Особенности развития ребенка раннего возраста курсовая
Краткая характеристика основных стратегий воспитания, приемы купирования поведенческих проявлений. Особенности развития ребенка в возрасте от 2 до 4 лет. Способы и возможности помощи в преодолении трудностей, связанных с трехлетним кризисом у ребенка.
Разработка динамической модели психоречевого развития ребенка раннего возраста, признаки, определяющие типологию отклонений. Создание и обоснование методики коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте.
автореферат, добавлен 08.08.2018
Общение как форма воспитательного воздействия в раннем возрасте. Влияние формирования речи ребенка на развитие психических процессов: восприятия, мышления, памяти, желаний, успешной познавательной деятельности. Методы и приемы речевого развития детей.
контрольная работа, добавлен 08.03.2016
Естественная потребность ребенка как основа преподавания по Зайцеву. Методика раннего развития ребенка “Кубики Зайцева”, природосообразность материалов. Принципы и методика раннего воспитания супругов Никитиных. Понятие интегрированной педагогики.
реферат, добавлен 03.06.2016
Цель и задачи физического воспитания. Психолого-педагогические особенности развития ребенка-дошкольника. Характеристика спортивных упражнений, обучение плаванию. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка. Спортивные игры для дошкольников.
курсовая работа, добавлен 25.01.2016
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте, значение и роль игры в деятельности. Кризис 6-7 лет, проблема готовности ребенка к школе. Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста, его формы и методы.
реферат, добавлен 11.05.2018
Конструирование как средство всестороннего развития ребенка. Вопрос развития конструктивной деятельности в психологической и педагогической литературе. Задачи, методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из строительного материала.
реферат, добавлен 28.08.2014
Функции, критерии дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста. Особенности развития общения детей и отношения ребенка к сверстникам в старшем дошкольном возрасте. Роль воспитателя и родителей в формировании дружеских взаимоотношений детей.
курсовая работа, добавлен 12.05.2018
Описание этапов развития ребенка от трех до семи лет жизни. Движущие силы и основные показатели развития психики дошкольника. Формы общения и влияние социальной ситуации на развития ребенка. Особенности развития детей различных возрастных групп.
презентация, добавлен 24.06.2015
Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста. Анализ понятия “предметная деятельность”, выделение его структуры. Педагогические условия развития общей предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
курсовая работа, добавлен 08.09.2020
Основные этапы формирования речи ребенка. Развитие понимания речи, словаря и грамматического строя в онтогенезе. Проблемы речевого развития, выявление уровня задержки речевого развития у детей третьего года жизни. Роль взрослых в развитии речи ребенка.
курсовая работа, добавлен 17.05.2015
Источник
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Волгоградский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Психология развития и возрастная психология |
Тема | Ранний возраст |
Фамилия студента | Ламзина |
Имя студента | Ольга |
Отчество студента | Александровна |
№ контракта | 04600100709005 |
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности периода раннего детства и его значение………………5
Глава 2. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте………………12
Глава 3. Кризис трех лет…………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………….30
Приложение А
Приложение Б
Введение
Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, или же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия как хорошо слаженная машина. Своими действиями он не только производит те или иные изменения в природе и в предметном мире, но и воздействует на других людей, сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающим; он сам переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к окружающему миру. Переживание данного отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувства человека – это его отношение к миру, к тому, что он испытывает и делает, в виде непосредственного переживания.
Рожденный ребёнок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней ещё длительное время. В конце младенчества с приобретением некоторой самостоятельности он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребёнка и взрослого – ситуация «Мы».1 Следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребёнка возникают новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания. Развитие самосознания протекает индивидуально, но к концу года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя и свое тело из окружающего пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний, вообще мотивов деятельности. Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально жестко было закреплено.
В раннем детстве ребёнок активно познаёт мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках этой деятельности возникают первые примитивные игры. К трём годам появляются личные действия и осознание позиции «я сам» – центральное новообразование этого периода. Появляется чисто эмоциональная завышенная самооценка. К трем годам поведение ребёнка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он становится, но и отношениями с другими людьми. И хотя его поведение остаётся импульсивным, появляются поступки, связанные не с немедленными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребёнка.
В процессе своей деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. «Он переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживания этого человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций»2 Эмоции и чувства рассматриваются как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, в его переживаниях по поводу появления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
Цель данной курсовой работы – изучить особенности развития ребенка в раннем возрасте, определить основные характеристики данного возрастного периода, а также проверить изученный материал путем проведения психологического эксперимента.
Задачи:
– рассмотреть понятие и сущность понятия «ранний возраст»;
– изучить основные характеристики данного возрастного периода;
– провести эксперимент и на основе его результатов сделать соответствующие выводы.
Основная часть
1 глава. Особенности периода раннего детства
Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают появление новой социальной ситуации развития (ССР). Это ситуация взаимодействия с взрослым. Содержание этого взаимодействия – усвоение общественно усвоенных способов употребления предметов, которые ребенок открыл и затем сделал своими. В раннем возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Это проявляется в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину – ребенок все время глядит на этот предмет. Однако за предметом ребенок не видит взрослого человека, но без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов.
Социальная ситуация взаимодействия ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом и образец действия принадлежит взрослому, а ребенок должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который возникает в период раннего детства. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в прямом смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает как средство осуществления возникшей предметной деятельности.
Развитие восприятия в раннем детстве определяется тремя параметрами – перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Становление восприятия проходит в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении образов-эталонов с предметами окружающего мира. Точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно и характеризуется следующими особенностями:
– фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта;
– аффективно окрашено;
-тесно связано с практическим действием.
В раннем детстве, когда ребенок развивает свои локомоторные навыки, расширяется его взаимопроникновение с окружающим миром, так как становится доступным большее количество предметов. В связи с этим начинается новый этап в развитии памяти малыша. Движения ребенка становятся более точными, координированными, легкими, что обеспечивает малышу некоторую автономию от взрослого, расширение сферы его самостоятельности. У ребенка формируются представления об окружающих объектах, их удаленности и размере, направленности движения. Малыш узнает предмет без связи с ситуацией, в которую он включен, узнает и определяет его по важным признакам. Так, по предложению взрослого малыш показывает часы независимо от их расположения в пространстве.
В начале второго года жизни память ребенка выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, увеличивается промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 мес., на третьем – объекты, которые воспринимал год назад). Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.
Память в раннем детстве характеризуется следующими особенностями:
– обогащается содержание представлений;
– возрастает и прочность, и объем сохранения материала;
– появляется новый процесс памяти – воспроизведение;
– ускоренное развитие получает словесная память.
Важное значение для психического развития в раннем возрасте приобретает становление речи. На третьем году жизни ребенок понимает каждое отдельное слово, входящее в произнесенную взрослым фразу и постепенно переходит от пассивной речи к активной. Этот период обусловлен бурным ростом словаря, усвоением грамматики родного языка, развитием понимания и произношения. Развитие речи ребенка раннего возраста характеризуется следующими особенностями:
1. Пассивная речь в своем развитии опережает активную, запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания, потом он начинает понимать слова-названия, позже наступает понимание инструкций и поручений, и наконец, понимание рассказов, т.е. понимание контекстной речи.
2. На ранний возраст приходится первое языковое «открытие»3. Ребенок вдруг открывает, что каждый предмет имеет свое название. Начиная с этого момента, ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря.
3. Развитие фазической и семической стороны языка. В самом начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. Фазически – это слово, семически – предложение.4 Во внутреннем плане произнесенное ребенком слово для него обозначает целую фразу, а близкие взрослые, как правило, по жестам и интонациям угадывают желания детей.
4. Второе языковое «открытие» – это открытие флективной природы языка, описанное К.Бюлером. На границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.5 Отечественный исследователь А.Н.Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, то есть правильное словоупотребление.
5. В раннем возрасте развиваются значения самих детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.6
6. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала учится правильно слушать речь, а затем правильно говорить.
7. В раннем возрасте происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания.7
На втором году жизни появляются представления, выступающие предпосылками воображения. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображение на картинке. Но рисунок никогда не бывает точной копией запомненного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность лишь обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует оставшемуся в памяти представлению. При этом узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает только как пассивный процесс. Становление механизма представления и воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, народного фольклора, небольших литературных произведений.
О первых проявлениях воображения в 2,5-3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, не заключают в себе элементов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то производимое действие определяется только конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть и не важно, полная она или нет. Нередко, на первый взгляд, кажется, что ребенок использует один предмет лишь замещая им другой. Так, малыш подносит ложку к подушке, кубику, игрушечному щенку. Здесь действие определяется ложкой, с которой связано кормление, а не с игровым «кормлением» предметов. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.
Развитие воображения в раннем возрасте характеризуется следующими особенностями:
– складываются предпосылки воображения и отсроченное подражание;
– воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов;
– воображение в раннем возрасте функционирует с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
В раннем детстве установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой конкретного решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, так как малыш не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий дает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению, возникает наглядно-действенное мышление.
Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш уже представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных своим прошлым опытом. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате последовательности действий, необходимом для решения задачи орудии. А значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.
В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребёнка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действием с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций( т. е. способов действия) – с другой. Ребёнок хочет сам управлять автомобилем, сам грести на лодке, но он не может осуществить этого действия, потому что не владеет самостоятельно теми операциями, которые для этого требуются. Это может разрешиться только в игровой деятельности. Ведущие психологи объясняют это тем, что игра не является продуктивной деятельностью, её мотив лежит не в её результате, а в содержании самого действия. Игровые действия возникают у ребёнка путём наблюдения деятельности взрослых и переноса. В одних случаях освоенное действие переносится в другие условия. В других случаях действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов. Типичным для употребления замещающих предметов в игре является то, что неоформленные предметы (палочки, щепочки, кубики) вносятся в игру как дополнительный материал к сюжетным игрушкам (куклам, животным) и выступают как средства выполнения того или иного действия с основными сюжетными игрушками.
В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Это действие может повторяться несколько раз. Такое же элементарное одноактное действие может производиться с различными игрушками: меняются объекты действий, а само действие повторяется без изменений, меняются игрушки, с которыми действует ребёнок, но действие остаётся тем же, не усложняется, строение его не меняется.
Источник