Особенности развития гиперактивного ребенка курсовая
Реферат на тему:
Гиперактивность в детском возрасте
2018 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……..3
Понятие гиперактивности в психолого-педагогической литературе……….5
Причины гиперактивности…………………………………………………….7
Проявление гиперактивности у детей……………………..…………………9
Возможности помощи гиперактивным детям………………………..……..11
Заключение………………………………………………………………….…..13
Список использованной литературы………………………………………….14
Введение
В настоящее время существует много исследований проблемы становления личности, проблемы воспитания дошкольников. С каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в психологической поддержке и помощи.
Проблема так называемых расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей является актуальной в современном обществе. Если еще несколько лет назад в начальных классах их было по одному – два на класс, то сейчас до десяти и более. Своим поведением эти дети мешают и одноклассникам, и педагогам. О родителях и говорить не приходится, поскольку именно на них замыкаются все издержки поведения их детей, куда еще примешиваются жалобы со стороны персонала детского сада, а потом и школы.
То, что начинать решать эту проблему надо сразу по обнаружении (обычно это средний дошкольный возраст), знают и понимают все. Но из поля зрения многих авторов выпадает другая сторона дела, а именно, внутренние проблемы гиперактивных дошкольников, личностные и социальные.
Мало кто задумывается, что же в конечном итоге происходит с такими ребятами (если они не получили вовремя помощь и поддержку). Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания за свое поведение в школе и дома, они, вслед за учителями, считают себя совершенно никчемными, абсолютно неисправимыми, постепенно свыкаясь с этой мыслью. В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность и, более того, для возникновения случаев правонарушений, антисоциальных поступков.
Именно поэтому усилия врачей должны сочетаться с активной работой психологов, педагогов. Необходимо разрабатывать методы работы с такими детьми, приемы «вхождения» гиперактивных детей в группу, которые могли бы облегчить им общение со сверстниками.
Цель исследования: изучить проявления гиперактивности в детском возрасте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Рассмотреть причины гиперактивности.
3. Выявить особенности гиперактивности в детском возрасте.
4. Рассмотреть возможности помощи гиперактивным детям.
Теоретическую основу исследования составили труды М.И. Буянова, В.П. Кащенко, В.Г. Гарбузова, В.Р. Кучма, И.П. Брязгунова, О.А. Головко, В.К. Котырло и других.
Понятие гиперактивности в психолого-педагогической литературе
Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной литературе около 150 лет назад. Немецкий врач Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребёнка, назвав его «непоседа Фил». Проблема становилась всё более очевидной и к началу XX века вызвала серьёзную тревогу специалистов – невропатологов, психиатров.
В 1902 году ей посвящена довольно большая статья в журнале «Lancet». Информации о большом количестве детей, поведение которых выходит за рамки привычных норм, стали появляться после эпидемии летаргического энцефалита Экономо. Это, вероятно, и заставило более пристально изучить связь: поведение ребёнка в среде и функции его мозга.
Впервые целенаправленное изучение гиперактивных детей было начато в 30-е годы. Доктор Левин, в 1938 году после длительных наблюдений пришёл к неожиданному выводу, что причиной тяжёлых форм двигательного беспокойства является органическое поражение мозга, а в основе лёгких форм лежит неправильное поведение родителей, их нечуткость и нарушение взаимопонимания с детьми. К середине 1950-х годов появляется термин «гипердинамический синдром», и врачи всё с большей уверенностью начинают говорить о том, что основная причина заболевания – последствия ранних органических поражений головного мозга.
В 1968 году появился ещё один термин: «гипердинамический синдром детского возраста». Термин был принят в Международной классификации болезней, тем не менее скоро ему на смену пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания» и, наконец, «синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)». Последним, как наиболее полно охватывающим проблему, и пользуется отечественная медицина в настоящее время.
В англо-американской литературе в 1970-е годы уже чётко звучит определение «минимальная мозговая дисфункция». Его применяют к детям с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющим нормальный уровень интеллекта и лёгкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаком незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций.
Отечественный ученый, педагог и общественный деятель В.П.Кащенко еще в 30-е годы в своей книге «Педагогическая коррекция» писал о детях с «болезненно выраженной активностью», которая создает большие затруднения в детском коллективе: ребенок невнимателен, много шалит, много болтает, много кричит, дразнит товарищей, без конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный, не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормоза, нет должного самоконтроля. Наряду с В.П. Кащенко, другими отечественными учеными, обращавшимся к проблемам гиперактивных детей, были М.И. Буянов, В.И. Гарбузов и др.
Причины гиперактивности
Вопрос о причинах гиперактивности у детей является одним из наиболее важных. Существуют две основные группы причин: 1) физиологические причины; 2) психологические причины.
К физиологическим причинам можно отнести следующие:
1.Сторонники нейробиологических теорий утверждают, что существует какой-то медиатор ( возможно моно- или катехоламины, серотонин), влияющий на моторику и приводящий к нарушениям поведения.
2.Авторы нейропсихологических теорий считают, что существует дефицит в механизме ингибирования в головном мозге, в так называемой системе «ингибирования поведения», т.е. нет контроля и «гашения» поведения. Кроме того, дети с гиперактивностью имеют более низкую величину усилия на раздражитель.
3.Нейроанатомическая теория сравнивает поведение гиперактивных детей с таковым у детей с дисфункцией лобной доли, но этому нет достаточного подтверждения современными методами диагностики (компьютерная томография).
4.Теории токсических веществ, приписывающие различным веществам (ароматизаторам, пищевым добавкам, салицилатам), а также чрезмерному потреблению сахара и сахарозы, содержанию свинца в организме, возможность возникновения синдрома, имеют право на существование, но нуждаются в дополнительных исследованиях (В.Р. Кучма, И.П. Брязгунов, 1994).
Точку зрения о психической депривации, как причине гиперактивности у детей, высказывает З. Матейчик, объясняя это тем, что при недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных, а иногда и социальных импульсов, ребенок сам проявляет лихорадочное стремление к их получению через ярко выраженное беспокойство поведения.
Бывают случаи возникновения гиперактивности в результате эмоционального стресса или переутомления. То есть, когда человек испытывает сильный эмоциональный стресс, то внутреннее напряжение, возникающее в этот момент, находит выход в усилении физической активности (Дж. Добсон).
В исследованиях, рассматривающих гиперактивность как один из вариантов аффективного развития (О.А. Головко, В.К. Котырло), наряду с причинами, о которых говорилось выше, важной причиной авторы считают неблагополучие окружающей среды, отсутствие коррегирующего влияния на воспитание детей, влияния семьи.
Нередко недостаточность нервной системы в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий закрепляется в психопатические черты характера, устойчивую аффективность. Большое влияние на возникновение подобной аффективности имеет семья, т. к. взрослый для ребенка является центром его эмоциональной жизни.
Таким образом, к основным психологическим факторам возникновения гиперактивности исследователи относят: психическую депривацию, социальные факторы, эмоциональный стресс или переутомление, особенности темперамента, нарушения внимания.
Скорее всего, говоря о причинах гиперактивного поведения, нельзя выделить одну из них, всегда следует предусматривать возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.
Таким образом, гиперактивность рассматривается как сложное, многофакторное нарушение, включающее в себя не только сверхактивное поведение, нарушение эмоционально-волевой сферы, отдельных познавательных процессов, но и особенности личностной сферы ребенка, в частности, общения.
Проявление гиперактивности у детей
К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. У гиперактивных детей наблюдаются сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Этим детям нужно помогать учиться строить межличностные отношения, а также давать окружающим и взрослым рекомендации по тому, как нужно общаться с гиперактивным ребенком, чем ему можно помочь.
Большинство авторов считают, что первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте от 1,5 до 15 лет. Еще до прихода в школу, в период дошкольного детства, гиперактивные дети обращают на себя внимание воспитателей и родителей особенностями своего поведения.
В.Г. Гарбузов отмечает, что пик проявления синдрома гиперактивного поведения наблюдается в 6 – 7 лет (чаще происходит у мальчиков, чем у девочек) с обратным развитием в благоприятных случаях к 14 – 15 годам, а при неправильном воспитании начинает сокрушительно сказываться в 13 лет и старше, определяя в таком случае судьбу взрослого человека.
Дома дети с гиперактивностью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо себя ведут. Родителей раздражает то, что беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.
Большинству таких детей свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых из них наблюдаются также упрямство, лживость, вспыльчивость, задиристость и агрессивность.
Т
аким образом, если в дошкольном возрасте у этих детей преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость непоседливость, отвлекаемость, а также наблюдаются особенности развития речи, то в школьный период у них на первый план выступают трудности в учебе и поведении. Инфантильность и импульсивность приводят к крайней нетерпеливости, излишней активности в отстаивании собственных интересов, невзирая на требования родителей и педагогов, что нередко создает конфликтные ситуации. Что свойственно гиперактивному ребенку представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Признаки гиперактивного ребенка
Двигательное беспокойство, впервые проявляясь в раннем и преддошкольном возрасте, достигает максимума к началу обучения в школе. В более старшем возрасте, к 9 – 10 годам, дети становятся спокойнее. Двигательная расторможенность у них уменьшается, постепенно сглаживается и может полностью исчезнуть к 14 – 15 годам. Но проблемы, порождаемые гиперактивным поведением, остаются, приводя к серьезным личностным нарушениям и возможности формирования социально опасных, антиобщественных форм поведения.
Возможности помощи гиперактивным детям
Проблема возникающих трудностей во взаимоотношениях между детьми дошкольного возраста обсуждается во многих работах (В.Н. Мясищев, П.Г. Бельский, А.И. Аржанова, Н.С. Пантина и др.).
Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает профессор Ю.С.Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться».
Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную для данного случая. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:
Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению. Эмоции захлестнут ребенка и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей.
Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в дошкольном учреждении и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.
Заключение
На основании проведенного теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы.
В настоящее время проблема гиперактивности детей становится все более значимой, т.к. по данным исследования многих ученых количество гиперактивных детей растет.
При исследовании причин гиперактивности называются различные версии, но мы считаем, что у каждого ребенка свои причины гиперактивности.
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно говорить о том, что исследователями уделяется много внимания проблемам коррекции гиперактивности. Они предлагают различные методы и методики в зависимости от причины, степени и стадии гиперактивности.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребенок, имеющий нейрофизиологические проблемы, не сможет справиться с ними самостоятельно. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, окриков, замечаний, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Мы считаем, что в коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог, педагог, ребенок и его родители сразу, ибо только комплексное лечение способно избавить ребенка и его семью от этого недуга.
Список использованной литературы
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. – 64 с.
Болотовский Г. В., Чутко Л. С., Попова И. В. Гиперактивный ребенок. Изд.: Омега, 2013. – 160 с.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / URL: https://vzm134.detsad.27.ru/files/documents/331_
bryazgunov_i _p_kasatikova_e_v.pdf
Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 274 с.
Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему / Л. Горячева, Л.Г. Кругляк. – Санкт-Петербург: Весь, 2014. – 245 с.
Дьяченко Е.И. Гиперактивный ребенок / URL:https://www.chelpsy.ru/articles/ giperaktivnyi-rebenok.
Пасечник Л.И. Гиперактивность: как быть? / Л.И. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С.88-95.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. / URL:https://www.studmed.ru/view/sirotyuk-al-sindrom-deficita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu_977491f811e.html.
Источник
«Особенности развития гиперактивных детей»
Выполнила: Бакирова Ольга Владимировна
02.05.2017 г.
Введение
Глава 1. Гиперактивные дети.
1.1.Понятие гиперактивности в психолого – педагогической литературе
1.2. Причины и условия возникновения гиперактивности (СДВГ)
1.3. Особенности развития гиперактивных детей
1.4. Возрастная динамика гиперактивного поведения
Глава 2. Особенности работы с гиперактивными детьми
2.1. Правила работы педагогов с гиперактивными детьми
2.2. Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми – одно удовольствие: им всё интересно, у них всё получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию.
Учёные и практики к группе особых относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного род проблемы, например, гиперактивность, тревожность, застенчивость, агрессивность.
В настоящее время отмечается увеличение детей, с трудностями в обучении, которые проявляются уже в дошкольном образовательном учреждении. Часто эти дети оказываются гиперактивными.
Важно уметь принимать детей такими, какими они есть, помогая им приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием, выстраивая с ними конструктивное взаимодействие.
Данная проблема приобретает психологическую значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышения раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе. При неблагоприятных обстоятельствах в дошкольном возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным. Гиперактивные дети создают трудности в работе воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к дошкольному возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.
Актуальностью данной проблемы при этом становится оказание психологической помощи детям дошкольного возраста, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности. Конечно, высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что затрудняет социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению.
Глава 1.Гиперактивные дети.
1.1.Понятие гиперактивности в психолого – педагогической литературе
Гиперактивность – «Гипер…» (от греч. Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач.
Гиперактивные дети – это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
1.2.Причины и условия возникновения гиперактивности (СДВГ)
К настоящему времени, несмотря на большое количество исследований, остаются недостаточно выясненными причины и механизмы развития СДВГ. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов.
Причины и условия возникновения гиперактивности (СДВГ):
Органические поражения головного мозга (черепно – мозговая травма, нейроинфекции).
Пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострение хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.).
Генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца).
Психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей).
Заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.)
Особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС).
Поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызывать подобные нарушения.
Социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий).
Другие причины СДВГ:
Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ. Загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов, таких, как молибден, кадмий, увеличение содержания свинца – сильнейшего нейротоксина, может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей.
Предполагается, что особенности питания и наличие искусственных пищевых добавок в продуктах также может повлиять на поведение ребенка.
1.3. Особенности развития гиперактивных детей
Психолого-педагогические особенности гиперактивных детей:
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла.
Дети не умеют приспосабливаться к правилам детского сада.
Не умеют налаживать контакты с детьми, при том, что общительность повышена. Не умеют выслушивать другого (чаще всего просто не могут перестать говорить). Не чувствуют «рамки» при общении со взрослыми.
Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.
«Учёные Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Об этом важно помнить родителям, которые считают, что их ребёнок – лентяй и что они воспитывают его недостаточно жёстко».
1.4. Возрастная динамика гиперактивного поведения
Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет, что отличается от возраста 11—12 лет. Таким образом пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения.
Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. В 6—7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.
Всплеск гиперактивности в 12-15 лет в группе риска, а в группе с синдромом в 14 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. «Трудный» подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой.
К концу периода полового созревания гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают или маскируются другими личностными чертами, повышается самоконтроль и регуляция поведения, дефицит внимания сохраняется. Нарушение внимания – основной признак заболевания, поэтому именно он определяет дальнейшую динамику и прогноз заболевания. Здесь может решаться вопрос и о расставании со школой.
Среди мальчиков 7—12 лет признаки синдрома диагностируются в 2—3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20—25-летних — 1:2 с преобладанием девушек.
У мальчиков симптомы гиперактивности и другие нарушения поведения появляются с 3—4 лет, что заставляет родителей обращаться к врачу ещё до поступления ребёнка в школу.
Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется, в виде нарушений внимания отклонения проявляются более скрыто.
Глава 2. Особенности работы с гиперактивными детьми
2.1. Правила работы педагогов с гиперактивными детьми
1. Взаимодействие педагогов с гиперактивным ребёнком. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки Быть артистичным, экспрессивным педагогом. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее. Предоставлять ребёнку возможность выбора. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
На первых порах надо подбирать такие игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания.
2. Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком:
1.«Не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
2.Применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;
3.Рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
4.Давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);
5.Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
2.2. Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркиваете успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Когда вы отдаете распоряжение, вы можете формулировать и следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста помоги мне». Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи.
3. Избегайте повторение слов «НЕТ» и «НЕЛЬЗЯ». Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он не был перегружен.
5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (раскрашивание, работа с кубиками).
6. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократным повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют когда регулярно едят, спят и играют.
7. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
8. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных шумных приятелей.
9. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
10. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезно ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
11. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.
Заключение
Гиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема, имеющая для общества государственное значение. Количество детей с гиперактивностью (СДВГ) угрожающе велико и продолжает расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих, дети с синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют «трудный ребёнок». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании методов диагностики, лечения и педагогической работы с больными детьми.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача. Только совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов можно научить ребенка с особым развитием, а именно, гиперактивного ребенка, эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Список используемой литературы
Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: «Национальный книжный центр», 2014. – 64 с.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2001. – 96 с.
Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. – №1. – 2009. – 86 с.
Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. – СПб.: Мирт, 2008. –
237 с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2012. – 136с.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –125 с.
Источник