Особенности развития личности ребенка в неполной семье

Особенности развития личности ребенка в неполной семье thumbnail

Работа с детьми из неблагополучной среды

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

Пожалуй, трудно выделить иной социальный институт, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия личность.

Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение е педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Полученные в таких семьях серьезные психологические травмы далеко не лучшим образом сказываются на дальнейшей судьбе детей.

Под неблагополучной средой мы, прежде всего, понимаем неблагополучный психологический климат в семье, а также другие проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касающиеся социальной, правовой, материальной, педагогической и других сторон жизни.

Неблагополучная семья, это семья в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Более подробно мы рассмотри работу с детьми из неполных семей.

Неполная семья

Особенности формирования личности в неполной семье

Главный вопрос –Каковы последствия воспитательного влияния неполной семьи на формирования личности ребенка? Ответ на этот вопрос не прост, единственное в чем можно не сомневаться, это то, что такое воспитание таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется столкнуться каждому одинокому родителю и его ребенку.

В условиях российской семьи неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской.

Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

– нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных,низкая школьная успеваемость;

– менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек, психосексуальное развитие отличается противоречивостью;

гиперопека со стороны матери: психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становление личности ребёнка.

-эмоциональная отстраненность матери (от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу («чтобы он был не хуже, чем другие») может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов).

– затрудняется обучение навыкам общения с представителями противоположного пола;

– становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Двойственное отношение к ребёнку, проявляющееся либо в приступах «чрезмерной любви», либо во вспышках раздражениях, когда на нем вымещают собственные обиды, беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии у ребёнка невроза. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то , что у него нет отца». Результаты могут быть неопределёнными, так как ребёнок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает «бунтовать», что детерминирует его активный уход в неформальные группы.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

Все функции в семье пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания страдают, прежде всего, мальчики. Одной из форм может выступать чрезмерная опека сына матерью.Бывает и так, что мать решает слепить из сына «идеального» мужчину. Нередко любовный деспотизм матери (мой, только мой) приводит к деспотической власти сына над матерью. Подобный стиль отношений он по привычке будет переносить и на других людей.

Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения , а также нарушения психического здоровья.

Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки. Исследования подтверждают, что длительное пребывание в условиях комплекса неблагоприятных обстоятельств, сниженной жизнедеятельности различных типов неполной семьи вызывает в развитии и поведении детей глубокие изменения. Среди них неадекватное осознание детьми окружающей действительности; искривление ценностных ориентации; разрушение веры в идеалы, закрепление нереалистических социальных установок; формирование комплексов неполноценности, разности, обойденности, тяжелых нарушений в мотивационной сфере. Среди детей из неполных семей наибольший процент депривированных.

Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.

Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими, и в первую очередь с родителями, что сопровождается затяжными конфликтами с ними, трудноуправляемостью и трудноуспеваемостью подростков.

Поэтому родители не в меньшей степени, чем их дети, нуждаются в научно-консультативной и других видах психологической помощи. По данным психологических исследований, общая неудовлетворенность матери своей несложившейся семейной жизнью приводит к появлению таких негативных черт характера, как подозрительность, недоверчивость, нетерпимость, упрямство, ригидность мышления, к возникновению у нее ситуационно обусловленных «сверхценных» идей. Таким матерям могут быть присущи состояние тревоги и недостаточная эмоциональная отзывчивость, т.е. у них наблюдается невротические изменения личности.

Различные варианты развития отношений «мать – ребенок» также требует психологической коррекции.

Выделим следующиеАктуальные проблемы у подростков из неполных семей:

– большая эмоциональная нестабильность,

– личностная незрелость,

– меньшая сила Я,

– повышенная эмоциональная чувствительность,

– пассивность, робость, пугливость, нерешительность.

Воспитание детей является серьезным и важным делом, требующим специальных знаний. Возможный выход – организация психолого – педагогического просвещения родителей.Главное, чтобы программы такого просвещения разрабатывались соответственно разным ступеням возрастного развития. Это могут быть групповые просветительские встречи,в рамках специальных социальных центров. Вести такие группы должен специалист по психологии развития, имеющий навыки ведения групп и консультирования.

Также необходимо наладить каналы обратной связи, с тем, чтобы иметь возможность определить действенность психолого-педагогического просвещения и своевременно откликаться на новые запросы родителей.

Психологическая помощь и поддержка таким семьям оказывается в условиях специальных семейных служб.

Воздействуя и помогая, матери справиться с трудной жизненной ситуацией мы помогаем ребенку, хоть и второстепенно. Мы считаем, что в случае с психологической помощью неполной семье, работу следует проводить и с родителем и с ребенком, в рамках семейного либо индивидуального консультирования.

Цель – восстановление функционального единства семьи посредством нормализации отношений и психического здоровья ее членов.

Выделим этапы работы с неполной семьей:

1. Диагностический этап;

2. Обсуждение возникшей семейной проблемы;

3. Индивидуальная и совместная консультационная работа с родителями и детьми;

Диагностический этапвключает в себя беседы с родителем и ребенком по отдельности. В ходе данного обследования выясняется личное мнение каждого из них о ситуации в семье. Нам необходимо выяснить и составить объективную картину отношений в данной семье и создать условия для терапевтических отношений. Такая диагностикапозволяет создать хорошие условия для индивидуальной помощи. Выясняя причины затруднений в таких семьях, мы определяем направления и формы работы. Нужным моментом этапа беседы является поддержка матери, важно успокоить ее, дать веру в возможность укрепления психики ребенка и устранения личностных деформаций.

Второй этап представляет собой семейное обсуждение возникшей ситуации. На этом этапе психолог высказывает своем мнение и причинах подобных отклонений у ребенка. В результате изменяются взгляды матери на особенности психического и личностного развития ребенка, а также на стороны своих воспитательных воздействий на него.

Третий этап.Индивидуальное и совместное консультирование родителя и ребенка проводятся в связи с выявленными на предыдущих этапах работы проблемах.

Возможно проведение групповых занятий с элементами совместных проигрываний семейных ситуаций. В игровой форме может быть создана оптимальная модель семейных отношений как один из возможных вариантов решения семейных проблем.

Также в рамках групповых занятий затрагивается обсуждение межличностных проблем и путей их разрешения.

В заключение отметим, что в работе с неполной семьей психолог обязательно должен учитывать ее разновидность, так как в каждой из них возможны свои специфические проблемы.

Отдельно отметим информационно – просветительскую работу психологов с воспитателями и учителями в учреждениях, где обучаются дети, в том числе из неполных семей. Такие дети требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативно реагирующими на помощь из вне.

Важно отметить, что психолог раскрывает лишь зоны альтернативных решений проблемы, а право выбора сохраняется за родителем. Мы можем лишь поделиться некоторыми зарисовками, рекомендациями в рамках просветительской работы, например пояснить родителю особенности его ребенка, и указать на основные принципы воспитания, что важно:

  • Понять, чего вы хотите от ребёнка и объяснить это ему. Узнать, что он об этом думает.
  • Предоставить ребёнку самостоятельность.
  • Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг.
  • Не подменять воспитание опекой.
  • Не подсказывать готовое решение – подсказывать, если это необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребёнком правильные и ложные шаги к цели.
  • Непременно хвалить ребёнка за успех.
  • Научить ребёнка самому оценивать свои достижения и гордиться ими.
  • Если ребёнок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребёнок смог осознать услышанное.
  • Оценив проступок, следует поддержать ребёнка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что всё у дитя будет в порядке.
  • С ребёнком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Давно известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец, и мать. С учетом того, что в условиях российской действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т.е. является по сути материнской, то следует рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка. Так, отсутствие в семье отца является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:

– нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические особенности ребенка за счет развития способностей вербальных;

– менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

– затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

– становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Успеваемость во многом зависит от способностей ребенка, его желания учиться, интереса к учебе. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства встречались оба типа мышления: мужской и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, – отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек. Также на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка, поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Особенно значимыми в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Таким образом, наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться. Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентификации, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность.

По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца (из-за его смерти или развода родителей), тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина №1, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемами психосексуального развития личности (Р.Эванс, М. Хофман, М. Скофилд, И. Кон и др.).

Таким образом, процесс половой идентификации, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении /10/.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенность в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество – единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся семей и потому сомневаются в прочности будущего супружеского союза. Но все же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться – впрочем, как и любой другой удачи.

Что касается социальной зрелости, появления социальной активности мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье. Среди других причин инфантилизма указываются неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, а также прямо противоположный по характеру тип воспитания – гипоопека (полнейшее пренебрежение ребенком, отсутствие всякой опеки). Часто инфантильные дети вырастают в семьях родителей, чрезмерно занятых собой и работой (функционально неполные семьи), или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки ведут себя как не повзрослевшие дети. Они непосредственны, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции.

Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствии отца система отношений «мать – ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функцию нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под влиянием матери. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание, быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А, воспитывая, в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях – чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Сотворив из сына подобие маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и перестраховочных мер, что ребенок с детства отучается от самостоятельности и инициативы, боится без мамы сделать лишний шаг. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформации личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья /2/.

Источник