Особенности развития ребенка аутиста

Особенности развития ребенка аутиста thumbnail

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №115 г.о. Самара

Особенности развития детей с аутизмом

Педагог-психолог

Трифонова Г.В.

Самара

2014

Аутизм – «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакции на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С. Лебединская).

Аутизм как симптом встречается при многих психических заболеваниях, расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на всё психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят про РДА (синдром раннего детского аутизма). При РДА искаженное психическое развитие ребенка, например:

– хорошо развита мелкая моторика, а общие движения угловаты, неловки;

– не по возрасту богатый словарный запас, а коммуникативные навыки совсем не развиты;

– в уме прорешивает 2437* 9589, а решить задачу: У тебя два яблока. Мама дала еще три. Сколько яблок у тебя стало? Не могут;

В ряде случаев наблюдаются не все клинические характеристики для установления диагноза РДА, но, как утверждает К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, О.С. Никольская, коррекция должна осуществляться методами, принятыми в работе с аутичными детьми. В таких ситуациях нередко говорят об аутистических чертах личности, аутистическом поведении.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает следующие критерии РДА:

  1. качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
  2. качественные нарушения способности к общению;
  3. ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Данные о распространении аутизма неоднозначны, потому что:

– недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер;

– различия в оценке возрастных границ (в России не старше 15 лет, в Японии, в США нет возрастных ограничений);

– различия в понимании причин РДА, механизм его развития, определения.

На 10000 новорожденных 15 – 20 детей с РДА, причем у мальчиков в 4 – 4,5 раз чаще, чем у девочек. В настоящее время число этих детей растет во всем мире, что является серьезной общечеловеческой проблемой.

Причины аутизма

Причины аутизма недостаточно ясны.

  1. Большая часть РДА наследственно обусловлены. Но здесь задействован не только один ген, а группа генов. Это означает, что комплекс ген не обеспечивает передачу этой патологии, а лишь обеспечивает предрасположенность к ней, которая может проявиться при инфекции, интоксикации плода, родовых травмах, возраст матери. Все это объясняет разнообразие клинической картины РДА.

Данная гипотеза объясняет и тот факт, что количество лиц с аутизмом растет, хотя и не самовоспроизводится.

В настоящее время генетический механизм изучен слабо.

  1. Органическое поражение ЦНС.

Данная гипотеза рассматривается в течение 50 лет. Однако происхождение, квалификация, локализация повреждения не определены вследствие малой изученности материала. Тем не менее, у большинства детей с РДА имеются признаки органического поражения ЦНС.

  1. В США и Западной Европе в рамках психоаналитического подхода рассматривают психогенный фактор: нежелание матери во время беременности иметь ребенка или «мама – холодильник», то есть жесткая, доминантная, с холодной активностью подавляющая развитие собственной активности ребенка. Отечественные ученые придерживаются первой гипотезы, где неблагоприятная наследственность (даже отдельные черты в поведении бабушек и дедушек) сочетается с патологией родов, болезнью матери во время беременности, резус – конфликт.

Существуют варианты РДА:

  1. синдром Каннера – атипичный аутизм при сохранном интеллекте;
  2. синдром Ретта – встречается только у девочек. Здесь выраженная УО, своеобразное движение рук, затруднения при приеме пищи, насильственный смех;
  3. шизофренический аутизм – детей отличает странное, нелепое поведение, неожиданные реакции на окружающие явления, необычные интересы, психомоторные расстройства, нарушение контактов с внешним миром. Могут быть бред и галлюцинации. Это прогрессирующая форма заболевания;
  4. органический аутизм – при различных заболеваниях ЦНС.

Клинико – психолого – педагогическая характеристика

Основными признаками синдрома РДА является триада симптомов:

  1. Аутизм с аутистическими переживаниями. Нарушение контакта, социального взаимодействия с окружающими людьми и миром;
  2. Стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;
  3. Своеобразное нарушение речевого развития.

1. Нарушение контакта, социального взаимодействия проявляется так:

А) уход от контакта. Ребенку нравится быть одному, наедине с собой. Он безразличен к окружающим. У него избирательность в контактах, чаще это мама или бабушка. Здесь присутствует симбиотический характер привязанности. Мама не может оставить ребенка даже на один час.

Б) Эти дети не любят быть на руках, у них отсутствует поза готовности взятия на руки. Они относятся ко всем одинаково: свой ли это человек, или чужой.

В) В общении они избегают зрительного контакта или их взгляд кратковременный. Такие дети часто смотрят поверх головы или их взгляд «сквозь вас». При общении используют и боковое зрение.

2. Для детей с синдромом РДА характерно стереотипное поведение. Л. Каннер называл такое поведение тождественным (синдром Каннера). Детям очень важно, чтобы было все, как обычно, без изменений. Постоянный режим, постоянное время и температура купания. Определенное меню (узкий круг еды). Проблемы с одеждой: невозможно снять какую – либо вещь.

Для детей характерны ритуалы. По дороге в школу заходят в один и тот же магазин, кружит по залу с батоном в руке или с другим предметом, но не игрушкой.

Для детей характерно большое количество движений: раскачивания, бег по кругу, прыжки на двух ногах, совершение движений руками, подергивание отдельными частями тела, облизывание губ, скрежет зубами, причмокивание, закусывание губ.

С данными детьми работу осложняет большое количество страхов:

  1. Локальные. Страх конкретного предмета: ножа, машины, собаки, белых предметов, гула лампочки.
  2. Генерализованные. Страх изменения постоянства. Например, ребенок в 17.00 ходит гулять в парк. Но сегодня очень сильный дождь, буря, и вместо прогулки чтение книг.

У детей с синдромом РДА особый интерес к сенсорным проявлениям: они очарованы звуками кофемолки, пылесоса, часами слушают классику, Ахматову, там определенный ритм. У таких детей особый интерес к музыке.

У других детей интерес к знакам: они не принимают изображения, а рассматривают буквы, схемы, таблицы. В три года они считают до 100, знают алфавит, геометрические фигуры.

3. Особое развитие речи.

У детей с РДА речь развивается с задержкой. Словарь оторван от того, что ребенок видит в быту: луна, лист. «Мама» – это стол, а не родной человек.

Эхолалия. Ребенок повторяет слово или фразу, сказанную другим человеком. Эхолалия делает невозможным общение с таким человеком. Большое количество слов – штампов («попугайность» речи). Эти штампы хорошо сохраняются в речи ребенка, он их часто применяет в нужном месте диалога, и все создает иллюзию развитой речи. Мама ставит ребенка в угол, а он: «Ну, что же, теперь твоя душенька довольна», «Смилуйся, государыня – рыбка», «Что спорить с проклятою бабой? Еще пуще старуха бранится». У ребенка спрашивают: «Ты видел сон?», а он: «По усам текло, а в рот не попало» (ответ непонятный).

Позднее появление в речи личностных местоимений (особенно «Я»), нарушение грамматического строя, нарушение просодических компонентов речи, речь монотонна, невыразительна, эмоционально бедная. Словарь расширен до чрезмерности или сужен «до буквальности».

В нашей стране проблемой детей с синдромом РДА занимается О. Никольская, доктор психологических наук. Она выделяет 4 группы аутизма и в основу кладет степень выраженности нарушения контакта со средой.

I группа. Самая тяжелая. Дети с отрешенностью от внешнего мира.

Эти дети безречевые. Ребенку 12 лет, а он не говорит. Слух и зрение в норме. Гуление и лепет такого ребенка носят своеобразный характер, не выполняют коммуникативную функцию.

Иногда эти дети с гулением, лепетом, с первыми словами в 8 – 12 месяцев. Эти слова оторваны от реальных потребностей: ветер, луна. Слов МАМА, БАБА нет, или ими называет какие – либо предметы. В 2 – 2,5 года речь исчезает. Она может никогда не появится. Это мутичность. Иногда, очень редко, может происходить прорыв мутизма словом или фразой. Например, ребенок молчал 5 лет, потом слушая жалобы мамы, сказал: «Надоела уже» – и замолчал снова. Считается, что речь они понимают. Все это требует длительного наблюдения, и если присмотреться, то он все понимает. При таком ребенке нельзя обсуждать его проблемы. Эти дети не откликаются на просьбы, на свое имя. У ребенка полевое поведение, то есть он бесцельно перемещается в пространстве. Ребенок берет игрушки, бросает их. Он двигательно расторможен. У него отсутствуют реакции на голод, боль. Эти дети беспомощные. Они нуждаются в постоянном контроле, «кондукторе по жизни».

При усиленно коррекционной работе можем:

  1. сформировать навыки самообслуживания;
  2. учить элементарным навыкам чтения про себя (методика глобального чтения);
  3. обучить элементарным счетным операциям.

Адаптация таких детей очень затруднена: он может вывалиться из окна, убежать из дома не разбирая дороги. В этом случае прогноз неблагоприятный.

Соматически здоровы. Малоболеющие.

II группа. Дети с отвержением окружающей среды.

Этот вариант легче, чем 1 группа, но это тоже дети – инвалиды.

Первые слова появляются в период от года до трех лет. Ребенок начинает говорить целые шаблонные слова, фразы. Словарный запас накапливается очень медленно, за счет механического запоминания, и закрепляется благодаря склонности ребенка к стереотипии. Фразы аграмматичны. Прилагательные не используются. Ребенок говорит о себе во 2 и 3 лице. Он цитирует много песен, сказок, но не связывает их с окружающей обстановкой. С таким ребенком очень трудно вступить в контакт. Он, не желая общаться, начинает петь песню. Грубо выражена эхолалия.

В плане поведения эти дети труднее, чем первые. Они диктаторы, они ставят свои условия. Они избирательны в общении, у них симбиотическая связь с мамой на физическом уровне. Через аутостимуляцию они ведут борьбу со страхами: мычание, раскачивание на стуле, слушание одних и тех же песен в течение четырех часов, облизывание всех предметов, иногда совсем неподходящих для этого, перебор пальцев у лица и т.д.

Прогноз лучше, чем в 1 группе. При усиленной коррекционной работе можно сформировать навыки самообслуживания. Адаптированы лишь в условиях дома. Здесь, как и в 1 группе, страдает интеллект, поэтому часто на городской ПМПК пересматривают диагноз и направляют в школу VIII вида, где он получает начальное образование.

III группа Дети с замещением окружающего мира.

У детей раннее речевое развитие. Родители радуются, что ребенок говорит первые слова в 8 – 12 месяцев, фразу в год – полтора. У ребенка хорошо развита механическая память, быстро накапливается словарь. В его речи много оборотов: по видимому, мы полагаем, что. Речь его стереотипна, она отражает речь взрослого. Окружающие восторгаются: «Он рассуждает как взрослый». У него очень длинные монологи на значимые для него темы: насекомые, транспорт, морские хищники. Он «ходячая энциклопедия» в рамках одной темы. Диалог с ним невозможен, зациклинность осложняет работу с ним.

У таких детей сложные формы защиты: фантазии, сверхценные интересы, сверх – пристрастия.

Обучаются эти дети в СКОУ VIII вида или индивидуально в массовой школе.

IV группа. Дети с повышенной ранимостью сверхтормозимостью.

Этот ребенок требует поддержки взрослых: мамы, психолога.

В возрасте 2 – 2, 5 лет резко снижается речевая активность ребенка, идет регресс речи, но полным мутизмом не заканчивается. Речевое развитие приостанавливается до 5 – 6 лет. В результате бедный словарь. Детям часто ставят диагноз УО. На заданные вопросы дети не отвечают, а лишь эхолалически повторяют его. Несмотря на то, что ребенок мало говорит, его пассивный словарь превосходит возрастную норму. Фраза аграмматична. Речь спонтанная, менее штампированная. Эти дети парционально одарены: у них математические, музыкальные способности, прекрасно рисуют, и т.д.

У ребенка большое количество страхов. Отсутствие контактов с чужими людьми. Он эмоционально зависит от мамы, от родных.

Дети обучаются в массовой школе, и им часто не ставят этот диагноз. Просто, все знают, что они не от мира сего. У них высшее образование. Во взрослом состоянии они пишут: «Мы изначально другие. Мы не можем быть, как вы. Нас не трогайте»

Работа с детьми, имеющими синдром РДА, включает несколько блоков:

I. Медицинская коррекция.

Наблюдение у психиатра. Специальная схема лечения. Общеукрепляющая терапия (низкий иммунитет, вялость).

II. Психологическая коррекция.

  1. преодоление отрицательных форм поведения: агрессивности, эгоизма, эмоциональной холодности к переживаниям, проблемам других людей;
  2. формирование целенаправленного поведения. Так как у ребенка стереотипии в поведении, то он будет так работать, так демонстрировать свое отношение к работе, как его научили. И общество получит ответственного за свою работу человека от физика – теоретика до уборщика мусора;
  3. смягчение эмоционального и сенсорного дискомфорта, снижение страхов, тревожности;
  4. формирование коммуникативных навыков.

III. Педагогическая коррекция.

  1. формирование навыков самообслуживания, так как дальнейшая социализация невозможна, если дети не умеют держать ложку, пользоваться туалетом, одеваться. Это очень трудно, так как дети с РДА более ленивы, чем остальные;
  2. пропедевтическое обучение (коррекция внимания, моторики, логопедическая работа).

IV. Работа с семьей.

О. Никольская и ее лаборатория обозначили признаки, которые исключают возможность обучения ребенка в школе:

  1. отсутствие целенаправленной деятельности по типу апатического дефекта. Это дети 1 группы с отрешенностью от внешнего мира. У них отсутствует реакция на голос, свое имя. Они постоянно раскачиваются.

Наличие полевого поведения с невозможностью фиксации внимания и взора: ребенка трудно усадить, он бегает, не смотрит, не выполняет инструкции взрослого. Все это затрудняет обучение. После медикаментозного лечения меняется поведение, «полевые» становятся спокойнее. Если нет положительной динамики, то говорим о злокачественном ходе болезни, о шизофрении;

  1. отсутствие речи до 5 лет. Речь в виде нечленораздельных звуков, крики разных интонаций, наличие отдельных слов, не адресованных реальным ситуациям, даже в случаях витальных потребностей. Ребенок говорит фразу: «И она превращается». К чему? Непонятно. Это не речь;
  2. наличие постоянных немотивированных полярных аффективных реакций на уровне проявлений удовольствия – неудовольствия, гнева, выражающихся бурно с общепсихомоторным возбуждением. Поведение ребенка дезорганизовано. Необучаем;
  3. полная неподчиняемость, негативизм поведения. Ребенок ведет себя так, как хочет. Он может быть умнее на несколько лет вперед, чем его сверстники;
  4. длительное сохранение примитивного уровня исследовательского поведения: рука – рот. Ребенок все пробует на зуб. Он может съесть пластилин, кнопки, 38 шурупов, выпить клей.

В ряде случаев встречаются аутистические черты поведения у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (имбецильность, идиотия).

Есть и другой вариант: помимо аутистических нарушений у ребенка есть поражение головного мозга и обусловленная им интеллектуальная недостаточность, чаще всего умеренная или тяжелая. Работа с таким учеником исключительно сложна, поскольку здесь сложный дефект (аутизм и интеллектуальное недоразвитие). Применение классических методик олигофренопедагогики оказывается неуспешным из – за выраженных аутистических особенностей личности, а способы тонизирования эмоциональной среды не осмысливаются в силу низкого интеллекта. Тем не менее, О. Никольская рекомендует обучать детей со сложным дефектом (РДА +УО), как детей с синдромом РДА.

Литература

  1. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.
  2. Исаев Д.Н. Психология умственно отсталых детей и подростков.
  3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. – М., 1991.
  4. Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.
  5. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

Источник

Аутизм причины симптомы лечение
  1. Что такое аутизм?
  2. Причины развития аутизма
  3. Симптомы аутизма
    1. Речь при аутизме
    2. Интеллект при аутизме
    3. Поведение при аутизме
    4. Синдром гиперактивности при аутизме
    5. Нарушения в эмоциональной сфере при аутизме
    6. Особенности развития детей с аутизмом
    7. Инвалидность при аутизме
  4. Виды аутизма
  5. Синдром аутизма
  6. Ранние признаки аутизма
  7. Диагностика аутизма
  8. Терапии аутизма
  9. Программы по аутизму
  10. Рекомендации по аутизму

Симптомы аутизма

Клиническая картина аутизма очень разнообразна. В основном ее определяют такие параметры как неравномерное созревание психической, эмоционально-волевой и речевой сферы, стойкие стереотипы, отсутствие реакции на обращение. Дети с аутизмом отличаются своим поведением, речью, интеллектом, а также своим отношением к окружающему миру.

Симптомами при аутизме являются:

  • патология речи;
  • особенности развития интеллекта;
  • патология поведения;
  • гиперактивный синдром;
  • нарушения в эмоциональной сфере.

Речь при аутизме

Особенности речевого развития отмечаются в 70 процентах случаев аутизма. Нередко отсутствие речи является первым симптомом, по поводу которого родители обращаются к дефектологам и логопедам. Первые слова в среднем появляются к 12 – 18 месяцам, а первые фразы (но не предложения) к 20 – 22 месяцам. Однако появление первых слов может запаздывать и до 3 – 4 лет. Даже если словарный запас ребенка к 2 – 3 годам и соответствует норме, на себя обращает внимание тот факт, что дети не задают вопросов (что характерно для маленьких детей), не говорят о себе. Обычно дети напевают или бормочут что-то невнятное.

Очень часто ребенок прекращает говорить уже после того, как речь сформировалась. Несмотря на то, что словарный запас ребенка с возрастом может обогащаться, речь редко используется для общения. Дети могут вести диалоги, монологи, декларировать стихи, но не используют слова для коммуникации.

Характеристиками речи у детей-аутистов являются:

  • эхолалии – повторения;
  • шепотная или, наоборот, громкая речь;
  • метафорический язык;
  • игра слов;
  • неологизмы;
  • необычная интонация;
  • перестановка местоимений;
  • нарушение мимической экспрессии;
  • отсутствие реакции на речь других.

Эхолалией называется повторение ранее произнесенных слов, фраз, предложений. При этом сами дети не способны строить предложения. Например, на вопрос «сколько тебе лет», ребенок отвечает – «сколько тебе лет, сколько тебе лет». На предложение «пойдем в магазин», ребенок повторяет «пойдем в магазин». Также дети, страдающие аутизмом, не используют местоимение «я», редко обращаются к родителям со словами «мама», «папа».

В своей речи дети часто используют метафоры, образные обороты, неологизмы, что придает причудливый оттенок разговору ребенка. Очень редко используются жесты и мимика, что затрудняет оценку эмоционального статуса ребенка. Отличительной особенностью является то, декларируя и скандируя большие тексты, дети с трудом могут начать разговор и поддерживать его в дальнейшем. Все эти особенности речевого развития отражают нарушения в коммуникативных сферах.

Стержневым нарушением при аутизме является проблема понимания обращенной речи. Даже при сохраненном интеллекте дети с трудом реагируют на обращенную к ним речь.

Кроме проблем с пониманием речи и сложностью с ее применением, у детей-аутистов нередко присутствуют дефекты в речи. Это могут быть дизартрии, дислалии и другие нарушения развития речи. Дети часто растягивают слова, ставят ударения на последних слогах, при этом сохраняя лепетную интонацию. Поэтому очень важным моментом в реабилитации таких детей являются логопедические занятия.

Интеллект при аутизме

У большинства детей-аутистов выявляются особенности познавательной деятельности. Вот почему одной из проблем аутизма является его дифференциальная диагностика с задержкой психического развития (ЗПР).

Проводимые исследования показали, что интеллект детей-аутистов в среднем ниже, чем у детей с нормальным развитием. В то же время, показатель интеллекта у них выше, чем при умственной отсталости. Одновременно с этим отмечается неравномерность интеллектуального развития. Общий багаж знаний и способность понимать некоторые науки у детей-аутистов ниже нормы, в то время как словарный запас и механическая память развиты выше нормы. Мышление характеризуется конкретностью и фотографичностью, однако гибкость его ограничена. Дети-аутисты могут проявлять повышенный интерес к таким наукам как ботаника, астрономия, зоология. Все это говорит о том, структура интеллектуального дефекта при аутизме отличается от структуры при умственной отсталости.

Способность к абстракции также ограничена. Снижение школьной успеваемости во многом обусловлено поведенческими аномалиями. Дети с трудом концентрируются, часто проявляют гиперактивное поведение. Особенно тяжело приходится там, где необходимы пространственные понятия и гибкость мышления. В то же время, 3 – 5 процентов детей с расстройствами аутистического спектра демонстрируют один или два «особых навыка». Это могут быть исключительные математические способности, воссоздание сложных геометрических фигур, виртуозная игра на музыкальном инструменте. Также дети могут обладать исключительной памятью на цифры, даты, имена. Таких детей еще называют «аутистами-гениями». Несмотря на наличие одной или двух таких способностей все остальные признаки аутизма сохраняются. В первую очередь, доминирует социальная изоляция, нарушение коммуникации, трудности в адаптации. Примером такого случая является фильм «Человек дождя», повествующий об уже взрослом гении-аутисте.

Степень интеллектуальной задержки зависит от вида аутизма. Так, при синдроме Аспергера интеллект сохраняется, что является благоприятным фактором для социальной интеграции. Дети в этом случае способны окончить школу и получить образование.

Однако более чем в половине случаев аутизм сопровождается снижением интеллекта. Уровень снижения может быть разным – от глубокой до легкой задержки. Чаще же (60 процентов) отмечаются умеренные формы отставания, в 20 процентах – легкие, в 17 процентах – интеллект в норме, и в 3 процентах случаев – интеллект выше среднего.

Поведение при аутизме

Одной из основных характеристик аутизма является нарушение коммуникативного поведения. Поведение детей-аутистов характеризуется замкнутостью, изолированностью, отсутствием навыков приспособления. Дети-аутисты, отказываясь от общения с внешним миром, уходят в свой внутренний мир фантазий. Они с трудом уживаются в компании детей и в целом не переносят места скопления людей.

Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:

  • аутоагрессия и гетероагрессия;
  • приверженность к постоянству;
  • стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные;
  • ритуалы.

Аутоагрессия в поведении

Как правило, в поведении преобладают элементы аутоагрессии – то есть агрессии против самого себя. Такое поведение ребенок проявляет, когда его что-то не устраивает. Это может быть появление нового ребенка в окружении, смена игрушек, смена обстановки места. При этом агрессивное поведение ребенка-аутиста направлено на самого себя – он может ударять себя, кусать, бить по щекам. Аутоагрессия может переходить и в гетероагрессию, при которой агрессивное поведение направлено на окружающих. Такое деструктивное поведение является своеобразной защитой от возможных изменений привычного уклада.

Наибольшую трудность в воспитании ребенка-аутиста представляет поход в общественное место. Даже если дома ребенок не проявляет никаких признаков аутистического поведения, то «выход в люди» является стрессовым фактором, который провоцирует неадекватное поведение. При этом дети могут совершать неадекватные поступки – бросаться на пол, бить и кусать себя, визжать. Крайне редко (почти в исключительных случаях) дети-аутисты спокойно реагируют на перемены. Поэтому перед выходом в новое место родителям рекомендуется ознакомить ребенка с предстоящим маршрутом. Любая смена обстановки должна осуществляться поэтапно. Это, в первую очередь, касается интеграции в детский сад или школу. Сначала ребенок должен ознакомиться с маршрутом, потом с местом, где ему предстоит проводить время. Адаптация в садике проводится, начиная с двух часов в день, постепенно увеличивая часы.

Ритуалы в поведении детей-аутистов

Такая приверженность к постоянству касается не только окружающей обстановки, но и других аспектов – еды, одежды, игры. Стрессовым фактором может выступать смена блюда. Так, если ребенок привык кушать кашу на завтрак, то поданный внезапно омлет, может спровоцировать приступ агрессии. Прием пищи, надевание вещей, игра и любая другая деятельность нередко сопровождается своеобразными ритуалами. Ритуал может заключаться в определенном порядке подачи блюд, мытья рук, вставания из-за стола. Ритуалы могут быть совершенно непонятными и необъяснимыми. Например, потрогать плиту, перед тем как сесть за стол, попрыгать, перед тем как лечь спать, зайти на крыльцо магазина во время прогулки и так далее.

Стереотипии в поведении детей аутистов

Поведение детей-аутистов вне зависимости от формы заболевания отличается стереотипностью. Различают двигательные стереотипии в виде раскачиваний, кружений вокруг своей оси, прыжков, кивков, движений пальцами. Для большинства аутистов характерны атетозоподобные движения пальцев рук в виде перебирания, сгибания и разгибания, складывания. Не менее характерны такие движения как встряхивания, подпрыгивания отталкиваясь от кончиков пальцев, ходьба на цыпочках. Большинство двигательных стереотипий проходят с возрастом и редко наблюдаются у подростков. Голосовые стереотипии проявляются в повторении слов в ответ на вопрос (эхолалии), в декларации стихотворений. Наблюдается стереотипный счет.

Синдром гиперактивности при аутизме

Синдром гиперактивности наблюдается в 60 – 70 процентах случаев. Он характеризуется повышенной активностью, постоянным движением, неусидчивостью. Все это может сопровождаться психопатоподобными явлениями, такими как расторможенность, возбудимость, крики. Если попытаться остановить ребенка или забрать у него что-то, то это приводит к реакциям протеста. Во время таких реакций дети падают на пол, кричат, бьются, ударяют себя. Синдром гиперактивности почти всегда сопровождается дефицитом внимания, что вызывает определенные трудности в коррекции поведения. Дети расторможены, не могут стоять или сидеть на одном месте, не способны концентрироваться на чем-либо. При выраженном гиперактивном поведении рекомендуется медикаментозное лечение.

Нарушения в эмоциональной сфере при аутизме

Уже с первых лет жизни у детей отмечаются расстройства эмоциональной сферы. Они характеризуются неспособностью идентифицировать собственные эмоции и понимать чужие. Дети-аутисты не могут сопереживать или радоваться чему-то, также они с трудом проявляют собственные чувства. Даже если ребенок выучивает название эмоций по картинкам, то он не способен впоследствии применить свои знания в жизни.

Отсутствие эмоционального отклика во многом обусловлено социальной изолированностью ребенка. Поскольку невозможно пережить эмоциональный опыт в жизни, то и невозможно дальнейшее осмысление этих эмоций ребенком.

Расстройства эмоциональной сферы также выражаются в отсутствии восприятия окружающего мира. Так, ребенку трудно представить себе свою комнату, даже зная наизусть все предметы, которые в ней находятся. Не имея представления о собственной комнате, ребенок также не может себе представить внутренний мир другого человека.

Особенности развития детей с аутизмом

Особенности годовалого ребенка часто проявляются в задержке развития навыков ползания, сидения, вставания, первых шагов. Когда же ребенок начинает делать первые шаги, родители отмечают некоторые особенности – ребенок часто застывает, ходит или бегает на цыпочках с расставленными руками («бабочка»). Походка отличается некой деревянностью (ноги как будто не сгибаются), порывистостью и импульсивностью. Нередко дети неуклюже и мешковаты, однако, также может наблюдаться и грациозность.

Также запаздывает усвоение жестов – практически нет указательного жеста, трудности в приветствии-прощании, утверждении-отрицании. Мимика детей с аутизмом отличается малоподвижность и бедностью. Нередко встречаются серьезные лица, с прорисованными чертами («лицо принца» по Каннеру).

Инвалидность при аутизме

При таком заболевании как аутизм полагается группа по инвалидности. Необходимо понимать, что инвалидность предполагает не только денежные выплаты, но и помощь в реабилитации ребенка. Реабилитация включает устройство в специализированное дошкольное учреждение, например, в логопедический сад, и другие льготы для детей с аутизмом.

Льготами для детей с аутизмом, оформившими инвалидность, являются:

  • бесплатное посещение специализированных образовательных учреждений;
  • оформление в логопедический сад или в логопедическую группу;
  • налоговые вычеты на лечение;
  • льготы на санаторно-курортное лечение;
  • возможность обучаться по индивидуальной программе;
  • помощь в психологической, социальной и профессиональной реабилитации.

Для того чтобы оформить инвалидность, необходимо обследоваться у врача-психиатра, психолога и чаще всего требуется стационарное лечение (полежать в больнице). Также можно наблюдаться и в дневном стационаре (приходить только на консультации), если таковые имеются в городе. Кроме стационарного наблюдения необходимо пройти обследование у логопеда, невропатолога, окулиста, оториноларинголога, а также сдать общий анализ мочи и анализ крови. Результаты консультаций специалистов и результаты анализов заносятся в специальную медицинскую форму. Если ребенок посещает сад или школу необходима еще и характеристика. После этого районный врач-психиатр, наблюдающий ребенка, направляет маму с малышом на медицинскую комиссию. В день прохождения комиссии необходимо иметь характеристику на ребенка, карту со всеми специалистами, анализами и диагнозом, паспорта родителей, свидетельство о рождении ребенка.

Мы занимаемся продажей и арендой современных барокамер.

Являемся уполномоченным представителем «Shanghai Baobang Medical Equipment Co., Ltd» в России.

  • Россия, Москва, Б.Очаковская 47А,

    БЦ “Очаково”

  • @capsule-life.ru
  • +7-499-553-0024

Источник