Особенности развития ребенка 3 года жизни консультация

 Особенности развития детей третьего года жизни

В раннем возрасте, в первые три года, ребенок развивается удивительно быстро. В этот период важно не оставить без внимания ни одну сторону развития ребенка: а именно, физическое развитие, развитие тонких движений руки, познавательное развитие, развитие речи, навыков поведения, самообслуживания, эмоциональное развитие, игровых навыков.

На третьем году жизни ребенок продолжает довольно интенсивно развиваться физически. У него совершенствуется деятельность нервной системы, благодаря чему увеличивается длительность активного бодрствования (6-6,5ч.). Поведение ребенка становится более устойчивым. Он уже на короткое время может сдерживать свои действия, желания. В этот период ребенок начинает различать и называть цвета, форму, размер предметов, ориентироваться в пространстве и времени (самолет летит высоко, когда будет темно, надо спать). Формируются начальные количественные представления (мало, много, больше, меньше, один). Всему этому ребенок не может научиться самостоятельно. Ему нужна помощь взрослого. Ключевую роль в развитии малыша на этом возрастном этапе играют наблюдения. Если ребенок за чем-то наблюдает, его надо поддержать, помочь увидеть в наблюдаемом главное, ответить на многочисленные вопросы.

Помимо наблюдений, следует уделять внимание и таким видам деятельности, как рисование, лепка, занятия с предметами, сюжетные игры. Все эти виды деятельности имеют большое значение для умственного развития малыша.

Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. С ребенком можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. 

Ближе к трем годам появляются элементы ролевой игры, т. е. ребенок берет на себя «роль» (называет себя в игре «мама», «врач», и т.п.) и проигрывает ее. В этот период дети учатся планировать, ставить цель: «я буду строить дом», «я буду кормить куклу». В этом же возрасте нужно учить детей играть самостоятельно, отображая в игре наблюдаемые события и явления.

             Нужно обращать внимание детей на поведение животных и их детенышей, на взаимодействия людей и животных, на труд людей, их общение, на более сложные явления окружающего мира (как строят дом, прокладывают дорогу). Ребенка 2-3 лет можно обучить только тому, что его заинтересовало, ему трудно сосредоточиться или специально что-либо запомнить.

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Необходимо постоянно упражнять их в этой работе. Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых. Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

              Для двухлетнего ребенка сверстник не представляет интереса. Такие дети играют рядом, но не вместе. К трем годам ребенок начинает играть вместе с другими детьми, подражать им.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение с взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неудовлетворенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Источник

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

Читайте также:  Влияние семьи на развитие ребенка примеры

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Консультация для родителей

 «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ДЕТЕЙ

 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ»

Подготовила:

Педагог-психолог

Соловьева Е.В.

Третий год жизни является переломным этапом в развитии ребёнка. Именно в этот период происходят качественные изменения в психике ребёнка, которые обеспечивают постепенный переход малыша в активную и деятельную личность.

Темп физического развития на третьем году жизни замедляется. В среднем за год масса тела увеличивается на 2 кг, (к концу года ребёнок весит 14,8-15 кг), а рост – на 7-8 см, (в три года рост малыша составит около 95-96 см). Возрастают физические возможности ребёнка. Так, совершенствуется деятельность нервной системы, поэтому период активного бодрствования теперь составляет 6-6,6 часов. При этом следует помнить, что дети третьего года жизни легко возбуждаются и быстро утомляются от однообразных действий.

Читайте также:  Моторный этап развития ребенка

Значительные изменения происходят в психическом развитии детей – расширяются потребности, изменяются виды и формы деятельности, развивается волевая сфера, формируются элементы сознания и самосознания, усложняется общение с окружающими.

Третий год жизни характеризуется противоречием между стремительно возрастающей самостоятельностью и желанием принимать участие в жизни взрослых. Важнейшим новообразованием этого возраста является возникновение ощущения «Я», на основе которого происходит самоутверджение, являющееся основой для возникновения чувства самоуважения.

Основная часть обращений ребёнка этого возраста к взрослому связана с ожиданием позитивной оценки своих действий. Ребенок пытается приобщиться к миру взрослых, проявляя интерес к их личности и деятельности. В результате этого малыш начинает в речи использовать местоимение «мы».

На третьем году жизни у малыша наблюдается значительный интерес к речи окружающих, особенно, если она направлена на него. Быстро увеличивается словарь, который к концу года составляет 1200-1500 слов. Ребёнок начинает понимать не только смысл отдельных слов и фраз, касающихся непосредственно его и ближайшего окружения, но становится способным воспринимать небольшие рассказы, сказки, стихотворения о том, что находится за пределами его восприятия. Малыш начинает задавать вопросы по содержанию прочитанного, может выполнять просьбы и инструкции взрослого. Теперь ребёнок может назвать цель своих действий определенным словом («пойду», «буду», «нарисую»).

Также совершенствуется сенсорная сфера крохи. Дети могут подбирать по образцу геометрические фигуры, различать четыре основных цвета, без помощи взрослого узнавать отдельные свойства предметов.

Интенсивно развивается фонематический слух ребёнка – он теперь может различать разнообразные шумы, голоса людей, звуки и тона музыки. Совершенствуются обследовательные действия ребёнка – расширяется и круг интересующих малыша объектов. К концу года он может ориентироваться в ближайшем окружении, начинает осваивать отдельные временные понятия, у него формируется умение наблюдать и сравнивать, рассуждать, регулировать речью своё поведение.

Продолжает развиваться эмоциональная сфера малыша. Теперь он проявляет стойкие эмоции в отношении отдельных взрослых и детей, возникают чувства, связанные с видом деятельности, эстетические, а также негативные эмоции. Поведение ребёнка становится более устойчивым и контролируемым, ребенок учится преодолевать препятствия. Малышу теперь доступны разные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, музыкальная деятельность. В это время происходят значительные изменения и в отношении ребёнка к сверстникам. Дети начинают наблюдать, прислушиваться, подражать друг другу. Возникают действия, адресованные сверстнику.

В конце третьего года жизни у детей появляется принципиально новая форма коммуникативных действий – эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребёнок не только проявляет свое отношение к сверстнику, но и демонстрирует ему свои умения.

Третий год жизни характеризуется противоречием между стремлением ребёнка к самостоятельности, которое быстро возрастает, желанием принимать участие в деятельности взрослых и реальными возможностями малыша. Решить эту проблему возможно с помощью игры.

В этот период происходят качественные изменения в психике малыша. Возрастают его физические возможности, шире становятся потребности, изменяются виды и формы деятельности, развивается воля, элементы сознания и самосознания, усложняется общение с окружающими.

Начало третьего года жизни ознаменуется окончательным формированием потребности общаться со сверстниками, которая реализуется в эмоционально окрашенном игровом взаимодействии. Наибольшее число контактов между детьми возникает из-за игрушек. Не редко они носят конфликтный характер. Задача взрослого – организовать такую общую игру, чтобы дети могли действовать одной и той же игрушкой одновременно. Такая работа проходит параллельно с формированием позитивного отношения детей друг к другу.

Происходят изменения в общении ребёнка с взрослыми. У малыша сохраняется высокая чувствительность к эмоциональному общению, но при условии общих с взрослым предметных или игровых действий. Детям уже не достаточно одного доброжелательного внимания – им нужно, чтобы взрослый принимал участие в их действиях. В тесном практическом взаимодействии, подражая взрослому, дети осваивают предметные действия, правила поведения и общения.

В три года у детей формируется определённый комплекс поведения. Они стремятся самостоятельно достигать позитивного результата собственной деятельности. В случае неудачи малыши обращаются за помощью к взрослому, именно ему демонстрируют свои успехи и достижения, которые без его одобрения чаще всего утрачивают свою ценность. Негативное или равнодушное отношение взрослого к результатам детской деятельности вызывает у детей чувство обиды и грусти.

Итак, данный возрастной период характеризуется повышенной чувствительностью и восприимчивостью ребёнка к оценке взрослым его достижений. Из них у малыша постепенно начинает складываться образ собственного «Я»

Источник

Особенности развития детей 2-3 лет.

Ребёнок на третьем году жизни растёт действительно не по годам, а по часам: для него имеет значение каждое слово, сказанное взрослыми, каждое новое знание формирует его внутренний мир.
Этот возраст считается одновременно и возрастом высоких достижений малыша, и сложным периодом строптивого непослушания, связанного с тем, что ребёнок страстно ищет самостоятельности, пытаясь найти себя в этом огромном, удивительно интересном мире.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Читайте также:  Нарушения в развитии ребенка педагогика

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Существенно меняется понимание речи окружающих. С ребенком можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем.

Словом уже можно прекратить то или иное действие, предупредить отрицательное поведение, вызвать новое действие.

Растёт активная деятельность малыша, появляются собственные намерения и желания, зачастую не совпадающие с намерениями родителей. Стратегия «уговоров» (и уж тем более «стратегия принуждения») уже не действует, так как желания ребёнка становятся достаточно оформленными. От родителей требуется уважение к праву ребёнка на выбор, нужно давать малышу как можно больше возможностей для самовыражения, деликатно поворачивая интересы крохи в полезное русло.

Появляется потребность в похвале, просыпается самолюбие, зарождается самостоятельность. У малышей этого возраста крайне выражено желание продемонстрировать собственные умения и способности. Ребёнок хочет выглядеть в глазах взрослых максимально умелым и достойным.

К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Их правильное произношение звуков еще не закреплено. Многие звуки произносятся еще смягченно. Одни и те же звуки в разных сочетаниях произносятся по- разному. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки: р,л,ш,ж,ч,щ. Встречаются замены и пропуски трудных звуков, их перестановка. Однако, дети замечают недостатки произношения звуков у других детей и могут их исправлять. Очень важно, чтобы взрослые, общаясь с детьми, не допускали в своей речи искажение звуков.

Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Если малыш, зачем либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом главное, существенное, ответить на многочисленные вопросы.

Если же малыш не задает вопросов надо его побуждать к этому, создавать соответствующие ситуации.

Деятельность ребенка на 3 году жизни становится сложной и своеобразной: предметная деятельность. Сюжетные игры, наблюдения, рассматривание картинок, элементы трудовой деятельность, игры со строительными материалами, лепка и рисование. Все эти виды деятельности имеют значение для развития умственной деятельности. Новым в развитии ребенка 3 года жизни является то, что он, прежде чем начать действовать, заранее определяет цель, т.е. в деятельности детей этого возраста появляются элементы планирования.

В этом возрасте ребенок любит заниматься строительным материалом. Он самостоятельно может выполнить довольно сложные постройки: гараж, дорогу, забор и играть с ними. Очень важно иметь несколько разных строительных наборов: строительный набор из различных форм, тематические строительные наборы «Веселый городок», «Ферма», крупные конструкторы «Лего».

Ребенок начинает овладевать совершенно новым видом деятельности – рисование, лепка. Малыш понимает, что при помощи пластилина и карандаша можно что-то изобразить и к концу 3 года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки. В процессе деятельности у ребенка начинает складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и различное поведение.

Основополагающий принцип — не «вдалбливание» фактов, а формирование мотивации на интеллектуальное самосовершенствование в будущем. 2-3-летний малыш открыт навстречу миру, важно не отбить у него желание учиться и познавать новое, а напротив — привить к этому любовь. Другими словами, мы подготавливаем почву, плодородную для будущих семян знаний.

Обязательно необходимо формировать способности и навыки. Развитие ребенка 2 лет включает развитие мелкой моторики, логического мышления. В развитии ребенка 3 лет важное значение имеет развитие логических операций синтез и последовательности. Каждый из навыков — кирпичик в интеллектуальный фундамент ребёнка, цельная, гармоничная личность не может развиваться в каком-то одном направлении. Упущения на третьем году жизни ребёнка могут отозваться проблемами уже в школьном возрасте.

Особый акцент — на развитии внимания и памяти, усидчивости и упорства в решении непростых задач. Не секрет, что в 2-3-летнем возрасте ребёнка трудно заставить сидеть на месте, однако если заинтересовывать его, не принуждая, — результаты, как правило, превосходят все ожидания. Направляя буйную фантазию малыша в нужное русло, мы формируем навык интеллектуальной работы. Ребёнок учится видеть логику в своих действиях, что положительным образом сказывается на его самоуважении.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Источник