Особенности личностного развития ребенка с зпр
– , , . – .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru
https://www.allbest.ru
, , .
– , – .
, : . , . .
, , .
. — , . , , – . – .
.. .. , , , , , . , .
: .
: .
: .
:.
1. ;
2. , ;
1.
1.1
. , . . , , .
, , – , .
, , .
— , , , , , .
. , , , , .
, , , , – . , , . , , , , , .
, , . .
– , , , , , , , .
– , .
:
1) – , – , ;
2) , () , , .
– , . , , , .
, , – , .
. , . , , , – .
, , .. , .
, . , .
.
– .
– , – ( – ) (, , – ” ” ). .
– , , , , , , .
. .. :
1) . , , , . , , , , , .
2) . , , , , , , (, , , ..).
3) . , : , , , , , , , .
4) . , , , .
, , : , .
, , .
.
. , , .
, .
.. , — , – . , , .
.. , : , , ; , ; , .
.. , – , .
, , . , .
.. , , : , ; ; ; .
.. , . , , , .
.. ., , , , .
.. , ; , .
, — , , , , – .
.. , ; .
.. , , .
. , , . – , – . , , , (.. ” , “). , ..
. , , , , – , , . – ” “. , , .
.. , – , . , .
.
. , . , .
. , , , , . , , . .
. 3. , .
. . – , , , .
. . – , , . , , , , , .
, , . , , , , .
, , , , (. , . .).
, , , (), . , (. , . ).
, – . , – .
.
, . , , , .
3. , , , .
, , .
, (. ).
1.2
– .
, , , . , , .
.. , .. , .. , .. , , .. , .. . , .. , .. .. .
.. , : . , , . , , – . , , . – ( ).
, . , , . “”, “”.
, :
1) – ( ).
2) – ( ).
3) – ( ).
4) ( ).
5) – ( ).
6) – ( ).
, ( ) , , – , .
.. : (); ( 1 4-5 ); (5-8 10-11 ).
, , , , .
, ” “. (-) .
.. .. . , , .
.. , , .. , ” “. , , , , , (, ), .
.. .. , , , . .. :
I – 10 :
1- – 1 ;
2- – 1 3 ;
3- – 3 6 ;
4- – 6 8 .
II – 10 17 :
1- – 10 15 ;
2- – 15 17 .
: ; , ; .
, , .
, . . , , , , , , , , .
, . , – . . , , :
1) ( 1 ). , . .
2) ( 1 3 ). , , , . – .
3) ( 3 5 ). , , , – .
4) ( 5 11 ). , .
5) , ( 11 20 ). , – , , , .
6) ( 20 40-45 ). , .
7) ( 40-45 60 ). . . , , , , . .
8) ( 60 ). . , .
, , , , , .
, . , , , . , . . , – . – . , , , .
1.3
, , , . , , , , , .
, , . , . , .. , . , , , , .
, , . , , , . , — , . , , .
.. , , – . , .
, , 1,5 , . , 6 – 8 ( .. ), 10 – 12.
, (), (, ).
, , , , , . . , .
, , , , , , , , , .
, , , , . .
. , , , , , , .
, , , , , . , . , , .. , .
, . – , .
, : – ; , ; .
: , – , , , . : , , , ; , .
– .
, , , .
2.
2.1
. , . , .
, (.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .).
( ) . , – . , , .
, , , , . , (, , , . . , , .
, .
:
1) .
: : , .
2) . . . . .
. . 1948 . . , – , . , , .. .
: .
3) . .. .
: 3 – , , : .
4) .. .
: .
5) .. .
: , . .
– , .
2.2
, , , , , , , , , . ( , , .) .
, , , , .
, , , , .
, , , . , . . , , , . , . , .
, . , , , . , , . . , , , . , , ,
, . , .
:
1. ;
2. , .
1. .. . – , 1984. – 320.
2. , .. : . / .. . – .: – , 2004. – 136.
3. .., .. . – .: , 1994. – 68.
4. .. . . 1998 .
5. .. // 1983 . 2.
6. .., .. // . 1975. 5.
7. .., .. . 2- ., . . – ., 1973. – 421.
8. .. : 6- . .2. — .: , 1982. — 504.
9. .. . – ., 1956. – 290.
10. .., .., .. – , – ., 1999 .
11. .. // . 1978 . 3.
Allbest.ru
. . .
[59,6 K], 08.04.2011
. . . . . .
[57,4 K], 10.06.2010
. – . .
[129,3 K], 08.11.2014
, . .
[1,3 M], 05.04.2014
. . , . .
[30,7 K], 14.10.2008
. . .
[63,6 K], 14.12.2010
: , , . . .
[91,6 K], 19.02.2010
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
(, , ) , , – . , , , , . , , . , , , , , , , , 20 30% . , . , . , , , . , , , , , . . () 50% . – ( – – ). . , 7-10 , . , ( , ..). , , . , , , . , , , , . ( , , .) , , , . , , . , . . . , , . , . . . . , . 1. , , , , , , , , (, – ) . 2. , . 3. , , , – . – , . 4. , , , . 5. , . 6. , , . . . -“” – , . , , , ; , . . , , . . : , , , , . , . . , . , , , . . ( , ) , , , . , , . . , . , , . . : , . , , , , . . , , – . , . , .. , , . , . . . , , . , . , . , , . , , , . , , , ; , . , , , , , , ; . , , , . , . . “” , , , , , . .. . , ; , , . . , , . , . , . ( ) . , . , . , . , . , (” “, “”), (, ..). , , , , . , , , . . , . , , , , , , , , , , , , , , . . , – . , “” “” . 12-15 , , , , ; ; . . , . , – , . . , , , , . , , , , , , . . , . , (, , , ) . , , , , , . . , , , . , . , , , , , , . , (. I). , , , ( , , , , ). , , , , , , . . – , . . , , . , . , , . , , . , , , . – ( , , ). , , , , , . , . , , , , . : , . . , , , . , , . , . , , , , , , , , , , .. – , ; , , , , . , , . , , , – . , – , . , . . , , , , , , . , , , . , , . , , . (, , ), . , , . , . , . , : , , , . , , (. II). , . , . , , . , – , , , . , , , , . , , , , . , , . , , , . , . , , , , , . , , : “, , “. , , , . , . , , , , . , , , . – , , , , . . , , , . , , . , , , . , , , . , , , . , , . . , , . , , , , . ., 7 , I . ” , “. , . 45 , , , – 48 , . , . , , . , . : , , , , , , . , , , . , , . , , . , , . , , , , , ( , , ). , , , . , , . , , , , .. -, , , . ., 9 , II . : . , . , , . , . , , , , . , . , , . : ” “, ; . , , , , – , . , , , , , , . . , , , , . , , , , , “” : , . : , , , , . : , , . , . , 8 7- , 7 . , . , , , , , , , , , . , , . , . , , , , . , , . . . 1. .. , .. , .. – , – ., 1999 . 2. // .: , .. , .. .; – ., 2001 . 3. “” 4 2000 // . .. – . 4. () // . .. , – ., 2001 . |
Источник
Личностное развитие дошкольников с ЗПР.
В настоящее время дети с задержкой психического развития изучены достаточно широко. Исследования выдающихся дефектологов Т.А. Власова, В.И. Лубовского , У.В. Ульенкова, внесли большой вклад в развитие данной отрасли педагогической науки и позволили выделить общие специфические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста.
Понятие «задержка психического развития» определяется, как «особый тип аномалии», проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция). Данное понятие является психолого-педагогическим. Детей с задержкой психического развития следует дифференцировать от детей с педагогической запущенностью, та как причины пониженной обучаемости, возникшие в обоих случаях, различны. Задержки психического развития возникают в связи со слабовыраженными органическими повреждениями мозга (врожденными или приобретенными во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни). Вместе с тем, в отличие от олигофрении, действие патогенных факторов приводи лишь к нарушению темпа развития детей, что подтверждается обратимостью симптомов (Е.С.Слепович ).
Многие психологические особенности ЗПР можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка. Дети с минимальной мозговой дисфункцией беспокойны, раздражительны, часто кричат беспричинно. У них наблюдается нарушение сна и бодрствования, сна и питания. Они долго не засыпают, мало спят, плохо и мало едят. Невыспавшийся и голодный ребенок находится в состоянии постоянной усталости и напряжения. Активность младенца повышена и не всегда целенаправленна. Восприятие мира более хаотично, чем у нормально развивающегося ребенка. Сенсомоторное развитие идет с запозданием, поэтому у него вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие воздействия. Часто наблюдается нарушение двигательных способностей: движения нескоординированы, неловки, неконтролируемы. Дети чрезмерно подвижны и импульсивны. У них нередко возникает чувство страха, тревоги, опасения. Психологические проявления, свойственные дошкольному возрасту, у детей с ЗПР неполноценны. Так, игровая деятельность недостаточно сформирована. Дети с ЗПР предпочитают наиболее простые игры, характерная же для старшего дошкольного возраста ролевая игра, требующая выполнения определенных правил, проводится ими в ограниченной форме: дети соскальзывают на стереотипные действия, часто просто манипулируют игрушками. В целом игра носит процессуальный характер. Фактически дошкольники с ЗПР не принимают отведенной им роли и не выполняют функций, возлагаемых на них правилами игры. Они не проявляют интереса к играм по правилам, имеющим важное значение в подготовке к учебной деятельности. Такие дети предпочитают подвижные игры, свойственные более младшему возрасту. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, в процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет.
В общении со сверстниками они часто не находят общего языка, так как язык слишком эмоционален, редко может удержать роль. Компенсаторно-эмоциональные реакции могут быть как по интрапунитивному, так и по экстрапунитивному типу, часто возможен смешанный тип реагирования
В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.
Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоционально-личностной сферы, что в свою очередь влияет на развитие основных компонентов познания: на ощущение, восприятие, память, мышление. Таким детям необходима комплексная медико-психолого-педагогическая помощь.
Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.
В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.
Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.
Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.
Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.
Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» – спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.
В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка в семье очень важно:
· эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей;
· представление об идеальных качествах, которые родители желали бы видеть у своего ребенка в недалеком будущем. Идеальным большинство родителей считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием: усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность, прилежание, желание учиться, добросовестность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах, как доброта, внимание к другим людям;
· важно, чтобы родители замечали некоторую избирательность ребенка в отношении к занятиям, к разным видам деятельности и насколько эта избирательность выражена. Любит ли он играть и в какие игры, как долго может заниматься этим; любит ли мастерить, клеить, вырезать, строить из конструктора; сохраняет ли свои поделки и постройки или тут же выбрасывает и ломает их;
· привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. Необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже за незначительную помощь, подчеркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, тем самым вызывать положительные эмоции у ребенка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждают социально необходимые качества личности;
· распределять с ребенком действия, чередуя их, включая его на равных в выполнении посильных дел и заданий, тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.
Дети должны постоянно чувствовать, что родителей, тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений, устойчивое внимание к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.
Источник

Задержка психического развития ребенка является сложным явлением, находящимся в поле исследований психологов, педагогов, специалистов в области педиатрии и детской неврологии. Сложность представляет определение точного перечня симптомов, отличающих этот вид нарушения от других (умственной отсталости, аутизма и др.) и описание особенностей ребенка с задержкой психического развития. Диагноз ЗПР традиционно устанавливается у детей дошкольного возраста и младших школьников для того, чтобы организовать систематическую коррекционную работу и исключить возникновение отклоняющегося поведения.
Характеристика детей с задержкой психического развития
В процессе роста и взросления ребенка формируется его личность, созревают и усложняются психические функции:
- функции познания и восприятия (гностические – так называемый гнозис);
- двигательные;
- эмоционально-волевые;
- мыслительные;
- речевые;
- внимание и запоминание и др.
При задержке совершенствования психики обычно отмечают несоответствие темпа формирования психических функций дошкольника по сравнению со средними показателями, считающимися нормой для определенного возраста. Оказывается несформированной кратковременная и долговременная память детей с задержкой психического развития, отмечаются особенности восприятия предметов и явлений окружающего мира и концентрации внимания.
Международная классификация заболеваний предлагает характеристику состояний, которые обычно сопровождают такое нарушение и могут послужить тревожным сигналом для взрослых и педагогов, а также поводом к серьезному обследованию. Для детей с задержкой психического развития характерны разнородные особенности в формировании организма и его функциональных систем:
- гиперактивность или сниженная активность;
- неспособность к планированию и контролю своего поведения;
- частые страхи, повышенная тревожность;
- низкое качество речи, отсутствие ее ритмичности;
- недержание мочи, энкопрез;
- непроизвольные сокращения мышц (мимические тики, тики конечностей).
Мыслительная и речевая деятельность детей с задержкой психического развития отличается недостаточной сформированностью. Обучающиеся с ЗПР отличаются нарушением сроков созревания функциональных систем, проблемами с вниманием, процессами запоминания, поведенческими особенностями, бедностью и переменчивостью эмоциональных проявлений, отсутствием успехов в учебе.
Важно! Особенности ребенка с задержкой психического развития заключаются в «запаздывании» в процессе формирования психики, в не свойственном для определенного возраста уровне развития речевых навыков.
Поведение
Поведенческие особенности дошкольников с ЗПР объясняются спецификой физиологических процессов, характерной для данного нарушения. Например, дети с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания в связи со следующими факторами:
- ухудшение самочувствия при недостатке кислорода;
- частые головные боли;
- реакция на свет, громкие или незнакомые звуки.
В связи с замедленным по сравнению с нормой созреванием эмоционально-волевой сферы, дети с ЗПР не похожи на сверстников с нормальным развитием в своем поведении. Например, интерес к игровой деятельности преобладает над стремлением к познанию и любопытством.
Поведение воспитанников с ЗПР имеет следующие яркие особенности:
- неустойчивость настроения, склонность к конфликтам, шалости, гиперактивность, капризы, апатия;
- неспособность к самооценке, контролю, саморегуляции и критике своего поведения;
- эгоистические проявления;
- неосознанность эмоциональных реакций и действий;
- непослушание.
В поведении детей с задержкой психического развития отмечаются особенности, обусловленные различными нарушениями в мозговой деятельности:
- тревожность в дневное время, страх оставаться дома без родителей; тревожный сон, сложности с засыпанием;
- беспричинная агрессивность;
- склонность к неожиданным резким движениям или крикам;
- повышенная двигательная активность;
- привычка говорить неправду;
- бесконтрольное усиление пищевых, сексуальных влечений;
- апатия, снижение активности, отсутствие интереса к любым занятиям.
Такие особенности поведения ребенка с задержкой психического развития требуют повышенного внимания взрослых дома и создания индивидуальной программы сопровождения в образовательном учреждении.
Обучение
Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:
- проблемы с концентрацией внимания;
- замедленность или реактивность реакции;
- быстро наступающая усталость;
- несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
- сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
- затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
- нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.
Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).
Речевая сфера | Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи | Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций | Малый словарный запас |
Мелкая моторика | Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию | Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики | Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире |
Восприятие | Несформированность графических умений | Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения | Проблемы со всеми видами запоминания |
Познавательная сфера | Затруднения с освоением навыков рисования и письма | Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр | Неспособность выполнять творческие задания |
Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.
Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.
На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:
- могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
- отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
- с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.
Один из путей изменения отношения детей с ЗПР к учебе – это организация нестандартных занятий с использованием произведений искусства, общения с природой. Дети с ЗПР прекрасно чувствуют себя на экскурсиях в музеи, парки, городское пространство. Также они эмоционально воспринимают театральное искусство, кино, музыку, танец, любят подвижные игры и занятия с элементами физической активности. Если использовать в образовательном процессе общение с искусством и занятия физической культурой, можно повысить интерес детей ЗПР к учебе.
Важно! Кроме вышеперечисленных особенностей, дети с задержкой психического развития – ЗПР – отличаются неспособностью к целеполаганию, планированию, самоорганизации, самостоятельной игровой или учебной деятельности, затруднениями в восприятии и обработке информации.
Особенности отношений детей с ЗПР со сверстниками
В связи с задержкой речевого развития дети с ЗПР в общении отличаются от нормально развивающихся сверстников:
- недостаточно лексических и грамматических средств для начала общения;
- малая потребность в общении и совместных действиях со сверстниками, обусловленная низкой познавательной активностью и недостаточным развитием потребностей социального характера.
Если дошкольник с ЗПР вступает в общение, оно отличается ситуативным характером. По собственной инициативе дети с ЗПР не вступают в игру ровесников, наблюдают за чужой игрой недолго и без особенного интереса.
Дети с ЗПР, включенные в совместную деятельность с ровесниками, перестают идти на контакт в случае малейшей неудачи или затруднения.
Воспитанники с задержкой психического развития не интересуются одногруппниками или одноклассниками, обычно не имеют друзей или партнеров по играм, могут эпизодически с кем-то общаться или играть рядом с другими, но при этом не вступать с ними в отношения.
Таким образом, особенность детей с ЗПР – неспособность устанавливать и поддерживать контакты и выстраивать коммуникацию с ровесниками. Поэтому над ними часто смеются или издеваются, следствием становится снижение самооценки, недоверчивость, обидчивость, повышение тревожности, нежелание дошкольника с ЗПР с кем-либо общаться или играть.
Важно! Нарушение скорости созревания психических функций можно скорректировать при условии разработки индивидуальной программы воспитания и образования конкретного ребенка с ЗПР с учетом его особенностей.
Особенности отношений в семье
Сложности в воспитании сына или дочери с ЗПР связаны с тем, что он менее самостоятелен и ответственен, чем его сверстники, медленнее осваивает необходимые навыки. Например, он знает, как обращаться с предметами обихода, знает правила самообслуживания, но может забывать о них, если взрослые не напомнят. Малыш с задержкой психического развития затрудняется в выполнении действий, связанных с точными и мелкими движениями: умывание, гигиена полости рта, застегивание и расстегивание одежды и обуви (работа с пуговицами, крючками, шнурками, другими застежками).
Другая особенность ребенка с ЗПР – нежелание заниматься «учебными» делами (долго слушать чтение взрослого или читать самостоятельно, упражняться в написании элементов букв, выполнять сложную работу с аппликацией и др.).
В отношениях с родителями дошкольник или младший школьник с ЗПР также имеет особенности: часто капризен, непослушен, негативно реагирует на просьбы и предложения, поэтому нужно выработать правильный стиль, избегая гипер-опекающего отношения, предъявления завышенных требований, безразличного отношения. Необходимо предъявлять четкие и понятные, несложные единые требования, строго организовывать режим, основанный на чередовании занятий и активного отдыха. Малышу с задержкой психического развития необходима поддержка родителей и родственников, усиленное внимание к его речевому развитию. Особенность в том, что с ним нужно много разговаривать, читать ему, выстраивать беседу-диалог.
Родители должны понимать, что для коррекции задержки в развитии потребуется специальная систематическая и длительная работа. Коррекция задержки психического развития ребенка отличается комплексностью: усилия педагогов, психологов, медицинских работников, дефектолога и логопеда скоординированы в соответствии с индивидуальной программой работы. В программу коррекции задержки темпа развития могут включаться курсы массажа, физиотерапевтические процедуры, занятия лечебной физической культурой, прием лекарственных препаратов.
Проблемы задержки психического развития детей остаются актуальными по причине увеличения количества дошкольников и младших школьников, у которых диагностируется это расстройство. Известно, что за последнее десятилетие их количество выросло в два раза, а 60 % случаев низкой успеваемости связано именно с тем, что ЗПР не была своевременно диагностирована и к ребенку предъявлялись те же требования, что и к его сверстникам без нарушений. Задача родителей – проявлять к своему малышу постоянное внимание, создавать условия для его гармоничного роста и своевременно обращаться к специалистам в случае обнаружения тревожных симптомов и особенностей.
Видео
003
Источник