Особенности полового развития ребенка
Генетически заложенные особенности организма проявляются ещё в младенчестве. Мальчики и девочки дифференцируются не только по половым органам, но и по манере поведения, внешнему облику.
Когда наступает половое созревание, подобные различия становятся очевидными, поскольку в переходный период организм находится под интенсивным гормональным воздействием.
Описание
Половое созревание – процесс активного функционирования половых желёз, который приводит к преобразованию половых органов. Начинают проявляться вторичные половые признаки.
Данное явление характеризуется серьёзными трансформациями в эндокринной системе, которые влияют на деятельность как нервной, так и сердечно-сосудистой системы. Результатом подобных преобразований организма становится начало стадии физиологической зрелости.
Второе название процесса – пубертатный период, который у каждого ребёнка проходит индивидуально. Однако в основе данного этапа единый механизм. Первые признаки полового созревания проявляются в виде пигментации гениталий, появления волосяного покрова в области лобка.
У девочек возраст полового созревания наступает в среднем в 13 лет, что на пару лет раньше, чем у мальчиков. Время вступления подростка в пубертатную фазу зависит от таких факторов, как:
- пол ребёнка;
- национальность;
- условия жизни и питания;
- климат.
Когда половое созревание наступает, существенные перемены поведения и трансформации во внешности затрагивают всех подростков.
Подобные изменения неизбежны и естественны, ведь они дают возможность продолжить род в будущем.
Когда начинается созревание у мальчиков, первыми симптомами взрослости считаются поллюции, у девочек – менструация.
Активная гормональная выработка вызывает выраженное ухудшение характера: подросток становится агрессивным, вспыльчивым, замкнутым. Помимо этого, возникает желание привлекать внимание и нравиться противоположному полу.
Важно! В моменты острых психологических и физиологических перемен взрослеющий человек нуждается в помощи и поддержке родителей.
Особые гормоны влияют на формирование вторичных признаков. Зачастую диагностируется нарушение полового развития: преждевременное либо позднее.
Позднее созревание обусловлено неправильным функционированием гипофиза и эндокринных желёз. Раннее – характеризуется преждевременным возникновением вторичных признаков, интенсивным ростом.
Половые признаки
Развитие половых признаков и генитального формирования у мужчин и женщин не идентично и наступает в разные временные промежутки.
Женские яйцеклетки развиваются уже в эмбрионе, но начинают активироваться лишь по достижении девочкой 12-летнего возраста. У мальчиков в 13 лет запускается процесс выработки сперматозоидов.
Определённые гормоны контролируют и воздействуют на развитие признаков гендерной идентификации. В мужском организме доминирует тестостерон, который отвечает за мощь и силу. В женском – эстроген, прогестерон. Эти гормоны обеспечивают фертильность (плодовитость).
Первичные половые признаки представляют собой генетически определённые индивидуальные особенности, присущие организму, – половые органы.
Ha восьмой неделе беременности происходит выделение женских либо мужских половых гормонов. Это и является ключевым моментом в гендерной идентификации.
У женщин первичными признаками являются:
- матка;
- фаллопиевы трубы (маточные);
- яичники;
- клитор;
- влагалище;
- половые губы.
Интересно! Пол будущего ребёнка возможно установить на 12 неделе внутриутробного развития.
Мужской организм характеризуется наличием таких признаков:
- пениса;
- мошонки;
- простаты;
- яичек;
- семенных пузырьков;
- семявыводящих протоков.
Развитие вторичных половых признаков зависит от генитального формирования.
Мальчики
Здоровое половое созревание у мальчиков приходится на возраст 10-13 лет. Данный этап характеризуется яркими гормональными всплесками, провоцирующими изменения во внешности.
Гипоталамус начинает интенсивно вырабатывать гонадолиберин, который контролирует синтез мужских гормонов. У подростка происходит гормональный сбой.
Половое развитие у мальчиков не является неожиданным, организм готовится к нему постепенно.
- 1,5-2 года. Ребёнок начинает осознавать принадлежность к мужскому полу.
- 4-6 лет. На бессознательном уровне копирует привычки и действия мужчин.
- 7-8 лет. Заметно выражен мужской образец поведения.
- 10-11 лет. Начало переходного периода.
Взросление характеризуется первыми существенными соматическими (телесными) и психологическими переменами, происходящими в пубертате.
Репродуктивная система ребёнка начинает претерпевать особенно значимые изменения. Фиксируется существенный рост члена и мошонки. Также увеличиваются в размерах яички, активно функционируют семенные пузырьки.
Именно в этот период у подростка появляется истинная эрекция и первые поллюции – симптомы зрелости. Эрекция сопровождается ночным неконтролируемым семяизвержением, что является нормой.
Обратите внимание! Поллюции – факт здорового роста мальчика. Они не являются следствием мастурбации или сексуального контакта.
Ещё одна особенность периода полового созревания у мальчиков – формирование волосяного покрова в зоне гениталий, в районе подмышечных впадин, груди, на лице.
Помимо этого, андрогены влияют на рост гортани, вследствие чего происходит утолщение и мутация голосовых связок. Параллельно наблюдается окостенение щитовидного хряща – кадыка.
При половом созревании у мальчика происходят и физические изменения: мышечная система растёт, укрепляются плечи. Кожа претерпевает неприятные процессы из-за усиленного функционирования сальных желёз.
Эпидермис со временем жирнеет, проявляются прыщи. Черты лица удлиняются, увеличивается нижняя челюсть. Запах пота становится резким.
Девочки
Длительность пубертата у девочек составляет два года, результат биологической зрелости – день первой менструации. Физиологическое формирование может начаться как в 9, так и в 13 лет.
Это варианты нормы. Но в случае отсутствия признаков созревания у 15-летней девочки, нужно задуматься о задержке полового развития и обратиться к врачу. Данное состояние провоцирует серьёзные патологии.
В современном медицинской практике всё чаще диагностируются случаи раннего взросления. Это зависит от дисфункции половых желёз. При такой патологии вторичные гендерные признаки проявляются до десяти лет.
Основной симптом начавшегося созревания – наличие менструаций. Следует понимать, что цикличность устанавливается не сразу, а по прошествии года. Поэтому месячные могут быть нерегулярными.
К женским признакам здорового полового развития относят:
- «Скачки» роста. Ребёнок может прибавлять до 10 см за год, затем этот показатель и вовсе прекращает увеличиваться. После появления первой менструации рост девочки неожиданно замедляется.
- Прибавка веса. В возрасте 11 лет у ребёнка появляется хороший аппетит, следствием чего становится прибавка веса, равная 9 кг за год.
- Увеличение молочных желёз. Первоначально сосок вытягивается, ареолы расширяются, а железа становится конусообразной. В норме к периоду первой менструации форма груди становится физиологически правильной.
- Изменения во внешности. Пубертат у девочек характеризуется ростом волосяного покрова на лобке, в области подмышек. Кроме того, волосы под влиянием гормонов могут структурно измениться и стать крепче. Фигура подросшей девочки приобретает женские очертания.
Для родителей также наступает тяжёлый жизненный этап. Им необходимо стать терпимыми из-за возможного недопонимания с ребёнком.
Помимо этого, важный момент – заранее подготовить девочку к предстоящему процессу созревания и первым месячным.
Подростки
Во время постепенного превращения в мужчин и женщин наблюдаются физиологические перестройки под влиянием процесса выработки половых гормонов.
Исходом данных преобразований становится биологическая зрелость, возникновение сексуального влечения и возможность репродукции. Но это не является фактом полного взросления подростка.
Для становления сознательной личности необходимо как полноценное физическое развитие, так и психическое. Причём последнее доминирует.
Процесс полового созревания подростка во многом зависит от образа жизни и психологической атмосферы в семье: частые депрессии замедляют процесс.
Интеллект по-прежнему детский, это не позволяет повзрослевшему ребёнку полноценно социализироваться в обществе. Психологически подросток не готов к продолжению рода.
Значимым событием в жизни девушки и признаком её созревания является первая менструация. Однако данный факт не означает готовность к зачатию и вынашиванию плода, поскольку месячные непостоянны.
Естественным признаком пубертатного периода у мальчиков-подростков являются поллюции, спонтанное выделение спермы.
Длительность процесса полового развития составляет около семи лет. У ребят, которые взрослеют медленнее сверстников, зачастую случаются эмоциональные проблемы, возникают комплексы.
Родители должны быть деликатны, их задача – разъяснить взрослеющей личности все нюансы пубертатного периода.
Задержка полового созревания
Задержка полового развития (ЗПР) диагностируется тогда, когда отсутствуют физические проявления и симптомы взросления: у девочек после 13 лет, у мальчиков – 14 лет.
При задержке полового развития у девочек не происходит увеличения груди, отсутствуют месячные. Наблюдается остановка формирования вторичных признаков.
К причинам задержки взросления относят:
- эндокринные нарушения;
- хромосомный дисбаланс;
- наследственный фактор;
- опухоли;
- хронические заболевания;
- сахарный диабет;
- астма.
Позднее половое созревание зачастую сопровождается патологиями роста, неправильным функционированием внутренних органов.
Наряду с этими дисфункциями, происходит задержка психических преобразований, ослабляется эмоциональная сфера.
Следует обратиться к врачу для выявления причин нарушения. Обязательное лечебное мероприятие – контроль за ежегодным приростом, симптомами здорового формирования, возрастом костной ткани, гормональным уровнем.
Что такое пубертатный период
Пубертатным считается период переходного возраста у подростков, когда с ребёнком случаются процессы взросления. Это отрезок жизни от детства к биологической зрелости. Пубертат совпадает со временем созревания: 12-15 лет у девочек, 13-16 – у мальчиков.
В пубертатной фазе помимо физических преображений начинается этап сексуального влечения. Подростка одолевают желания эротической направленности, телесного контакта.
Из-за гормонального воздействия гениталии становятся более чувствительными, что вызывает гиперсексуальность и зацикленность на противоположном поле.
Однако организм ребёнка не готов к немедленной реализации сексуальной функции. Родителям следует контролировать действия подростка, чтобы он не навредил своему здоровью, поскольку в это время дети податливы и подвержены влиянию со стороны.
В современном мире наблюдается тенденция к скорейшему развитию ребёнка. Установлено, что пубертат у мальчиков и девочек наступает раньше, чем век назад. Причинами акселерации считаются урбанизация, другой рацион, переизбыток сахара и белка в продуктах.
Половое созревание происходит индивидуально у каждого ребёнка. В этот сложный период необходимо установить с подростком доверительные отношения и всячески поддерживать его.
Источник
Период полового развития — пубертатный — тесно связан с деятельностью эндокринной системы, особенно с деятельностью нижнего мозгового придатка — гипофиза. Эта железа вырабатывает специфические, биологически активные вещества — гормоны, которые попадают в кровь и разносятся по всему организму, стимулируя рост и физическое развитие. Кроме того, гормоны гипофиза активизируют (включают) деятельность половых желез (у мальчиков — это семенники, у девочек — яичники), которые начинают усиленно вырабатывать гормоны. В этот период их уровень в крови подростка увеличивается в десятки раз. С этим связаны разительные перемены, которые на глазах происходят с каждым подростком.
Половое созревание оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние и характер детей второго детства и подростков, часто выводит их из состояния «относительного равновесия». Из-за отсутствия внутренней культуры и воспитания некоторые из них могут быть нервозными, агрессивными, появляется негативное отношение к старшим, которые «учат их, как надо жить», часто их поступки становятся непредсказуемыми, спорными.
Половое созревание у мальчиков происходит в период от 11 до 18 лет. Первыми признаками являются увеличение размеров внешних половых органов: пениса и яичек, в которых начинают созревать сперматозоиды и вырабатываться мужской половой гормон. Под действием гормонов формируются вторичные половые признаки: рост и изменение половых органов, появление волосяного покрова па лобке и под мышками, а также на лице. Начинают функционировать потовые железы, кожа на лице и на теле становится маслянистой, появляются угри. В физическом отношении — формируется мужская фигура — широкие плечи и узкий таз. Меняется голос. Этот период называют мутацией. Подросток в это время говорит то басом, то фальцетом, голос постоянно срывается, но постепенно становится низким, глубоким, выразительным. С 14 лет начинает усиленно вырабатываться и выделяться сперма. Ее непроизвольное выделение называют поллюцией.
Мужские половые органы. К внутренним мужским половым органам относятся половые железы – яички (с их оболочками и придатками), где развиваются половые клетки (сперматозоиды) и вырабатываются половые гормоны, семявыносящие протоки, семенные пузырьки, предстательная и бульбоуретральные железы. Наружными половыми органами мужчины являются половой член в мошонке. Мужской мочеиспускательный канал служит не только для выведения мочи, но и для прохождения сперматозоидов, которые поступают в него из семявыбрасывающих протоков.
Половое созревание девочек происходит в период от 9 до 16 лет. В этот период усиленно выделяются половые гормоны под воздействием гормонов гипофиза. Под их влиянием усиленно развиваются женские вторичные половые признаки: развиваются молочные железы, волосяной покров на лобке и под мышками, интенсивно растет скелет и мышцы, приобретая женскую стать — расширяются тазовые кости, плечи становятся узкими. Приблизительно в 12–14 лет у девочек начинается менструация — признак созревания яйцеклетки в фаллопиевых трубах. Однако, несмотря на то, что биологическая способность к воспроизведению формируется у девочек с появлением менструации, а у мальчиков — поллюций, настоящая половая зрелость наступает несколько позже: у девочек в 18–20 лет, у мальчиков — в 20–24 года. К этому времени биологическая способность к продолжению рода дополняется психической и социальной зрелостью.
Женские половые органы. К внутренним женским половым органам относятся яички, маточные трубы, матка и влагалище, расположенные в полости малого таза. К числу наружных половых органов принадлежат преддверие влагалища, большие и малые половые губы, клитор.
Перестройка организма в возрасте второго детства и подросткового периода охватывает такие системы, как: дыхательную, сердечно-сосудистую и нейрогуморальную. Развитие сердечно-сосудистой системы отстает от роста всего тела. Такое запаздывание может неблагоприятно сказаться на функции сердца и сосудов, особенно при физических и эмоциональных нагрузках. Однако с возрастом артериальное давление и работоспособность сердца увеличиваются, повышается адаптационная способность к физической нагрузке: снижается величина показателей сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление, ударный и минутный объем кровообращения) в ответ на стандартную мышечную нагрузку, укорачивается восстановительный период.
Отмечается возрастная перестройка и адаптация функции дыхания к мышечным нагрузкам. С возрастом частота дыхания уменьшается, а глубина дыхания и легочная вентиляция нарастает в 2-2,5 раза, потребление кислорода – почти в 2 раза. Эти данные свидетельствуют о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития. В процессе тренировки совершенствуются ответные реакции дыхательной системы. При мышечных нагрузках увеличение легочной вентиляции происходит за счет углубления дыхания, а не за счет учащения.
Гормональное влияние на кожу подростков проявляется образованием юношеских угрей, значительно ухудшающих внешность и вызывающих ухудшение настроения. Половые железы, или гонады – семенники (яички) у мужчин и яичники у женщин относятся к числу желез со смешанной секрецией. Как семенники, так и яичники синтезируют и мужские и женские половые гормоны, но у мужчин значительно преобладают андрогены, а у женщин – эстрогены. Наиболее важным из андрогенов является тестостерон. Тестостерон обеспечивает развитие первичных (рост полового члена и яичек) и вторичных (мужской тип оволосения, низкий голос, характерное строение тела, особенности психики и поведения) половых признаков, появление половых рефлексов. Гормон участвует и в созревании мужских половых клеток – сперматозоидов. Тестостерон обладает выраженным анаболическим действием, т.е. увеличивает синтез белка, особенно в мышцах, что приводит к увеличению мышечной массы, к ускорению процессов роста и физического развития.
К эстрогенам относятся эстрон, эстрадиол и эстриол. Наибольшей физиологической активностью обладает эстрадиол. Эстрогены стимулируют развитие первичных и вторичных женских половых признаков. Под их влиянием происходит рост яичников, матки, маточных труб, влагалища и наружных половых органов, усиливаются процессы пролиферации в эндометрии. Эстрогены стимулируют развитие молочных желез, костного скелета, ускоряя его созревание. За счет действия на эпифизарные хрящи они тормозят рост костей в длину. Эстрогены оказывают выраженный анаболический эффект, усиливают образование жира и его распределение, типичное для женской фигуры, а также способствуют оволосению по женскому типу.
Изменение скелета, костный возраст. Наиболее высокий темп роста костного скелета наблюдается в конце внутриутробного периода, затем темп резко замедляется, и второй, наиболее выраженный подъем наступает накануне периода полового созревания. (Конспект выполнен по учебнику М.Р.Сапина, З.Г. Брыксина «Анатомия и физиология детей и подростков», Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. «Анатомия и физиология детей и подростков» с возрастными особенностями.)
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Половое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в целом, и начинать его нужно с самого раннего детства, но, не забывая о том, что для каждого возраста существует свой необходимый минимум информации. Например, не нужно слишком подробно и научно рассказывать об анатомии и деторождении 5-летнему ребенку, задавшему вопрос: «Откуда я появился?»
Если говорить обобщённо, основная цель полового воспитания — вырастить из мальчика — мужчину, а из девочки — женщину. Оно подразумевает под собой совокупность педагогических мер, направленных на формирование у ребёнка:
- понимания своей половой принадлежности;
- модели полового поведения;
- навыков личной гигиены;
- представлений о физиологических изменениях, свойственных юношам и девушкам;
- адекватного, разумного отношения к половому вопросу (тема сексуальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной не должна быть табуирована и вызывать у ребёнка чувство чрезмерного смущения или страха; если у ребёнка появляются вопросы на эту тему, он должен знать, что может обратиться с ними к родителям и получить доходчивые объяснения. В то же время родителям нужно понимать, что чрезмерная открытость в данном вопросе может навредить).
Человек познаёт себя с самого рождения. З. Фрейд утверждал, что в основе психики человека лежит сексуальность, которая развивается по мере взросления. На каждом этапе психосексуального развития формируются определённые черты личности. И то, насколько благоприятно будет проходить это формирование, напрямую зависит от поведения родителей.
Стадии психосексуального развития:
- оральная (от рождения до 1,5 лет) – в этот период основным органом чувств выступает рот малыша. С его помощью ребёнок удовлетворяет потребность в пище и получает первые приятные ощущения посредством сосания, глотания и, чуть позднее, кусания. Таким образом, первым объектом, доставляющим младенцу удовольствие, является материнская грудь. Ребёнок не отделяет себя от матери и считает грудь продолжением самого себя. Мать не только удовлетворяет потребность ребёнка в пище, но также даёт ему чувство безопасности, спокойствия и защищённости. На этом этапе закладываются такие важные свойства личности, как уверенность, активность, решительность и самостоятельность, либо, напротив, пассивность, неуверенность в себе, вечная потребность в одобрении и поддержке окружающих;
- анальная (от 1,5 до 3-3,5 лет) – ребёнок учится контролировать процесс дефекации, и это доставляет ему удовольствие. На этом этапе очень важно поведение родителей в плане приучения малыша к горшку. От того, насколько корректно и деликатно будут вести себя взрослые в этом вопросе, зависит формирование его характера. Родителям не следует форсировать события, заставлять, стыдить ребёнка, ругать его за то, что не сразу и не всегда получается. Это может привести к протестам в форме запоров («удерживание»); или же, наоборот, у малыша может сложиться ощущение, что от его успехов в «горшочных» делах зависит любовь родителей, как следствие – проблемы с пищеварением, диареи («выталкивание»). Такие защитные реакции со временем способствуют развитию двух типов характера: анально-выталкивающего (импульсивность, склонность к разрушению, беспокойство, тревожность) и анально-удерживающего (упрямство, скупость, педантизм, перфекционизм);
- фаллическая (от 3-3,5 до 6-7 лет) – на этом этапе у ребёнка появляется интерес к своему телу, половым органам, начинается процесс половой идентификации. Малыш задаётся вопросами своего появления на свет, замечает различия между мальчиками и девочками, испытывает влечение к родителю противоположного пола (Эдипов комплекс – у мальчиков, комплекс Электры – у девочек). К 6-7 годам ребёнок идентифицирует себя с родителем своего пола. Мальчик хочет быть похожим на отца, а девочка – на маму. В этот период очень важно, чтобы родители подавали детям пример во всём: в поведении, отношении друг к другу, дисциплине, ответственности, гигиене и опрятности. Кроме того, взрослым необходимо быть более внимательными, следить за своими словами и действиями;
- латентная (от 6-7 до 12 лет) – в этот период заинтересованность ребёнка половым вопросом снижается. Ему гораздо более интересно быть в социуме, строить дружеские отношения со сверстниками, расширять круг общения, приобретать новые знания, развиваться в культурном и интеллектуальном плане;
- генитальная (с 12 лет) – ребёнок вступает в пору полового созревания. В этот период происходит формирование взрослой сексуальности. Подросток начинает испытывать сексуальный интерес и влечение к противоположному полу, ищет самостоятельности во всём, постепенно уходит из-под контроля родителей. На этом этапе подросток может испытывать сексуальное влечение к сверстникам одного с ним пола. По мнению сексологов, это нормально – подростки экспериментируют. Они вступают в новый, неизведанный этап своей жизни, им хочется больше узнать про сексуальные взаимоотношения, получить свой опыт. Часто они выбирают в партнёры лиц одного с ними пола, потому что те оказываются более доступными, с ними проще установить контакт, наладить близкие отношения. Чаще всего подростковая гомосексуальность – явление временное, переходное. Кроме того, гомосексуальность подростка может носить не истинный, а демонстративный характер, возникая, например, в ответ на слишком жесткое воспитание в семье.
На каждой стадии психосексуального развития происходит формирование личности человека, поэтому помощь и поддержка родителей необходима ребёнку на протяжении всего этого сложного пути. В этом и заключается задача полового воспитания.
Самое важное в половом воспитании детей – доверительные отношения со взрослыми. Чем раньше они установятся и чем прочнее будут, тем проще и родителям, и ребёнку. Если с самого раннего детства ребёнок будет знать, что он честно и откровенно может говорить с родителями на абсолютно любые темы, то гораздо больше шансов, что он расскажет о своих проблемах, сомнениях и тревогах именно им. Задача родителя — дать своему ребёнку уверенность в том, что он всегда будет услышан, понят. Если удаётся достичь таких отношений с маленьким ребёнком, велика вероятность, что и в подростковом возрасте со своими уже не детскими проблемами он придёт к родителям. Вот почему так важно раннее половое воспитание.
Половое воспитание дошкольников
Начинать половое воспитание малыша следует с привития ему элементарных навыков личной гигиены, необходимо приучать ребёнка к чистоте и опрятности, следить за тем, чтобы он вовремя ходил в туалет, чтобы у него было чистое свободное бельё, не оказывающее раздражающего воздействия на половые органы, предотвращать или своевременно лечить глистные заболевания.
Уже с двух лет ребёнок начинает осознавать свою половую принадлежность, изучать своё тело, и в процессе познания себя и окружающего мира он задаёт «неудобные» для взрослых вопросы (откуда он появился на свет, чем отличаются мальчики от девочек и т.п.). Часто взрослые не готовы к таким разговорам, теряются, не знают, что и как ответить. Такое поведение только подогревает интерес ребёнка, создавая вокруг темы искусственный ажиотаж. Не добившись ответов от родителей, ребёнок попробует найти их у более опытных сверстников или в интернете. Родителям нужно держать себя в руках, вести себя спокойно, отвечать на вопросы ребёнка предельно честно, без выдумок, но и без лишних подробностей. Скажем, трёхлетнего ребёнка вполне удовлетворит ответ: «Ты сидел у мамы в животике, а когда тебе там стало тесно и скучно, мама сходила в специальный родильный дом, и там ты родился». Истории про аистов и капусту лучше не использовать, так как рано или поздно ребёнок узнает, что родители зачем-то сказали неправду, и придётся давать объяснения. Когда ребёнок становится постарше (6-7 лет), он может дополнить свой вопрос (А как я оказался у мамы в животе?). Тогда можно показать ему специальные детские книги, энциклопедии, в которых материал изложен достаточно доходчиво, но опять же без излишних анатомических подробностей.
Не страшно, если дошкольник услышит слово «секс» и попросит родителей объяснить, что это такое. Задача взрослых состоит в том, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что это что-то плохое, постыдное, неприличное. Да, есть такое понятие, оно исключительно для взрослых людей, потому что это большая ответственность. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они занимаются сексом, и после этого у них появляются дети. Ребёнок должен понимать, что эта тема не запретная, но она касается взрослых людей, у детей свои заботы, у взрослых – свои.
Важной составляющей полового воспитания является тема половой безопасности. Именно родители должны:
- привить ребёнку уважение к собственному телу;
- объяснить ему, что никто из посторонних (исключая врачей и, до определённого возраста, самих родителей) не имеет права прикасаться к ребёнку в интимных местах;
- научить его говорить «нет».
Половое воспитание подростков
Когда ребёнок вступает в пубертат, у него происходят гормональные изменения. Вопросы взаимоотношений между полами интересуют подростка уже не из праздного любопытства, а потому что он уже сам в той или иной мере начинает испытывать сексуальное влечение. Родителям важно разговаривать с ребёнком. Желательно, чтобы он получал информацию от родителя одного с ним пола, чтобы избежать смущения, которое помешает воспринимать то, что ему пытаются донести.
Что должен знать подросток?
- физиологическое строение своего тела, понимать и принимать его естественные изменения;
- правила личной гигиены;
- что такое секс;
- что такое сексуальная ориентация, какой она бывает;
- опасность венерических заболеваний;
- методы контрацепции;
- о том, что бывает сексуальное насилие, и как ему противостоять.
Главное, чтобы подросток осознавал, что секс и всё с ним связанное – это большая ответственность.
Половое воспитание девочек
Вести доверительные разговоры с девочками – прерогатива мам. Задача матери – наладить общение с дочерью настолько, чтобы она не постеснялась обратиться к ней с волнующими её вопросами, рассказать о своих проблемах, увлечениях, влюблённостях. Необходимо воспитывать в девочке такие черты, как опрятность, ответственность за свои действия, серьёзное отношение к выбору спутника жизни. Именно мама должна рассказать дочери о вреде беспорядочной половой жизни, о её последствиях. Мать должна выстроить отношения с дочерью, основанные не на страхе, а на доверии и уважении, чтобы в случае нежелательной беременности дочь не побоялась рассказать об этом родителям и попросить их помощи.
Что рассказать дочери в рамках полового воспитания?
- Что такое менструация, почему и когда она начинается и для чего нужна (учитывая физиологию женского организма, девочка уже к 10 годам должна это знать).
- Что существует женский врач – гинеколог, какие проблемы он решает и как часто нужно ходить к нему на приём.
- Что такое секс, что заниматься им нужно по любви, а не по принуждению или из желания поскорее стать взрослой.
- Что такое мастурбация.
- Какие бывают средства контрацепции.
- Что бывают заболевания (даже смертельные), передающиеся половым путём.
- Что результатом незащищённого секса может стать ранняя, нежелательная беременность.
- Что такое аборты, и как ранний аборт может повлиять на дальнейшую жизнь.
Половое воспитание мальчиков
В идеале половым воспитанием мальчика с 6-7 лет должен заниматься отец или какой-либо авторитетный мужчина в семье (отчим, дядя, дедушка). Задача матери – стать для сына примером женственности, в ней он должен видеть лучшие качества женщины. Уже с трёх лет сына маме нужно вести себя с ним как с будущим мужчиной. С этого возраста лучше не переодеваться при ребёнке.
Отец должен суметь расположить к себе сына для разговоров на откровенные темы. В мальчике необходимо развивать ответственность, умение принимать решения, уважительное отношение к женщине (девушке, девочке). Причём лучше всего демонстрировать все эти качества личным примером.
Что рассказать сыну в рамках полового воспитания?
- О присущих всем мужчинам физиологических изменениях (появлении растительности на теле, ломке голоса, поллюциях, утренней эрекции), объяснить, что это не страшно и уж тем более не стыдно.
- О сексе, методах контрацепции.
- О мастурбации.
- О заболеваниях, передающихся половым путём.
- Об ответственности за свою жизнь и жизнь сексуальной партнёрши.
- О нежелательной беременности.
Смотрите видео детского психолога на тему «Половое воспитание детей»
При правильном половом воспитании у ребенка есть все шансы стать счастливым в личной жизни и не иметь серьезных проблем, связанных с половой сферой.
Источник