Особенности поведения и развития ребенка консультация

Особенности развития ребёнка-дошкольника

        Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети?     Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

         Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

         Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

         Кризис – это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.

          Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все, наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

        Младший возраст (3-4 года) – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Доверие и привязанность к воспитателю – необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе близких людей. В течение дня близкие должны проявлять к ребенку свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощущая любовь родителя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

         К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

         Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда.         Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

         В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

          На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

          Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становиться не только средством физического развития, но и способом психологического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

       Основным достижением каждого возврата связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализации.

       Ребенок 3-5 лет должен всегда в качестве поощрения получать: похвалу, улыбки, подарки и т.п. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходиться и наказывать малыша, но не ущемлять его достоинства, например, так: посади ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажи ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

        Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Читайте также:  Дневник развития ребенка распечатать

        Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный – слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличаться какими-то способностями или навыками, которые могли бы ему пригодиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

Источник

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка младшего дошкольного возраста

3 года – может вести себя некоторое время нормально (хорошо):

· способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;

· может помогать взрослым;

· может в какой-то мере быть чутким к переживаниям других;

· допускает внесение незначительных изменений в обещания взрослых.

Нормальное (плохое) поведение:

· не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми;

· не хочет заботиться о других;

· эмоционально глух к боли, причиняемой окружающим людям и животным;

· истерики, слезы, крик.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

· говорите малышу о своей любви к нему как можно чаще;

· целуйте его, обнимайте и берите на руки при каждом взаимном желании и возможности;

· избегайте ситуаций, в которых ребенок вынужден подчиниться вашему требованию поневоле;

· терпеливо демонстрируйте культурные формы отношений в ответ на агрессию ребенка;

· сопровождайте телесные контакты с ним словами нежности.

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка среднего дошкольного возраста

4 года – ведет себя нормально (хорошо) более продолжительное время:

· способен к сотрудничеству со сверстниками;

· может соблюдать правила очередности;

· может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие к обиженным.

Нормальное (плохое) поведение:

напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

· проявляйте терпение и выдержку, давая оценку негативному поведению малыша;

· не отвечайте лаской на агрессивные проявления, но обязательно сообщите ему, что он вас огорчил;

· отвечайте вниманием и незамедлительной готовностью к общению в случаях попыток малыша наладить с вами отношения;

· позволяйте ребенку быть маленьким, когда это возможно.

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста

5 лет – ведет себя нормально (хорошо) в течение всего времени пребывания в ДОУ:

· соблюдает распорядок дня;

· может ориентироваться во времени по часам;

· лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помотать им в этом.

Нормальное (плохое) поведение:

· разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

· бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом;

· ябедничает на сверстников.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

· не обещайте ребенку того, чего вы не сможете выполнить наверняка;

· не давайте прямых оценок нежелательному поведению его сверстников;

· обсуждайте с ребенком каждый взволновавший его случай предосудительного поведения других детей, при этом стремитесь помочь малышу сформировать свое отношение к самому поступку, сохранив хорошее отношение к провинившемуся;

· внимательно выслушивайте претензии ребенка к вам – они могут быть справедливыми.

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста

6 лет – теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

· способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;

· удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

· начинает осознавать свои переживания;

· активно интересуется отношением окружающих к себе;

· претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве.

Нормальное (плохое) поведение:

· лжет в целях самозащиты;

· непоседлив и возбудим;

· продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже;

· допускает небрежность в выполнении монотонных операций.

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

· будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях;

· давайте оценку всем самостоятельно выполненным им поручениям и заданиям; при этом оценка должна быть обязательно положительной (найдите что-нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом;

· жестких, неукоснительно предъявляемых дошкольнику требований не должно быть много;

· выполняйте монотонные операции вместе с ребенком – достаточно просто вашего присутствия рядом.

ТЕСТ   «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ»

Цель: определить характер общения родителей и детей.

Отметьте те выражения, которые в общении с детьми Вы употребляете наиболее часто:

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста…
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала…
  4. И в кого ты только уродился!
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну на кого ты похож!
  7. Я в твое время…
  8. Ты – моя опора и помощник.
  9. Ну что это за друзья у тебя!
  10. О чем ты только думаешь!
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А ты как считаешь?
  13. У всех дети как дети, а ты…
  14. Какой ты у меня сообразительный!

ТЕСТ   «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ»

Цель: определить характер общения родителей и детей.

Отметьте те выражения, которые в общении с детьми Вы употребляете наиболее часто:

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста…
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала…
  4. И в кого ты только уродился!
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну на кого ты похож!
  7. Я в твое время…
  8. Ты – моя опора и помощник.
  9. Ну что это за друзья у тебя!
  10. О чем ты только думаешь!
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А ты как считаешь?
  13. У всех дети как дети, а ты…
  14. Какой ты у меня сообразительный!
Читайте также:  Особенности развития ребенка в онтогенезе

Ключи к ответам:        вопросы 2, 12  -0 баллов.

                               вопросы 3, 5, 8, 11, 14  – 1 балл.

                               вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13 – 2 балла.

                КЛЮЧ  К  ТЕСТУ «КАКОЙ  ВЫ  РОДИТЕЛЬ»

Если Вы набрали:

 до 7-8 баллов – Вы живете с ребенком душа в                                             душу. Он искренне уважает и любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9-10 баллов – Вы непоследовательны в общении                                              с Вашим ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов – Вам необходимо быть к ребенку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но авторитет не заменит любви. Развитие  ребенка  зависит  от  случая  в  большей степени, чем от Вас.

13 и более баллов – Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути, между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше  внимания, прислушивайтесь  к  его мнению.

Источник

Консультация для родителей «Особенности психологии дошкольников»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Консультация для родителей

«Особенности психологии дошкольников»

Воспитатель :Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.

Психологические особенности дошкольного возраста

Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

  • К 1 году ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
  • К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
  • К 2 годам словарный запас – 300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
  • К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.
  • К 3 годам появляется вопрос вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
  • К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.
  • 3 – 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).
  • К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
  • К 4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?
  • К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.
  • С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
  • 5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Яна Пряничникава
Консультация для родителей «Особенности развития ребенка-дошкольника»

Особенности развития ребенка-дошкольника

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка.Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

Читайте также:  Методики речевое развитие ребенка дошкольного возраста

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали.

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста яв ляется наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может», С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью,но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4—5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.

Для детей 6—7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Но при всем этом важно понимать: возраст дошкольников, это возраст, когда ребенок приходит в мир культуры.

Культура – это придание смысла тому, что само по себе смысла не имеет. Дошкольники бесконечно, в течение многих лет тренируют эту способность – путем свободной ролевой игры. Ролевая игра — бесконечно важна для дошкольника! Ребенок берет предметы и «вводит их в роль», то же самое он делает с собой и друзьями. Если до трех лет он играет с кубиком как с деревяшкой, изучает, как он стучит по полу, падает, летает, то в более поздний период этот кубик уже становится машиной или танком, который с ревом ездит по комнате.

Придание смысла, введение в роль – это сложная психическая функция, ее освоение требует времени, многих часов тренировки. Именно это – подготовка к получению образования, к будущему вхождению в огромный мир переносных смыслов.

Все время, которое мы забираем у ролевой игры, – это обкрадывание детей! Ребенок должен играть в свободную ролевую игру – как с другими детьми, так и самостоятельно. Его фантазия способна что угодно превратить в игру. Но для это ему нужно время. Ему должно быть скучно. Тогда он начинает рождать новые смыслы, тогда рождается творческий импульс.

Плюс к этому нужно безопасное пространство и постоянная детская компания! Как раз таким местом и оказывается на сегодняшний день детский сад.

Воспитатели:

Пряничникова Я. Н

Хромова О. Р.

Источник