Особенности развития ребенка дошкольного возраста презентация
Слайд 1
Презентация подготовлена педагогом- психологом МБДОУ «Центра развития ребенка – детского сада №65 «Ивушка» г.Альметьевска Журавлевой А.Ю.
Слайд 2
Ранний возраст (2-3 года) Возникновение активной речи Формирование наглядно-образного мышления Усвоение предметных действие Восприятие носит непроизвольный характер Постановка цели в играх и поведении Восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих Основными чертами ребенка 2-3 лет является открытость, честность и искренность.
Слайд 3
Рекомендации для развития детей раннего возраста Стимулировать высказывания ребенка Развитие мелкой моторики рук для активизации речи (пальчиковые игры, рисование, лепка, игры с крупой и т.д) Соблюдение четкого режима дня Использование самообучающих игрушек (матрешки, вкладыши, пирамидки) Знакомить в играх с цветовым спектром, эталонами форм (основные геометрические фигуры)
Слайд 4
Кризис ( гр. krisis решение, поворотный пункт, исход )- резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние.
Слайд 5
Возрастной кризис Возрастной кризис – это нормальное состояние для каждого растущего человека Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение ребенка
Слайд 6
Кризисные этапы в развитии детей (в классификации Л.С. Выготского, известного психолога) – кризис новорожденности; – кризис 1 года; – кризис 3 лет; – кризис 7 лет; – подростковый
Слайд 7
Кризис 3 лет Проходит под лозунгом: “Я сам!” Рождается самооценка и самосознание ребенка На запреты взрослых все чаще отвечает протестом. Таким образом ребенок отстаивает свои права. Ведущей деятельностью становится игра Проводится проверка границ дозволенного
Слайд 8
Кризис 3 лет Ребенку становится важна успешность или неуспешность в делах и играх Бурно реагирует на оценку его дел и поступков, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности Чувствительность и сензитивность к чувствам других людей
Слайд 9
Временные границы кризиса «Кризис 3-х лет» – определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей начинается в 2 года 10 месяцев, а у других в 3,5 года.
Слайд 10
Советы по преодолению кризиса 3 лет Личное пространство ребенка (комната, игрушки…) Компромиссы Распорядок дня Четкая система запретов. Изменение форму общения с ребенком Дать возможность быть самостоятельным Обращение с ребенком как с равным
Слайд 11
Особенности развития детей 4-5 лет Активное расширение кругозора Более вынослив физически Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам Стремление к партнерству в играх Проявляется любознательность и любопытство Способность выстраивать умозаключения Активно развивается фантазирование
Слайд 12
В возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укоренятся и переходить в устойчивые негативные черты характера
Слайд 13
Особенности развития детей 5-6 лет Активно познает окружающий мир, сам формирует ответы или создает версии Часто привлекает к себе внимание Проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ Складывается механизм управления свои поведением Желание походить на значимых для него взрослых Осознаются половые различия Могут усиливаться страхи
Слайд 14
Рекомендации для развития детей 5-6 лет С уважением относится к его фантазиям Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению Не стоить ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать Обеспечить возможность общения со сверстниками Снижать контроль и опеку Охотнее отвечает на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность
Слайд 15
Особенности развития детей 6-7 лет способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют интерес к новым видам деятельности интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил) способны проявить настойчивость, преодолевать трудности
Слайд 16
Рекомендации по развитию детей 6-7 лет Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели Будьте последовательны в своих требованиях Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. привычек и способов общения
Слайд 17
Кризис 7 лет Связан с поступлением ребенка в школу Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений. Ведущей деятельностью становится учеба Раздражительность. Страхи, повышенная тревожность
Слайд 18
Советы по преодолению кризиса 7 лет Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, заучивание стихов, лепка, рисование, графические диктанты ) Поощрять общение со сверстниками Не надо перегружать дополнительными занятиями Больше хвалить за готовый результат Учить конструктивно относится к ошибкам и неудачам Учим ребенка самостоятельно выполнять задания
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Источник
Слайд 1
Возрастные особенности детей дошкольного возраста А.К. Сундукова – декан ф-та ДиНО , канд.филос.наук .
Слайд 2
Главное и очевидное отличие ребенка от взрослого это то, что он непрерывно меняется, его тело с каждым днем все больше становится похоже на тело взрослого, его сознание постепенно становится все более ясным, а возможности порой превышают наши собственные
Слайд 3
Ребенок растет и развивается, и этим принципиально отличается от взрослого Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой Но биологическая природа этих процессов различна , различны их механизмы и последствия
Слайд 4
Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и/или количества его клеток Развитие – это качественные преобразования, которые происходят за счет увеличения разнообразия клеток, из которых сложен организм человека, в результате чего происходят важные изменения его функций
Слайд 5
Схема процессов роста и развития Рост Развитие Увеличение размеров тела и его частей Формирование органов и тканей Изменение пропорций и строения тела Повышение эффективности функций Увеличение массы и силы мышц Повышение надежности работы организма Взрослый дееспособный организм Завершение роста Замедление процессов развития
Слайд 6
Изменение пропорций тела человека по мере роста и развития
Слайд 7
Главным результатом развития является значительное повышение эффективности всех физиологических функций и, как следствие, повышение биологической надежности организма
Слайд 8
Самая важная и одновременно удивительная характеристика процессов роста и развития – это их неравномерность
Слайд 9
На протяжении своего 20-летнего развития человек переживает несколько революций Психологи вслед за Л.С. Выготским называют их «кризисами», что сути дела не меняет Некоторые из них затрагивают в равной мере и тело и психику, некоторые более выражены в чем-то одном
Слайд 10
Первая революция – рождение ребенка. Это мощнейший стресс, приводящий к гормональному катаклизму, весь организм испытывает колоссальные нагрузки: Раньше жил в водной среде – теперь в воздушной, надо самому дышать Раньше плавал в невесомости – теперь ощущает чувство тяжести Раньше было темно – теперь яркий свет бьет в глаза Раньше было все время тепло – теперь периодически холодно Раньше есть не хотелось – теперь надо трудиться, сосать грудь, чтобы удовлетворить новое, незнакомое чувство голода
Слайд 11
Вторая революция – в возрасте около 1 года Ребенок преодолевает силу тяготения и делает свои первые самостоятельные шаги К этому времени обычно завершается переход с полумолочной диеты на почти взрослый рацион (хотя полностью на «взрослую» пищу человек должен переходить только к 7-8 годам)
Слайд 12
Психологи выделяют также «кризис» 3 лет, когда у ребенка начинает проявляться его самосознание, его Я
Слайд 13
Следующая революция настигает дошкольника на пороге начала обучения – «полуростовой скачок» Резко возрастает скорость роста, причем растут ноги, руки и … челюсти Филиппинский тест Смена молочных зубов на постоянные
Слайд 14
Самая известная – пубертатная революция, период полового созревания В организме все сначала ломается, потом меняется, и только через 2-3 года налаживается Пубертатная революция – это: гормональная буря, нарушение регуляции функций, снижение работоспособности и надежности физиологических систем, резкие изменения телосложения и пропорций тела, «ломка» голоса (у мальчиков) и т.п., психологические проблемы
Слайд 15
Впервые о скачке роста стало известно из исследований графа Ф. де Монбейяра , который в 1759-1777 году наблюдал за развитием своего сына, производя измерения каждые полгода
Слайд 16
Кривая роста человека
Слайд 17
Процессы роста не требуют больших затрат энергии Даже в период самого интенсивного роста (точные измерения были проведены в 1970-80-е годы) на это расходуется не более 4-5% суточного потребления энергии
Слайд 18
Экспериментально показано, что в периоды, когда замедляется рост организма, активируются процессы развития , и в эти периоды существенно повышается интенсивность энергозатрат организма Качественное развитие
Слайд 19
Два важных вывода: 1. Рост и развитие происходят в организме (точнее – в каждой ткани организма) не одновременно, а поочередно 2. Развитие – энегетически дорогой процесс, требующий намного больших функциональных затрат , чем процесс роста
Слайд 20
Чередование периодов роста и развития служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития , на каждом из которых организм имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов
Слайд 21
Периодизация возрастного развития Возрастной этап Биосоциальные цели этапа Морфофункциональные преобразования Название Возраст Новорож-денный 1-10 дней Первичная адаптация к физическим, химическим и биологическим факторам окружающей среды «Гормональная буря», завершающаяся формированием устойчивого равновесия между организмом и новой (внеутробной) средой его обитания Грудной До 1 года Подготовка к реализации прямохождения и самостоятельному передвижению; восприятие мира Структурно-функциональное развитие мышц и простейших движений; формирование иммунитета, микрофлоры организма; бурное развитие анализаторов и когнитивных функций Раннее детство 1-3 года Начальное освоение окружающего мира Формирование целенаправленных движений; созревание анализаторных систем Первое детство 4-7 лет Первичная социализация Полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально-типологических свойств Второе детство 8-12 лет М 8-11 лет Д Формирование индивидуального и группового опыта целенаправленной деятельности Созревание центральных и периферических механизмов, обеспечивающих поддержание устойчивой умственной и физической работоспособности Подрост-ковый 13-16 лет М 12-15 лет Д Созревание репродуктивной функции и формирование полового поведения «Пубертатная революция» – кардинальная перестройка структур и нейроэндокринной регуляции под воздействием гормонов Юношес-кий 17-21 год М 16-20 лет Д Социальная адаптация биологически зрелого организма. Реализация наследственных задатков Завершение развития структурных и функциональных компонентов организма как биосистемы; проявление конституциональных особенностей индивида
Слайд 22
Раннее детство (1-3 года) Биосоциальные цели этапа: Начальное освоение окружающего мира Морфофункциональные преобразования: формирование целенаправленных движений; созревание анализаторных систем
Слайд 23
Первое детство (4-7 лет) Биосоциальные цели этапа: Первичная социализация Морфофункциональные преобразования: полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально-типологических свойств
Слайд 24
Моторное развитие детей (по Н.Т. Лебедевой) 3 года- 3 года 6 месяцев Общие движения, подвижные игры: Выполняет упражнения из разных исходных положений; делает упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища; владеет танцевальными движениями, кружится в паре, притопывает то одной, то другой ногой поочередно, меняет движения Двигательные навыки: владеет разными видами ходьбы, бега; поддерживает правильную осанку; ползает на четвереньках между расставленными предметами, подлезает под них; прокатывает мяч в ворота, бросает в горизонтальную цель; сбивает кегли мячом; катается на трехколесном велосипеде; прыгает в длину (с места – 40 см) и в высоту (20-30 см); скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах ступающим и скользящим шагом
Слайд 25
3 года 6 месяцев – 4 года Общие движения, подвижные игры: Владеет разнообразными вариантами ходьбы, бега, прыжков; катает, бросает, ловит мяч; ползает, лазает; удерживает равновесие на доске, бревне; владеет танцевальными движениями в паре Двигательные навыки: Катается на трех- и двухколесном велосипеде; ходит на лыжах скользящим шагом; катается на санках с небольших горок; играет в воде на глубине 50-60 см; бегает, прыгает; играет с мячом
Слайд 26
4 года 6 месяцев – 5 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, бегает в разном темпе, а также высоко поднимая колени; подпрыгивает, касаясь рукой подвешенного предмета; проползает не менее 10 м; подползает под предметы боком, не касаясь их; играет с мячом Двигательные навыки: Бегает в разном темпе; прыгает на одной ноге (правой, левой), а также в длину с места на 50-60 см; подбрасывает, отбивает о землю мяч, ловит мяч то одной, то другой рукой; катается на коньках; проходит на лыжах 300-500 м
Слайд 27
5 лет 6 месяцев – 6 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, пятках, прямо, спиной, боком; бегает в разном темпе; прыгает на двух и одной ноге, прыгает в длину (с места 80-100 см), в высоту (30-40 см); самостоятельно играет с набором игрушек, отражая в игре различные сюжеты («магазин»,«дочки-матери» и др.), изготовляет игрушки-самоделки из катушек, проволоки, пенопласта Двигательные навыки: Выполняет челночный бег (3 раза по 1 м, как можно быстрее); бросает, ловит мяч, ведет его, отбивая о пол, передает партнеру; передвигается на четвереньках «змейкой»; висит на канате, залезает по нему на высоту 1,5-3 м; катается на двухколесном велосипеде, коньках, санках; скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах попеременным скользящим шагом 0,5-1 км, выполняет повороты, взбирается и спускается с небольших горок; проплывает одним из способом 15 м и более
Слайд 28
Рекомендуемая литература: Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Такие разные дети: Шаги физического развития. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 288 с. Сонькин В.Д. Законы растущего организма; пособие для учителя / В.Д. Сонькин. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: пособие для педагогов и воспитателей / Н. Т. Лебедева. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 190 с.
Слайд 29
Благодарю за внимание!
Источник
Слайд 1
Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста Педагог-психолог МАДОУ «Лукоморье» Сидоркевич Лидия Викторовна
Слайд 2
Психическое развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение психики человека, процесс становления его внутреннего мира. Детство характеризуется очень высоким темпом развития. В любом возрасте темп развития различен у разных детей. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. В критические периоды развитие совершается быстро, наблюдаются резкие, скачкообразные изменения в сознании и поведении ребенка. Темп развития зависит и от пола ребенка. Установлено, что девочки в первые годы развиваются быстрее мальчиков.
Слайд 3
Основные нормативы развития детей 2 – 3 года Познавательная сфера 2 года – имеет четкое представление о назначении окружающих предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их использует 3 года – складывается новый тип внешних ориентировочных действий – зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникают представления о свойствах предметов. Задания на соотнесение предметов Освоению операции сравнения способствуют специальные дидактические игры: «Найди такой же» – среди 2-3 мячиков по образцу; «Положи в одну коробку все шарики, а в другую – все кубики»
Слайд 4
Предметная деятельность 2 года – ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами. 3 года – может самостоятельно есть, умываться, одеваться ; движения (бег, ходьба, лазанье) становятся все более совершенными и координированными Внимание Внимание носит непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или, новым раздражителем. И хотя произвольное внимание детей этого возраста еще недоступно, на втором, и особенно на третьем году жизни внимание ребенка уже не только чем-то привлекается, но он сам активно направляет его на новый предмет: на картинку, на речь взрослого, на лицо нового человека. Память В 2 года – могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. В 3 года – запоминает имена людей, с которыми встречался некоторое время назад, кличку кошки. Развивается запоминание и воспроизведение по образцу, а затем по словесному приказу.
Слайд 5
Основные нормативы развития детей 4 – 5 лет Познавательная сфера 4 года – строит по показу ворота; 4,5 года – копирует ворота с модели, копирует простые постройки из кубиков с образца; 5 лет – может строить дома из кубиков. Задания на соотнесение предметов Покажите ребенку набор карточек с изображением животных, людей, одежды, транспорта, еды, мебели, умывальных принадлежностей. Подобрав совместно с ребенком те картинки из набора, которые можно объединить в одну группу, например “то, что мы на себя одеваем”, попросите его самостоятельно подобрать следующие условные группы: “то, что можно скушать”, “то, что бывает на кухонном столе”, “что стоит в комнате”, “что нужно для умывания” и т.д. 4 года – легко понимает задачу, быстро создает группы. Покажите ребенку карточки с изображением похожих по форме или цвету предметов. Предложите ему сравнить между собой нарисованные предметы и объяснить вам, чем они похожи, чем отличаются. В 4 года – сравнивая изображения предметов, часто выделяет мелкие ничего не значащие детали, видит в них общее. В 5 лет – уверенно выделяет такие признаки как цвет и форма.
Слайд 6
Речевое задание Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит назад, что лежит в коробке, что под коробкой. В 4 года выполняет все задания, объясняя то, что от него требуется. Оценка внимания Ребенку предложите найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов(30 – 40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спросите, что изображено на картинке, затем попросите найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки уберите. В 4 года – легко выполняет задание. Оценка памяти В 4 года – повторяет 4 – 5 цифр и сложные фразы; В 5 лет – запоминает 6 – 7 простых слов из 10.
Слайд 7
Оценка развития двигательной сферы Оценка крупной моторики В 4 года – спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; В 5 лет – может скользить на двух ногах по гладкой поверхности. Оценка мелкой моторики В 4 года срисовывает крест, может сравнить две линии по длине. Рисует человека: туловище, голову, руки, ноги; В 4,5 лет – срисовывает квадрат; В 5 лет – срисовывает треугольник, рисует человека. Ведущим видом деятельности в возрасте 4 – 5 лет становится сюжетно-ролевая игра. Поэтому все качества, которые Вы хотите видеть в своем ребенке лучше всего формировать и развивать в совместной игровой деятельности.
Слайд 9
Основные нормативы развития детей 5-6 лет Познавательная сфера 5 лет – наблюдается стремление детей расширять познавательные горизонты действительности, т.е. свой кругозор; любят рассуждать, спорить, решать интеллектуальные задачи и т.д. 6 лет – развитие интеллектуальных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация), более осознанно и глубоко воспринимает, постигает и разбирается в имеющихся и поступающих сведениях о мире. Внимание 5 лет – появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания (отбирать нужные картинки, заштриховывать необходимые фигуры и др.) 6 лет – ребенок может заниматься необходимой, но не интересной для него деятельностью 10 минут и более; осуществлять достаточно сложную деятельность по правилам на словесном материале и может действовать по двум правилам одновременно на наглядном материале. Память В 5 лет – запоминает 6 – 7 простых слов из 10. В 6 лет – запоминает 7-8 простых слов из 10-15.
Слайд 10
Общение 5-6 летних детей: ребенок активно ищет бесед на личные темы; с интересом поддерживает такие беседы, начатые взрослым; его споры нацелены на уточнение, выяснения того, правильно ли он понимает, как следует поступить; несогласие педагога его огорчает, но не вызывает отказа от деятельности; ребенок способен обсуждать отвлеченные темы, связанные с взаимоотношениями людей. Изобразительная деятельность: 5 лет: рисунки предметные, имеются существенные и незначительные детали, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение; 6 лет: рисунки предметные, имеются существенные и незначительные детали, замысел опережает изображение, появляется элементы композиции. Ведущим видом деятельности в возрасте 5-6 лет становится ролевая игра. Ролевое поведение приобретает развернутую форму Происходит смещение акцентов с индивидуальных ролевых действий на сферу человеческих отношений
Слайд 12
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник