Особенности развития эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Развитие эмоций и способов их выражения – сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений и т.д.

Однако в современных учебниках по педагогической психологии фактически отсутствуют главы, посвященные механизмам эмоционального развития младших школьников и охраны эмоционального здоровья. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса. Хотя еще Л.С. Выготский подчеркивал обязательную необходимость «моментов взволнованности» в учебно-воспитательном процессе [9, с. 24].

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к. чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, которые сопровождают эти переживания. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Остальные эмоции относятся к производным [19, с. 62].

Младший школьный возраст, это возраст интенсивного развития

эмоциональной сферы. На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя, в результате учебной деятельности свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы младшего школьника, о которой будет записано в следующем параграфе.

Эмоциональная сфера ребёнка с поступлением в школу резко меняется. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения с взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника. По мнению Л.В. Тарабакиной, школьный возраст является значимым периодом жизни, определяющим становление эмоционального мира личности и механизмов его регуляции [32, с. 255].

Важность изучение возрастных особенностей эмоциональной сферы детей определяется тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Е.И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития [37, с. 101]. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует средним значениям по тесту Векслера. Отсюда возникает задача – контроль за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ [34, с.29].

Так, одним из специфических новообразований младшего школьного возраста является начало становления системы произвольной регуляции, то есть становление самоконтроля как органичного свойства самосознания. В связи с этим, эмоциональные процессы у младшего школьника становятся все более избирательными и управляемыми. Появление ежедневных обязанностей и четко регламентированного социального контроля значительно ограничивает импульсивность эмоций.

За счет развития самоконтроля и уменьшения импульсивности поведения школьников расширяется подготовительный этап их деятельности, речевые действия все чаще заменяют внешнепредметные действия, позволяя ребенку в определенных пределах произвольно ограничивать двигательную активность. Так, проявление негативных эмоций приобретает качественно новый характер: злость, гнев, раздражение гораздо реже, чем в дошкольном возрасте, приводят к драке. Гораздо чаще ребенок выражает эти эмоции вербально, нежели физически.

В.П. Сергеева пишет о том, что, овладевая своим поведением, младшие школьники начинают более сдержанно выражать свои эмоции, в диапазоне их выражения чувств появляются новые оттенки – ирония, насмешка, сомнение и т.д. Вместе с тем наблюдается развитие выразительности эмоций (богатство оттенков интонации в речи, развитие мимики) [29, с.51].

Развитие эмоциональной сферы младшего школьника характеризуются тем, что прежде чем начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия.

Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется [4, с. 68]:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

Моральные понятия и нравственные чувства младших школьников от первого к третьему классу заметно обогащаются, становятся более четкими, определенными. У первоклассников они обычно основаны на опыте собственного поведения и поведения близких, на конкретных указаниях и разъяснениях учителей и родителей. У второклассников и третьеклассников, помимо этого, прослеживается значительно большее влияние художественной литературы, кино, телевидения и просто восприятия и анализа окружающей социальной действительности [8, с. 95]. Соответственно меняется и моральное поведение. Если дети 7-8 лет совершают моральные поступки, следуя прямым указаниям старших, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Школьники младших классов, как показано Т.Б. Пискаревой, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. Неопознанной оказалась эмоция вины [25, с. 199].

В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов [8, с.123].

Положительные эмоции развиваются у детей младшего школьного возраста в игре и в исследовательском поведении. Показано, что момент переживания радости в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. У младших школьников оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. В младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся радоваться за других [36, с. 129].

Возникают социально значимые связи с учителем и коллективом класса, которые становятся мощным фактором, влияющим на переживания младшего школьника. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.

Закладываются основы нравственных, моральных, этических и социальных чувств, которые, в силу психических особенностей младшего школьного возраста, отличаются ситуативностью, незрелостью и сложностью объективной оценки собственных отрицательных поступков.

Необходимо отметить, что в современной психологической педагогике существует несколько иной взгляд на возможность значительного развития «высших чувств» в младшем школьном возрасте. В.П. Сергеева пишет о том, что нравственная сфера ребенка в этом возрасте характеризуется недостаточной отчетливостью осознания и понимания нравственных принципов. Вместе с тем, непосредственные переживания ребенка подсказывают ему, что является хорошим, а что плохим [29, с. 54].

Бреслав Г.М. отмечает, что в этом возрасте социальные чувства еще не развиты и малозначимы для школьника. В его системе ценностей еще отсутствуют не только идеальные эталоны Добра и Зла, но и ценностная ориентация на отношения между людьми. Возможным следствием этого является ситуативная нечувствительность к проявлениям жестокости, хотя обозначать поведение ребенка «аморальным» бессмысленно, так как ребенок во многом еще не способен понять смысл этой морали. Одним из важных показателей появления социальных чувств и мотивов являются угрызения совести, которые придают негативную окраску совершенным ранее негативным действиям, как несовместимым с известными социальными эталонами [7, с. 201].

Появление стыда и совести обеспечиваются первыми формами самоконтроля, не связанными с ситуативными социальными санкциями. Отметим еще раз, что у младшего школьника эти явления носят частный эпизодический характер, и прекрасно уживаются с нетерпимостью к чужим недостаткам и полным благодушием к своим. Собственные неправильные поступки ребенок не оценивает как таковые и протестует, когда сверстники отрицательно оценивают его поведение. В данном случае необходим авторитет взрослого, чтобы ребенок понял свой промах или хотя бы принял замечание. Переживания, захватывающие ребенка и подталкивающие его на неправильные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенного и не дают возможности объективно оценивать себя.

Таким образом, с поступлением в школу резко меняется эмоциональная сфера ребёнка. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребёнка, изменяются его отношения с взрослыми и сверстниками, в нём укрепляется сознание нового положения школьника.

Источник

г. Нижневартовск

МБОУ «Гимназия №2»

Мусалямова Е.В.

педагог – организатор

Особенности эмоциональной сферы первоклассников

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом вносит изменения в образ жизни. В этот период меняется весь психологический характер ребенка, преобразуется его личность, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Став школьником, ребенок оказывается на «первый уровень социального положения». Он больше не ребенок, он и есть школьник. Свое новое положение ребенок не всегда осмысливает, но обязательно чувствует и переживает: он гордится тем, что я стал взрослым, ему приятно новое положение 13, с.67.

Школьные занятия – это новый вид деятельности, новые отношения, новые переживания. Это новое социальное пространство, целостная система новых требований и правил, которая сейчас определяет жизнь школьника 21, с.7.

Правила и положения, применимые в первом классе, становятся для вчерашнего дошкольника новым и необычным, порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим требованиям нужно адаптироваться 19, с.8.

В возрастной и педагогической психологии, адаптация первоклассника к учебной деятельности занимает особое место. Результаты научных исследований свидетельствуют, что начало обучения в школе порождает существенные изменения эмоционального состояния. Возникновение эмоций у первоклассников связано с конкретной средой, в которой дети находятся. Непосредственные наблюдения тех или иных событий, яркие представления и переживания – все вызывает у детей этого возраста. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них эмоциональных переживаний [5, с.364].

Первоклассники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Такое непосредственное обнаружение своих чувств из-за отсутствия развития у детей этого возраста процессов торможения в коре головного мозга. Кора больших полушарий мозга еще недостаточно регулирует деятельность подкорки, что связано с примитивной эмоции и их внешние проявления – смех, слезы, и т.д. Это также объясняет возникновение у детей аффективных состояний, т.е. их склонность к коротким и быстрым вспышкам радости, печали. Правда, такие эмоциональные состояния у детей не стабильны [4, с.145].

Характерной особенностью первоклассников является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное. В этот период повышается подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности – игры, учения, труда. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности. Эмоциональная жизнь первоклассников формируют взаимоотношения с учителем, процесс обучения, отношения в семье с родителями, коллектив класса – отношения с одноклассниками и положение в коллективе [3, с.76].

Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с увеличением осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий. При поступлении в школу максимум эмоциональных реакций не столько на игру и общение, но на процесс и результат учебной деятельности, оценка потребностей и хорошее отношение окружающих. В младшем школьном возрасте достаточно редки случаи равнодушного отношения к учению, большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя [14, с. 5].

Но возможности полного осознания младшим школьником своих чувств и эмоций, понимание чужих по-прежнему ограничено. Дети не всегда правильно ориентированы даже в выражении эмоций (например, гнева, страха, ужаса, удивления), оценивая их грубовато. Несовершенство в восприятии и понимании чувств, влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств, и, что младшие школьники часто напоминают родителей и учителя по стилю общения с людьми.

Первая особенность эмоциональной сферы младших школьников, особенно первоклассников, – это свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления [25, с.8].

В этом отношении младший школьник мало чем отличается от дошкольника. Маленький ученик бурно реагирует на многие вещи. Он с тревогой смотрит, как собака играет со щенком, с криком он бежит к своим друзьям, которые звонили, начинает громко смеяться и др. Каждое явление, в какой-то степени, повлияли на него, вызывая выраженный эмоциональный отклик.

Крайне эмоциональное поведение маленьких школьников, когда они просматривают театральные постановки: очень резки переходы от сочувствия до возмущения героя на его противников, от печали о своих неудачах на бурное выражение радости по поводу его успеха. Большое движение, многочисленные жесты, ерзание на стуле, переходы от страха, волнения, резкие изменения в мимике свидетельствуют, что все, что пострадавших детей младшего школьного возраста во время выступления приводит к выраженной эмоциональной реакции [14, с.6].

Вторая особенность эмоциональной сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций – недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению [25, с.34].

Это не значит, что младший школьник уже хорошо владеет своим поведением – подавляет проявление этих или других несанкционированных другие чувства. Нет, он вполне четко показывает страх, обида, боль, злость, пытаясь подавить их. Все эти эмоции ярко проявляются в его поведении во время стычек со сверстниками.

Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в виде моторной формы – лезет драться, вырывает из рук и т. д., как в словесной форме ругается, дразнит, грубит; появляются оттенки, которые не наблюдаются у дошкольников, например, выражения лица и интонации речи – ирония, насмешка, сомнение и т. д. [14, с.7]

Если дошкольник в состоянии каприза способен лечь на пол и начать кричать, бросать вещи, то в старших классах такого не бывает; формы выражения каприза или сильное раздражение от него другие, чем у дошкольника. Переживания гнева: стыд проявляется в более скрытом виде, однако, вполне понятны для окружающих (особенно взрослых).

Так, для младшего школьного возраста нарастает организация эмоционального поведения ребенка.

Третья особенность – развитие выразительных эмоций младшего школьника (большее богатство интонаций в речи, развитие мимики) [25, с.35].

В-четвертых, с ростом понимания младшего школьника чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Однако уровень такого эмоционального понимания наблюдается четкая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками [25, с.36].

Пятой особенностью эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста является их чувствительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению [25, с.36].

Шестая особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т. д. В то же время они находятся под влиянием конкретных воздействий, как видно на примере и свои действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить, что, когда Юный ученик узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально ранить его, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе [25, с.36].

Первоклассник может сделать что-то хорошее, чтобы показать сочувствие при чьем-то горе, сочувствую больному животному, проявить готовность отдать другому что-то для него дорогое [4, с.78].

В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно четко осознает и понимает нравственный принцип, по которому нужно действовать, но тем не менее, его непосредственный опыт подсказывает ему, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому, совершая противоправные действия, он обычно испытывает чувство стыда, раскаяния, иногда страха.

В первом классе можно отметить сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной жизни. Это встречается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). В целом возрастной предел эмоциональной жизни младшего школьника считают оптимистичным, веселым, радостным настроением, есть также индивидуальность в выражении эмоций: выявляются эмоциональные дети, дети с вялым выражением чувств [4, с.78].

Обнаружено, что эмоционально стабильные дети учатся легче, они дольше и сохранять позитивный настрой. У детей с высоким уровнем тревожности, повышенной эмоциональной чувствительностью и моторно-расторможенных часто наблюдается отрицательное отношение к учебному труду, учителю и его требованиям [4, с.78].

Хотя младший школьник бурно реагирует на прикосновения его события, он имеет возможность мастерски подавлять нежелательные эмоциональные реакции 36, с.28. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживания эмоций в одном и в другом направлении: он может или не может быть доступен для обнаружения эмоции и изображать эмоции, что он не переживает.

В отличие от дошкольников, которые выбирают только веселые и радостные картины, у младших школьников возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов [3, с.97].

Однако следует отметить, что в начальной школе система эмоций и чувств еще только формируется. Поэтому их эмоции – не столько проявление испытывает чувства как материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств.

Итак, эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

  • легкостью отзывчивости к событиям и окраска восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

  • непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний – радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

  • готовность к аффекту страха; в процессе учебной деятельности ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; ученик чувствует угрозу своему статусу в классе, семье;

  • большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к коротким и бурным аффектам; эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

  • свои и чужие эмоции и чувства, слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватной реакции; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в котором дети этого возраста уже имеют четкое представление, что они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции [9, с.10].

Исходя из выше перечисленных фактов, мы делаем вывод, что понятие «эмоциональная сфера» интегрирует в себе такие феномены, как тревожность, эмоциональные состояния, эмоциональные явления, эмоции, мотивы, потребности и т.д. В процессе работы под эмоциональной сферой будем понимать характеристики личности человека, включая эмоции, чувства, самооценку и тревожность. Это определение согласуется с концепцией развития основных сфер личности.

Эмоциональная сфера младших школьников, в частности, характеризуется реакцией на текущие события, непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний, готовность влиять на страх, большей эмоциональной нестабильности.

Таким образом, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии первоклассников, так как нет общения, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Первоклассники вообще способны воспринимать эмоциональное состояние человека. Дети достаточно легко отличают радость, восхищение, удовольствие и сложно в признание печали. Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (поза, жесты). Но первоклассники еще непосредственные и импульсивные. Эмоции, которые они ощущают легко прочесть на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение первоклассника, выражение своих чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу выявление эмоциональных отклонений.

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. –С.118

  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу – Москва, 2007.

  3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. – 235с.

  4. Вартанян Г. А Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е. С. Петров ; АН СССР, Ин-т физиологии им. И.П. Павлова, Науч. совет АН СССР и АМН СССР по физиологии человека, Л. Наука Ленингр. отд-ние 1989. – 144

  5. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. –2006. – №6.

  6. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» – Москва, 2004

  7. Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. –– М.: «Академия», 2010.- 134 с.

  8. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 114-123.

  9. Гаврилко Т.И. Динамика понимания эмоциональных состояний других людей слабовидящими младшими школьниками. Дисс.… канд. психол. наук. – Мн., 2003.

  10. Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М., 2007.

  11. Гузанова Т.В. Проблема методического обеспечения школьных страхов в начальной школе./Векторы развития современной России: Материалы шестой международной научно-практической конференции. – М.: МВШСЭН, 2007.

  12. Гузанова Т.В. Психологический анализ содержания школьных страхов современных детей 7-9 лет./Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2007». Секция «Психология». – М., МГУ, 2007.

  13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2007.

Источник