Особенности развития ребенка от рождения до поступления в школу

Особенности развития ребенка от рождения до поступления в школу

, , . , , , : , , , , , . :

1) : ;

2) ( ): ;

3) : .

, , .

3200 – 3500 . 50 . ( 9 – 10 ) , 10 000- 10 100 . 75 , . . 1,5 . – . , 40 – 45 ( – 16).

, 140 ; – 90 – 100, – 80 – 90.

, . 380 – 390 ( – 1400 ). , 780-800 . 1110 – 1200 , 50 . 9- 1300, 15- – 1350 . 21 1400 , . . .

, : ” ” , 2,5 , – 21 .

, . . , . . , . ” ” , , , , . , , – . , (, , , , ) “”, – , “” . , : -, -, –, -, – . , , , – , , “” , , .

. : 1/4 ( – 1/8). . . .

. . , . . , , . , .

, . , , . , , ( ), , . . , ( ).

– – , , , , .

” ” (. II). “” . , , . . , , , ” “, , . , , , . .

– , , , ( , . .); , , . , . .

“”. , (, , ) . , – , , , , , , , … , , , .

– .

, – . .

, . . , , ” ” (. . ) .

, , , , , “” , , . , ( ). , , , , .

– . , , ; – , . , , “” …

, , (), : “”, “”, “” . , , , , , .

, , – , (). , – ? , , . , , … , ” ” , , , , . . — , .

. , , , .

, . . , . , , , , , , , , , .

, , : , , , , ; , (), , (). , . , , . , – .

, – , : “”, “”, ” ” . , – .

. , , , , , . , , , , , , , , . . “” , , . , .

, , . , . , : ” !”

– .

, (… … … … ). , , . “” , : ” “, ” “, “, ” . . “” . .

. , , -, . . , 3000 . , , , . , : ” ” ( ), ” ( ?) – – “, ” ( )? ?”, ” . “. 3- . , . : “” ( , ), ” ” (), ” ” .

, , . , , , , . . , , 10 – 12 , : “”, “”, “” . , , , , . . . , , , , , . . “”.

“” , , . . ( ), . . , – : , . , , , – : , , , – , , . – – .

. , , , , , .

, , . :

1. , , , , , , “”, ( , , “” – “” – .). , , , , () ” “, . . .

2. , , . . (“”, “”, “”, “” . .), .

3. , . , , , , ” “, , . (“”, “”, “”, ” “, “”, “” . .), “”, . . , , , , . .

, , . . , – .

4. “” “” – . , , .

5. . . , . , , . ( ) .

6. , , -. . , “”, “”, “”, “”, “” . . , .

7. , , .

: ” ?”, “?”, ” ?” . , , (- ), : , – .

8. , ” ” . . ( : ” “, ” “), : “”, ” “, ” “, ” “, ” , “. . , , () ( ) : ” , , , …”, ” … …”, “, , , ? … , ?”

9. , , , , . , , , , … ! – .

. . , . . , . . -, . . , , , ” ” (. . ), , , . , , ; “” , , .

– : , , , , , . . , . , , , , , , . , ” “, .

, .

, .

, , .

. . , , . , , , . , , , . , , . . , , , , – . , – ” ?”, .

, , , , , , . , . , , – . , , , . – , , , , , , . , , – , , , . , , , . , ; , , , , .

, . , , , , . , , . , , . . , () “” – . , , , ( ) , , , , , . , , , . ( , ), : ” ? !” , , . ” , ?” – . : ” “, ” “, ” …” , . – , , , … , , , , . . – . . . . – , , , . , , . , , , . , , .

, , : ” ” : ” “. : , , . .

– . . , . . , . . , . . , . . . – , , , , . , , , , , , . ( , . – , . , .)

, , , , . . , , , . , , , , . , , , , – , . , , . , , , , , , . , ( , . .).

: , , , , , ; , , … . , , , , . , , . – , , .

, , , , . , .

, . , , . . , , , .

: , , . , , . , .

, . . . 40- . . . , ; , . , , . . . , , , . ., .

, , . , 1969 . , , -, 5 – 6 , .

,

. . , . . , . . , . . , , . , , , , () . , (, ) , , ( I – II ), ( ) , , , ( ) , – . “” , , , , , .

, , , , , , , , , .

– . 12 – 15 , “” , . :

1. : , , , , , , . , , ( ). , , , .

: , . , , , , .

2. , . . , . , , (“”, “”, ” “, “”, “”) ( , , ). (“”, “”, “” “” , ) , (“”, “”, “”, “”, “”). , , , . .

, .

3. , : , , , ( ), ( , , , ). . , , , , , , , , , , .

4. , : , ; ; ; .

. . .

5. . : , , , . .

6. : , , , , . , , , , “” .

7. , , , . .

Источник

Статья «Особенности развития ребенка до поступления в школу».

«Дошкольный возраст – период первоначального фактического склада личности» (А.Н.Леонтьев). Именно в это время развиваются эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психологического развития, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Появляются и новые мотивы – достижения успеха, соревнования, соперничества, мотивы, связанные с удваивающимися в это время моральными нормами.

В сфере ощущений отмечается существенное снижение всех видов чувствительности. К 6 годам развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

Внимание. Наблюдается переломный момент. Дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание, так как трудно сосредоточиться на однообразной и неинтересной деятельности. Внимание у детей неразрывно связано с такими качествами, как усидчивость и сосредоточенность. Развивая и повышая устойчивость внимания ребенка, мы помогаем ему овладеть навыком сосредоточенности и стать более усидчивым. Хорошо развитое внимание у ребенка – залог успешного обучения в школе!

Память. В старшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес. Однако у детей дошкольного возраста прочность запоминания возрастает. Развивается произвольная память. Она проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Важной особенностью этого возраста является обстоятельство, что перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Ребенок начинает использовать различные приемы для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Воображение. Воображение служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие воображения детей 6-7 лет значительно превосходит их интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Дети делают попытки провести анализ пространственных ситуаций.

Мышление. Воображение, развитие пространственных представлений во многом характеризуют процесс формирования мышления. Этот возраст благоприятен для развития форм образного мышления. В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие умений и навыков, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействия на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным к наглядно-образному мышлению, которое характеризуется тем, разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, баз применения практических действий. Высшая форма – наглядно-схематическое мышление – умение использовать для решения задач схематическое изображение. Она основана на логическом мышлении.

Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации 3 способами:

  1. Используя наглядно-действенное мышление;

  2. Используя наглядно-образное мышление;

  3. Используя логическое мышление.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В этом возрасте происходит изменения и в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Ребенок становится более активным в поиске новой информации, и большое значение придает оценке своих действий взрослыми.

Дети начинают сравнивать себя с другими детьми, и это является основой для первоначальной самооценки. В 6 лет самооценка не дифференцирована – завышена. К 7 годам дифференцируется и несколько снижается. Это приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослыми результатов отдельного действия, как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний в этом возрасте должно быть ограничено.

Возникает вопрос готов ли организм 6-7 летнего ребенка к школьным нагрузкам.

Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 6-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (7 годам) эта перестройка еще не закончена и в школьные годы продолжает активное физиологическое развитие.

Поэтому ученые делают вывод, что по функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению. В то же время он очень чувствительным к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению, чем младше ребенок, тем труднее ему со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в здоровье.

Нужно помнить, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст не всегда соответствует биологическому: один ребенок по своему физическому и психологическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка не по силам.

Используемые источники:

1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.

3. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.

4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр “Академия”, 1999.

5. Романович О. А., Кольцова Е. П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет. – Издательство «Владос», 2014

Интернет источники:

1.https://centr-tor.ru/eto-interesno/vozrastnaya-psikhologiya/25-psikhologicheskaya-kharakteristika-doshkolnogo-vozrasta-3

2. https://gaidarovka-metod.ru/index.php?id=608&option=com_content&view=article

Источник

Психическое развитие в младенческом и раннем возрасте. Период новорожденности. Анатомо-физиологическпе особенности новорожденного. Рефлексы и рефлекторные комплексы, необходимые для выживания. Комплекс оживления как основное новообразование периода новорожденности. Улыбка новорожденного как первый социальный жест (М.И.Лисина). Кризис новорожденноести.

Характеристика младенческого возраста. Физическое и моторное развитие. Созревание или динамическая система. Потребность в движениях. Сенсорное и перцептивное развитие. Формирование в младенчестве предпосылок усвоения речи. Психосоциальное развитие в младенче­стве. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятель­ность младенца. Основные этапы эмоционального развития ребенка в рамках ею первых отношений с окружающими. Госпитализм. Депривация и неблагополучные семьи. Основные новообразования младенческого возраста: ходьба как расширенно социальной ситуации развития, развития речи, ее автономность и эмоциональность.

Характеристика раннего возраста по периодизации Д.Б. Эльконина.

Предметно-манипулятивная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. Наглядно-действенное мышление как новообразование преддошкольника. Формирование в предметной деятельности предпосылок игровой деятельности. Появление продуктивных видов деятельности к кон­цу раннего возраста. Развитие речи в раннем детстве. Сензитивный период развития речи. Активная самостоятельная речь – новая форма общения. Предпосылки развития личности в раннем возрасте. Кризис трех лет как кризис социальных отношений.

Психическое развито и формирование личности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Теории игровой деятельности (Г. Спенсер. К. Гросс. К. Бюллер. 3. Фрейд и др.). Виды игр. Стадии развития трудовой деятельности (Д.Б.Эльконин). Влияние сказки и изобразительной деятельности на психическое развитие детей. Зарождение учебной деятельности к концу дошкольного возраста. Предпосылки формирования учебной деятельности. Когнитивное развитие дошкольника. Развитие первого схематического контура детского мировоззрения как основное новообразование в дошкольном возрасте

Психосоциальное развитие дошкольника. Основные теоретические подходы к развитию ребенка: психодинамический, социального научения, когнитивный. Условия формирования и развития личности ребенка. Особенности самосознания и самооценки. Развитие Я-концепции в дошкольный период. Половая идентификация. Общение в дошкольном возрасте. Развитие волевых процессов в дошкольном возрасте. Формирование чувства долга и ответственности. Готовность ребенка к обучению в школе. Общая характеристика ребенка к концу дошкольного возраста. Понятие готовности к школе. Физическая готовность (морфологическое развитие, функциональная зрелость). «Волна ожидания». Предпосылки обучаемости. Основные компо­ненты психологической готовности ребенка к обучению в школе. Кризис 7 лет. Основные достижения и противоречия. «Обобщение переживания» или «интеллектуализация аффекта» – центральное новообразование детей 6-7 лет (Л.С. Выготский). Стремление к общественно значимой и общественно оце­ниваемой деятельности как основное новообразование дошкольника, харак­теризующее его готовность к школьному обучению

Интеллектуально-познавательная готовность к школе. Развитие внутреннего плана действий и семиотической функции (Н.Г. Салмина). Личностная готовность к обучению в школе. Социальная позиция школьника. Мотивационная готовность. Эмоционально-волевая готовность. Психологические основы подготовки детей к школе. Готовность детей к школе как основное условие адаптации детей к школе.

Источник

От рождения до поступления в школу ребенок достигает значительных успехов в психическом и личностном развитии течение этого времени она преодолевает такие относительно самостоятельные и различные по продолжительности периоды, как. Новона ародженисть, период младенца, раннее детство, дошкольное ек.

Особенности развития новорожденного

Период новорожденности несмотря на свою относительную непродолжительность особенно важно в развитии ребенка, которой с первым дыханием необходимо прежде приспособиться к новым условиям. А уже на третьей неделе жизни во она начинает реагировать на социальные агенты (факторы).

Ситуация созревания и развития новорожденного

Современная новорожденный ребенок несколько отличается от новорожденного десятки тысяч лет назад. В подобных природных условий уровень психического развития (изменение психических процессов, выраженная в количественных, которые исних и структурных преобразованиях), которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, неодинаков. Это объясняется тем, что процесс его психического развития не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организмму.

В психологической литературе есть определенные разногласия относительно продолжительности периода новорожденности: одни исследователи ограничивают его до 10 дней, другие – до 2 месяцев. Очевидно, аргументированней мнение, согласно которой й новонародженистю считают период от рождения до двух месяцев, поскольку на втором месяце жизни происходит не только адаптация ребенка к новым условиям, но и проявляется первая форма человеческой поведут нки -“комплекс оживления”, что очень важно в психическом развитии младенцевитку дитини.

Период новорожденности является промежуточным между внутриутробным и внеутробной образом жизни, когда ребенок адаптируется к внешнего физического мира. Из относительно постоянного среды организма матери она потр рапляе в мир, где есть звуки, запахи, цвета, движение и различные неожиданности. В это время происходит изменение функционирования всех процессов организма: дыхания, кровообращения, питания. Появляясь на свет, ребенок н адилена лишь элементарными механизмами для поддержания жизни, у нее отсутствуют какие-либо самостоятельные формы поведения их она приобретает в процессе дальнейшего жизненноиття.

Переход организма новорожденного к новому типу функционирование обеспечивают взрослые. Они защищают ребенка от яркого света, холода, шума, обеспечивают питанием. В момент своего рождения ребенок а вполне беспомощна бы рядом с ней не было взрослого человека, то через несколько часов она бы погиблаула.

Ребенок рождается с готовой к функционированию системы безусловных рефлексов (врожденных реакций организма на определенные воздействия): сосательный, защитный, ориентировочный. Однако их недостаточно для того, чтобы с обеспечить ее активное взаимодействие с окружением. Основой развития новорожденного является непосредственный контакт (взаимодействие) с матерью, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы (приобретенные), зокре ма положение тела при кормлениині.

Комплекс оживления

Наблюдение за новорожденным дали основания для выводов, что первой формой человеческой активности являются эмоции ребенка, выраженные плачем, криком. Условная эмоциональная реакция, которой является улыбка, появляется на друг гому месяцы жизни при звучании человеческого голоса или в связи с появлением в поле зрения ребенка знакомого человека. Улыбка новорожденного является обращением к близкому человеку, узнаванием ее, радостью открытия др. вой человека. Она сопровождается мимикой, живыми движениями, гуление, возвращением головки к взрослому. Все это составляет целый комплекс проявлений радости, который называют комплексом оживленияення.

. Комплекс оживления – положительная эмоционально-действенная реакция новорожденного на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения

Появление комплекса оживления в этот период е свидетельством нормального психического развития. Эмоциональная взаимодействие ребенка со взрослым это фундаментальный фактор развития его личности и психического здоровья в д взрослому виці.

Психологи называют комплекс оживления первой формой человеческого поведения. Именно в период новорожденных-ности ребенок начинает выделять человеческое лицо как социальный объект, на который направляет свою пове единку, проявляя движения, которые реализуют эту направленность. Ребенок обращается к взрослому всем своим существом. Родители становятся центром мира, средством понимания его и других людей. Созревание и развитие водить ни в период новорожденности зависят от того, насколько взрослый умеет ответить на ее поведение, поощрение взаимодействующиходії.

Комплекс оживления является началом психической жизни, свидетельством того, что сложилась благоприятная социальная ситуация развития, которую. Л. Вы готский назвал ситуацией. Мы (пра-Мы), единством матери и ребенка. Суть ее заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослого, который ухаживает за ней. Новорожденный максимально нуждается взрослого, но способами воздействия на него еще не обладает. В. Этому м и состоит главное противоречие этого периода, решается путем обеспечения особого вида деятельности – непосредственного эмоционального общения взрослого и ребенка, начало которого заложен в комплекс оживленияення.

Новорожденный быстро учится различать знакомые и незнакомые лица, следить за движениями взрослого. Эксперименты подтверждают выборочную направленность ребенка на различные изображения: если ему предлагают на выбор несколько изображений, то человеческое лицо она рассматривает дольшее.

Итак, специфика психики новорожденного заключается в ориентации его индивидуальной организации на развитие в социальном окружении. Появление комплекса оживления является психологическим критерием окончания периода в. Новона-роджености. Физиологическим критерием завершения этого периода является появление зрительного и слухового сосредоточений, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражительки.

Источник