Особенности раннего развития ребенка перечень
Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста
Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.
Первый период – от года до полутора лет.
Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.
Второй период – от полутора до 2 лет.
Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.
Третий период – от 2 до 3 лет.
Это период наиболее активного умственного развития ребенка.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.
Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:
– развитие предметной деятельности;
– развитие общения с взрослыми;
– развитие речи;
– развитие игры;
– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;
– развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности
Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.
Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.
Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.
Источник
Особенности развития детей раннего возраста.
Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.
В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.
Первый период – от года до полутора лет.
Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.
Второй период – от полутора до 2 лет.
Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.
Третий период – от 2 до 3 лет.
Это период наиболее активного умственного развития ребенка.
Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.
К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.
Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности.[15] В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.
Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при
одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:
– развитие предметной деятельности;
– развитие общения с взрослыми;
– развитие речи;
– развитие игры;
– приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;
– развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности
Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.
На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.
Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.
На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.
Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.
Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.
Источник
Особенности развитие детей раннего возраста
Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.
Особое значение этого возраста объясняется тем, что оно непосредственно связано с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребёнку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации.
Речевое общение позволяет ребёнку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки, приобщаться к человеческой культуре.
Предметная деятельность развивает способности ребёнка, в особенности его моторику. Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития ребёнка.
В данном возрасте ребёнок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.
Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства.
Характерной психологической чертой ребёнка в этом возрасте является ситуативность поведения. Ребёнку 2-3-х лет интересно преимущественно то, что находится в поле его зрения. При этом он не только рассматривает предмет, но и пытается им действовать. В этом возрасте восприятие и действие неразрывно связаны.
Ситуативность поведения ребёнка связана с особенностями протекания психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Они характеризуются непосредственностью и непроизвольностью. Мышление в этом возрасте протекает не в отвлечённой форме, а в форме действия с предметами, которые ребёнок непосредственно воспринимает, которые может держать в руках, т.е. является наглядно-действенным.
Эмоциональное восприятия окружающего мира – характерная черта ребёнка раннего возраста. Своеобразие отношения ребёнка к окружающему миру заключается в его импульсивности, эмоциональной неустойчивости.
Поведение ребёнка этого возраста постепенно преобразуется: оно становится произвольным и целенаправленным. К трём годам ребёнок уже может долго и сосредоточенно заниматься одним делом.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребёнком разных видов деятельности и развития личности. Одним из направлений в развитии ребёнка на данном возрастном этапе является развитие общения и речи.
Ребёнок овладевает способностью понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Развитие познавательных процессов и речи помогают ребёнку ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы поведения.
Для ребёнка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни восприятие действительности, ни внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект.
Все дети проходят одни и те же стадии в овладении речью. К возрасту одного года ребёнок произносит отдельные слова; примерно к двум годам он говорит двух-трёхсложные предложения; к четырём годам разговаривают как взрослые.
К году ребёнок имеет довольно большой опыт познания окружающего мира с помощью органов чувств. Первые слова ребёнок произносит в конце первого – начале второго года жизни, но активно пользоваться речью начинает после полутора лет. Возникновение активной речи связано с открытием того факта, что каждый предмет имеет своё название.
Речь развивается в двух направлениях. Сначала происходит становление пассивной речи. Ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь, но ещё не умеет говорить. Пассивная речь возникает уже в младенческом возрасте. На 7-8 месяце жизни ребёнок может понимать многие слова и по просьбе взрослого указывает на него взглядом или пальцем. В раннем возрасте пассивная речь развивается очень быстрыми темпами. Ребёнок хорошо понимает смысл обращённой к нему речи, и может выполнять несложные поручения взрослого.
Позже возникает активная речь. Но у некоторых детей период пассивной речи сильно затягивается. Ребёнок может до двух – двух с половиной лет, понимая что ему говорят взрослые, правильно выполнять их просьбы, но не произносить ни одного слова. Ребёнок продолжает общаться с помощью жестов и лепета. Но речь всё равно расширяется за счёт пассивного словаря и накопления опыта слышимой речи.
К году дети могут осмысленно употреблять около пяти слов, к которым обычно относятся такие: мама, папа, би-би, пи-пи и др. Как правило, это подражательные слова. Первые слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и подражать. Количество произносимых слов значительно меньше понимаемых им. В этот период ребёнок ещё много лепечет. А словами он пользуется редко.
Речь взрослого, обращённая к ребёнку, должна не только сопровождать действие, а сделаться необходимым его звеном. Речь должна побуждать к действию, регулировать его, только тогда она воспринимается ребёнком.
После полутора лет речь ребёнка становится всё более самостоятельной, нарастает темп её развития. Ребёнок сам спрашивает названия окружающего его предметов.
Вначале он пользуется жестами, мимикой для постановки вопросов, часто просто указывая рукой. Затем к жесту добавляется вопрос, выраженный словом. Словарь быстро увеличивается. Слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Кроме существительных в речи появляются глаголы и некоторые грамматические формы.
К концу второго года ребенок образует маленькие предложения из двух – трёх слов. Дети этого возраста чётко представляют о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.
После интонационного оформления голосовых реакций ребёнка начинается процесс формирования фонематического слуха. Он в основном завершается к двум годам, когда ребёнок может различать слова, которые отличаются друг от друга одной фонемой.
Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает: семантический, морфологический, синтаксический и прагматический аспекты.
В усвоении грамматики ребёнком раннего возраста имеется ряд закономерностей.
Первый период речевого развития от 1года до 2 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур. Слова употребляются в неизменном виде.
Второй период с 2 до 3 лет, – это начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова становятся частями предложения, согласовываются друг с другом.
Около трёх лет ребёнок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Ему особенно нравится слушать рассказы, стихи, сказки. Это важный момент в речевом развитии ребёнка. Он свидетельствует о том, что ребёнок в состоянии познавать действительность не только через органы чувств, но и понятийном отражении в языке.
На третьем году жизни речевая активность детей стремительно увеличивается. Речь становиться основным средством общения. В этом возрасте ребёнок обладает большим словарным запасом, использует почти все части речи, в ней появляется падеж и время. На третьем году ребёнок в основном овладевает предлоги и наречия. Ребёнок пользуется трёх, четырёх и более – словными предложениями, вопросительными и восклицательными формами. Его речь быстрыми темпами приближается к речи взрослого.
До полутора лет ребёнок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года дети знают уже около 300 слов, а к трёхлетнему возрасту – 1200 – 1500 слов.
Несмотря на наличие закономерностей в развитии речи у детей раннего возраста, сроки возникновения, темпы и характер её становления могут быть различными. Индивидуальные различия в темпах развития речи у детей настолько велики, что нельзя механически основываться только на возраст ребёнка.
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогике раннего возраста.
Источник