция приносит наиболее высокие результаты. Если занятия будут систематическими, и родители будут соблюдать рекомендации, то можно максимально скорректировать речевое развитие ребенка.
Источник
Статья:
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
В современных исследованиях выделяют две формы алалии: моторную и сенсорную. Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.
Дети, страдающие, этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Речевые нарушения носят фонематический характер: у детей нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания
К неречевым симптомам относятся неврологические нарушения, такие как: оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка); общая моторная неловкость; признаки минимальной мозговой дисфункции. А также нарушения поведения: речевой негативизм (нежелание говорить), обидчивость, агрессивность, замкнутость.
У детей с моторной алалией часто отмечается задержка психического развития; трудности в программировании своих действий, несформированность произвольности. В. А. Ковшикова занималась этой проблемой.
. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности ¬ от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и экстрапирамидной систем[4].
Выявляются общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечаются понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии (врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. Обратное явление, когда человеку сложно использовать обе руки, называют амбисинистрией). Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные[5].
Таким образом, умственное развитие, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на ста¬новлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретении привычки к здоровому образу жизни (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности.
При алалии имеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т.д. Особенно страдает вербальная память ¬ произвольная, опосредованная, включающая память на слова, фразы, целостные тексты.
При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка. Отмечается снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности, дети как бы скользят взором по картинке, не видя, не улавливая существенных деталей[7].
Специфические особенности в протекании познавательной предметно-практической деятельности детей с алалией различны по содержанию, степени обобщенности способов деятельности, по уровню выполнения. Отмечается отставание в усвоении школьной программы у таких детей, говорят о несформированности обобщений, планирующей и регулирующей функции речи.
При алалии своеобразно формируется речевое мышление. Имеются нарушения интеллектуальной деятельности. В большинстве случаев при алалии отмечается вторичная задержка умственного развития (пробелы в знаниях, примитивизм, конкретность мышления). Интеллектуальная недостаточность усугубляется повышенной утомляемостью, снижением внимания, памяти, нарушением работоспособности. По мере преодоления речевого недоразвития задержка умственного развития постепенно сглаживается.
Внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.
Внимание детей с нарушениями речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный характер.
Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительный или слуховой): детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур[5].
Особенности произвольного внимания у детей с алалией ярко проявляются в характере отвлечений. Так, если дети с нормой по речи смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с алалией преимущественными отвлечениями являются: «посмотрел в окно», «осуществляет действия, не связанные с выполнением задания». Низкий уровень произвольного внимания у детей с ТНР приводит к несформированности или значительному нарушению у них структуры деятельности.
Исследованиями памяти детей с речевыми нарушениями занимались Г.С. Гуменная, Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Э.Л. Фигередо и др. Выяснилось, что объем зрительной памятитаких детей практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений.
Воображение детей с моторной алалией отстает от нормально развивающихся сверстников. Отмечается более низкий уровень пространственного оперирования образами, недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.
Исследования уровня притязаний школьников с моторной алалией показали, что в большинстве случаев наблюдается своеобразная реакция на неуспех, которая выражается в том, что после удачно выполненного задания дети переходят не к более трудному, а к более легкому заданию, т. е. у них срабатывает защитная реакция. Но с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.
При алалии отмечаются бедность логических операций, нарушение мышления, снижение способности к символизации, обобщению и абстракции, нарушение орального и динамического праксиса (координированное, сознательное произвольное движение или действие), акустического гнозиса (познавание предметов и явлений, их смысла и символического значения), т.е. у детей снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи. Снижение уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной (особенно сюжетно-ролевой) игры детей.
Таким образом, при алалии своеобразно формируется речевое мышление. У детей отмечается психофизическая расторможенность или заторможенность, пониженная наблюдательность, недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Отмечается снижение активной направленности в процессе припоминания сюжетной линии, последовательности событий, недостаточная активность наблюдательности.
Список литературы.
1. Белова – Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. – М.: Просвещение. 1971
2. Белова-Давид РА. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников. — М., 1972.
3. Белова–Давид Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста // Нарушения речи у дошкольников. -М., 1982. С. 82-128.
4. Брыла М. Состояние вопроса о методах формирования лексической стороны речи у детей с экспрессивной алалией // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. — Л.э 1989.
5. Власенко И. Т, Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. № 4.
6. Воробьева BK. Обучение первоначальным навыкам связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология, 1989, № 4.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник