Особенности развития предметной деятельности ребенка
Содержание и особенности предметной деятельности раннего возраста
Определение 1
Предметная деятельность – это один из способов обучения ребенка раннего возраста тем навыкам и действиям с различными предметами, которые закреплены негласными правилами общества.
Посредством предметной деятельности, у ребенка происходит формирование навыков действий с разнообразными предметами, развиваются психические процессы, формируется мышление, сознание, речевой аппарат. Такая деятельность предполагает развитие навыков пользования предметами, исходя из их функционального назначения и, принятым в обществе порядком его применения в практической жизнедеятельности.
Активная деятельность играет важную роль на любом этапе развития личности. С раннего возраста осуществляется формирование индивидуального опыта, развиваются способности к элементарным разновидностям детской деятельности. она оказывает огромное влияние на развитие интеллекта ребенка. Это происходит за счет того, что при взаимодействии с предметами, он учится определять и различать их параметры и признаки, пространственное положение, выделяет их функциональную роль. Таким образом складываются волевые качества личности, вернее закладывается фундамент для их последующего развития. Ребенок учится ответственности, стремится выполнить действие до конца и получить определенный результат.
Содержание предметной деятельности составляет формирование и закрепление в сознании ребенка способов применения предметов, ранее установленных обществом. Так ребенок не просто познает предметы, изучая их форму, цветовые характеристики, функции, но и изучает приемы их применения, способы осуществления разнообразных действий с ними.
Замечание 1
Ключевым аспектом предметной деятельности являются предметные действия. Они составляют основу этой деятельности и от эффективности их усвоения зависит темп развития, качество освоения, результативность предметной деятельности.
Особенностью данного направления деятельности является то, что в ее ходе ребенок знакомится с назначением предметов и их функциональной ролью. Чтобы процесс освоения деятельности был более продуктивным необходимо организовать систему взаимоотношений между детьми и взрослыми. Ребенок раннего возраста не может освоить предметные действия самостоятельно. Ему необходима помощь людей, которые знают, как с ними обращаться, для чего они нужны и какую роль они несут т.е. взрослые должны проводить обучение ребенка пользованию предметами.
Стадии развития предметной деятельности
Процесс формирования навыков выполнения предметных действий не является одномоментным и быстрым. Он требует определенных временных затрат, грамотного обучения. Предметная деятельность проходит несколько стадий развития:
- Первая стадия – выполнение манипуляций с предметами. Она охватывает возрастной период 5-6 месяцев ребенка. Он характеризуется простым манипулированием предметов, без осознания их реального назначения и функциональной роли, а также, не имеющих нацеленности на достижение конкретного результата. В 7-8 месяцев манипулирование превращается в ориентировочные действия. По сути, предметные действия ребенок еще выполнять не может.
- Вторая стадия – выполнение предметно-специфических действий. Такие действия уже имеют более осознанное значение. Она выполняются для чего-то т.е. являются нацеленными на получение какого-то эффекта от их выполнения. При этом, ребенок уже обучается и сам начинает осознавать необходимость правильного взаимодействия с тем или иным предметом. Возрастным периодом прохождения стадии является второй год жизни. Ребенок уже выделяет какие-то особенности предметов, не делая акцента на значимости и степени важности каждого из них.
- Третья стадия – выполнение предметно-опосредованных действий. Здесь осуществляется выполнение орудийных задач и процессов. Ребенок уже не просто так выполняет свои действия, а осознает, какие инструменты и орудия можно применять для их реализации т.е. он понимает, что зубы нужно чистить зубной щеткой, капать-лопатой, кушать из тарелки. В этот период, в сознании ребенка начинают формироваться общие понятия.
Осваивая предметные действия, первоначально ребенок усваивает только тесную связь предмета с его непосредственным назначением. Он не представляет себе его применение в другом качестве и другом направлении деятельности. Действие и предмет находятся в тесной взаимосвязи друг с другом в сознании ребенка. Например, ребенок не представляет, как салфетку можно применить не для вытирания рук, а в качестве половой тряпки.
В последствие направление предметных действий ребенка развивается и расширяется. Он осваивает назначение предметов и варианты его практического использования.
С ростом и развитием ребенка, предметные действия приобретают характер орудийных т.е. предметы начинают использоваться, как инструменты для выполнения каких-то действий.
Замечание 2
Полностью навыки предметной деятельности складываются в трехлетнем возрасте.
Условия эффективного обучения предметной деятельности
Поскольку предметная деятельность очень важна для развития личности ребенка, его сознания и мышления, то ее организации отводится значимое место. Чтобы процесс обучения взаимодействию с предметами был результативным, необходимо соблюдать следующие условия ее формирования:
- Начинать с малого количества предметов, постепенно его увеличивая и, создавая условия для заинтересованности ребенка ими, их применением и вариантами действий с ними;
- Формирование предметных действий должно носить пошаговый характер и производится при непосредственном взаимодействии и сотрудничестве с ребенком;
- Развивать активность, самостоятельность, любознательность, проявление инициативы ребенка в выполнении действий с предметами;
- Взрослый должен проявлять терпимость и выдержку, не навязывать своего мнения ребенку, давая ему возможность выбирать и проявлять активность в деятельности.
Источник
ГБОУ ДПО НИРО
Кафедра теории и методики Дошкольного Образования
Тема: «Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
Выполнила: Мустафина Е.С
Место работы: г. Богородск
МБДОУ №19 « Теремок»
г. Нижний Новгород 2014г.
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности.
Ответ:
Предметная деятельность способствует развитию психических процессов. Говоря о развитии, следует помнить, что оно представляет собой не сумму частичных изменений в каждой отдельной функции, а целостный процесс, который характеризуется не столько уровнем развития отдельных психических функций и их совершенствованием, сколько изменением межфункциональных связей. Применительно к педагогике раннего возраста это означает, что содержанием обучения детей не должны быть развитие и «тренировка» отдельных процессов – восприятия, мышления, памяти или внимания. Полноценное психическое развитие может осуществляться только путем целенаправленной организации разных видов деятельности детей» и прежде всего – ведущей, в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи и взаимовлиянии.
Каждому периоду развития присуща определенная структура психических процессов, в центре которой стоит наиболее интенсивно развивающаяся в этот период функция, оказывающая влияние на все психическое развитие.
Доминирующей в системе межфункциональных отношений психической функцией в раннем возрасте является восприятие. Ребенок пока еще не способен к отвлеченному, абстрактному мышлению, только действуя с предметами, он познает окружающий мир в его непосредственной данности с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния.
Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия. Орудийно-предметные действия – это действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий – пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться действовать не «в логике руки», когда предмет используется как естественное ее продолжение, а в логике самого орудия, т. е. нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.
Пример:
«Максим (второй год жизни) не умеет слезать с дивана. Он пытается спуститься с него вперед головой или как-то боком. Бабушка учит Максима. Она поворачивает его головой к спинке дивана, спускает одну его ногу с дивана, затем – другую. И при этом все время приговаривает: «Вот так! Вот так!» В последующих попытках она уже только поддерживает мальчика, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Молодец!» Через некоторое время Максим вновь оказывается на диване и ему надо слезть с него. Он самостоятельно поворачивается головой к спинке дивана и осторожно спускает одну ногу, потом другую. Каждое движение он сопровождает словами: «Баба, так! Баба, так!» А затем, встав ногами на пол, восклицает: “Максим-молодец!”
Схематическое воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребенка: воспроизводимые ребенком действия взрослого, оставаясь какое-то время несовершенными по моторике и результату, направленны и осмысленны.
На первых порах взрослые стремятся познакомить ребенка с основной функцией предмета, с основным правилом использования вещи. Однако, важное значение в психическом развитии в раннем детстве имеет и использование полифункциональных предметов. Так, палочка может выступить в роли градусника, мостика, ложки, ножа; кубик может стать куском хлеба или мыла, кирпичом или утюгом. Подобные предметы не диктуют жестко способ их использования и предполагают определенную свободу действия, что позволяет им выступить средством овладения замещением. Замещающее действие (в зарубежной психологии его называют символическим) характеризуется новым, условным отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания.
Мой сын в возрасте 2х лет протягивал мне камушек со словами: « Вот тебе конфетка, кушай!» ( камущек использовался в значении конфеты).
Предметная деятельность способствует развитию личности ребенка, опосредует его отношение к окружающему его предметному и социальному миру и к самому себе; способствует развитию познавательных интересов, любознательности, самостоятельности, целенаправленности.
В рамках предметной деятельности совершенствуются представления ребенка о себе и своих возможностях, происходит дифференциация общей и конкретной самооценки, складывается личностное новообразование раннего возраста, которое проявляется в феномене «гордости за достижение».
Развитие предметного действия происходит в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым путем включения предмета в образец его правильного использования, где слиты воедино усвоение общественной функции предмета и технические приемы его осуществления. Развитие здесь происходит путем превращения совместного действия сначала в действие, разделенное со взрослым, а затем и самостоятельное.
Источник
Деятельность – это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо [7, С. 99].
Многочисленные исследования психологов показали, что ребенок начинает познавать окружающий мир посредством мышления с выполнения особых предметнопрактических действий, в которых первоначальны слиты познавательные и практические (или исполнительские) компоненты. Только впоследствии собственно познавательные компоненты действий приобретают относительную самостоятельность, выступая в виде подготовительных этапов в решении предметнопрактических задач, а затем уже в виде таких познавательных действий, которые имеют собственные мотивы и цели [20].
Так, ребенок годовалого возраста, обладая некоторыми общественно выработанными способами употребления окружающих его предметов (например, использование совка в качестве средства копания песка), начинает экспериментировать с этими предметами, помещая их в различные положения по отношению к другим предметам или комбинируя их между собой (например, ребенок может использовать палочку для того, чтобы с ее помощью придвинуть к себе какой-либо предмет). При этом соответствующими действиями ребенок овладевает, подражая окружающим людям. Первоначально он схватывает общий смысл подражаемого действия, не умея вместе с тем правильно выполнить его из-за отсутствия требуемой конкретной моторики. Но при последующей реализации этого общего смысла действия ребенок овладевает необходимой моторикой и научается использовать его при решении различных конкретных и частных задач [19]. Общение со взрослыми людьми необходимое условие усвоения ребенком тех или иных познавательных действий.
«… Не воздействуя на объект, и не преобразуя его, пишет Ж. Пиаже, субъект не сможет понять его природу и останется на уровне простых описаний» [19].
Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца. Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера.
Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте.
В формировании самостоятельной предметной деятельности ребенка, как показали исследования С. Л. Новоселовой [11;С.32] можно выделить три этапа. Первый этап – это предметные манипуляции детей 5-6 месяцев, которые превращаются к 7-9 месяцам в ориентировочные действия. К концу 1-го года жизни эти действия переходят в предметно-специфические (второй этап). Они отличаются от манипуляций с мячом (схватывание, удерживание, сжимание, грызение) и ориентировочных (ритмичное сжимание, круговое облизывание, надавливание пальцем, повторное бросание), катание мяча или сильные удары мячом об пол (чтобы он подпрыгнул) – это уже действия, направленные на получение определенного результата. Постепенно ребенок осваивает правильные действия с предметами – мяч он катает, автомобиль толкает, куклу кладет на кровать, пирамиду собирает и разбирает. Третий этап связан с возникновением предметно-опосредствованных действий, которые осуществляются орудийными операциями (дети начала второго года едят с помощью ложки; используют коляски для катания куклы, грузовики для перевозки кубиков).
Формирование предметных действий тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка. На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. [19]
Например, в исследованиях Е. И. Кисленко детям двух лет предлагалось выполнить следующие действия с носовым платком: использовать его по прямому назначению, в качестве полотенца, салфетки или тряпки для вытирания стола. Дети стремились использовать носовой платок по его функциональному назначению: 95 % детей не допускали возможности использовать его в другом качестве. [20]
Постепенно происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметной деятельностью меняется характер ориентировки ребенка при знакомстве с новым предметом. Если младенец действует со знакомым предметом всеми известными ему способами, то ребенок раннего возраста выясняет, для чего этот предмет служит, как его можно употребить. Ориентировка типа «Что такое? » сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?». К числу действий, особо значимых для развития дошкольника, психологи относят соотносящие и орудийные действия. Соотносящие – это действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов или их частей в определенные пространственные отношения. Например, действие составления пирамидок из колец требует учета соотношения колец по величине – сначала надеть самое большое, затем последовательно переходить ко все более маленьким. Взрослый учит ребенка предварительно примерять кольца, выбирать самое большое из них. Отечественный психолог П.Я. Гальперин [19]. выделил ручные действия, когда малыш действует предметом, как самой рукой, и орудийные действия – когда предмет используется как орудие.
Ручные действия с одним и тем же предметом постепенно становятся орудийными. Это хорошо видно на примере овладения таким орудием, как ложка, самостоятельному употреблению которой начинают обучать ребенка в самом начале второго года жизни. Овладение ложкой как орудием для приема пищи оказывается для ребенка вовсе не простым делом и дается ему далеко не сразу.
Лишь после довольно длительного обучения ребенок усваивает основные приемы пользования ложкой: не прямо в рот, а сначала вверх и все время строго горизонтально. Но еще долго впоследствии он пытается взять ложку кулачком ниже верхнего широкого края ручки. В этом примере ясно выступает смена ручных операций орудийными. Исследование С. Л. Новоселовой [11; С.68] показало, что в простых ситуациях при постепенном их усложнении дети уже на втором году жизни переходят от ручных операций к орудийным. Так, детям от 6-11 месяцев до 2-3 лет последовательно предлагались задачи, для решения которых они должны были использовать различные предметы. Например, использовать тесемку для подтягивания привязанной к ней игрушки, подвинуть к себе игрушку палкой, придвинуть тарелку (платформу), предварительно накинув на стержень кольцо, закрепленное на палке, выловить игрушку из воды сачком.
От ориентировки на игрушку, манипулирования вспомогательным предметом ребенок переходит к использованию вспомогательного предмета и сосредоточенному повторению найденного способа воздействия на цель. Отношение к орудию меняется: практически экспериментируя, ребенок узнает, что определенными действиями с помощью этого предмета можно вызвать желаемый результат. Налицо зачатки понимания причинно-следственной связи между действием, осуществляемым с помощью орудия, и последующим перемещением другого объекта. В повседневной жизни орудийные операции усваиваются при помощи взрослых, которые объясняют значение каждого предмета, показывают способы действий с ним.
В условиях совместного делового общения, когда взрослый персонально обращается к ребенку и одобряет его действия, усвоение новых предметных действий протекает успешнее. Поэтому удовлетворение потребности в общении со взрослыми является важным условием совершенствования предметных действий. Взрослый в действии выделяет, по словам Д. Б. Эльконина [18;С.143], операционно-техническую сторону, которая должна учитывать физические свойства предметов.
Сначала ребенок выделяет общую функцию предмета (палкой достает недоступные предметы), лишь затем начинается освоение операционального состава действий, которое происходит внутри образца. Таким образом, происходит не просто приспособление отдельных движений к орудию, а включение орудия в заданную схему действия (образец) и обогащение его ориентацией на отдельные свойства предмета – орудия. Способ действия является формой обобщения практического опыта ребенка и в дальнейшем используется в любой сходной ситуации. Решение практических задач, требующих применения вспомогательного предмета, – это уже умственная, познавательная деятельность.
Использование элементарных орудий детьми раннего возраста явилось причиной выделения некоторыми зарубежными психологами так называемого «шимпанзеподобного периода». П. Я. Гальперин, указывая на принципиальное отличие орудийных операций у человека от внешне сходного употребления средств высшими обезьянами, отметил следующее: обезьяны предметом действуют так, как действуют самой рукой: предмет является как бы простым удлинением или придатком руки. У человека же рука подчинена требованиям орудийных приемов. Являясь ведущей деятельностью дошкольника, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов ребенка. В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. [18;С.378]
Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.
Специальные исследования (П. Я. Гальперин, С. Л. Новоселова и др.) показывают, что вначале мышление отстает от практической деятельности не только по общему развитию, но и по составу специальных операций, так как оно развивается из этой деятельности, перенимая от нее приемы и возможности. В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения. [20]
В предметной деятельности активно формируются предпосылки ведущей в детском возрасте игровой и изобразительной деятельности. Итак, в раннем возрасте ребенок овладевает предметной деятельностью, которая в наибольшей степени способствует его психическому развитию. Формирование психологических предпосылок игровой деятельности. В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребенка возникает противоречие между бурным развитием потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т. е. способов действия) – с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, сам грести на лодке, но он не может осуществить этого действия, потому что не владеет самостоятельно теми операциями, которые для этого требуются. Как же разрешается это противоречие? Оно может разрешиться только в игровой деятельности.
А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин объясняют это тем, что игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в ее результате, а в содержании самого действия.[18;С.312]
Игровые действия возникают у ребенка путем наблюдения деятельности взрослых и переноса. В ходе развития игры возникают два типа переноса. В одних случаях освоенное действие переносится в другие условия. Например, научившись причесывать себя, ребенок начинает расческой причесывать куклу, игрушечную лошадку, медведя. В других случаях действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов. Например, ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой. Или сначала укладывает спать только куклу, а позднее медведя, собачку, палочку, кубик и все равно приговаривает: «Бай, бай».
Овладение действиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Ребенок этого возраста уже знаком с употреблением основных предметов, применяемых в домашнем обиходе,- одежды, посуды, мебели и др., однако техника их использования еще достаточно несовершенна. То же самое касается употребления лопатки, совка, карандаша, кисточки, т. е. простейших орудий. Совершенствование технической формы действий с предметами продолжается: ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, копать, правильно пользоваться карандашом. Такие действия усваиваются успешнее, если включены в привлекающие дошкольника виды деятельности. Он гораздо охотнее застегивает пуговицы на кукольном платье, чем на собственном, учится держать карандаш в процессе рисования и т. п. Действия с простыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь ребенка привлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытается разобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если это возможно, прибегает к самостоятельному «экспериментированию». Иногда оно кончается плачевно: выдавливаются глаза кукле, ломается заводная машина, но в целом это показатель растущей любознательности, его интереса к окружающим вещам.
С другой стороны, предметные действия начинают усваиваться и выполняться в связи с элементарным самообслуживанием, помощью взрослым в выполнении бытовых обязанностей.
Таким образом, можно сказать, что предметная деятельность ребенка, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка младшего дошкольного возраста. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
Познавательный опыт ребенок приобретает, прежде всего, в разнообразной деятельности. Именно в процессе деятельности развиваются все психические функции человека.
Первая самостоятельная деятельность дошкольника – предметная. Она вводит его в мир вещей, созданных руками человека, и помогает понять, для чего они нам нужны. Овладение предметными действиями – первый шаг в освоении материальной культуры.
Уровень развития предметной деятельности влияет на развитие восприятия, мышления, памяти. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв.
Источник