Особенности развития ребенка и комплекс массажа и гимнастики до 1 года

Скачала в интернете книгу “Энциклопедия методов раннего развития”, вот инструкция из нее, как правильно делать гимнастику и массаж, малышам от 1 месяца, и варианты их проведения.

Зачем это нужно?
Массаж и гимнастика – это, прежде всего, лечебно-оздоровительные процедуры,
которые способствуют раннему развитию детей, улучшают психическое и физическое
самочувствие. Легкие спокойные прикосновения к коже ребенка помогают ему избавиться
от стрессов, активизируют внутренние резервы организма. Улучшается мышечный тонус
младенца, стимулируется его физическая активность – ведь в этом возрасте он еще не
может двигаться самостоятельно. Массаж и гимнастика способствуют усилению
кровообращения, очищают кожу малыша, удаляя отмершие клетки кожи.
Кроме того, эти занятия обычно доставляют ребенку огромное удовольствие, он учится
осознавать свое тело. Немаловажен и постоянный тактильный контакт с родителями,
который способствует стабилизации психики ребенка.

Что развивается с помощью массажа и гимнастики?
Костно-мышечная система. В результате систематических занятий массажем и
гимнастикой мышцы ребенка становятся крепкими и эластичными: при сокращении
мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует
рост костей, они становятся толще, шире и крепче.
Система кровообращения. Работающая мышца потребляет в семь раз больше кислорода
и в три раза больше питательных веществ, чем бездействующая. Это значит, что во время
упражнений мышечная ткань обильнее снабжается кровью; объем крови, выталкиваемой
сердцем в сосуды, увеличивается; усиливается и легочная вентиляция, то есть насыщение
крови кислородом.
Лимфатическая система. Массаж непосредственно действует на лимфатическую
систему, расположенную близко к коже. Ток лимфы ускоряется, тем самым содействуя
освобождению тканей от продуктов обмена веществ. Нормализуется течение обменных
процессов в организме.
Нервная система. Во время мышечной нагрузки происходит нормализация процессов
возбуждения и торможения. Кроме того, прикосновение материнских рук во время
проведения массажа и гимнастики способствует созданию атмосферы эмоционального
благополучия у ребенка.
Пищеварительная система. При коликах и болях в животе массаж приносит ребенку
существенное облегчение, высвобождая газы и позволяя малышу опорожнить кишечник.

Как этим заниматься?

Когда начинать?
Начинать занятия массажем и гимнастикой можно в первые же недели после родов.
Следует соблюдать принцип постепенности, переходя от простейших упражнений к более сложным.

Где и с кем заниматься массажем и гимнастикой?
В этом вопросе существуют две противоположные точки зрения. Некоторые врачи и
родители считают, что заниматься массажем и гимнастикой с ребенком первого года
жизни могут только подготовленные специалисты, закончившие профессиональные
курсы, знающие строение детского тела, направления течения крови и лимфы и прочие
тонкости. Сторонники этого взгляда предпочитают приглашать массажистов-
специалистов на дом или посещать их в детских поликлиниках, оздоровительных центрах.
Обычно в течение первого года жизни ребенку назначаются 4-5 курсов массажа и
гимнастики по 10-12 сеансов. Курсы проводятся один раз в 2-3 месяца, каждый сеанс
длится по 30-40 минут.
Другие врачи и родители считают, что никто лучше матери не чувствует тело своего
ребенка, а сам массаж не такая сложная наука, чтобы обычная женщина не смогла его
освоить. Кроме того, общение с чужим человеком является для ребенка раннего возраста
сильным эмоциональным стрессом. Сторонники такого подхода самостоятельно
занимаются с ребенком массажем и гимнастикой, обычно дважды в день – утром (вместо
«взрослой» зарядки) и вечером, перед купанием.

Как подготовиться к массажу и гимнастике?
Подготовьте стол, обеспечьте приток свежего воздуха
(например, откройте окна). В теплое время года можно проводить занятия на открытом
воздухе. Ребенка следует раздеть догола. Руки взрослого, проводящего занятия, должны
быть чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы,
кольца на время проведения занятий следует снять. Некоторые специалисты советуют
перед началом массажа смазать руки взрослого и тело ребенка маслом – для мягкости.
Однако против этого есть и возражения: масла и кремы усиливают скольжение, а тальк и
присыпки следует использовать только при повышенной потливости рук.

Как делать массаж и гимнастику?
Основные правила занятий массажа и гимнастикой.
1. Массаж и гимнастика не должны проводиться, если ребенок голоден, только что поел
или только что проснулся.
2. Упражнения должны доставлять ребенку удовольствие. Заниматься с плачущим
малышом недопустимо.
3. Следует чередовать упражнения для разных групп мышц, соблюдая принцип
«рассеянной нагрузки».
4. Строгая последовательность проведения – сначала массаж, потом гимнастика.
Рекомендуется проводить гимнастические упражнения с определенной областью тела
сразу после того, как закончен массаж этой области.
5. Обычно обе процедуры занимают 20-30 минут: 10-15 минут длится массаж и столько
же – гимнастика.

Вариантов проведения массажа огромное множество. Мы опишем два доступных
каждому варианта – самый простой и чуть посложнее. Самое главное – понять основные
принципы и применять их на практике.

Вариант 1
Массаж и гимнастика по Е. Комаровскому
В этом варианте массаж состоит из двух этапов: поглаживание и разминание.
Поглаживание – простейшее действие: взрослый проводит своей рукой по коже ребенка
без особого давления. Последовательность: ребенок лежит на спине – взрослый гладит ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо). Ребенка переворачивают на
живот, гладят ягодицы, спину. Затем ребенок снова на спине – поглаживание живота,
грудной клетки, шеи, головы.
После окончания этапа поглаживания в той же самой последовательности взрослый
разминает мышцы, то есть проводит рукой и немного надавливает на тело ребенка. При
массаже живота основание кисти ставится ребенку на лобок, после чего четыре пальца
правой руки (кроме большого) массируют живот по часовой стрелке.
После окончания массажа проводится гимнастика, суть которой состоит в сгибании
конечностей.

Упражнение 1
Одной рукой возьмите ребенка за голень или бедро, другой – за большой палец ноги.
Крутите, наклоняйте, сгибайте голеностопный сустав в разные стороны (рис. 1). То же
самое повторите с другой ногой.

Упражнение 2
Одной рукой возьмите ребенка за бедро, другой – за голеностопный сустав или голень.
Сгибайте в разные стороны. То же самое повторите с другой ногой.

Упражнение 3
Обеими руками возьмите ребенка за обе голени и совершайте сгибательные движения,
аналогичные езде на велосипеде, а также круговые движения. При этом
одновременно задействованы коленные и тазобедренные суставы.

Упражнение 4
Одной рукой захватите руку ребенка чуть ниже локтя, другой – за пальцы рук. Крутите,
наклоняйте, сгибайте его руку в запястье. То же самое повторите с другой
рукой.

Упражнение 5
Вложите большой палец своей руки в ладонь ребенка, ухватив его при этом за запястье.
Сгибайте его руку в локте.

Упражнение 6
Обеими руками возьмите ребенка за обе руки, вложив большой палец в его ладонь и
ухватив остальными пальцами за запястье. Совершайте сгибательные и круговые
движения руками. Перекрещивайте его руки на животе и вновь разводите в
стороны.

Вариант 2
Массаж и гимнастика по И. Красиковой
В этом варианте массаж и гимнастика усложняются по мере взросления ребенка.
Отдельный комплекс упражнений предлагается для недоношенных детей.
Главная особенность предложенных упражнений – их комплексность, то есть каждое
упражнение представляет собой сложное комбинированное движение, в котором
участвуют многие группы мышц и не менее двух суставов. Эти комбинированные
движения соответствуют естественному развитию малыша, что отражено в названии
упражнений («ползание», «шаги» и др.). Отдельные суставные движения в этой системе
отсутствуют, так как считается, что они не свойственны ребенку раннего возраста.

Комплекс для ребенка в возрасте 1-3 месяцев
Упражнение 1. Массаж рук
Положите ребенка на спину, ногами к себе. Удерживайте руку ребенка за кисть, вложив
ему в ладонь ваш большой палец. Поглаживайте сначала внутреннюю, а затем внешнюю
поверхность его руки в направлении от кисти к плечу. Повторите то же с другой
рукой. Удобнее массировать правую ручку ребенка правой рукой, левую – левой.

Упражнение 2. Массаж ног
Поддерживайте ногу ребенка в полусогнутом положении, держа своей рукой его пятку.
Поглаживайте задненаружную поверхность в направлении от стопы к бедру. Повторите то же с другой ногой. Не рекомендуется массировать переднюю поверхность
голени, внутреннюю поверхность бедра, следует избегать толчков в коленные суставы.

Упражнение 3. Массаж спины
Положите ребенка на живот. Если малыш еще не удерживает голову, то поверните ее
набок сначала в одну, потом в другую сторону. Можно подложить ему под грудь
сложенную пеленку. Погладьте спинку ребенка несколько раз в направлении от ягодиц к
голове и обратно.

Упражнение 4. Разгибание позвоночника
Положите ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, двумя
пальцами другой рукой проведите вдоль позвоночника от крестца к шее. В ответ
малыш прогибает спинку. Если этого не происходит, повторите поглаживание, чуть
усилив нажим. Затем повторите движение, перевернув ребенка на другой бок.

Упражнение 5. Массаж живота
Ребенок лежит на спине. Взрослый поглаживает его животик круговым движением по
ходу часовой стрелки. Постарайтесь на надавливать на область печени (правое
подреберье). Затем проведите встречное поглаживание: левая рука лежит в нижней части
живота ребенка, а правая – в верхней. Одновременно руки движутся в противоположных
направлениях: левая вверх, правая вниз. Затем проведите поглаживание косых
мышц живота: ладони рук лежат под поясницей ребенка, обхватывающими движениями
руки направляются навстречу друг другу, пальцы соединяются над пупком.

Упражнение 6. Укрепление мышц живота
Подведите ладони обеих рук под спину ребенка, поддерживая его голову. Медленно
поднимайте малыша почти до вертикального положения, затем медленно опускайте. Следите, чтобы ребенок упирался стопами в живот взрослого и не запрокидывал
головку.

Упражнение 7. Массаж стоп
Удерживайте ногу ребенка одной рукой в области голени. Указательный и средний
пальцы другой руки приложите к тыльной стороне стопы, создавая опору. Подушечкой
большого пальца энергично поглаживайте подошву круговыми движениями или рисуя
«восьмерку». Затем, не меняя положения рук, несколько раз согните и разогните ножку
ребенка в голеностопном суставе. Повторите упражнения с другой ногой.

Упражнение 8. Рефлекторное ползание
Положите ребенка на живот, согните ему ножки, разведя в сторону колени. Осторожно,
не прикасаясь к подошвам, обхватите стопы ребенка с тыльной стороны.

Затем прикоснитесь большими пальцами к обеим подошвам одновременно. В ответ
малыш рефлекторно разгибает ноги, энергично отталкиваясь и продвигаясь вперед.
Следите, чтобы ваши руки создавали хорошую опору и малыш мог бы оттолкнуться от
них. Уложите руки ребенка под грудью, чтобы они не мешали ему.

Упражнение 9. Эмбрион
Положите ребенка на спину, «сгруппируйте» его: сложите ручки крест-накрест на груди,
подтяните согнутые ноги к животу, широко разведя в стороны колени, наклоните головку
к груди.
Одной рукой придерживайте ему руки и ноги, другой – голову под затылком. В таком
«эмбриональном» положении покачайте ребенка взад-вперед, из стороны в сторону и по
кругу.

Упражнение 10. Рефлекторная ходьба
Возьмите малыша под мышки в вертикальном положении. Дайте ему прикоснуться
стопами к твердой поверхности стола. Ведите его, слегка наклоняя вперед и как бы
перенося вес его тела с одной ноги на другую, закрепляя тем самым врожденный рефлекс
ходьбы.

Держа ребенка на весу, старайтесь не сдавливать ему грудную клетку и следите, чтобы
он полностью ставил стопу на опору, а не «ходил» на цыпочках.

Комплекс для ребенка в возрасте 3-4 месяцев
Вышеперечисленные упражнения сохраняются (при этом некоторые из них
усложняются) и добавляются новые.

Упражнение 11. Кольцевое растирание
К упражнениям 1-2 в этом возрасте добавляется кольцевое растирание: вложите свой
большой палец в кисть ребенка, а большим и указательным пальцем другой своей руки
обхватите его руку в области запястья. Делайте энергичные кольцевые растирания, в 3-4
оборота продвигаясь до локтя, а затем в 5-6 оборотов до плечевого сустава.
Повторите упражнение на другой руке. Аналогично проводится кольцевое растирание
ног, но ноги растираются обеими руками, которые движутся от стопы к бедру.

Упражнение 12. Повороты со спины на живот
Повороты выполняют 2-3 раза в каждую сторону. Вложите указательный палец своей
руки в ладонь ребенка, остальными пальцами обхватите его кисть. Указательным и
большим пальцем другой руки обхватите снизу одну ногу ребенка, а другими пальцами
той же руки – вторую ногу (захват «вилочка»). Поверните таз ребенка вперед,
малыш самостоятельно повернет верхнюю часть тела и голову. Задержите малыша в этом положении на несколько мгновений, затем выведите ручку немного вперед – и он
перевернется на живот.

Упражнение 13. «Боксер»
Ребенок лежит на спине. Вложите большие пальцы своих рук в ладошки ребенка,
остальными пальцами слегка придерживайте его кисти.
Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша, как бы боксируя ими.
Избегайте резких рывков.

Упражнение 14. «Пловец»
Поверните малыша на живот. Поддерживая его ноги «вилочкой» и поднимая их,
подведите свободную ладонь под живот, создавая ему опору, и поднимите ребенка над
столом. Малыш в течение нескольких секунд просто лежит на вашей ладони, как
на площадке.

Упражнение 15. Покачивание на мяче.
Положите ребенка животом на надувной мяч, широко разведя его ноги в стороны.
Покачайте его в различных направлениях. Побуждайте его самостоятельно
отталкиваться руками и ногами от поверхности стола. Затем положите ребенка на мяч
спиной и покачайте в разные стороны.

Комплекс для ребенка в возрасте 4-6 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.

Упражнение 16. Скользящие шаги
Малыш лежит на спине. Удерживайте его ножки в нижней части голеней. Выпрямите
одну ногу, скользя при этом стопой по поверхности стола.
Таким же образом выпрямите другую ногу. Сгибайте ноги ребенка вместе или
поочередно, широко разводя колени в стороны. Можно менять темп движений:
медленно – быстро – медленно, и сопровождать шаги ритмичным счетом или присказкой.

Упражнение 17. Присаживание с прогибанием позвоночника
Дайте ребенку обхватить большие пальцы ваших рук, остальными слегка
придерживайте его кисти. Выпрямите руки ребенка, слегка разведя их в стороны. Легким
потягиванием руки и словами «садимся» побуждайте ребенка оторвать голову и верхнюю
часть тела. Приведите ребенка в сидячее положение. Перехватите своей левой
рукой обе руки малыша, соединив их спереди. Проведите двумя пальцами правой руки
вдоль его позвоночника снизу вверх. Ребенок будет разгибать спину.

Упражнение 18. Круговые движения руками
Малыш держится за большие пальцы ваших рук. Медленно, плавно разведите руки
ребенка в стороны, поднимите через стороны к голове и опустите вперед и вниз.
Затем измените направление движения: вперед, вверх, в стороны и вниз.

Комплекс для ребенка в возрасте 6-9 месяцев
К предыдущим упражнениям добавляются новые.

Упражнение 19. Ползание на четвереньках
Если ребенок еще не начал ползать, поставьте его на четвереньки, согнув ножки под
животиком, и, заинтересовав его игрушкой и слегка подталкивая сзади, побуждайте его
передвигаться вперед.

Упражнение 20. «Тачка»
Приподнимите малыша над столом горизонтально так, чтобы он опирался на
выпрямленные руки. Ноги захватите «вилочкой», свободной рукой поддерживайте его под
живот. Положите вперед игрушку и слегка покачивая вперед ребенка,
побуждайте его передвигаться на руках.

Комплекс для ребенка в возрасте 9-12 месяцев
В этом возрасте дети активно ползают и начинают ходить, поэтому занятия массажем и
гимнастикой часто приходится прекращать – сложно заставить ребенка делать то, что
хочет взрослый, а не он сам. Сохраняются все предыдущие упражнения в любых
сочетаниях. Побуждайте ребенка к самостоятельной ходьбе – например, поставьте его
ноги на свои и ходите вместе с ним.

Что для этого надо?
Прежде всего необходимо подготовить стол для занятий массажем и гимнастикой. Он
должен быть твердым и ровным (прекрасно подойдет обычный пеленальный столик).
Застелите его чистой пеленкой, под которую следует подложить клеенку и байковое
одеяло.
Желательно поставить стол так, чтобы к нему можно было подойти с разных сторон.
Место для занятий должно быть хорошо освещено, удалено от отопительных приборов,
острых углов, опасных предметов.
Очень полезно делать некоторые упражнения на мяче – он может стать первым
гимнастическим снарядом для ребенка. В магазинах можно найти большие надувные
пластиковые мячи (диаметром от 20 до 60 см). Чем ярче мяч, тем интереснее на нем
заниматься ребенку. Не забудьте перед началом занятий протереть мяч влажной тряпкой.

Источник

Библиографическое описание:


Разсадкина, Т. Ю. Особенности детского массажа первого года жизни / Т. Ю. Разсадкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13261/ (дата обращения: 19.12.2020).

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

Ключевые слова: массаж, приемы, ребенок, развитие, комплексы, гипертонус.

«Здоровье — это драгоценность, и притом, единственная, ради которой стоит не жалеть времени, сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Это достаточно сложный процесс, определяемый как поэтапным созреванием центральной нервной системы. Для запоминания и овладения теми или иными движениями, ребёнку необходимо пройти несколько этапов, которые являются своего рода фундаментом физического развития.

Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы, следует учитывать анатомо-физиологические особенности организма ребенка. Комплексы ЛФК и массажа должны быть составлены таким образом, чтобы учесть все тонкости психомоторного развития малыша. Комплекс ЛФК включает в себя упражнения, которые базируются на врождённых рефлексах, упражнения активные и такие, которые делают с помощью взрослого (пассивные).

Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5–2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25–30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. В светлой, хорошо проветренной комнате, температура воздуха не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.

Рассмотрим пять основных этапов развития ребёнка:

1. НОВОРОЖДЕННЫЙ ВОЗРАСТ: В первый месяц жизни ребенок называется новорожденным, т. е. этот период длится со дня рождения до месяца. ребёнок адаптируется к окружающему миру и его организм работает с большим напряжением.

2. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ: Данный возраст поделён на несколько периодов, в которых необходимо выполнять определённые задачи.

ОТ 1,5 до 3 МЕСЯЦЕВ

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов. В первые месяцы жизни целесообразно использовать только рефлексы, связанные с разгибанием, во избежание усиления сгибателей, тонус которых и без того преобладает. Снятие гипертонуса, путём уравновешивания сгибателей и разгибателей. Необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.

К числу врождённых рефлексов относятся; ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). Важно выкладывать ребёнка на животик, чтобы правильно формировался шейный лордоз. У детей до 2,5–3 месяцев имеется ножной рефлекс (феномен ползания). В этих рефлексах раздражителем является прикосновение к коже подошвы стопы, а ответная реакция выражается сокращением соответствующих мышц. Рефлекторное упражнение для стоп. При спинном рефлексе Галанта — происходит разгибание мышц позвоночника. Покачивание в позе «эмбриона» благотворно действует на нервную систему и вестибулярный аппарат, поэтому его следует делать несколько раз в день (можно использовать надувной мяч большого размера). «Ходьба» — рефлекторное упражнение, при выполнении этого упражнения важно соблюдать три условия: держите ребенка на весу, старайтесь не сдавливать грудную клетку, следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы па опору.

Активизация различных ручных умений. Постепенно ребенок учится владеть своими руками, увидев яркую игрушку, тянется к ней и пытается схватить. Во — время массажа важно акцентировать внимание на каждый пальчик, на отведение большого пальца и ладошку малыша. Разминание пальчиков активизируют нервные окончания на ладошке — это стимулирует работу речевого центра. Тактильного воздействия на органы осязания дает импульс в моторные центры Брокка и Вернике, которые расположены в головном мозге, что способствует благоприятным условиям для дальнейшего развития речи, а так же мышления, т. к. эти две психические функции взаимосвязаны.

Очень важно поддерживать положительный эмоциональный фон ребёнка во время проведения сеанса массажа. Для этого следует общаться с ребенком, ласково с ним разговаривать, хвалить, что способствуют достижению лучшего результата.

ОТ 3-х ДО 4 МЕСЯЦЕВ

В этом возрасте исчезает физиологический гипертонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.

Обучение навыкам изменения положения тела, действия направлены на начальную тренировку мышечного корсета, прививания навыка поворота со спинки на животик, для формирования поясничного лордоза. Можно применять упражнения для нижних конечностей и проводить пассивные движения для рук.

ОТ 4-х ДО 6 МЕСЯЦЕВ

Ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Массажные приемы должны постепенно усложняться.

Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию. Укрепление мышц спины, попытки обучить держанию спинки вертикально.

Воспитание двигательных навыков в ответ на звуковые сигналы, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре), можно включать ритмическую музыку.

ОТ 6 ДО 10 МЕСЯЦЕВ

Если к шести-семи месяцам ребёнок ползает, то это является хорошим показателем его развития. Желательно, чтобы дети научились ползать раньше, чем садиться и вставать. Благодаря ползанью укрепляются все мышцы тела, особенно мышцы, обеспечивающие в дальнейшем нормальную осанку.

Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. Следует уделять большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать. Все упражнения сопровождаются краткими, отчётливыми просьбами-инструкциями: сядь, повернись и т. д. Во время гимнастики желательно использовать простейшие предметы (кольца, палочки), яркие музыкальные игрушки.

ОТ 10 МЕСЯЦЕВ до года

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.

Обучение подлезанию, лазанию, перелезанию- когда малыш хорошо передвигается на четвереньках, усложните ему задачу, устанавливая на пути различные препятствия, предложите подлезть под невысокий столик, стул и тому подобное, заинтересовывая игрушкой. Поощряйте стремление ребёнка забираться на диван, кресло и так далее, спускаться с них, перелезать через подлокотники, подушки. Обучение ходьбе и лазанию лучше проводить вне занятий, в любое удобное время, это игра, игра весёлая и увлекательная, активно участвуйте в ней, придумывая новые задания, станьте сами ребёнком хоть ненадолго. Но первое время ребёнок часто падает, падение — неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными.

Выполняются все приёмы массажа, пассивные и активные упражнения с использованием предметов.

Массаж и гимнастика являются не только замечательным средством профилактики, но и важнейшей частью комплексного лечения многих заболеваний. Это новые ощущения в жизнь младенца, способствуют физическому гармоничному развитию ребенка, а также ребенок получает необходимый ему стимул к психическому развитию.

Литература:

1.      Массаж и гимнастика для детей / Красикова И. С. — М.: Корона-Принт, 2002. — 246 с.;

2.      Михайлов В. Основы воспитания здорового ребенка // Книга молодой семьи: Сборник. — Л., 1990. — С. 104–131.

3.      Белая Н. А. Руководство по лечебному массажу. — М.: Медицина, 1974.

4.      Вербов А. Ф. Основы лечебного массажа. — М.: Медицина, 1966.

5.      Большой справочник по массажу — Васичкин В. И. — Практическое руководство. Изд. Эксмо, 2004–448 с

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, массаж, МЕСЯЦ, упражнение, жизнь младенца, замечательное средство профилактики, комплексное лечение, психическое развитие, рефлекторное упражнение, физическое гармоничное развитие.

Источник