Особенности понимания речи ребенка с задержкой речевого развития

Особенности понимания речи ребенка с задержкой речевого развития thumbnail

Статья:

Проблема задержки речевого развития (ЗРР) у детей — одна из ведущих в современной логопедии. Ученые различных стран активно разрабатывают системы диагностической и коррекционной помощи детям с различными патологиями, в том числе и с задержкой речевого развития (ЗРР).

В настоящее время разработано множество концепций этиологии и патогенеза ЗРР. Изучением проблемы ЗРР занимались такие ученые, как Н.И. Васильева, О.Е. Грибова, В.Киселева, Л.М. Гладковская и другие известнейшие исследователи. Проблема ЗРР — проблема мирового масштаба. Разработкой научных знаний по этой проблеме активно занимаются не только в России. В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии.

На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость. По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержка речевого развития У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут.

При обследовании поведение таких детей различно: одни доверчивы, ласковы, другие плачут, третьи упорно молчат. Некоторые беспокойно бегают с места на место и трудно сосредотачиваются. Поэтому очень часто невозможно за одно обследование дать однозначный диагноз, ведь таким же образом очень часто ведут себя и «нормальные» дети. На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3-х лет) влияют несколько факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам можно отнести: некоторые наследственные болезни; особенности протекания беременности; наличие гипоксии внутриутробной и родовой; наличие определенных болезней у ребенка; пол ребенка; ребенок — левша или правша; личные особенности ребенка. То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка, и которые он получил в наследство. К внешним относятся следующие факторы: стрессовые ситуации; присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей); смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика; То есть к внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.

Причины возникновения ЗРР Далее частично рассмотрены причины задержки речи. Наследственные болезни К болезням наследственного характера, вызывающим ЗРР можно отнести: глухонемота; патологии ротовой полости; Также образованию речи препятствуют расщепление неба, патологии языка, уздечки, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д. наследственная задержка речи; Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии.

При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение. эпилепсия, судороги; мигрени и аллергии; алкоголизм родителей; самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников; умственная отсталость; выдающиеся способности к чему-либо; заикание; малый вес; многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.

Современная классификация речевых нарушений, которая ведет к задержке развития речи, имеет очень широкий диапазон, это: алалия, сигматизм свистящих звуков, открытая ринолалия, дизартрия, тахилалия, ринолалия, заикание, дислалия, афазия и др. нарушения речи. Говоря о речевой характеристике детей с задержкой в развитии речи в целом, следует отметить, что, несмотря на большое разнообразие речевых нарушений, характерных для отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные особенности. Прежде всего, здесь следует назвать нарушение коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице. У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи. Обучение в школе

Поступление детей в школу с различными нарушениями речи с Задержкой Речевого Развития и не полное ее восстановление до семи лет, говорит о том, что такой ребенок будет испытывать трудности по русскому языку, чтению и по другим основным предметам. В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы.

Появляются проблемы в психологическом плане в период адаптации. Ребенок мало общается со сверстниками и плохо контактирует с учителями, на уроках не активен и в основном молчалив. Ребенок чувствует неуверенность, появляется комплекс и негативное отношение к своей речи.

Логопедическая работа по развитию речи детей должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка.

Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.

Основные этапы логопедической работы 1. Обследование речи всех обучающихся с 1 класса с целью выявления речевых нарушений. 2. Постановка на учет к логопеду детей с нарушениями речевого развития (В случае согласия родителей законных представителей, ребенок попадает в логопедическую группу или на индивидуальные занятия. В каждом отдельно взятом случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке с учетом уровня развития ребенка, тяжести нарушения и иных аспектов) 3. Составление индивидуального плана логопедических занятий для детей с задержкой речевого развития. 4. Коррекционно-логопедическая работа 5. Консультативно-просветительская работа с родителями и учителями. 6.

Динамика развития речи обучающихся.

Логопед должен обязательно провести обследование, собрать анамнез ребенка по следующим направлениям: – Раннее развитие: сбор данных физиологического развития ребенка. – Раннее речевое развитие ребенка. Логопед задает вопросы о том, когда у ребенка появились гуление, лепет, насколько был разнообразен, интонирован, первые слова и предложения. Оценит физическое развитие ребенка: умение качественно, в полном объеме, выполнять те или иные упражнения. Например. Постоять на одной ноге, попрыгать на двух ногах, перепрыгнуть препятствие, походить на пятках и т.д. – Уровень формирования умений выполнения артикуляционных упражнений: логопед проверит, как малыш может управлять губами, языком, принимая те или иные артикуляционные уклады. – Уровень развития мелкой моторики. Малышу будут предложены несколько укладов, которые он должен будет выполнить с помощью пальчиков. Все упражнения сопровождаются речевой инструкций и собственным показом в виде игры.

Определение уровня понимания речи ребенком. Знание по возрасту названий предметов, их признаков, действий. Грамматические категории: единственное и множественное число, род, падеж, согласование существительное и прилагательное, числительное и существительное и т.д. Понимание инструкций. Определение уровня развития экспрессивной речи (активной) ребенка.

Коррекционная работа 1 . Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. 2. Работа над формированием слоговой структуры слова, связности высказывания, развитие словарного запаса ребенка. 3. Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия и грамматических форм речи; 4. Индивидуальные занятия по предупреждению дисграфии и коррекция письма с учащимися 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов 5. Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой; Работа с родителями В условиях общеобразовательной школы логопед проводит специально для родителей : – Консультации – Беседы – Проводит собрания по различным темам: « Развитие речи ребенка дома», « Как научить ребенка любить читать?», «Развитие мелкой моторики детей» и другие. – Разъяснение специальных знаний по логопедии. – направляет родителей с детьми к узким специалистам, врачам на дополнительное обследование (Неврологу,психологу, отолорингологу, офтальмологу, ортопеду, стоматологу, ортодонту) – Дает рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка. Опираясь на работы выдающихся ученых и педагогов таких, как О.Е Грибова, Т.А.Ткаченко, В Цвынтарный, Е.В Мазанова, Н.С. Жукова я взяла в свою логопедическую работы много эффективных приемов работы с детьми дошкольного и школьного возраста, а так же использую свои методические разработки и приемы работы в развитии речи и для устранения недостатков произношения у ребят. Предлагаю рассмотреть наиболее важные и эффективные: – Создание благоприятной обстановки на занятии, ребенок психологически должен быть настроен на трудную, но в тоже время интересную работу. – Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).

В своей коррекционно-логопедической работе с детьми я провожу работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. В работе с речевыми дефектами и на развитие дыхания я использую и практикую применение детьми музыкального инструмента – хомуса. Это якутский национальный инструмент.

Странная особенность игры на якутском хомусе — это полное сосредоточение. Наблюдается, что дети которые умеют и владеют игрой на хомусе быстрее и лучше развиваются в речевом плане, у них развивается контроль за вдохом и выдохом, дыхание становится правильным и ровным, которое очень важно при таких нарушениях как логоневроз (заикание), нарушение темпа и плавности речи. Дети легче и быстрее научаются правильному звукопроизношению. Учатся сосредотачиваться на задании.

Развиваются такие психические процессы, как внимание, память. Использование такого метода работы и применение хомуса дает хорошие результаты в моей работе, а главное дети чувствуют это сами и рады обучаться играть на этом чудесном инструменте. – Логопедические занятия проводятся три раза в неделю длительность не превышает 30 минут. – Артикуляционная гимнастика для язычка проводится 5-10 минут. Очень интересно и эффективно использовать наглядный материал на занятии, чтоб ребенок быстро запоминал данное упражнение и правильно его выполнял. Наиболее эффективные упражнения для подвижности губ : «Трубочка», «Улыбка». Для развития подвижности язычка: «Чашечка», «Моторчик», «Качели», «Лошадка», «Почистим зубки». – Пальчиковая гимнастика и массаж мелкой моторики руки так же обязательна и эффективна при коррекции речевых нарушений. Такие как движение пальчиками и выполнение разных фигурок , животных « Юрта », «Пальчики здороваются», «На поляне дом стоит», «Козочка рогатая» . Используются так же массажные шары для руки и пальчиков. – Игры на развитие фонематического строя речи « Какой звук потерялся», «Угадай задуманный звук», « Незнайкины ошибки» и другие. – использование на коррекционных занятиях ИКТ — игры, упражнения для развития подвижности язычка, задания в форме игры , но все в ограниченном режиме и по определенному времени. Не более 10 минут. – проведение дополнительных занятий по развитию речи в начальных классах по ФГОС.

Развитие на занятиях психических процессов ребенка (память , внимание, восприятие) Логопед работает в тесной связи со всеми подразделениями образовательного учреждения.

В школе с ребенком работают учитель, логопед, психолог, социальный педагог, школьный врач. Таким образом, мы реализуем в своей деятельности принципы комплексного воздействия на имеющуюся проблему с привлечением необходимых специалистов. И здесь важно использовать в логопедической работе так же принцип комплексного изучения речевой патологии, что позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития, подобрать эффективные методы и приемы коррекционной работы. При возникновении трудностей в овладении школьной программы и не возможности обучения ребенок с задержкой речи направляется на городскую ПМПК (Психолого -медико –педагогическую комиссию) на дополнительное более широкое обследование другими специалистами.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Задержка речевого развития проявляется в позднем начале развития речи у ребенка, нарушениях фонетического строя, бедности и ограниченности словарного запаса, а также в трудностях овладения грамматическим строем речи.

Т.А. Датешидзе отмечает, что такие дети нередко бывают гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание у них непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность долгое время остается на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

Часто у них плохо развита моторика: движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват.

Пассивный словарь заключается в ориентировке в названиях предметов, показе некоторых изображений.

Они не понимают вопросов косвенных падежей, им трудно ориентироваться в названиях действий. Активный словарь включает 5-10 слов, которые состоят из одного-двух слогов, в основном, они сохраняют только ударную часть слова, укорачивают их , опуская несколько слогов .

Такие дети не могут использовать нужные слова, чтобы сообщить взрослым о том, что они хотят, часто они применяют знаки (лепетные слова, жесты), или капризы.

В норме ребенок начинает объединять слова в фразы, при накоплении 30 слов в своем словаре, дети с задержкой речи при накоплении больше 50 слов не объединяют их в фразы, словарь ребенка может доходить до 100-150 слов без объединения их в словосочетания. Слова эти в основном существительные, которые ребенок произносит с множеством слоговых и звуковых пропусков и перестановок .

Когда ребенок с задержкой речи начинает связывать друг с другом усвоенные слова, он употребляет их в словосочетаниях и предложениях только в одной форме, словоизменение ему недоступно.

Для таких детей  также характерно нарушение звукопроизношения, у них может возникнуть речевой негативизм, особенно , если  постоянно просят: «Скажи», «Повтори».

Внимание к развитию речи ребенка в раннем возрасте важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами речи, накапливает большой словарный запас .

Если же в первые три года не уделялось внимание речи малыша, то в будущем нужно будет приложить очень много усилий, чтобы наверстать упущенное .

Для детей с задержкой речевого развития характерна : эмоциональная неустойчивость, излишняя возбудимость, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, нарушение контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность.

Как отмечет О. Е. Громова, обнаружив отставание в речевом развитии , нужно не откладывая, начать работу по развитию речи ребенка, параллельно совершенствуя все составляющие его общего развития.

Прежде чем приступить к коррекционной работе, речь ребенка нужно обследовать.

Разработкой методик диагностики речи детей раннего возраста занимались такие исследователи как: Ю.Ф. Гаркуша, Ю.В.Разенкова, Н.В.Серебрякова , О.Е.Громова , Ю.В.Герасименко  и др.

Методика Громовой О.Е. «Логопедическое обследование детей 2-4 лет» направлена на обследование звукопроизношения, слоговой структуры, лексико –грамматического строя речи, используется метод активного наблюдения , выставляется количественная оценка по всем обследуемым компонентам.

Методика логопедического обследования Разенковой Ю.В. направлена на обследование активной речи, лексико-грамматического строя, слоговой структуры  и звуковой стороны речи,  слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкой моторики рук. Используется метод активного наблюдения, беседы, выставляется количественная оценка по всем обследуемым компонентам.

Методика логопедического обследования детей раннего возраста Герасименко Ю.В. направлена на обследование  активной речи, пассивной речи , лексико-грамматического строя ,фонематического слуха,  мелкой моторики , артикуляционной моторики. Используется метод активного наблюдения, беседы. Выставляется количественная оценка по всем обследуемым компонентам.

Источник

Коншина Анна Николаевна
Особенности речевого развития при задержке психического развития

Саратовская область г. Энгельс МДОУ «Детский сад № 81»

Воспитатель: Коншина А. Н.

Анатация: Речевая деятельность детей с задержкой психического развития отличается от речи дошкольников с нормальным развитием. Для таких детей характерна повседневность активного словарного запаса, обусловленная ограниченностью их познаний и представлений об окружающем мире. Бедность, некорректность словарного запаса приводит к трудностям обычного формирования действий связной речи дошкольников.

Ключевые слова: Психическое развитие, дошкольный возраст, задержка развития.

Особенности речевого развития при задержке психического развития.

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи. Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.

В новых условиях, в условиях интегрированного обучения, когда дети с различными формами ЗПР обучаются не в специальных коррекционных дошкольных учреждениях, а в обычных ДОУ вместе с их нормально развивающимися сверстниками, необходим качественно новый подход к их обучению. Известно, что дети с задержкой психического развития имеют более важные индивидуальные особенности: недостающий запас познаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп генерирования высших психологических функций, слабость регуляции случайной деятельности, нарушения разных сторон речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Существуют отклонения и аномалии в психическом развитии. Отклонения или аномалии в развитии ребёнка разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребёнка его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие отклонения могут быть вызваны и другими различными причинами. Детей с задержкой психического развития характеризует низкая работоспособность и продуктивность, неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания.

Нередко на первом году жизни у детей данной для нас категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на наиболее поздних шагах наблюдается отставание в овладении речевой деятельностью.

Огромную роль в структуре несовершенства детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые обрисовываются определенными границами.

Так, у детей с задержкой психического развития намного позже, чем у нормально развивающихся детей этой же возрастной категории, рождается период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет.

В речи дошкольников с задержкой психического развития в основном употребляются части речи как существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас в совокупности низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи дошкольников, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, которые обозначают непосредственно воспринимаемые признаки.

Многие исследователи отмечают недостаточную развитость грамматического строя речи детей с задержкой психического развития. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски, а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.

Речевая деятельность детей с задержкой психического развития обрисовывается дефектом звуковой произносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи дошкольников, трудности в дифференциации звуков, а также трудности в овладении звукобуквенным анализом.

Следующей отличительной особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи дошкольников. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии иллюстраций; многим детям не удается выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи дошкольников детей с задержкой психического развития актуальны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи дошкольников.

Неполноценность речевой деятельности детей с задержкой психического развития связана недостаточной развитостью основных этапов порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование). Так, незрелость внутреннего программирования проявляется в речевой инактивной, трудностях создания контекста, в соскальзывании на другие темы. При этом у детей с задержкой психического развития не рождается четкого замысла высказывания.

Речевая деятельность порождается при наличии определенных биологических предпосылок сначала обычного созревания и функционирования центральной нервной системы. Но речевая деятельность является важной социальной функцией, потому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она рождается лишь при условии общения, коммуникации.

Речевая деятельность детей с ЗПР отличается от речи дошкольников с нормальным развитием. Для таких детей характерна повседневность активного словарного запаса, обусловленная ограниченностью их познаний и представлений об окружающем мире. Бедность, некорректность словарного запаса приводит к трудностям обычного формирования действий связной речи дошкольников.

Связная речеваядеятельность выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку диагностировать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Недостаточная сформированность грамматического строя речи детей с задержкой психического развития может не обнаруживаться в спонтанной речи и поэтому замечается нередко, только когда ребенок приступает к школьному обучению. Она проявляется в трудностях при овладении новыми формами речи — повествованием и рассуждением и выступает в ситуациях, требующих развернутых речевых высказываниях.

Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками. Вторичные, связанные с речевыми недостатками, трудности в познавательной деятельности замедляют интеллектуальное развитиедетей в школьном возрасте: они проявляются как непосредственно в непонимании учебного материала, так и в трудностях овладения чтением и письмом.Отмечаются и затруднения в овладении новыми формами речи: повествованием, рассуждением.

Нарушения речи у детей с ЗПР вызывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения и отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря и словаря прилагательных, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении.

Таким образом, развитие речи у детей с ЗПР требует особый подход, достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Источник