Особенности раннего развития ребенка с нарушениями зрения

Особенности раннего развития ребенка с нарушениями зрения thumbnail

Марина Фомина
Особенности развития ребенка раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения

По данным ВОЗ за последние годы заметно возросла рождаемость детей с различными зрительными нарушениями.

А. И. Каплан, анализируя причины детской слепоты, свидетельствует о возрастающем значении к началу 60-х годов врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, а также последствий заболеваний ЦНС (атрофия зрительного нерва, заболевания сетчатки, врожденная катаракта, микрофтальм). Повысился удельный вес различных наследственных факторов генной и хромосомной природы.

Начиная с 50-х годов ХХ в, одним из распространенных заболеваний, приводящих к слепоте, стала Ретролентальная фиброплазия, развивающаяся у недоношенных детей весом менее

1800-1900гг, вследствие общего недоразвития организма и неадекватного кислородного режима.

По данным ВОЗ врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения в начале 60-х годов составляли 64,9% от всех тяжелых зрительных патологий у детей, с начала 90-х годов это число составляет уже более 80%.

Многие авторы (А. Н. Гнеушева, М. И. Земцова, А. И. Каплан.

Н. Б. Лурье) отмечают, что у отдельных детей зрительный дефект сочетается с отклонениями в нервно-психической сфере.

В результате, слепые и слабовидящие дети представляют сложную и разнообразную группу. Они различаются по причинам, по степени снижения зрительных функций, зрительной патологии, по течению и степени прогрессирования заболевания глаз, по своим зрительным возможностям, общему состоянию здоровья, выраженности вторичных отклонений и т. д. Это обуславливает разные функциональные возможности детей.

Данные специальной психолого-педагогической литературы

(А. М. Витковская, М. И. Земцова, Н. Б. Лурье, И. С. Моргулис, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, Г. П. Свиридюк, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош) указывают на то, что в возрасте трех лет ребенок с тяжелым нарушением зрения уже имеет серьезные отставания в психомоторном развитии, игровой и познавательной деятельности, и отмечаются различные вторичные отклонения в развитии. Корни этого

отставания лежат в том, что пропускается сензитивный период в развитии ребенка. Не имея возможности усваивать жизненный опыт по подражанию, слепой ребенок воспитывается стихийно, без учета особенностей его развития, восприятия окружающего мира.

Такие специалисты как Т. П. Головина, А. Г. Литвак, В. Радулов,

Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова настаивают о необходимости создания системы воспитания, которая будет предупреждать появление вторичных отклонений в развитии ребенка с тяжелым нарушением зрения и понимая того, что это возможно лишь при условии тесного союза тифлопедагогов и семьи.

Основополагающим является тот факт, что психическое развитие слепого ребенка протекает по тем же закономерностям, что и развитие зрячего ребенка (Л. С. Выготский).

Л. И. Солнцева указывает на то, что по характеру реакций и системе поведения слепые дети до трехмесячного возраста мало чем отличаются от зрячих детей того же возраста. Слепые от рождения младенцы поворачивают глаза к источнику звука и смотрят на свои руки, но позже такие межсенсорные координации исчезают (Фридман1964). Отставание возникает, когда у нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться стремительно быстро. Из-за недостатка стимула для движения к предметам окружающего у слепого тормозит развитие двигательных навыков, а отсутствие координирующей и коррегирующей движения функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев. Появление стереотипных движений с 4-5 месяцев. Причину этого явления видят в стремлении малыша к ритмичным движениям, тренировке вестибулярного аппарата, в «голоде» движений в ранний период детства (Л. В. Рудакова, В. А. Феактистова).

Овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, слабовидящих к 1,5 годам,тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.

Затянувшееся становление вертикального положения и самостоятельного передвижения, боязнь нового пространства, новы предметов задерживают образование и укрепление связи предмет – действие, не способствуют вычленению свойств этих предметов.

Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития речи ребенка. Н С. Костючек отмечает определенное своеобразие в динамике речевого развития, выражающееся в малой подвижности артикуляционного аппарата, в дефектах звукопроизношения, нарушения выразительных движений (мимика лица, жесты, сопровождающие устную речь, бедность словарного запаса (вербализм в речи). Волкова Л. С. указывает на то, что замедленное становление речи начинается уже на первом этапе онтогенетического развития. Наиболее же отчетливо оно проявляется на втором этапе (весь период от 6 мес. до 3 – 4 лет). Это объясняется сокращением сферы активного взаимодействия ребенка с окружающим миром, трудностях в организации его предметной деятельности

Особенности в развитии коммуникативных навыков, общения у детей. Ограничение во многих сферах несловесного, невербального общения. Отсутствие контакта глаз, позднее появление улыбки, бедность в мимических проявлениях, невладение жестами. Причину подобных особенностей видят в отсутствии стимулов, невозможности подражания (Л. И. Солнцева, Харли Р. ,ФридманД.)– одного из каналов самостоятельного приобретения знаний.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является для ребенка общение со взрослым, в процессе которого он овладевает знаниями об окружающем мире.

Мало того – оказывается, ребенок не может стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам.

В деятельности формируются новые психические образования и она создает зону ближайшего развития ребенка.

Следующей особенностью развития ребенка с нарушением зрения в раннем возрасте является снижение его познавательной активности, отсутствие мотивации (Л. И. Солнцева, В. М. Сорокин).

В период до трех лет наблюдается значительное отставание в психическом развитии детей с нарушениями зрения из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющееся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности, в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики.

Источник

Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.

дети с нарушением зрения

Виды нарушений зрения

Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические. К функциональным относятся амблиопия (снижение зрения не регулируемое оптически) и косоглазие, которые могут поддаваться исправлению. Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте.

Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.

Особенности развития

На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.

У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность).

Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают. Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность.

У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.

При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.

Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы.

У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.

развитие детей с нарушением зрения

Образование

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию. Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.

Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.

Источник

Татьяна Крючкова
Особенности психического развития детей раннего возраста с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. Зрительные нарушения вызывают у детей затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные отношения и контакты, ограничивают их ориентировку и возможность заниматься некоторыми видами деятельности.

Из-за нарушения зренияони плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение.

Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, но и влияет на развитие речи, памяти, воображения, освоение навыков самообслуживания. Иногда дети с нарушениями зрения неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной помощи. Важным этапом в развитии и как составляющая лечения таких детей является совместная с взрослым деятельность.

Особенно важно как можно больше времени уделять играм, упражнениям, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, обучающим определенным навыкам. При организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.

Особое значение в развитии детей с нарушением зрения занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве.

Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия обязательно нужно описывать, сопровождать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.

Тем не менее, доказано, что зрительный дефект не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер и темперамент.

Исследования, проведенные, в последние годы подтверждают то, что потенциальные возможности интеллектуальной деятельности в условиях недоразвития зрительной функции снижены. У слабовидящих детей задержка интеллектуального развития выражается в виде более позднего формирования первичного обобщения, дефицита информации и замедления развития познавательных процессов. Качественные особенности интеллектуальной недостаточности у таких детей проявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнаруживается известная слабость абстрактного мышления и преобладание чувственно-образного способа суждения. По сравнению с детьми, не имеющих отклонений в зрении, их представления и знания о предметах реального мира скудны, схематичны, не отражают полностью существенных признаков.

В развитии ребенка велико значение зрения. Именно зрение:

– делает деятельность и общение более свободным, позволяет находить нужного человека среди окружающих в большом пространстве;

– выступает как канал обратной связи и дает возможность видеть реакцию окружающих на действия, слова, с которыми обращается один человек к другому;

– позволяет овладевать средствами общения по подражанию;

– с помощью зрения ребенок учится воспринимать окружающий мир и внутренний мир другого человека.

Закономерно, что дети с нарушением зрения существенно ограничены во многих сферах неречевого общения. Но ограниченность у детей проявляется по-разному и зависит от степени и характера нарушенного зрения, возможности восприятия на расстоянии, мимики. Затрудненность восприятия мимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции. У детей с ослабленным зрительным восприятием в значительной мере затрудняется процесс межличностного общения.

Коммуникативная деятельность детей с нарушениями зрения во многом опирается прежде всего на индивидуальные возможности, в то время как нормально видящие дети активно совершенствуют деятельность в практическом сотрудничестве со взрослым через развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации.

Нарушение зрения затрудняет развитие неречевых и речевых средств общения, воздействуя на объем и качество общения, а также затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность. Использование в работе с детьми малых поэтических форм как средства организации поведения позволит пробудить у малышей с нарушением зрения потребность в общении и развить их коммуникативные способности.

Источник

Тема: «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие.

Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью.

Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники.

Постоянное высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Особенности внимания.

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у людей с патологией зрения утомление наступает быстрее.

Классификация нарушений зрительных функций у детей.

В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

  • Слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению.

  • Абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений.

  • Частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, способны выделять фигуру из фона.

  • Слабовидящие – при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

  • Слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.

  • Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам. Пространственная ориентация и различного рода деятельность слепых требует способности дифференцировать звуки, шумы, локализовать источники звуков, определять направление звуковой волны, поэтому у них чаще используется слух при выполнении различных видов деятельности.

Большое познавательное значение имеет осязание. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, особое место занимает осязание при чтении брайлевского шрифта.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

Становление эстетических чувств у слепых в большой мере затруднено, так как при этом выключается из сферы восприятия целая гамма чувств, возникающих при зрительном восприятии красоты. Однако, сохранные анализаторы позволяют слепому испытывать эстетические чувства, наслаждаться природой, поэзией, музыкой. Формирование эстетических чувств, связано с воспитанием. Способности эстетически наслаждаться развиваются, прежде всего, не в сфере сознания, а в сфере деятельности.

Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений.

Необходимым условием выявления Людой патологии развития является тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения. О возможности зрительной патологии может свидетельствовать отсутствие у ребенка к 2-3 месяцам фиксации взора на человеческом лице или игрушке.

Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого ребенка в трех направлениях:

  1. Клиническое ассистирование и клиническая помощь;

  2. Самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

  3. Обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.

Существуют разные формы компенсации слепоты:

Органическая, или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

Межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.

При компенсации частичного дефекта начинает играть роль коррекция первичного дефекта, развитие слуха, осязания, зрения. Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных условий восприятия, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением, в первую очередь это относится к гигиене зрения.

Особенности памяти.

Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, присутствует слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Высокий объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован ранее образ воспринимаемого объекта. Для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа.

В процессе специального обучения дети овладевают навыками осязательно-зрительного и зрительного узнавания, а иногда используются навыки неспецифичного узнавания по второстепенным, несущественным признакам (например, по звуку, характерному для данного предмета, запаху). Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. У частично видящих наблюдается снижение объема кратковременной памяти, который изменяется в зависимости от фона, цвета зрительных стимулов, а также от степени сформированности свойств зрительного восприятия. Приобщение учащихся с нарушением зрения к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов является стимулом и условием для развития различных видов и типов памяти.

Особенности восприятия.

У детей с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на целостности и полноте образов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что ослепшие во взрослом возрасте имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки, их движения выглядят более уверенными, точными, но в случае если навыки слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем.

Особенности мышления.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников. Однако,у детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены.

У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление. На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно- образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной форме.

Используется также практически- действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. Этотвид оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью. У отдельных учащихся может преобладать тот или иной тип мышления.

Специфическое развитие ребенка с проблемами развития, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации, они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному нарушению развития.

Источник