Особенности развития мышления ребенка старшего дошкольного возраста

Особенности развития мышления ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте

Дошкольное детство – это лучший период для интеллектуального развития всех психических процессов у ребёнка. В дошкольном возрасте он учится воспринимать информацию, думать, говорить, а также начинает овладевать различными способами взаимодействия с предметами, усваивает определённые правила и начинает управлять своим поведением.

Несомненно, дошкольник – это будущий школьник и, конечно же, все родители хотят, чтобы их ребёнок хорошо учился в школе. Но для успешного освоения школьной программы ребёнку важно иметь не только конкретные знания, но и развитые психические процессы, в том числе мышление.

Развитие мышления происходит при активном овладении ребёнком деятельностью, как практической, так и познавательной, которые имеют социальное происхождение. Психолог А. В. Запорожец утверждал, что овладение такими способами играет существенную роль в формировании у ребёнка как наглядно-действенного и наглядно-образного, так и словесно-логического мышления, которые, по его утверждению не имеют возрастных стадий развития. Он уточнял, что это своего рода стадии овладения мышлением Наглядно-действенное мышление у детей появляется раньше, чем наглядно-образное, т.е. возраст не является тем критерием, который связывает их между собой.

Наибольший интерес для нас вызывает переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, которое следует начинать развивать в старшем дошкольном возрасте.

У детей старшего дошкольного возраста только начинает развиваться словесно-логическое мышление, так как этот высший вид мышления характерен взрослым людям. Поэтому в старшем дошкольном возрасте можно говорить только о предпосылках развития данного мышления.

Словесно-логический вид мышления осуществляется при взаимодействии логических операций с понятиями, без опоры на существующий предмет или конкретный образ.

В процессе дальнейшего совершенствования мышления ребёнок отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к мысленному оперированию актуальными в каждом данном случае свойствами. Словесно-логическое мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств, а в его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

При развитии данного мышления дети могут формировать умение устанавливать связи между предметами и явлениями. Сначала они устанавливают функциональные связи (название, назначение предмета), а затем более сложные, которые лежат на поверхности предметов и доступны чувственной практике, опыту (пространственные, временные, причинно-следственные).

Наиболее яркое проявление мышления у ребёнка осуществляется при решении поставленных ему задач. Любое проявление мышления провоцируется какой-либо мотивацией. Мыслительная деятельность начинается после постановки вопроса, на который надо ответить. Таким образом, мышление возникает и развивается тогда, когда перед ребёнком появляется новая цель, новая проблема и новые условия для деятельности. Затем начинается анализ возникшей проблемной ситуации, в результате которого возникает и формируется задача, которую ребёнок должен решить. Главное, что мыслительная деятельность ребёнка провоцируется мотивацией, которая являются не только условием её развертывания, но и фактором, влияющим на её продуктивность.

Все перечисленные выше виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако, в зависимости от её характера и конечных целей, доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные виды мышления не уступают, а дополняют друг друга.

Научить ребёнка мыслить – эта задача, которую ставят перед собой и должны решить педагоги (в том числе и родители), но при этом задачи у воспитателей детских садов и учителей отличаются. Учителю свойственно передать знания ученику, а воспитателю гораздо важнее не передать знания воспитаннику, а сформировать у него определённое отношение к окружающему миру, т.е. заложить основы его личности.

Если ребёнок будет недостаточно мотивирован, то мыслительная деятельность будет находится на очень низком уровне или отсутствовать вовсе. Любая деятельность ребёнка дошкольного возраста должна проходить через игру, которой тоже необходимо заинтересовать, хотя самое сложное в этом – это удержать его внимание.

Таким образом, изучив процесс перестройки мышления, можно управлять им, учитывая особенности психического развития ребёнка. Но при этом нельзя заставить ребёнка логически мыслить, если он этого не хочет или не умеет. Задача взрослого – помочь ребёнку этому научиться.

Источник

. , . -, – .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

https://www.allbest.ru/

1.

1.1

1.2 ,

1.3

2.

.

, , . , , , , , . ” ” – . – . , , . , – 3 – 4 .

. .. , . , , , , , – . : – , , , , … , . -, : , . ” ” , , – . [20]

, , , , , , .

.. , , . , .. , , , . , . , . [8]

– . , . “” : , , , . .

: ( ). , 2 – 3 , 5- , , . , , . : , . – . , – , , . , , , , . , .

, . , , – , , . , , – , , .

, , , . , , . , , , , , . .

:

.

: .

: .

: .

:

1. .

2. , .

3. .

:

1. .

2. .

3. .

:

:

– – , , , ;

– – , , , , , ..;

– ;

– – , , – ;

– ;

– , , ;

– : – , – ;

– – , ;

– , ;

– , ;

– ;

– ;

– , ;

: , .

: , , , , .

1.

1.1

20- . . . . .

, . . . . , , , , , .

. , . , . — — , . , , . , .

. : ,

, , , – . , , , , .

, , . , , .

, .

, . (.. , .. , .. , .. ) , .

, , . , , . , , , , . , .

– , . , , – .

. . , , , .. . , , , , .

, , .. .. . .. , . . , , , .

.. , , , , . .

.. .

, , , , , , .. .. . . . , : , . , , , .

, , , .. , – , .

, , , , , .

, , .. , – .

, , . , , , , , . .

, . , , .

, , , , , , , .[8]

1.2 ,

, , (, , , ), , , .. . – , , , .

– . , , , , : , – . – , , – . .

– . , . , .

, . , . ( ). . . , , , , , , .. – , .

– . , . – – . . () . , , , , , . [30]

, . – , , , , , , .

, , , . – , . , , , – , , . – , -.

. – . , . : , , . .

, . , , . () . , .

. , , , . , – . – , .

– , – . . . . [9]

– , , ; , , . [23]

– . . [23]

— , , : , . , , . , — — , ( – ). [30]

– , , , , , .. , . [33]

. 1. [9] ( . )

, , . , – , , , , .

:

, ;

, , ;

;

, .

, , . .

, .

, .

. .

, , 2.[9] (. )

, , (. 3).[9] (. )

1.3

, , , , , , .[8]

. , . , . , , . , .

.. , , . , .. , , , . , . , .[8]

. . (, , , , , ) . , . (- -). . . . , , .

:

– – , . 1,5 .

– , , “”, , , .

.. , , , , . , ( , ), ( ) . .[29]

– – , . 1,5 – 5 .

– , . – , : , . – , .

, , , . , , . , . – , .

, , , . , , , , , – .

, , , , .

. , , , , .

, , , . . ” “. , . . , : . , . [16]

(, ) . .

– – — , . 5 .

– , , , . .

– , . , , . – -. , “” (, ), . . [11]

.

, , . , , , , , . ” ” – . – . , , . , – 3-4 .

– . , . “” : , , , . .

: ( ). , 2-3 , 5- , , . , , . : , . – . , – , , . , , , , . , .

, , , . , , – , , . , , – , , .

, , , . , , . , , , , , . .

— . , , , , : , — . — , , — . .

— . , . , .

, , , . , .

– – , , . : .

. , , , , . . . : , , . 2,5 – , . , .

, . , — — , , — . , . . 1,5– 2 , , , , .

– , , , , – , . , . , .

– : . . , – , , , , . . , , . – – , — -.

– , , . , , . . , , , , — , , . 6 , .

– . , , , , , . .

.. , , , . .

1. , , , – , .

2. , , – . – , .

3. . , , , . () () . , , .

4. , . — , .

5. – .

6. , .

, .. , , , , , . . , , . , . : -, – -. [8]

, -, ( ). ?

– , , , , . , , . , . . – , 2–7 , , , , , , , .

, . . . – , – . , , .

, :

– – , , , ;

– – , , , , , ..;

– ;

– – , , – ;

– ;

– , , ;

– : – , – ;

– – , ;

– , ;

– , ;

– ;

– ;

– , .

2.

:

” “

.3. . , , , . . , , , , .

, .

: 30 – 35 .

:

” 22 . . : , , , , , , , .

5 10. , . . 5 6 , , , . . 7 10 .

11 12. “”, – , . , , .

13 16 , 17 18 – : , . 19 20 , – 21 22 – , “.

:

1. , . , . ?

2. , . , . ?

3. , . , . ?

4. , . , . ?

5. , . , . ?

6. , . , . ?

7. , . , . ?

8. , . , . ?

9. , . , . ?

10. , . , . ?

11. , . , . ?

12. , . , . ?

13. 68 , . 2 , . ?

14. 3 , . 74 , . ?

15. , . , . ?

16. , . , . ?

17. , . , . ?

18. , . , . ?

19. , , , . , , , . ?

20. , , , . , , , . ?

21. , . , . , . , . , . , . , ?

22. , . , . , . , . , . , . , ?

:

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. .

7.

8.

9.

10.

11. .

12. .

13. .

14. .

15. .

16. .

17. .

18. .

19. , .

20. , .

21. , , .

22. , , .

.

1.

11 – .

5 10 – .

5 – .

2. .

22 – .

  • . . – . -, – – .

    [42,9 K], 10.09.2010

  • – . – – . . .

    [50,2 K], 09.05.2014

  • – – . – – 63 “” . .

    [54,3 K], 12.03.2012

  • – – . . – .

    [37,5 K], 15.12.2010

  • . . , , .

    [3,6 M], 12.01.2015

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Консультация для родителей

“Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста”

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

  • Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.
  • Наглядно-образное мышление – основная форма мышления будущих первоклассников. Это познание с помощью представлений предметов, явлений.

    Ребёнок учится пользоваться различными планами, схемами.

  • Словесно-логическое мышление – это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логического мышления.

Основная линия развития мышления в дошкольном возрасте (3-7 лет) – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. Дошкольник образно мыслит, он ещё не приобрёл взрослой логики рассуждений. Но несмотря на своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего ребёнку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.

Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребёнка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросить в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким; большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывёт. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает всё больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребёнок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила, но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево или тюльпан. Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в умею..

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение её важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерное обобщение, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет – значит легкий, большой – значит тяжелый, если тяжелый то в воде утонет и т.д.).

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки по существенному признаку и, т.д.

Опыт коррекционной работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза.

РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЛЕНИЕ

1. Упражнение на развитие мыслительной операции: «Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:

  1. МУХА И БАБОЧКА
  2. ДОМ И ИЗБУШКА
  3. СТОЛ И СТУЛЬЯ
  4. КНИГА И ТЕТРАДЬ
  5. ВОДА И МОЛОКО
  6. ТОПОР И МОЛОТОК
  7. ПИАНИНО И СКРИПКА
  8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА
  9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ

10.ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?». После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?».

2. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

2.1. «Найди лишнее слово». Зачитайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребёнку определить слово, которое является «лишним».

  • ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
  • ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
  • МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
  • ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
  • ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА
  • ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА

2.2. «Найди лишнюю картинку». Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя. Например: 1) стул, «гол, телевизор, шкаф; 2) крот, заяц, овца, белка; 3) матрёшка, кубики, машинка, варежки.

Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите убрать одну лишнюю. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребёнку эта операция даётся трудно, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное – заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

3. Упражнения на развитие гибкости ума.

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  • Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина…)
  • Назови слова, обозначающие зверей.
  • Назови слова, обозначающие домашних животных.
  • Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
  • Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
  • Назови слова, обозначающие водный транспорт.
  • Назови слова, обозначающие овощи.
  • Назови слова, обозначающие фрукты.
  • Назови слова, обозначающие цветы.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

1. Игра: «Как это можно использовать».

Предложите ребёнку игру: «Найди возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета».

Например, вы называете слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Например: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

2. Игра «Говори наоборот».

а) Выучите с ребёнком стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь – («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь – («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты – («храбрец»),

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай – («конец»).

б) Предложите ребёнку игру: «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ

ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЁГКИЙ

УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребёнка.

Источник

Любопытно наблюдать, как проходит развитие мышления у детей дошкольного возраста. От 3-х до 7-лет мыслительные способности ребенка делают стремительный скачок от «мышления руками» до умения выстраивать логические цепочки рассуждений. От младшего дошкольного возраста к старшему меняется ведущий вид мышления, усиливается взаимосвязь речи и мышления дошкольника и формируется умение строить умственные заключения.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте

Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности.

Мышление дошкольника

Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.

Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.

В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» – задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.

Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.

Получая ответы, малыш выясняет неочевидные для него, скрытые характеристики и связи предметов, а детское мышление приобретает элементы критичности и планирования.

От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.

Основные формы мышления дошкольников

Известнейший исследователь детского интеллекта Жан Пиаже определил весь дошкольный возраст как стадию конкретных операций. Впрочем, данная стадия не завершается поступлением ребенка в школу, а продолжается до 11 лет.

Проживая эту стадию, дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.

Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:

  • Наглядно-действенное
  • Наглядно-образное
  • Словесно-логическое

Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.

Наглядно-действенное мышление

Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» – так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название наглядно-действенное мышление.

Мыслительные потуги малыша привязаны к наглядным ситуациям и отражают непосредственные отношения между объектами. Например, черпая кашу ложкой, практически каждый ребенок умышленно, или случайно, переворачивает ложку так, что содержимое падает на стол. Этот простейший эксперимент позволяет ему уяснить, как нужно пользоваться таким столовым прибором.

Следующим открытием станет форма ложки. Оказывается, без вогнутости данного инструмента никак не обойтись, если хочешь съесть суп.

Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.

Так постепенно наглядно-действенное мышление формируется как открытие предметных связей – между составляющими и характеристиками одного предмета, между разными объектами и пр. Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:

  • отвлеченность
  • обобщенность

Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.

Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.

Наглядно-образная форма

Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида – наглядно образного мышления.

Наглядная форма мышления

Особенно полезны для развития образного мышления продуктивные виды деятельности. Намереваясь нечто построить, вылепить или нарисовать, ребенок хотя бы отдаленно представляет результат. В этом уже содержится интеллектуальная задача: «Хочу сделать… А как это реализовать?».

На каких признаках нужно сосредоточиться, чтобы нарисовать яблоко? Вероятно, на его круглой форме. А для еще большего сходства с оригиналом стоит добавить хвостик с листочком.

Дошкольник изображает модели тех предметов, которые он видит вокруг. И это возможно только в том случае, если он будет замечать важные характеристики объектов, анализировать, устанавливать различие и сходство с другими предметами.

Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуя воображение.

Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:

  • подвижность
  • структурная организованность

Благодаря подвижности мышления, дошкольник способен дополнять свои представления. Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.

Структурная организованность мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.

Сюжетно-ролевая игра эффективно развивает образное мышление детей. Именно в подобных играх дошкольники пытаются создавать типичные образы, анализируют и мысленно представляют ситуации, правдиво отражающие реальную жизнь или соответствующие фантастическим сюжетам.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно переплетаются. Ребенком движет познавательная активность. Он экспериментирует, и благодаря действиям и образам открывает взаимосвязи, признаки, характеристики, особенности в окружающем мире. Эти виды мышления приближают дошкольника к пониманию объективных логических законов.

Словесно-логическое мышление

Только к концу дошкольного возраста формируется мышление, основанное на активной работе мыслительных операций с подчинением законам логики. Поскольку такая форма умственной деятельности сопровождается у ребенка постоянными речевыми рассуждениями, вид мышления получил название словесно-логического.

Логическое мышление

Развитие мыслительных операций у дошкольников начинается на стадии наглядно-действенного мышления. Но в 3-4 года ребенок стихийно выделяет только яркие «бросающиеся в глаза» признаки предметов, которые редко оказываются существенными.

Старший же дошкольник пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции:

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • обобщение
  • классификацию

Безусловно, детское логическое мышление использует наглядный материал. И в старшем дошкольном возрасте ребенку сложно даются абстрактные понятия. Что касается конкретных образов или отношений, то старший дошкольник способен рассуждать, выделяя причины и следствия, аналогии, характерные признаки.

Все чаще анализ, сравнение, обобщение дошкольник проводит во внутреннем плане и выдает готовое суждение. Всем знакома ситуация, как мальчишка с видом знатока осматривает сломанную машинку или робота и резюмирует, в чем неполадки.

Это свидетельствует о том, что у ребенка происходит перестройка между практическими и умственными действиями. И хотя ведущим видом мышления детей старшего дошкольного возраста все еще остается наглядно-образное, логический мыслительный процесс прослеживается во многих детских умозаключениях и вопросах.

Иными становятся ожидания ребенка, когда он хочет получить ответ на волнующий его вопрос. Поэтому он обращается к взрослым, которые, по его мнению, обладают экспертным знанием и все аргументировано объяснят. Нередко вопросы звучат в виде гипотезы, благодаря чему любознательные дошкольники пытаются прояснить причинно-следственные связи. Например, дети интересуются: «Если солнце «садится» с этой стороны, то почему оно утром «поднимается» с другой?», «Кто придумал пингвина птицей называть?» и т.п.

См. рекомендации по развитию словесно-логического мышления в дошкольном возрасте.

Таким образом, мышление дошкольника связано с конкретными операциями. На первой стадии формируется умение мыслить с опорой на действия с конкретными предметами, затем ребенок учится представлять образы и связывать с ними свои размышления. Умственные представления при этом перемещаются во внутренний план, что дает основу логическим рассуждениям и умозаключениям. Но абстрактные понятия дошкольнику все еще не доступны. Они поддадутся усвоению детским умом после 10 лет.

Источник