Особенности общения и развития личности ребенка

Общение и формирование личности ребенка.
Нежно прижимая руку к своему животу, будущая мама думает, каким будет ее ребенок – умным и скромным «ботаником», говорливым и шустрым «весельчаком», или мрачным и жестоким «циником», и чаще всего даже не подозревает, что малыш, который скоро придет в этот мир, еще и сам не знает, каким он вырастет!
Ребенок рождается лишь с определенным набором инстинктов, у него нет морали, он не оперирует такими понятиями, как «добро» и «зло», не может обращаться к «памяти предков» самостоятельно. Другими словами, не имеет представления о том, как «принято» жить в этом мире, что плохо и что хорошо. В процессе общения сначала с родителями, а затем, с другими представителями социума, малыш начинает накапливать в себе определенные мировоззренческие установки, поведенческие реакции, и интересы, что и можно считать началом формирования личности.
Прежде чем говорить о том, как правильно выстроить общение и формирование личности ребенка, чтобы воспитать достойного человека необходимо понять какие фазы становления личности проходит малыш, каждый раз попадая в новые условия существования.
Фазы становления личности.
Личность ребенка формируется только при взаимодействии, либо с другим индивидуумом, либо с определенной группой, живущей по своим внутренним законам. Потому, первой фазой становления личности при любой коммуникации будет адаптация. К примеру, ребенок первый раз, оказавшийся в песочнице, интуитивно сначала присматривается к другим детям, перенимает «законы» данной группы, (все играют в куличики и он начинает, все катают машинки и «новому» ребенку нужно это же делать, принято делится игрушками – делится, не принято – жадничает), то есть вливается в группу детей и становится там «своим».
Как только период адаптации завершен, и ребенок чувствует себя полноправным членом этого малого сообщества, у него возникает желание выделиться, снискать определенную славу (по З.Фрейду), начинается фаза индивидуализации. Проявлять себя ребенок может по-разному, либо удивлять других своими умениями залазить на горку, либо хвастать самыми крутыми игрушками, либо озорничать и ломать чужые «песочные замки».
В свою очередь сообщество будет решать, как реагировать на индивидуализацию ее отдельного члена, стараясь поощрять те особенности каждого, что выгодны другим членам общества, и осуждать противоположные. Ребенок же будет проходить так называемую фазу интеграции, то есть пытаться проявить свою индивидуальность так, как считает нужным, но в тоже время «остаться» своим в группе, либо покинуть ее.
Все эти фазы многократно повторяются в течение жизни человека, каждый раз привнося в его личность новые черты. Чем выше уровень развития сообществ, в которых пребывает человек, тем более развитая у него личностная составляющая.
Общение и формирование личности ребенка раннего возраста.
Основываясь на фазах становления личности в группах, посмотрим, как с помощью правильного подхода к ребенку формировать его личность, таким образом, чтобы вырастить «хорошего» человека!
Адаптация новорожденного ребенка к внешнему миру начинается сразу после рождения, задача родителей в этот период помочь малышу справится с родовым стрессом и обеспечить максимально комфортные условия и уход за ребенком до года. Чем проще пройдет первый в жизни малыша период адаптации, тем легче ему будет вливаться в сообщества в течение всей будущей жизни. В этот временной отрезок у ребенка появляются первые знания того, как вести себя в социуме, он быстро запоминает реакцию окружающих на какой-либо раздражитель и копирует ее. Самое простое – крик родителей. Если авторитетный для малыша взрослый, может себе позволить повышать голос, то и ребенок, адаптируясь, считает это нормальным проявлением эмоций. В результате ребенок становится крикливой и неуравновешенной личностью.
Ближе к двум годам ребенок входит во вторую фазу становления личности и начинает проявлять свою индивидуальность. Чаще всего это выражается в понимании родовой принадлежности «моя мама», «мой папа», и в желании подражать родителям и получать похвалу, то есть осознавать, что ты «любимый», «молодец», «наша гордость» и так далее. На этом этапе важнейшим элементом общения с ребенком, должно стать признание его маленьких заслуг и обязательное восхищение положительными достижениями, в то время как на негативные проявления, желательно не реагировать, дабы не провоцировать ребенка на них, когда ему захочется сделать «на зло».
Фаза интеграции в становлении личности детей раннего возраста, сегодня часто именуется «кризисом трех лет». На самом деле, данный «кризис», скорее показатель того, что интеграция ребенка в социуме происходит с осложнениями. Чаще всего к этой проблеме приводит неправильный пример родителей в период адаптации.
Повлиять на формирование личности ребенка в это время поможет личный положительный пример, а так же четкие установки для всех взрослых в непосредственном окружении ребенка, касающиеся отношения к плохому и хорошему поведению малыша. Другими словами, на истерики желательно реагировать спокойно, и поддаваясь на провокации, и не переходя на уровень ребенка (крик или угрозы). Вместе с тем, важно поощрять положительные побуждения ребенка.
Общение и формирование личности ребенка раннего возраста, происходит по схеме «насаждения» взрослым человеком важнейших социальных понятий и реакций, и четкая оценка поведения ребенка согласно «пройденному материалу».
Общение и формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте все ступени становления личности ребенок пройдет в новом для него сообществе – детском саду, либо в других группах, где его общение расширится до коммуникаций с «чужими» взрослыми и другими детьми. Для формирования личности ребенка на этом этапе взросления, родителям с одной стороны необходимо ввести ребенка в группы с более высоким развитием (то есть детский сад предпочтительнее игр во дворе), с другой максимально контролировать изменения в личности ребенка под давлением нового окружения.
Облегчить адаптационный период в детском коллективе, поможет подготовка ребенка к детскому саду, после которой он будет чувствовать себя уверенно и скорее станет «своим». Проявить индивидуальность в положительных действиях помогут интересные увлечения: конструирование, спорт, музыка, ранее чтение и так далее. Реализованное желание показать свое «я» сведет на нет, желание выделится с помощью хулиганства, или нарушения норм поведения. Интеграцию ребенка в среду садика улучшат умение кооперировать усилия со сверстниками, решать спорные моменты с участием взрослых, а так же обсуждение детсадовских проблем с родителями, для преемственности их отношения к интересной или конфликтной ситуации.
Обобщая, следует сказать, что в период раннего и дошкольного детства формирование личности ребенка идет лишь в непосредственном общении с самыми близкими взрослыми, жизненные позиции которых, ценности и поведенческие реакции заимствуются ребенком и отражаются в его личности.
Источник
![]() : , ? ? ? , 4. , ? ? : | , , . : , , , . . (. . , . . , . . , . . .) , , . , , . : , , , , , , .. , , , , , , , , . , , , . . . , , : , [15]. . , , , , . , . . , , – , , . , ( 1 , 3- , 7- ). , , . , , . , , , (, , ). , , , , , . . , , , , : , , , . , , . : – – , , . : , , , . : , . , . . . , , , .. , . . . . . , , , , . , , , . 2 . , , . .. – -. , . . , , , , . 2-2,5 : , , . , .. , , , , . , . , . , , , . – , .. . , . . – , – = 8 = , . , . – . . , , , . . . – ۻ, . , , , . , . , . . , : , . , , .. . . , , , , . – . -, , . , , . . , , , . . . . , , . , . : , . , , , . – . – , . , -, . , . ̻. , , , , ӻ. , – – 10 – , , . . . , . , . . , . . , . , . . . , . ( ) – . -^ . , . . , . . – , , (), , , . ni (3-5 ) , ~ 11 = V . . . . . . – – , . , , . , . , . , . : , , , . . , – (4-5 ). – . , , , , , – . . – . , . . . . = 12 = , , , . , . . , , , , . , . (5-7 ) -. , , . , , . . , , . . 6-7 , , . . , . , , , , . , , . = 13 = – . , . , , , , . 6-7 – . . . , . , : 1) , .. ( – ; : , .; , ); 2) – ( , ; , ); 3) , ; 4) . , . . . , . . – = 14 = . , . . , . – , – . – , . , , , . (, , ..), . : 1. – : , , ( ). 2. : , – , .., , . . , . 3. : , . , , . . 4. : , . , – , . , , .. . . , , , , .. [27, 32]. – : 1) ; 2) . , . , , . , , , – , . , : , . . . , , , .. .- , , , , – , , , . , , , , . , , ^ . , , , , . . , , . , , , , , . – . , . , , , . . , , . , 2-2992 . , , . . , , . , , . , , : , , , , .. , – , , , . – . , , .. , . . , , , , , , . , . , , , .. , , , . . . . . [13; 17], – – 18 – , . , , , , (, ). .. : 1) ; 2) ; 3) ; 4) – . – , , , .. , , , , . : 2015-09-05; view: 2045; |
Источник
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | При обращении к проблеме личности, приходится сталкиваться с неоднозначным пониманием этого термина, а также с многообразием его характеристик. Личность рассматривается в свете разных наук: психологии, социологии, педагогики, философии и др. Это иногда приводит к потере психологического содержания данного понятия. Отечественные психологи (Выготский Л. С., Рубинштейн С. Я., Гальперин П. Я., Божович Л. И. и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В понятие «личность» включают различные характеристики: социальность, творческая активность, нравственность, система Я, мера ответственности, мотивационная направленность, целостность и т.д. Выдающиеся представители отечественной психологии отмечают, что приобщение ребенка к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся при этом у ребенка с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности. Таким образом, врожденные свойства организма и его созревание являются необходимым условием формирования личности, но не определяют ни ее содержания, ни ее структуры. Как подчеркивал Леонтьев А. Н., «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» Человек развивается как личность именно в ходе его деятельности. Хотя в целом личность представляет собой результат онтогенетического развития, появляясь на его определенных ступенях, но как качество, которое выражает общественную сущность человека, личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми. Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Божович Л. И., в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3-х лет, 7-ми лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении. Общение – есть процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющийся к нему (авторитарный, демократический, промежуточный). Очень важно для развития будущей личности ребенка, чтобы в семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический стиль отношений. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, конформность, зависть и др. Гиперопека препятствует становлению творческой независимой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуверенности в себе. Многими авторами изучалось влияние конфликтов в супружеских отношениях на развитие ребенка: исследовались непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания. Это дало возможность выделить четыре родительские установки и соответствующие им варианты поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности, и способствует гармоничному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую информацию. |
Источник
Фастова Елена Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга
Одной из определяющих задач детского сада на современном этапе является формирования общей культуры личности детей, создание эмоционального благополучия воспитанников.
Детский сад – как второй социальный институт после семьи в жизни ребенка, способен научить детей жить в социуме, приобрести необходимые навыки общения, взаимодействия с окружающими людьми.
Общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из глобальных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития, формированием коммуникативных навыков.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
– желание вступать в контакт с окружающими;
– умение организовывать общение;
– знание норм и правил.
Нарушение общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.
Ребенок научается в семье, в детском саду, в общении с взрослыми – педагогами и родителями согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотнося свои действия с общественными нормами поведения.
В детском саду осуществляется обучение основным существующим законам общения: дети учатся искать и находить компромисс между собственными желаниями и интересами окружающих его людей, отстаивать собственную точку зрения и вместе с этим сдерживать себя и свои эмоции в разрешении споров. Воспитание детей в детском саду дает возможность научиться отстаивать свое мнение, путем аргументов, а не слез и истерик, как часто случается дома. В особенности ценным является то, что в коллективе сверстников данные навыки формируются естественным образом, как бы сами собой – в процессе общения и во время игры с другими детками.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений, устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже при проявлениях отрицательных действий, поступков. Отношение к ребенку как к субъекту, как к самоценности предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали, раскрытию потенциальных возможностей, творчества и активности ребенка.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнера. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе работы по формированию навыков общения, ребенок начинает понимать, как важно любить окружающую природу, чувствовать её, заботиться о ней, учиться у неё доброте, чуткости, бескорыстию, приобретают умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Постепенно у дошкольника появляются представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Понимание собственного «Я» формирует самооценку детей, что способствует правильному оцениванию своих поступков и на их основе различию по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. У ребенка воспитываются добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье. Дети ценят хорошие отношения и получают радость от общения со своими близкими, проявляют о них заботу и предлагают посильную помощь. Навык общения с взрослыми постепенно и переходит на общение со сверстниками. Дети проявляют заботу и внимание, чувства доброты, чуткости, доброжелательности, соучастие и сотрудничество в процессе общения друг с другом. Ребенок способен научиться управлять своим настроением, проявлять положительные эмоции в различных ситуациях, доставлять радость себе и другим при общении с окружающим миром. Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности. Не менее важно дать детям знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Это поможет им применять правила этикета в разных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения. Навыки общения так же включают в себя представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек. Дети научаться понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Все эти навыки у детей хорошо усваиваются в процессе игровой деятельности. Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем. Важный момент – выбор игры. Хорошо если игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа существует последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов
При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.
Таким образом,чтобы ребенок вырос и стал полноценной и развитой личностью, он еще в самом раннем детстве должен приобрести опыт межличностного общения, так как без него процесс социализации будет неполным, и вхождение в мир людей станет болезненным. Этот процесс называется развитием социальной компетентности, он является неотъемлемой составляющей в развитии человека,
Список использованной литературы:
1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль «Академия развития» 1996
2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000
3. Источник: https://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-001.HTM]
Источник