Особенности познавательного развития ребенка

Особенности познавательного развития ребенка thumbnail

ОСОБЕННОСТИ   ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ          ДОШКОЛЬНИКОВ   В КАЖДОЙ  ВОЗРАСТНОЙ  ГРУППЕ  И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ  РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ

   Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об общих способностях человека,  то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов,  ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

   Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.

Совершенствование чувственного восприятия ребенка связано, во- первых, с умением лучше использовать свои сенсорные аппараты в результате их упражнения, во- вторых, существенную роль играет умение все более осмысленно истолковывать чувственные данные, что связано с общим умственным развитием ребенка.

У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным, он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление не цель, а непроизвольный продукт активности ребенка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.

    Детское воображение также сначала проявляется и формируется в игре, а также лепке, рисовании, пении и др. собственно творческие и даже комбинаторные моменты в воображении сначала не столь значительны, они развиваются в процессе общего умственного развития ребенка.

      Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, “теоретическое” направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

Ранний возраст (1-3 года)

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: “Что вижу, с чем действую, то и познаю”. Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

3-4 года.

К этому возрасту, дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства – тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

4-5 лет.

В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

– знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

– установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

– удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

– формирование положительного отношения к окружающему миру.

5-6 лет.

Старший дошкольник познает уже “большой мир”. В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

6-7 лет.

К 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

– постановка цели и планирование;

-прогнозирование возможных эффектов действия;

– контроль за выполнением действий;

– оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру. Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности.

      Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой – последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий); постоянное притяжение к этому объекту

Источник

Познавательная сфера дошкольника является единой функциональной системой, позволяющей ребенку познавать окружающий мир. В дошкольном периоде познавательное развитие происходит особенно интенсивно. Ребенок растет, развивается, превращается в активную личность и постепенно складывает свою картину мира. Помогают ему в этом психические процессы, речь, способности, включение в деятельность, интерес. В совокупности они образуют познавательную сферу. 

Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте

Рассмотрим, какими возможностями познания себя и окружающей действительности оперируют дети дошкольного возраста. В краткой характеристике познавательной сферы дошкольника перечислим главные средства.

Познавательные процессы

Психические процессы, с помощью которых человек получает информацию и оперирует приобретенным материалом, не зря называют познавательными. Благодаря этим процессам осваивается действительность, формируется понимание всего того, что окружает личность.

В дошкольном возрасте все они интенсивно развиваются: восприятие, воображение, память, мышление. Проводником в формировании каждого их перечисленных процессов выступает внимание.

Интерес познания

Именно внимание выделяет объект из окружающего мира, благодаря чему информация о нем поступает в мозговой центр ребенка.

Все познавательные процессы работают в тесной взаимосвязи. Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Его восприятие становится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами.

Особенно активно в дошкольном возрасте развивается воображение. Ребенок представляет образы, слушая истории и сказки. Приступая к рисованию, он имеет некоторый план, что ему хочется изобразить. Дошкольник легко наделяет новыми качествами уже известных ему героев, охотно фантазирует. Познавательная функция воображения заключается и в активной проработке информации и в применении материала в новых условиях.

В дошкольном возрастном периоде преобладает наглядно образное мышление. Но также многое ребенок пытается понять, используя действия. Практически любой мальчишка, чтобы прояснить, как устроена машинка, разберет ее по частям. К 6-7 годам уровень развития мышления достигает такого уровня, что дошкольник в состоянии вернуть исходную целостную форму этой разобранной игрушке.

Формированию умений способствуют такие мыслительные операции как анализ и синтез – ведущие в мышлении дошкольника. Они же подтягивают развитие более сложных операций – сравнение, классификация, обобщение.

Особая роль в развитии познавательной сферы детей отводится памяти. На протяжении всего дошкольного детства преобладает непроизвольная память, но с возрастом развиваются умения и навыки длительного запоминания. Таким образом, краткосрочное удерживание информации дополняется долговременной памятью. В сравнении с младшим дошкольным возрастом, ребенок на пороге школы отличается значительно большим объемом памяти, что крайне важно для усвоения учебного материала.

Познавательные способности

К способностям ребенка, позволяющим познавать мир, прежде всего, следует отнести наблюдательность, умение задавать вопросы и слушать ответы на них, восприятие информации и ее осмысление. Такая детская заинтересованность станет фундаментом для развития когнитивных способностей и интеллекта.

Если дошкольник задает вопрос за вопросом, не дожидаясь ответа и отвлекаясь уже через секунду на другой заинтересовавший его объект, то о способности к познанию в подобных случаях говорить не стоит.

Интерес

Познавательный интересУстойчивый интерес служит эффективным средством обогащения познавательной сферы ребенка. Пытливый ум выясняет свойства и назначение ранее неизвестных им предметов, проявляет интерес к счету и чтению, к новым сведениям, замечает своеобразие явлений.

Заинтересовавшись формой и особенностями конструкций, дети дошкольного возраста способны провести анализ, при необходимости задать уточняющие вопросы и самостоятельно реализовать свою задумку. Старшие дошкольники в состоянии гораздо дольше заниматься делом, если оно им интересно.

Познавательная активность

На интерес ребенка опирается еще одна важная составляющая – познавательная активность. Дошкольник может проявлять заинтересованность различными способами и в разных направлениях. Его может увлечь постижение какого-то содержания (например, такая цепочка: почему лампочка светится, что такое электрический ток, как он вызывает свечение в лампочке и пр.).

Ребенок может настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи (могу ехать на велосипеде, сев спиной к рулю…). У дошкольника часто проявляется стремление поделиться новыми знаниями с родителями или сверстниками.

Ребенок познает окружающий мир

Ребенок познает окружающий мир

Новообразования дошкольного возраста

Развитие познавательной сферы приводит дошкольника к новым образованиям, которые выводят личность на новый уровень. Новообразования – важнейшие критерии, отделяющие один возрастной период от другого и раскрывающие его сущность. В старшем дошкольном возрасте содержательным приобретением является мировоззрение и произвольность.

Формирование мировоззрения

Постепенно в сознании ребенка устанавливаются связи между всем, о чем он уже знает. Следовательно, складывается первичное мировоззрение. Важны и такие психологические аспекты как развитие самосознания и понимания системы отношений между людьми.

Детский мозг в состоянии выявлять некоторые закономерности. Старший дошкольник уже отлично понимает, что действия и поступки приводят к определенным последствиям, и морально-этическим, в том числе.

Формирование мировоззрения как психического новообразования дошкольного детства еще довольно схематично. Своего рода, это канва, которая начнет активно наполняться, как только ребенок пойдет в школу.

Формирование произвольности

Главным достижением дошкольного возраста считают формирование произвольности. Это также новообразование, которое стимулирует развитие познавательной сферы. Если младший дошкольник воспринимает, обращает внимание, мыслит непроизвольно – что его больше привлекает, на то и направлено его познание, — то в старшем дошкольном возрасте, хотя бы частично, этим процессом можно управлять.

Произвольное восприятие

Произвольное восприятие

Произвольность обеспечивает восприятие той информации, которую ребенку преподносит взрослый. Произвольное внимание позволяет дошкольнику видеть и слушать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Поэтому произвольность – важнейшее «приобретение» для познавательной сферы в дошкольном периоде.

Роль взрослого в развитии познавательной сферы дошкольника

Родителям важно осознавать, что познавательная сфера их ребенка эффективнее расширится и наполнится при активном участии взрослых. В дошкольном детстве возможности познания практически не знают границ. Ребенок-почемучка сам инициирует множество вопросов и увеличивает свою информационную базу благодаря доступным для понимания ответам. Активные дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют им экспериментировать и действовать.

Но особенности развития познавательной сферы дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно практиковать не только на занятиях по развитию, но и в повседневном общении с детьми.

Источник

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста


06.04.2013

16212

0

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

От года   3 года

Ребенок раннего возра­ста – настоящий исследователь.
Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности.  И самое главное, что ребенок не только хочет
рассматривать предметы, но и действовать с ними – разъединять и соединять,
конструировать из предметов, экспериментировать.

     
Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления,
памяти и других познавательных процессов. Наиболее ин­тенсивно развивается
восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие –  фундаментальная психи­ческая функция,
обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

     Восприятие детей
этого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб и
ошибок ребенок мо­жет собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соот­ветствующей
формы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессе
многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или
подходящих друг к другу предметов или их частей.

Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенок
примеривает, пробует и через ошибки, их ис­правление достигает результата.
Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примери­вающих
действий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами
(статичных и дина­мичных). Особенно ярко это заметно в возрасте 1 года 9 ме­сяцев
– 1 года 10 месяцев.

           В практической деятельности у ребенка
развивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет
наглядно-действенный характер. Путем практическо­го экспериментирования ребенок
открывает новые сред­ства для достижения целей. Например, достает один пред­мет
с помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки; встает на стул, чтобы
дотянуться до понравившегося предмета.

Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей.
Например, зачерпывая воду с помощью ре­шета для просеивания песка,
обнаруживает, что вода выли­вается. Это вызывает у него удивление, что
стимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.

           С помощью бытовых предметов
(стульев, кресел, поду­шек и др.) открывает новые формы передвижения: скольже­ние,
скатывание, перекатывание.

Постепенно к
концу третьего года жизни ребенок начина­ет обходиться без внешних проб,
экспериментируя и фанта­зируя в уме.

Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опыта
проявляются в детских вопросах (на­пример, «Это птица?», «Это грузовик?», «А
зачем?», «Кто это?», «Что это?»).

На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми
дети строят собственные представле­ния об окружающем.

.

К концу третьего года жизни ознакомление с окружаю­щим приобретает ярко
выраженный познавательный харак­тер. Дети активно стремятся получить
информацию об ок­ружающем мире, задавая взрослому множество вопросов (на­пример,
«Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Где
живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.).

1.2. Младший дошкольный возраст  3 – 5 лет

В   младшем   дошкольном  
возрасте   познавательное  развитие 
продолжается  по  трем 
основным  направлениям:

– расширяются и
качественно изменяются  способы
ориентировки ребенка в окружающем,

–  возникают новые средства ориентировки,

– содержательно
обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен­но новые свойства
сенсорных процессов: ощущение и вос­приятие. Ребенок, включаясь в разные виды
деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более
тонко различать отдельные признаки и свойства пред­метов. Совершенствуется
фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы
предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст­вия и
начинает развиваться как самостоятельный, целена­правленный процесс со своими
специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят
к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия,  при этом «рука учит глаз» (движение руки по
предмету оп­ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит­ся в
дошкольном возрасте одним из основных процессов не­посредственного познания
предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем
дошколь­ном возрасте.

Рассматривая
новые предметы (растения, камни и т.д.), ребенок не ограничивается простым
зрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель­ному
восприятию –  сгибает, растягивает,
царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще  не может назвать его, обозначить словом.
Активная, разно­образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к
новому предмету стимулирует появление более точных об­разов. Действия
восприятия развиваются благодаря усвое­нию системы сенсорных эталонов (цветов
спектра, геомет­рических форм и др.).

 В этом возрасте ребенок начинает
использовать симво­лические представления предметов и событий. Благодаря этому
он становится более свободным и независимым от по­ля восприятия и непосредственных
контактов с окружающи­ми предметами. Маленький ребенок умеет представлять объек­ты
с помощью телесных движений (подражание, отсрочен­ное во времени), ребенок
постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо
знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представле­ния – это символы. С
помощью символов можно предста­вить как конкретные, так и абстрактные предметы.
Яркий пример символических средств – 
речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в дан­ный момент перед
его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые
никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспро­изводить
скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих
скрытых частей.

Символическая функция – 
качественно новое достиже­ние в умственном развитии ребенка младшего
дошкольного возраста –  знаменует собой
зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во
внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).

Мышление младшего дошкольника отличается качествен­ным своеобразием.
Ребенок – реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно
различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не
умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки
зрения. Ему свойственны анимистические пред­ставления: все окружающие предметы
способны думать и чув­ствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает
спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один,
наиболее яркий признак предмета и, ориенти­руясь на него, оценивает предмет в
целом. Его интересуют ре­зультаты действия, однако он еще не умеет прослеживать
про­цесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о
том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было
достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и
те усло­вия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии свое­го становления:
дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить
новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно
наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изме­нения тех или иных
явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект
прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая
любознательность, на­личие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?». Их
начинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться
представления о пространстве, времени, чис­ле. В силу особенностей мышления
ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и каче­ственно
отличны от представлений более старших детей.

1.3.
Старший дошкольный возраст  5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный
комплексный феномен, включаю­щий развитие познавательных процессов (восприятия,
мыш­ления, памяти, внимания, воображения), которые представ­ляют собой разные
формы ориентации ребенка в окружаю­щем мире, в себе самом и регулируют его
деятельность.

Восприятие
ребенка теряет свой первоначально глобаль­ный характер. Благодаря различным
видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойст­во
предмета от него самого. Свойства или признаки предме­та становятся для ребенка
объектом специального рассмот­рения. Названные словом, они превращаются в
категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника воз­никают
категории величины, формы, цвета, пространствен­ных отношений. Таким образом,
ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия
интеллектуализируется.

            Благодаря
различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится
произвольной и целенаправ­ленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить
что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Пере­страивается
воображение: из репродуктивного, воспроизводя­щего оно становится
предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только
конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи
ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется
внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как
самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно.
Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как
экспериментиро­вание с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим
преобразованием предметов и явлений.  В
процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет в
объекте все новые свойства связи и зависимости. При этом наиболее значим для
разви­тия творчества дошкольника сам процесс поисковых пре­образований.

Преобразование ребенком предметов в ходе эксперимен­тирования теперь
имеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование
осуществляется пор­циями, последовательными актами и после каждого тако­го акта
происходит анализ наступивших изменений. После­довательность производимых
ребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития
его мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате
ребенок часто получает неожидан­ные новые знания, у него формируются новые
способы по­знавательной деятельности. Происходит своеобразный про­цесс
самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и
имеет важное значение для ста­новления творческой личности. Наиболее ярко этот
процесс проявляется у одаренных и талантливых детей. Развитию
экспериментирования способствуют задачи «открытого ти­па», предполагающие
множество верных решений (например, «Как вытащить машину из ямы?» или « Как
можно использовать в игре кубик?»).

Моделирование  в дошкольном  возрасте 
осуществляется  в разных видах
деятельности –  игре, конструировании,
рисовании,   лепке   и др.  
Благодаря   моделированию   ребенок способен  к опосредованному решению  познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых
отношений.  Теперь с  помощью моделей ребенок материализует  математические,  логические,  
временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические
изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это
только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так,
ребенок охотно счи­тает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря
содержательному общению и обучению, разви­тию познавательной деятельности у
ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления сис­тематизируются
и становятся знаниями, начинают формиро­ваться общие категории мышления (часть
–  целое, причин­ность, пространство,
предмет –  система предметов, случай­ность
и т. д.).

В дошкольном
возрасте ярко проявляются две категории знаний:

  •  знания 
    и умения,   которыми
    ребенок  овладевает без специального
    обучения в  повседневном  общении со  взрос­лыми, в играх,  наблюдениях, во время просмотра телеви­зионных
    передач.
  •  знания и умения, которые могут быть
    усвоены только в процессе специального обучения (математиче­ские знания,
    грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знаний
включает две зоны –  зону устойчивых,
стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей –  показатель
развития их мышления. Во­просы о назначении предметов, заданные для того, чтобы
получить помощь или одобрение, дополняются вопросами   о причинах явлений и их последствиях.
Появляются вопро­сы,  направленные на то,
чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей  формируются обобщенные способы умственной
работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается
диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.  Все это – 
одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности к
продуктивному взаимодействию с новым 
содержанием обучения в школе.

Источник