Особенности развития личности ребенка заключение

Особенности развития личности ребенка заключение thumbnail

Заключение

по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования

особенностей личности ребенка

Ф.И.О. ребенка: К.А.М.Возраст: 4,2 года (06.09.12)

Причина обследования: по запросу бабушки (воспитателя), с согласия родителей.

Диагност: педагог-психолог МАДОУ №1 д/с «Ласточка»

Сроки проведения обследования: с 7.11.16 г. по 10.11.16 г.

Используемые методы: методика «Паровозик» С.В. Велиева (оценка особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде; определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния); методика «Страхи в домиках» А. И. Захаров, М. Панфилова (выявление и уточнение преобладающих видов страхов); анкеты для мамы и бабушки «Особенности коммуникации дошкольника», беседа с воспитателем.

Результаты: Обследование проводилось по запросу бабушки-воспитателя и с согласия родителей. Причиной обращения стали особенности в поведении Ани: нежелание идти на контакт со сверстниками, тревожность, боязнь громких звуков, тревожный сон.

В ходе беседы с воспитателем, было выявлено, что Аня посещает детский сад с 2 лет (2 года). За время пребывания в группе девочка сторониться сверстников – предпочитает уединение, с воспитателем контакт избирательный, на вопрос отвечает вопросом – по типу эхолалии. Аня испуганно озирается, если к ней обращаются взрослые или дети. При этом познавательные способности ребенка достаточно развиты. Несмотря на отсутствие коммуникации с воспитателем, она исправно выполняет инструкции на занятиях. Музыкальные занятия и театральные представления посещать отказывается из-за шума. Дети не проявляют интереса в общении с Аней, могут обвинить ее в том, чего она не делала.

Анализ анкет «Особенности коммуникации дошкольника», заполненных бабушкой и мамой говорит о том, ребенок неуместно повторяет услышанные в беседе слова и выражения (на вопрос «Сколько тебе лет?» отвечает «Тебе 4 лет»), нередко говорит о себе, избегая использования первого лица (я), называя свое имя или произнося местоимения третьего лица: «Аня устала», не задает вопросов, не дружит с детьми, предпочитает уединение, иногда у Ани возникают вспышки гнева, связанные с посторонним вмешательством в привычный образ жизни ребенка. Из этого следует вывод, что у ребенка отмечаются признаки эхолалии, не сформирован образ-Я, Аня склонна к избеганию социальных контактов, у нее отсутствует интерес к окружающему миру, проявляет агрессивное поведение на изменение в жизни.

Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Паровозик» С.В. Велиевой, показали, что нервно-психическое состояние на момент начала общения с психологом соответствует негативному состоянию низкой степени, в конце общения отмечено позитивное психическое состояние. Первая встреча с Аней проходила в спальной комнате, ей было предложено поиграть в молоточки, т.к. ребенок не шел на контакт и отказывался идти в кабинет к психологу. Увидев незнакомую игрушку, девочка заинтересовалась и стала открываться (улыбка, кивки головой на вопросы, совместная игра). Перед игрой ей было предложено собрать вагоны поезда, и Аня взялась за задание – нервно-психическое состояние соответствовал негативному состоянию низкой степени, после 15 минутной игры, паровозик был предложен в второй раз и у девочки появился больший интерес к заданию – нервно-психическое состояние соответствовало позитивному. В итоге контакт с ребенком установлен, доверие заслужено, на следующий день Аня согласилась пойти в кабинет психолога.

Согласно результатам обследования по методике «Страхи в домиках» А. И. Захарова, М. Панфиловой, было выявлено, что у Ани преобладают страхи связанные с шумом и предметами, издающими шум, такие как животные, машины, самолеты, громкая музыка, резкие звуки, а также страхи связанные со сном: темнота, страшные сны, засыпание (со слов бабушки: долгое время соседи громко делали ремонт и Аня испуганно просыпалась от шума, после чего сон нарушился – плохо стала засыпать). В целом согласно обработке данных по методике, число страхов у Ани в ее возрасте, превышает на 2 страха норму.

Заключение: учитывая выше изложенное можно отметить, что в настоящее время у девочки наблюдаются нарушения в эмоционально – волевой сфере, к тому же наблюдается нарушение межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.

Рекомендации:

Психологу:

  1. Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий на формирование эмоционально – волевой стабильности у ребенка дошкольного возраста.

  2. Проведение подгрупповых коррекционно-развивающих занятий на формирование коммуникативных навыков ребенка.

Родителям:

1. Обратиться к неврологу.

2. Учить ребенка отвечать на поставленный вопрос посредством игровой деятельности.

Воспитателям:

1. Правильно организовывать игровую деятельность между детьми с обязательным включением Ани в игру собственным примером.

2. Поддерживать желание и совершенствование умений детей в выражении своего настроения и эмоциональных состояний.

3. Развивать у детей толерантное отношение к индивидуальным особенностям окружающих людей, эмпатию и эмпатийное поведение.

Дата: 08.11.16

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

Источник

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, появления психических новообразований, становления важных черт личности. Это период первоначального воспитания тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. В дошкольном возрасте закладываются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые обеспечивают готовность к дальнейшей жизни.

Индивидуально-психологические особенности детей зависят от эмоционального благополучия, которое является одним из существенных условий, обеспечивающих успешное развитие ребенка. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Существует ряд факторов, которые влияют на становление индивидуально-психологических свойств личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Это особенности личности родителей и форм их поведения, психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, стиль воспитания и диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений), степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи, учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

С целью изучения индивидуально-психологических особенностей дошкольников, из семей с различными стилями воспитания, было организовано и проведено исследование, результаты которого позволяют говорить о том, что родители часто воспитывают своих детей, выбирая и используя неподходящий для этого стиль, который является причиной появления детской тревоги, страхов и даже невротических симптомов, являющихся признаками эмоционального неблагополучия ребенка.

Наиболее эффективным для воспитания считается демократический стиль. Дети, которые воспитываются в этом стиле, отличаются устойчиво хорошим настроением, уверенностью в себе, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремлением к исследованию, а не избеганию новых ситуаций, характеризуются стабильной привязанностью к родителям, развитыми кооперативными способами взаимодействия со сверстниками, богатой конструктивной игрой. При этом дети относятся к себе положительно и имеют адекватную и высокую самооценку.

При недоброжелательном отношении к себе ребенок ищет любые признания, понимание. Главное и основное правило, которое нужно учитывать при его воспитании – это последовательность воспитательных воздействий и демократичность в отношениях с ним. Чтобы поддержать эмоциональное благополучие ребенка родителям можно рекомендовать следующее:

  • 1. Принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи. Опираться на его сильные стороны и избегать подчеркивания недостатков. Принимать ребенка, а не его поведение.
  • 2. Следить за тем, чтобы тон разговора с ребенком был всегда ровным, спокойным. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Не создавать стрессовых ситуаций, при которых может возникнуть чувство обиды, вины. В общении быть одновременно мягкими и решительными: считаясь с особенностями ребенка, не уступать любому его капризу. Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам.
  • 3. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. Психологами доказано, что 8-10 объятий ребенка родителями ежедневно помогают чувствовать ребенку себя гораздо счастливее, спокойнее, быстрее и безболезненно преодолевать трудности и тревоги жизни, становиться более ответственным. Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся инициативными и в целом оптимистически настроенными, с большим удовольствием переходят на следующую ступень познания окружающего мира.
  • 4. Уметь взаимодействовать с ребенком. Помнить, что на ребенка гораздо больше действует не то, что говорит родитель, а то, что он делает. Если дети чувствуют поддержку, они становятся более уверенными, активно принимают участие в самых разных домашних и общественных делах. Дети особенно любят, когда их привлекают к приготовлению пищи или к обсуждению каких-либо важных мероприятий (где и как провести очередной отпуск, куда пойти в выходной день и т.п.).
  • 5. Проводить больше времени и как можно больше общаться со своим ребенком, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, выезжать на природу.
  • 6. Повышать самоуважение ребенка. Постараться вызвать ребенка на откровенный разговор, узнать, что его беспокоит, что он чувствует. Если дети чувствуют себя в безопасности, они учатся доверять. Если дети чувствуют дружеское отношение, они учатся находить в мире любовь и спокойствие, контролировать себя и свои чувства.
  • 7. Разделять радость ребенка, даже если он радуется пустяку: красивому листику, найденному на дороге, солнечному зайчику, морозному узору на стекле. Обращать его внимание на все интересное, приятное, веселое, а не только на опасное или нежелательное. Ведь бывает, что ребенок не слышит ничего, кроме «Не лезь – упадешь», «Не трогай – будет больно». Еще хуже, когда детей запугивают волком, Бабаем, Бабой Ягой и т.д.
  • 8. Проявлять веру в ребенка, даже если он не вполне успешно справляется с чем-то, позволять ему самому решать проблемы там, где это возможно.
  • 9. Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.
  • 10. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. Демонстрировать оптимизм. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует целенаправленного, систематичного влияния. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана развивать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

Данное исследование намечает один из возможных подходов к систематическому изучению влияния семейного воспитания на особенности эмоциональной сферы дошкольника.

Источник

Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК

Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________

Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________

Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.

Личностно-характерологические, типологические особенности:

Активный, подвижный – инертный, медлительный.

Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.

Коммуникативные навыки:

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.

Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________

Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________

Общая осведомленность

Ребенок с трудом вступает в контакт,  имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Моторика

а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________

Наблюдается несовершенство общей моторики,  общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.

У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается  несформированность моторных навыков графической деятельности.

Особенности восприятия

а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________

Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)

1. Соответствует средним показателям возрастной группы.

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности внимания

а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой.  Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)

Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности памяти

(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная

а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________

Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную

мысль содержания.

Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.

Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная).

Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)

Особенности мышления

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________

Не  устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.

Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1. Правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.

2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

Основные трудности, отмечаемые в общении

а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________

Речевое развитие

а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________

Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий).  Речь эмоциональна или монотонная.

Социально-бытовые навыки

а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________

Ориентировка в пространстве и времени

а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________

Отношение к занятиям, деятельность

а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Темп деятельности

а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________

Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.

Особенности поведения

Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены.  Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых

Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.

Поведенческие нарушения.

Трудности социализации. и т. д.).

Педагог-психолог ________________________________

Дата заполнения ______ 20_______ года

Источник