Особенности периода развития ребенка и формирование патологии

Внутриутробный этап – две основные стадии: эмбриональ­ную, включающую первые 12 нед, и фетальную (плацентарную) – до конца беременности. Первая характеризуется формированием органов и систем, пита­нием из желточного мешка. На этой стадии зародыш превращается в плод с ор­ганами и системами, присущими раннему периоду онтогенеза человека. В фетальной стадии осуществляются интенсивные процессы дифференцировки и созревания всех тканей, увеличение длины и массы тела. Плод подго­тавливается к внеутробной жизни. С 28-недельного возраста плод считается жизнеспособным, но морфологическое и функциональное разви­тие его не закончено. Так, мозг лишь внешне напоминает мозг новорожденного, кора еще не функционирует. Наиболее бурно растут, быстро созревают ствол мозга и спинной мозг, т. е. те части мозга, которые выполняют жизненно важные функции. При нормально протекающей беременности к моменту родов плод достигает такой степени зре­лости, которая при благоприятных внешних условиях обеспечивает правильное развитие новорожденного. В позднем фетальном периоде (III триместр беремен­ности) – отложение в организме железа, каль­ция, витаминов., потребность в которых в послеродовом периоде не полно­стью покрывается материнским молоком.

В эмбриональной стадии заболевания беременной могут привести к самопроизвольному прерыванию беременности, а эндогенные и экзогенные тератогенные факторы – к порокам разви­тия (эмбриопатии), поэтому первые 3 – 7 нед – кри­тический период, хотя сроки формирования систем не одинаковы. На стадии плода плацента является достаточным биологическим барьером между матерью и плодом. Однако постепенно проницаемость ее увеличивается, и она может стать проходимой для вирусной инфекции, микробных токсинов, различ­ных лекарственных веществ, в том числе и антибиотиков. Поэтому вирусные заболевания матери (грипп, краснуха) являются опасными и могут отразиться на развитии. Отрицательное воздействие различных факторов приводит к дисплазии и гипоплазии органов и тканей (фетопатиям), преждевременным родам, внутри­утробной гипотрофии.

Период новорожденности, или неонатальный период. Начинается от первого вдоха ребенка и условно продолжается до 28 дней. Длительность периода определяется вре­менем адаптации к внеутробным условиям. Начинается легоч­ное дыхание, включается малый круг кровообращения, запустевают пупочные сосуды, закрывается боталлов проток, устанавливается самосто­ятельная, но несовершенная терморегуляция. Этот период характеризу­ется незрелостью всех органов и систем, особенно ЦНС. Внешне ребенок беспо­мощен: свисает голова. При этом конечности находятся в состоянии гипертонуса, что указывает на преобладание подкорко­вой и спинальной регуляции. Ребенок рождается только с безусловными рефлексами (сосательный, гло­тательный, хоботковый) и почти постоянно, кроме периодов кормления, находится в состоянии сна.

Дыхание, кровообращение, выделение совершаются с максимальной интенсивностью (число дыханий 40 , пульс до 160).

При рождении всегда производится оценка состояния здоровья новорожден­ного по шкале Апгар: частота и ритм сердцебиений, характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, окраска покровов. Каждый признак оценивается двумя возможными баллами. Через 5 мин оценка повторяется. В этом случае она точнее коррелирует с нев­рологическим статусом ребенка первого дня жизни и может быть использована для прогноза неврологических расстройств.

У новорожденного быстро увеличивается масса тела – за первый месяц жизни примерно на 800 г. Активность пластических процессов и быстрое увеличе­ние массы тела обеспечиваются большим функциональным напряжением желу­дочно-кишечного тракта (при условии низкой ферментативной активности), а главное, характером питания. У новорожденного наблюдается также недостаточность нейроэндокринной и почечной регуляции обмена воды, что определяет непостоянство осмотического давления плазмы и склонность к обезвоживанию. Здо­ровым новорожденным в первые сутки свойствен ацидоз. рН крови у них ниже и составляет 7,29 – 7,34, исчезает на 3-й сутки.

В периоде новорожденности могут наблюдаться особые состояния, погранич­ные между физиологией и патологией (эритема новорожденных, физиолог. желтуха, физиолог. мастит, транзиторная лихорадка, физиолог. потеря массы, альбуминурия, мочекислый инфаркт почек, половые кри­зы). При неблагоприятных условиях могут перейти в патологический процесс.

Болезни периода новорожденности имеют свои особенности. Чаще всего они проявляются в виде внутриутробно развившихся вирусного гепати­та, цитомегалии, туберкулеза, сифилиса, токсоплазмоза, врожденных пороков развития; родовых травм, а также последствий асфиксии; гемолитической болезни новорожденных; септи­ческих заболеваний. Заражение может произойти как внутри­утробно, так и в период родов и после рождения. Отмечается склонность к быст­рой генерализации процесса с развитием тяжелых септических состояний, пневмоний.

Грудной период с 3 – 4 недели до 12 мес. Характеризуется более высокими темпами развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 26 см, окружность головы – на 12 см, а окружность груди – на 13 – 15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого. Осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: в 2 мес. ребенок держит голову в вертикальном поло­жении; с 5 мес. переворачивается на спину; к 7 мес. садится, к концу года начинает ходить. В 5 – 6 мес. начи­нают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

Читайте также:  Королев центр развития ребенка

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психи­ческое развитие. К концу 2-го месяца следит за движением предмета, улыбается. С 3 – 4 мес. он гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма». К концу года произносит осмысленные слова (2-я сигнальная система). Замедляется физическое развитие, его опережает психическое.

Несбалансирован­ное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим нарушением в обмене или дефицитом тех или иных веществ – анемия, рахит, гипотрофия. В то же время незрелость ЖКТ затрудняет перева­ривание и располагает к быстрому развитию нарушений пищеварения, т. е. диспепсиям.

В первые 3 – 4 мес жизни ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспали­тельного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет – ясельный возраст). Быстрое совершенствование двигательных навыков, речи и пси­хики, продолжающийся рост. Ребенок любознателен, основ­ная форма развития – игра, через которую он познает окружающую среду и приобретает трудовые навыки. Ребенок начинает говорить, составляя примитивные фразы. К 3 годам предложения становятся многословными. Ребенок подражает взрослым, поэтому особенно важно разговаривать с ним правильно. Важно организовать режим ребенка, чтобы не перегрузить его впечатлениями, оградить от отрицательных воздействий. В связи с увеличивающимися контактами детей между собой, а также утратой к этому времени врожденного иммунитета увеличи­вается возможность распространения детских инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, скарлатина).

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). Замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности. В 5 – 6 лет начинается смена молочных зубов. Ребенок переходит на режим питания взрослого. Дневной сон однократный – 2 ч, ночной – 10 – 11 ч. Развиваются тонкие навыки: умение кататься на велосипеде, танцевать, выши­вать. Благодаря хорошей памяти дети легко запоминают стихи, усваивают чужой язык. Навыки, умения и поведение формируются благодаря подражанию как хорошему, так и плохому, поэтому особенно важна правильная организация воспитательной работы с детьми дома и в детских садах. К концу периода ребенок готовится в школу. Заметно снижается склонность к генерализации процесса и ток­сическим реакциям. В этом периоде самыми частыми являются не только острые инфекции, но и такие, в развитии которых большую роль играет аллергия (бронхиальная астма, ревматизм).

Период младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет).Продолжается совер­шенствование функций организма. Развиваются и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются. Школьный ритм способствует развитию усидчивости, необходимых трудовых навыков. Нужно следить за осанкой ребенка, так как неправиль­ное положение за столом, ношение тяжелого портфеля и т.д. могут привести к искривлению позвоночника. Помимо острых инфекционных заболеваний, начинают появляться и хронические (тубер­кулез, нефрит, ревматизм и др.).

Период старшего школьного возраста.От 12 до 16 – 17 лет – период полового созревания – выраженная пере­стройка эндокринной системы, усиленный рост. У девочек вторичные признаки развиваются раньше на 1 год. Часто функцион. расстройства ССС, НС («юношеское сердце», «юношеская гипертония», у деву­шек – акроцианоз и обмороки), обусловленные непропорциональным ростом тела и отдельных органов, и неустойчивостью вегето-эндо­кринной системы.

Источник

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.

Читайте также:  Среда развития ребенка обеспечивающая разные виды его активности

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1 – фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2 – фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 – преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2 – дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноценность ребенка, так как определенные хронические и острые инфекции, интоксикации, профессиональные вредности, испытываемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсюда ясно вытекает необходимость тщательного изучения состояния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3-4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий – грудной – период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспособленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соответствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплазмоз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка – через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода новорожденности до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию. В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.

Следующий период детства – период молочных зубов – охватывает возраст от 1 года до 6-7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) – от 1 года до 3 лет и дошкольный – от 4 до 7 лет.

Читайте также:  Этапы личностного развития ребенка

Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании” ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфицирования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств.

У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним миром становятся все более сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12-18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет – подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17-18 лет.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференцированного режима дня, питания, проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые формы заболевания, различное течение болезни и нередко различный исход у детей в разные возрастные периоды и при различных условиях окружающей среды.

Источник