Особенности развития и воспитания ребенка в неполной семье

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Актуальной на сегодняшний день остается проблема протекания жизни ребенка в неполной семье. Рассмотрим вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из неполной семьи. Определим характерные особенности воспитания детей родителями-одиночками и возникающими трудностями воспитания в социальной и педагогической сфере.
Ключевые слова: одинокая мать, неполная семья, воспитание
Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная.
Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.
В последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.
Неполная семья – это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец).
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно – психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.
Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.
Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.
Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.
Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
В силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».
Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.
В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное – пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей – будущих супругов и родителей – определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.
Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший “охранное” материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым – обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
Для маленького ребенка окружающее общество – это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.
Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
Библиографический список
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.: Просвещение, 1986.
- Матейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье// Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред.и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс,1980.
- Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье.// Я.Г. Николаева.- М., Владос, 2006.-159 с.
- Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова, B.C. Собкин // Вопр. психол. 1999. №6. C.18−28.
- Сохранная, Н.А. Работа с неполными семьями.// Н.А. Сохранная.- Минск., Красико-Принт, 2006.-176 с.
- Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. // В.М. Целуйко – М., Владос, 2003.-272 с.
- Целуйко, Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. //Н. А. Целуйко. Мозырь., 2006. – 132 с.
Источник
Институт семьи в современном обществе теряет свои традиционные позиции и постоянно трансформируется. По данным социологических исследований, проведенных в небольших городах нашей необъятной страны, в 2016 году на 600 официально заключенных браков приходится уже 500 разводов. В каждом втором браке родился ребенок. Пугающая статистика неполных семей, не правда ли?
В нашей статье мы расскажем о воспитании ребенка в неполной семье. Какие проблемы существуют в неполных семьях и в чем особенность воспитания детей в семьях, где нет одного из родителей.
Воспитание ребенка в неполной семье
Мама и папа являются для ребенка первыми учителями и главным жизненным примером. Мама отвечает за эмоциональное развитие, а папа выполняет в семье не менее важную миссию – обучить малыша правильно расставлять жизненные приоритеты. В итоге, из семьи во взрослую жизнь выходит подготовленная и гармонично развитая личность. Но как быть, если семья стала неполной? Как воспитать ребенка одному родителю?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять каким образом появилась неполная семья. Предпосылок к ее появлению множество, но основных причин выделяют всего три:
- смерть одного из родителей;
- развод, после которого оба родителя принимают участие в жизни ребенка;
- развод, после которого один из родителей пропадает из жизни ребенка.
Каждый из этих сценариев имеет свои особенности.
Предпосылки к появлению неполной семьи
Смерть одного из родителей
Трагическое происшествие, приведшее к смерти одного из родителей, навсегда разделит жизнь ребенка на два периода – «до» и «после». Но, как, ни странно, психологи считают эту причину появления неполной семьи самой благоприятной для воспитания среди остальных. У ребенка не возникает предпосылок для формирования комплекса отверженности. Он остается любим бабушками и дедушками, в семье хранят память об отце, говорят о нем, что очень важно для психологического и эмоционального комфорта малыша. Отец становится для него постоянно присутствующим образом, на который нужно равняться. В процессе воспитания нужно учитывать возраст, в котором произошла потеря отца:
- от 0 до 5 лет. Потеря отца в этом возрасте ощущается менее остро. Основная забота о ребенке лежит на плечах матери, а отец возникает периодически, внося некоторые коррективы в воспитательный процесс. Малышу необходимо будет рассказывать об умершем родителе, показывать фотографии, формировать только положительный образ отца.
- От 5 до 10 лет. В этом возрасте ребенок очень четко ассоциирует себя с одним из родителей. Мальчик понимает, что он, как и отец, мужчина, начинает во всем ему подражать. Девочка становится отражением поведения матери. Отношения, которой с мужем – образец для дальнейшего строительства собственной семьи. Потеря отца в этот период нарушает самоопределение ребенка. Во взрослой жизни ему будет сложнее выбрать нужную линию поведения. Необходимо, как можно чаще, общаться с бабушками и дедушками. Их поведение и отношения тоже могут стать примером для подражания.
- от 10 до 17 лет. Потеря отца в подростковом возрасте может стать тяжелой психологической травмой для подростков обоего пола. Несмотря на кажущееся стремление детей ко всему новому, на самом деле они отчаянно цепляются за все привычное и традиционное. Отец и мать, как раз и представляют собой незыблемость этого мира. Ситуацию может усложнить оставшийся родитель – погружаясь в свое горе, легко не заметить тщательно скрываемые эмоции своего ребенка, который остается один на один с невыносимым грузом. Озвучивайте подростку все свои эмоции. Он должен знать, что вы по-прежнему его очень любите, а молчите и грустите только потому, что вам тяжело и больно. Откровенность поможет подростку пережить ситуацию.
Развод родителей
Проблема воспитания ребенка в неполной семье, образовавшейся в результате развода, стоит в наши дни очень остро. Можно выделить два сценария развития отношений в семье после расставания:
- Отец активно участвует в жизни ребенка.
Если двое сумели сохранить при расставании хорошие отношения, ребенок легче переживет сам факт развода. Достаточно объяснить ему, что родители его любят, но по определенным причинам жить будут отдельно. Некоторое время ему потребуется, чтобы приспособиться к новой ситуации. В дальнейшем, если родители придерживаются одной стратегии воспитания, проблем с ребенком удается избежать.
- Отец исчезает из жизни ребенка
К сожалению, это самый распространенный вариант в современном обществе. Мать, воспитывающая ребенка одна, больше подвержена различным страхам и сомнениям, которые негативно отражаются на его развитии. Она склонна к перегибам в воспитании и часто эмоционально нестабильна.
Ошибки в воспитании детей в неполной семье
Каждая мать стремится вырастить счастливого ребенка, не зависимо от условий, которые предоставляет жизнь. Все вышеперечисленные сценарии образования неполной семьи приводят к ряду распространенных ошибок в воспитании детей.
Культ самопожертвования
Оставшись одна, мать все нерастраченные силы кидает на воспитание ребенка, «душит» его своей любовью. Она фактически отказывается от права на личную жизнь, проводит с малышом все свободное время, стремится всегда и во всем его контролировать. Свою душевную пустоту она замещает общением с ребенком, транслируя в общество образ идеальной матери.
Материнская гиперопека тормозит психоэмоциональное и в некоторых случаях физическое развитие ребенка. Он становится тревожным, безынициативным, снижается интерес к общению со сверстниками. Отсутствие системы наказаний приводит к частым проявлениям эгоизма в адрес матери и других людей. Адаптировавшись к новой системе воспитания, ребенок отказывается от самостоятельного принятия решений, целиком и полностью полагаясь на мать.
Во взрослую жизнь выходит абсолютно не приспособленный человек, склонный обвинять других в своих неудачах. Его связь с матерью приобретает болезненный оттенок – он всеми силами стремится порвать ее, но не знает другой модели сосуществования. Такие люди с трудом добиваются успехов в жизни и очень редко заводят семью.
Тирания
Мать, воспитывающая ребенка без участия отца, стремится полностью его заменить. Она начинает проявлять излишнюю строгость и требовательность, боясь избаловать малыша любовью и заботой. Характерной чертой такого воспитания является некоторая отчужденность, и даже жестокость матери.
Подобное поведение приводит к замкнутости ребенка. Эмоциональная «бедность» матери-одиночки заставляет ребенка искать душевную теплоту на стороне. С ранних лет он учится скрывать свои истинные чувства, лгать и приспосабливаться. Многие дети приобретают комплекс неполноценности, лишая себя возможности на счастливое будущее.
Некачественное общение
Часто мать-одиночка сталкивается с серьезными материальными трудностями. Она вынуждена постоянно работать, чтобы обеспечить своего ребенка всем необходимым. Многие берут работу даже на выходные или ищут способ дополнительного заработка в интернете. Время, проведенное с ребенком сводится к минимуму: здоров, одет, накормлен. Недостаток общения компенсируется деньгами и подарками.
В этой ситуации ребенок начинает бороться за внимание матери. Он становится плаксивым, капризным, и, как отмечают детские психологи, начинает чаще болеть. Болезнь дает ему возможность целиком завладеть матерью на определенный промежуток времени.
Для ребенка важно качества общения, а не его количество. При высокой загруженности на работе можно проводить со своим чадом полностью один день в неделю, превращая его в праздник. А можно уделять малышу полчаса в день, но заниматься только тем, что интересно ему. Как утверждают психологи, этого времени вполне достаточно, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и отверженным в семье.
Адаптация к новому стилю жизни требует от ребенка большого психического напряжения, с которым ему не под силу справиться самостоятельно. Задача родителей – дать малышу время для адаптации и создать комфортные условия, способствующие дальнейшему развитию. Трудности воспитания ребенка в неполной семье обуславливаются и его половой принадлежностью. Мальчики и девочки не только по-разному воспринимают все жизненные изменения, но и требуют абсолютно разного подхода к себе.
Воспитание мальчика в неполной семье
Именно мальчиков в неполных семьях мамы чаще всего «залюбливают», а через несколько лет жалуются знакомым на инфантильность и не самостоятельность отпрыска.
Доминирование женщины в семье может нарушить половую идентификацию ребенка. Получая все блага цивилизации от женщины, мальчик усвоит эту модель, как единственно возможную. Во взрослой жизни он будет тянуться к властным и самоуверенным особам.
С самого начала мама должна откровенно поговорить с сыном, приведя информацию в соответствии с его возрастом. Мальчик должен осознать, что он стал главным и единственным мужчиной в семье, и должен выполнять посильные мужские обязанности.
Не стоит огораживать ребенка от физической нагрузки: он вполне может помочь маме донести продукты, передвинуть мебель или поклеить обои.
Учите его общению с женщинами. Отсутствие перед глазами правильного мужского примера осложнит ему общение с противоположным полом. Старайтесь обращаться к нему за советом. Это научит мальчика анализировать ситуацию и принимать решения самостоятельно.
Воспитание девочки в неполной семье
В жизни девочки отец является мужчиной с большой буквы. Его уход из семьи, воспринимается, как основная жизненная трагедия. Отношение матери к разводу накладывает на неокрепшую психику ребенка глубокий отпечаток.
Девочка наблюдает за слезами матери, выслушивает ее нелестные комментарии в адрес отца. В детской голове формируется образ предателя, который она будет проецировать на каждого встреченного во взрослой жизни мужчину. Это сводит к минимуму шансы на счастливое замужество.
Несмотря на все трудности и психологическую травму женщины после развода, мать-одиночка должна в глазах дочери по-прежнему оставаться женщиной – красивой, ухоженной и уверенной в себе. Такое поведение будет лучшим примером для подрастающей дочери.
Мама не должна брать на себя роль мужчины и выполнять мужские обязанности по дому. Для того, чтобы вкрутить лампочку или передвинуть мебель лучше воспользоваться помощью соседей, родственников или коллег по работе.
Вырастить счастливого ребенка в неполной семье – трудная психологическая задача, с которой успешно справляется не каждый взрослый. Какие советы можно дать родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье?
Воспитание ребенка в неполной семье: советы
- Общайтесь со своим отпрыском. Общение поможет обеим сторонам избежать пустых ссор и недопонимания. Говорите обо всем, говорите откровенно. Будьте готовы не только слушать, но и слышать. Только в этом случае отношения между матерью и ребенком не сломают жизненные неурядицы.
- Доверяйте друг другу. Не считайте свое чадо маленьким и беспомощным существом. Он все видит и замечает.
- Не перекладывайте на ребенка свои жизненные разочарования. Малыш не виноват в разводе родителей, и он не должен нести за это ответственность. Ему, как и раньше требуется любовь, ласка, забота и умеренная строгость.
- Проявите мудрость и не создавайте образ отца-негодяя у своего ребенка. Оставьте ему право на свои хорошие воспоминания.
- Не бойтесь обращаться к психологам в трудных ситуациях. В нашей стране это не самый популярный способ решить проблему, но все-таки достаточно эффективный. Родители боятся показаться неудачниками, опасаются общественного порицания. В действительности, квалифицированный психолог всегда поможет найти общий язык с ребенком, подскажет пути выхода из проблемной ситуации.
- Обратите внимание на то, что в неполной семье ребенок быстрее взрослеет. Отнеситесь к этому с пониманием и уважением.
Ну и, наконец, главный совет – не бойтесь после развода жить полноценной жизнью! Счастливого ребенка может вырастить только счастливый родитель.
Автор Ольга Пашута
Источник