Особенности развития ребенка дошкольного возраста с умственной отсталости

![]()
| – , . , : , , . .. .. , . , .. , , , . , , . , , , , , , . . , . , . , , – , . : , , , . , , , . , . , , , -: , . , , . , , . , . : ; , , , . 23 , , 4 1,52 . (), . 2- . . , . , . , , . , , . , : , , , , . , . , , , , . . , . , . ?, ?. , , , , . , , ( , ). . . , . . ( , , ). . , . , , , . – . : , , . – , -, -. – . , , , . , . , , . , 6 , . , . , – , .
: 2017-04-15; !; : 5772 | | : : : © 2015-2021 lektsii.org – – |
Источник
Дети с ограниченными возможностями – дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к нетипичным детям, людям-инвалидам в целом.
Для таких детей создана сеть специальных образовательных коррекционных учреждений, в которых ведется работа по исправлению, ослаблению или замещению недостатков психофизического развития.
Дефектолог, работающий с ребенком-дошкольником, ставит перед собой следующие задачи:
- В процессе систематических занятий уточнить первичный диагноз ребенка;
- Обеспечить ему разносторонний и максимально возможный уровень физического, умственного и нравственного развития путем создания адекватных для нетипичных детей педагогических условий.
- Проведение систематической коррекционно-реабилитационной образовательной деятельности с учетом характера нарушения и структуры дефекта психофизического развития.
- Подготовка детей к последующему обучению в школе, то есть формирование у детей необходимых для обучения в специальной образовательной коррекционной школе знаний, умений и навыков.
Рассмотрим психофизические особенности развития детей-дошкольников с умственной отсталостью. Период от рождения до поступления в школу является, как это признано, возрастом наиболее стремительного психофизического развития ребенка.
Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности.
Характеристика физического (соматического) статуса детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Физическое состояние данной категории детей (диагноз: олигофрения в степени дебильности) обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие ее органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте.
У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, то есть они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервозность.
Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей.
У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. Многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии (от греч. hemi – половина, plegio – поражаю, т.е. паралич (вертикальный или горизонтальный) одной половины туловища).
В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация (слюнотечение), носовой оттенок речи. Специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии двигательных нарушений. Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей.
Для сердечно-сосудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его неустойчивость, гипер- и гипотонии. Как правило такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.
Таким образом, своеобразие физического развития детей с умственной отсталостью выражается в особенностях их функциональных систем и органов, что является следствием проявления органического поражения центрального и периферического отделов коры головного мозга.
Характеристика психоэмоционального и социокультурного статуса умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность.
В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже – игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними.
Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам); предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка-олигофрена.
У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом.
Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания – действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни.
Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления.
Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет – появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует.
Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.
Примерно у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. – отсутствие речи) – это системное недоразвитие речи, при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая ее стороны и дизартрии (с греч. – расстройство сочленения) – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту).
В целом, большинство дошкольников – олигофренов овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.
Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общение детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обуславливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.
Система дошкольных образовательных и реабилитационных учреждений для детей с умственной отсталостью.
В РФ создана дифференцированная система специальных дошкольных образовательных учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в учреждениях системы специального образования: существует сеть специальных детских садов (или ДОУ) с круглосуточным пребыванием детей, а также специальных детских домов. В ряде случаев разрешается открытие специальных групп при коррекционных школах и школах-интернатах.
В эти учреждения принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложненной формы». Дети с эписиндромом, шизофренией, выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, олигофренией в степени имбецильности и т.п., получают социальную и психолого-педагогическую помощь в учреждениях систем Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения (психоневрологические стационары для детей с осложненными формами умственной отсталости и специальные ясли для детей от 2 до 4 лет).
Дети с задержкой психического развития находятся в ДОУ общего типа. В специальные ДОУ и группы при специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет.
Отбор детей в коррекционное ДОУ (детский сад)
Одним из важных условий, определяющих адекватную организацию коррекционной учебно-воспитательной работы и подготовки умственно отсталых дошкольников к школе, является правильное комплектование специального детского сада.
Требования к принимаемым детям:
- дети должны быть дошкольного возраста (от 3 до 6-6,5 лет) с умственной отсталостью,
- дети должны быть относительно легко приспособляемыми в детском коллективе как в бытовом, так и в социальном плане.
Поступая в специальное ДОУ ребенок, во-первых, должен иметь сохранную моторику или такое состояние опорно-двигательного аппарата, при котором основные моторные функции могли бы выполняться сравнительно легко (взять и удержать предмет, манипулировать им, свободно передвигаться, сидеть, ложиться, вставать, жевать, глотать), во-вторых, детям должна быть доступна бытовая деятельность, осуществляемая совместно со взрослым и с его помощью.
Уровень сформированности данной деятельности, санитарно-гигиенические и бытовые навыки, важен оценке интеллектуальных возможностей детей. Все это необходимо, так как ребенок попадает в коллектив, где от него требуется определенная самостоятельность.
Основными чертами коллектива детей с умственной отсталостью, определяющими его своеобразие, являются – беспомощность, пассивность с одной стороны, и определенная импульсивность поведения, вследствие зависимости поступков детей от их желаний, настроений, а также неустойчивость элементарных форм словесной регуляции этого поведения – с другой.
Кроме того, такой коллектив крайне эмоционально реактивен, поэтому прием детей истеричных, психопатов ограничен.
- дети должны быть не опасны для окружающих. Это специфичное требование. Ребенок доложен понимать слова «нельзя», «не надо»,
- дети должны обладать необходимым запасом элементарных представлений об окружающем ,
- дети должны понимать обращенную речь и иметь собственную. Дети должны понимать простейшие вербальные указания, типа: принеси, закрой, ешь, дай и т.д., без которых невозможна организация успешного учебно-воспитательного процесса в специальном ДОУ,
- дети должны быть соматически здоровыми.
Система коррекционной учебно-воспитательной работы.
- Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта;
- Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей;
- Формирование ментальных процессов (умственное воспитание);
- Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью;
- Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;
- Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью;
- Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей;
- Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей;
- Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.
При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю и строятся с учетом онтогенетических особенностей структуры дефекта и его проявлений.
Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизация собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения.
Например, для расторможенных детей с тяжелыми расстройствами поведении нужны занятия, воспитывающие и тренирующие произвольное внимание, умение распределять внимание, концентрировать его, выполнять одновременно несколько действий (например, слушать воспитателя и классифицировать предметные картинки). Подобные занятия проводятся с обязательным включением игрового материала и ручной предметно-практической деятельности.
*В статье использованы материалы пособия «Воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Д.В. Зайцев, Саратов, 2000.
Источник
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ детей с НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Теоретические основы психолого-педагогической характеристики детей с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.
Большинство среди умственно отсталых составляют лица имеющие медицинский диагноз олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.
Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трёх лет. В результате травм головного мозга различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, деменции – это распад уже сформировавшихся психических функций. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребёнка четырёх лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга, может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.
Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжёлой степени.
Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными психопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.
Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.
Согласно международной классификации, выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация, согласно которой выделяется три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.
Дебильность – легкая степень умственной отсталости, встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окончания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т.д. Умеренная умственная отсталость является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут усвоить учебную программу
Имбецильность – тяжелая умственная отсталость, выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие малыши позже начинают держать головку (к четырем – шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Значительно позже начинают ходить (в три года и позже). У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Нарушено произношение многих звуков. Существенно страдает моторика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной умственной отсталостью.
Их познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов). Практика показала, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, давая возможность самореализоваться.
Идиотия – глубокая умственная отсталость, выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.
Лицам с глубокой умственной отсталостью даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окружающем мире.
Психическое развитие детей с нарушением интеллекта
Дети с нарушением интеллекта с ранних лет отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников.
В младенчестве у них в иные сроки, чем у нормально развивающихся детей, формируются навыки прямостояния: они позже начинают держать головку, переворачиваться, стоять с опорой, сидеть, ползать, ходить. Значительно задерживается социально – эмоциональное развитие, которое характеризуется бедными эмоциональными реакциями на появление близкого взрослого, его улыбку, ласковые слова. Улыбка у малыша с нарушением интеллекта появляется к 5 – 6 месяцам и позже (при нормальном развитии – к 2 – 3 месяцам). Она кратковременна.
Развитие хватания и установление глазодвигательных координаций у младенцев с нарушением интеллекта протекает в более поздние сроки, поэтому окружающее его предметное пространство ребёнок начинает осваивать позже. Стёртость эмоциональных реакций, отсутствие интереса к окружающему миру тормозят развитие манипулятивной и предметной деятельности.
Таким образом, у малыша с нарушением интеллекта к году наблюдается запаздывание и качественное своеобразие ведущих новообразований младенческого возраста.
Чем более выражена степень снижения интеллекта у ребёнка, тем заметнее отставание в сроках становления новообразований этого возрастного периода.
В раннем возрасте, не все малыши с нарушением интеллекта начинают ходить, у некоторых становление этой функции задерживается до 2 – 3 лет. Походка длительное время остаётся неустойчивой, раскачивающейся, неуклюжей.
У малышей с нарушением интеллекта более продолжительное время, чем у нормально развивающихся сверстников наблюдается «полевое» поведение, слабый интерес к предметному миру. Этих детей характеризует общая эмоциональная вялость, апатичность, патологическая инертность. Дети проявляют кратковременный интерес к игрушкам, не овладевают способами обращения с ними, совершают стереотипные, однообразные действия, многие из которых являются неадекватными. Предметную деятельность в раннем возрасте они полноценно не осваивают вследствие отсутствия стремления к активному познанию окружающего мира, несфомированности подражания, из-за низкого уровня развития общения, восприятия, моторики.
Речевое развитие детей характеризуемой категории также своеобразно. У большинства детей в раннем возрасте речь не появляется, а начинают говорить они в младшем и среднем дошкольном возрасте.
К трём годам они не выделяют себя из окружающего мира, как их нормально развивающиеся сверстники. У них не складывается представление о себе, отсутствуют личные желания.
В дошкольном возрасте те нарушения, которые были незаметны или малозаметны для окружающих взрослых в раннем возрасте, становятся более яркими.
У дошкольников с нарушением интеллекта не получает должного в этом возрасте развития игровая, трудовая, продуктивная деятельность, а также общение, которые активно осваиваются детьми с нормальным психическим развитием. Это обусловлено несформированностью или недостаточным развитием психических процессов: внимания, восприятия, памяти мышления.
У дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии ярко проявляются нарушения в познавательной сфере. На первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность.
В дошкольном возрасте у детей с нарушением интеллекта резко проявляются нарушения памяти. Особенно трудны им для запоминания инструкции, в которых определяется последовательность действий. У этих детей к концу дошкольного возраста не формируются произвольные формы психической деятельности: произвольное внимание, произвольное запоминание, произвольное поведение.
Ведущей формой мышления у дошкольников с нарушением интеллекта является наглядно – действенное мышление, хотя оно не достигает того уровня развития, как у нормального развивающихся детей. К концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальными проблемами, не получившими специальную коррекционную помощь, фактически отсутствует возможность решения наглядно – образных задач.
Таким образом, к концу дошкольного детства у детей с проблемами интеллектуального развития, не прошедшими специального обучения, отсутствует готовность к учебной деятельности.
Ведущей деятельностью детей школьного возраста является учебная. Учебная деятельность школьников с проблемами интеллектуального развития имеет свои особенности, которые определяются уровнем их психофизического развития.
В физическом развитии дети с нарушением интеллекта отстают от нормально развивающихся сверстников. Это отражается в более низком росте, весе, объёме грудной клетки. Сила, быстрота и выносливость развиты хуже, чем у нормально развивающихся детей. Своеобразие психомоторики у этой категории детей состоит в том, что развитие высоких уровней деятельности сочетается у них с резким недоразвитием, более простых форм действий.
Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объёмом.
У школьников с нарушением интеллекта снижен объём восприятия, замедлена его скорость.
В исследованиях Л.В. Занкова, Х.С. Замского, Б.И. Пинского и других учёных выявлены качественные особенности памяти детей с нарушением интеллекта. Отмечается, что у данной категории детей страдают как произвольное, так и непроизвольное запоминание, причём нет существенных различий между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
У школьников с нарушением интеллектуального развития значительно нарушено мышление. Основным недостатком мышления является слабость обобщений. Мышление также характеризуется косностью, тугоподвижностью.
Эмоциональная сфера школьников с нарушением интеллекта характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции детей недостаточно дифференцированны: переживания примитивны, часто неадекватны и непропорциональны воздействиям окружающего мира по своей динамике.
У школьников с нарушением интеллекта нарушены волевые процессы. Многие школьники безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её определённой цели.
Особенности психического развития школьников с нарушением интеллекта, возрастные изменения, связанные с перестройкой организма ребёнка, особенно в подростковом возрасте, существенно затрудняют усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений. При неблагоприятных условиях жизни у школьников с нарушением интеллекта могут возникать трудности в поведении.
Заключение:
Причинами возникновения умственной отсталости могут быть наследственные заболевания, различного рода патогенные факторы, внутриутробные инфекции, нейроинфекции.
Для умственно отсталых детей является характерным выраженная задержка в развитии высших психических функций, ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей, делает необходимым создание специальных условий для их обучения.
Источник