Особенности развития ребенка раннего возраста физическое развитие задачи

Надежда Румянцева
Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Березка» Старооскольского городского округа

«Задачи физического воспитания

детей раннего возраста и особенности

их физического развития»

Инструктор

по физической культуре

Румянцева Н. Н.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения.

С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре.

Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Этому способствует не только гигиенические условия среды (одежда, кроватка, манеж, режим бодрствования, но и специальные физические занятия. При ограничении движения, снижении двигательной активности развитие ребенка замедляется и нарушается.

Таким образом, одна из важнейших задач физического воспитания -создание оптимального, достаточно высокого темпа развития детского организма.

Основными задачами в физическом воспитании детей являются:

1. Обеспечение естественной потребности детей в движении, содейст-вие обогащению двигательного опыта.

2. Всемерно укреплять здоровье, закаливать организм детей, поддерживать бодрое состояние, предупреждать утомление детей.

3. Развитие естественных движений детей:

а) умение ходить по ровной и ограниченной поверхности, сохраняя равновесие и определенную равномерность шагов;

б) умение самостоятельно влезать на стремянку и слезать с нее;

в) умение замахиваться перед броском, отталкивать предметы перед катанием.

При решении этих задач необходимо учитывать уровень развития отдельных детей.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

В быту, в играх необходимо побуждать детей к двигательной активности,к разным движениям: возить тележки, автомобили, носить крупные мягкие игрушки, играть с мячом и т. п. ; подниматься и спускаться по скату горки, взбираться по лесенке на горку, на бугорки, сходить с них, с помощью воспитателя перешагивать через небольшие препятствия. Упражнять детей в лазании.

Планируя занятие следует:

помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;

предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;

умело вызывать у ребенка положительные эмоции, учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.

Чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей используют игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени.

Следует помнить, что на занятии с детьми раннего возраста нет прямого обучения. Ребенок усваивает движения в результате многократного повторения на основе подражания и непосредственных двигательных ощущений при его выполнении.

Словесные указания взрослого малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают (ходят) рядом со взрослым, который помогает им правильно двигаться.

Если у ребенка не получаются движения, воспитатель занимается с ним отдельно. «Олечка, сейчас поползем к мишке в гости. Он нас ждет» – обращается воспитатель к девочке.

В этом возрасте от малышей не следует требовать большой точности.

Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий. При составлении игровых заданий необходимо использовать такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.

После освоения какого-либо движения взрослый изменяет ситуацию, повышая требования, т. е. создает благоприятные условия для развития, формирования, закрепления использования еще не достаточно закрепившихся двигательных умений. Например, в начале малышам предлагается пройти прямо (1,5 – 2 м) «Иди ко мне», потом идти дальше и выполнять задание «Принеси игрушку», затем оно усложняется – «Беги ко мне» и т. д. Ходьба в о всех ее видах остается в основе каждого упражнения.

Следует поощрять самостоятельность действий детей. Выполняя уп-ражнение впервые, ребенок все делает медленнее, неуверенно, ему нужна помощь взрослого. Осваивая движение при многократном повторении, он действует уже самостоятельно, сохраняя при этом индивидуальный темп и режим.

Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, т. к. в этом возрасте она уплощена. Поэтому полезно упражнять детей в ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости, ребристой доске, массажной дорожке. Для развития равновесия в занятия включают ходьбу на ограниченной поверхности. Новые упражнения следует вводить раз в месяц, новый предмет для общеразвивающих упражнений – также.

Подвижные игры благоприятно влияют на организм ребенка в целом (работают различные группы мышц, углубляется дыхание и т. д.).В течение полугодия игры чередуются: сначала с бегом, затем – с прыжками, метанием, лазанием и т. д.

Таким образом, ориентация на возрастные возможности детей, согласованность методом общения и воспитания помогает вызвать у детей раннего возраста радость и чувство удовлетворения от физкультурных занятий, способствует активному физическому развитию.

Источник

ФИЗИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

СОДЕРЖАНИЕ  И ОРГАНИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА.

        Важным фактором развития движения являются утренняя гимнастика и

физкультурные занятия. Помимо формирования у детей различных

двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье и др.) на таких занятиях

реализуются основные оздоровительные задачи физического воспитания,

которые учитываются при составлении гимнастических комплексов.

                Обучение движениям – воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать  выполнять задание, но и стараться  

заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры.

Воспитатель побуждает ребёнка к активным действиям, обучает правильным

движениям, используя для этого имитационные упражнения – “попрыгать, как зайчики”, “полетать, как птички”. Движения  ребёнка этого возраста считается правильными. Повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное, отсутствие высокой точности  и чёткости в выполнении движений, а также неумение повторить отдельные  элементы не считается для ребёнка ошибкой.

        Физкультурно – оздоровительные занятия с  детьми раннего возраста  воспитатель проводит подгруппами 2-3 раза в неделю в  помещении группы или в физкультурном зале. Занятие по физическому воспитанию и подвижные игры нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

                 Программные задачи:

1. Создавать условия для двигательной активности в групповом помещении или на улице.

2.  Содействовать накоплению двигательного опыта и развитию основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, ползание, и  т. д.). Создавать условия для формирования у детей интереса, положительных эмоций, потребности в движениях, активность и самостоятельность в их выполнении.

3. Укреплять здоровье ребёнка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы.

4. Развивать культурно-гигиенические навыки.

5. Побуждать к соблюдению опрятности и чистоты, поощрять за желание и умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.

6. Вызывать положительное отношение детей к занятиям по физическому воспитанию.

        Возможные упражнения:  

1. Упражнения в ходьбе  и равновесии.

Ходьба стайкой за воспитателем  в одном направлении. Ходьба  стайкой в разных направлениях за воспитателем к ориентирам, расположенным в разных местах группы или участка – “Идём к кукле Маше”. Ходьба на носочках  в чередовании с обычной ходьбой – “Вот какие мы большие”. Ходьба в колонне по одному в сочетании с движением рук (самолёты,  птицы). Ходьба с остановкой на сигнал, сигнал может быть звуковым и зрительным – “Будь внимательным”. Ходьба с перешагиванием предметов. Ходьба парами.

2. Упражнения в бросании, катании,  ловле мяча.

Катание мяча взрослому и ловля. Прокатывание мяча по дорожке. Прокатывание мяча в ворота.   Прокатывание мяча вперёд и бег за ним. Перебрасывание мяча через сетку, через верёвку. Подбрасывание мяча вверх и попытка поймать его.  Бросание мяча об пол и ловля мяча.  Бросание мяча в горизонтальную цель. Ловля мяча, брошенного воспитателем.

3. Упражнения  в лазании, ползании.

Ползанье на четвереньках в одном направлении к зрительному ориентиру. Ползание в разных направлениях к зрительным ориентирам (3- 4крупные    игрушки  размещаются в разных местах групповой комнаты). Подлезание под верёвку  приподнятую от пола на 30-35 см. Перелезание через бревно.   Лазание по стремянке (высота 1,5 м)

4. Упражнения в прыжках.

Подпрыгивание на месте,  держась за обе руки взрослого. Прыжки на месте без опоры. Прыжки вокруг обруча – “Зайчик прыгает вокруг обруча”. Впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него –”Перепрыгнем  через ручеёк.

Прыжки между предметами, огибая их  – “Зайчик прыгает между пенёчками”.

5. Упражнения в беге.

Бег стайкой за воспитателем в одном и разных направлениях. Бег по дорожкам: извилистой, мягкой. Бег между предметами, предметы располагаются на расстоянии 50-60 см,  Всего 5-6 крупных предметов. Бег со сменой направления по сигналу воспитателя. Бег в колонне друг за другом. Бег по кругу взявшись за руки. Бег на носочках (как  мышки)  и т. д.

        Конспект-сценарий непрерывной образовательной деятельности по  физическому развитию.

Цель: учить детей ходить по ограниченной  поверхности, развивать умение ползать, бросать   предмет на дальность, развивать умение бегать  в определённом направлении.

Задачи: Развивать у детей внимание, двигательную активность.

Ход занятия:

1.Ходьба и бег  врассыпную (чередуются).

2.Общее развивающие упражнения.

Детей встречает игрушечная собачка, рядом с ней стоит корзина с мячами. Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла собачка и принесла с собой мячи и хочет чтобы дети поиграли с мячами, а она посмотрит, умеют ли дети играть.  Воспитатель высыпает из корзины мячи и предлагает детям взять всем по одному мячу и выполнить знакомые движения:

– покатать мяч между ладонями (3-4 движения).

– постучать мячом об пол одной и другой рукой (3-4раза).

– поднять руки вверх и потянуться  “вот какие мы большие”, затем присесть и положить руки с мячом на колени “вот какие мы маленькие”, вернуться в исходное положение(3-4 раза).

– кружение с мячом в медленном темпе.

– бросание мяча на дальность (4-5раз).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что собачке очень понравилось, как дети играли с мячами. Дети убирают мячи обратно в корзину и говорят собачке “спасибо”.

Основные виды движений: ползание на четвереньках, доползи до собачки и обратно.

Подвижная игра: ” Лохматый пёс”.

Цель игры: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Реагировать  на сигнал воспитателя.

Повторить 2-3 раза.

3. Спокойная ходьба за воспитателем.

Источник

Мария Балашова (Малеева)
Особенности физического развития ребенка раннего возраста

Особенности физического развития детеи раннего возраста

Движение — одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Кроме того, двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы; анатомо-физиологических особенностей; условий окружающей среды.

На протяжении первых лет жизни ребенок овладевает основными движениями — ползанием, ходьбой, бегом, прыжками, метанием. Умения эти приходят последовательно и постепенно. Например, прежде чем приобрести навыки бега, малыш должен научиться ходить.

В конце 1-го года жизни для ребенка проблемным является умение удержаться вертикально на ножках и сделать первые шаги. Следовательно, удерживание равновесия и движение в определенном направлении для ребенка начала 2-го года жизни — задача не из легких. Двухлетний малыш уже не только хорошо ходит во всех направлениях и разными способами, но и бегает, а на 3-м году свободно выполняет прыжки, бросает в горизонтальную цель (корзину) мячи левой и правой рукой.

Все это становится особенно успешным для ребенка, если является результатом целенаправленной двигательной активности на занятиях с педагогом.

Так как мышечная система у маленьких детей формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, этот процесс происходит неравномерно. В раннем возрасте кости ребенка богаты кровеносными сосудами и содержат небольшое количество солей. Они эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2— 3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые,мягкие суставы и связки: У малышей еще нет устойчивых изгибов позвоночника, которые появляются лишь к 4 годам. Все это надо учитывать при проведении занятий по физической культуре. Например, если упражнение выполняется лежа на спине, необходимо, чтобы ребенок лежал прямо. Исключаются упражнения силовые (перенос тяжестей, висы на руках и т. п.) и связанные с длительным пассивным ожиданием. Особое внимание рекомендуется уделять развитию свода стопы, так как на втором и частично на третьем году жизни она уплощена. Очень полезно, поэтому упражнять малышей в приподнимании, ходьбе на носках, ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске.

Известно, что маленькие дети очень нуждаются в кислороде, дышат поверхностно, часто, неравномерно потому, что дыхательная мускулатура еще не вполне сформировалась. Развитие организма ребенка, овладевающего ходьбой, приводит к перестройке процесса дыхания и постепенному укреплению соответствующих органов. Нормализуется частота, появляется грудобрюшной, а затем грудной тип дыхания, увеличивается емкость легких. Дыхание детей учащается только при возбуждении или физических нагрузках.

Подвижные игры и занятия по физкультуре нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе, помня, что упражнения, в которых ребенок вольно или невольно задерживает дыхание, крайне нежелательны.

Работа сердца в детские годы находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу, приводят к постепенному уменьшению частоты пульса. В связи с этим хорошие результаты дает обучение, если малыш испытывает положительные эмоции (радость, удовольствие, удовлетворение, что активизирует его, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Содержание упражнений должно увлечь, заинтересовать ребенка, но не следует заставлять его заниматься — принуждение вызываем естественный протест, рождает отрицательные эмоции.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2—3-летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха. Это необходимо иметь в виду при проведении физкультуры в младших возрастных группах.

Правильно поставленная работа по развитию движений, которые в возрасте от 1 года до 3 лет еще не совершенны, положительно влияет на активизацию зрения и слуха.

Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным. Поэтому независимо от того, но- вые или знакомые, все упражнения проводятся вместе со взрослым и по его показу. Вначале, как правило, дети выполняют новые движения неточно, с излишним напряжением. Следует учитывать это и предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка этого возраста считаются правильными, даже когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой.

В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

У маленьких детей огромное количество временных связей, имеющих прямое отношение к формированию произвольных движений, которые образуются путем подражания. Эта способность помогает им быстрее и лучше воспринимать предлагаемое упражнение или движение.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют, сосредоточивают ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка.На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система: совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. К полутора годам малыш произносит примерно 30—40 слов, а к двум с половиной — уже до 200—300 слов.

В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

Уровень развития речи у детей третьего года жизни разнообразен. Лишь, немногие из них с удовольствием разговаривают со взрослыми и меньше между собой. Это особенно заметно в начале учебного года у застенчивых и робких новичков, поступивших в группу. Большая речевая активность проявляется у них, как правило, в играх. Дети с хорошо развитой речью быстро справляются с заданием на занятиях по физической культуре, не дожидаясь показа воспитателя, так как они уже способны воспринимать слова и выполнить нужное движение. Нервно- психическое и физическое развитие ребенка зависит от возраста и двигательной подготовленности, и поэтому, чем раньше начать обучение, соответствующее возможностям ребенка, тем лучше разовьются и станут увереннее его движения. Движения у детей раннего и дошкольного возраста имеют свои особенности и постоянно изменяются по своим количественным и качественным показателям.

Хорошо организованная работа помогает каждому ребенку быстрее освоить основные движения. То или иное движение появляется и формируется у одних детей раньше, у других позднее, так как это зависит от индивидуальных особенностей, от условий развития малышей, от организации их деятельности и от влияния взрослых, от обучения и воспитания. Например, некоторые из них впервые справляются с поскоками на месте на двух ногах в возрасте 1 года 10 месяцев, а другие — в 2 года и даже старше.

На втором году дети умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной,возвышенной поверхности и т: д., способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке. Однако они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых.

На третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается—развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну, а также игры с несложными правилами.

Эффективность обучения повышается, если умело заинтересовать, побудить ребенка к самостоятельному проявлению волевых усилий для достижения цели.

Частое индивидуальное общение, поддержка и помощь вовремя занятий необходимы малышу, так как проявление внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми второго и третьего годов жизни. Особенно это относится к освоению новых движений, связанных с уменьшением площади опоры и сохранением равновесия (упражнения на гимнастической скамейке, лазанье по лесенке-стремянке и т. д.). В таких случаях своевременная помощь воспитателя влияет не только на качество обучения и выполнение движений, но и оказывает большое воспитательное воздействие, стимулирует положительное отношение ребенка к данному виду движения, желание выполнить задание. Процесс обучения движениям очень сложен и длителен.

Малыша постепенно приучают к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов и быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. Выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем методичного повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

Обучение движениям — воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность, умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры и т. п.

Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности.Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. Он входит на горку, лесенку, подлезает, перелезает, играет в мяч, катает обручи, каталки и т. д. Воспитатель побуждает ребенка к активным действиям, обучает правильным движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птички» и т. д.

Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх.

Игры с ребенком до 1,5 лет проводятся в основном индивидуально или в небольшой группе (3—4 ребенка). В них закрепляются основные движения, воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается координация движений, желание выполнить игровые правила и задания, а также формируются психофизические качества: смелость, ловкость, реакция на сигнал. В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. Они доставляют ему радость и удовольствие.

Таким образом, третий год жизни — это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук, пальцев и ног, могут на ходу манипулировать предметами, кататься на велосипеде.

Они согласуют свои движения с внешними условиями, например, меняют движение в зависимости от сигнала. Совершенствуются и такие движения, как бег, лазанье, метание, бросание.

Ребенок много двигается, но от однообразных движений быстро устает, он не может также длительное время сохранять неподвижность. Необходимо учитывать и такие возрастные особенности детей этого возраста, как легкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное развитие мускулатуры. Исходя из этого, некоторые движения детям вредны. Нельзя, например, предлагать им висеть на руках, прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же движений.

Для развития движений используются различные средства. Это в первую очередь режимные процессы — умывание, одевание, кормление, развивающие координацию движений рук; игровая деятельность, во время которой дети разнообразно двигаются. Но чтобы они могли свободно бегать, играть в мяч и другие игры, должно быть достаточно места. Для детей нужны игрушки, способствующие развитию движений: мячи разных размеров, 3-колесные велосипеды, автомобили.

Важным фактором развития движений являются утренняя гимнастика и физкультурные занятия. Помимо формирования у детей различных двигательных навыков (ходьба, лазанье и др., на таких занятиях реализуются основные оздоровительные задачи физического воспитания, которые учитываются при составлении гимнастических комплексов.

Источник