Особенности эмоционального развития ребенка со взрослыми

Особенности эмоционального развития ребенка со взрослыми thumbnail

Лола Кулиева
Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства

Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый.Эта активности проявляется в форме:

внимания и интереса ребенка ко взрослому;

эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;

инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;

и чувствительности ребенка к отношению/оценке взрослого.

Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. Лисина пишет, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется т. н. комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических)по принципу: появление дискомфорта ® крик ® внимание взрослого ® устранение дискомфорта этим взрослым. Другая схема – это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку – опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.

Выделим сначала основные параметры общения у детейэтого возраста (здесь и далее цитируется по Лисиной):

форма общения: ситуативно-личностная; ситуативно-деловая (1-3 года);

содержание потребности в общении: доброжелательное внимание взрослого; потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);

ведущий мотив общения: личностный – взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка;деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года);

значение данной формы общения в общем развитии ребенка: неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием; развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года);

Перед тем как мы рассмотрим негативные последствия, возникающие в результате отсутствия общения с близким взрослым у ребенка в этом возрасте, необходимо сделать небольшое теоретическое отступление и ввести ряд понятий.

Депривация- неудовлетворенная потребность, происходящая в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения.Выделяют несколько типов депривации:

сенсорная – заключается в устранении сенсорных импульсов. Возникает не только при полном устранении данных импульсов, но и при попадании в сенсорно обедненную среду;

двигательная;

социальная – среди ее примеров такие хрестоматийные случаи как Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое – например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей, значимость чувства Мы, завистливость и чрезмерная критичность.

Итак, что же происходит с ребенком, в случае лишения его возможности общения с близким взрослым в этом периоде? Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в:

отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в 6 раз меньше);

отставании в умственном развитии;

трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;

двигательной вялости и компенсационных движения. Уже на первом месяце жизни дети проявляют сильное беспокойство при ограничении их движений. Здесь было бы уместно вспомнить про феномен госпитализма (как разновидности сенсорной и двигательной депривации). Этот феномен был впервые описан Р. Спитцем, который наблюдал детей, оставшихся после рождения без материнского внимания. Эти дети по 15-18 месяцев находились в стеклянных боксах, причем до того времени пока он сами не вставали на ноги. Кроме потолка и белых занавесок (на более поздних этапах) эти дети не видели ничего. Их движения были ограничены постелью, а количество игрушек было ничтожно мало. Спитц приводит также результаты исследования детей, разлученных с матерьми в возрасте 3 месяцев. К 4-м годам 37% из них погибли; к 1,5-2 годам 5 из 21 не были способны к самостоятельному передвижению; сидели без поддержки только 3; половина знали только 2-3 слова; у все наблюдались симптомы анаклитической депрессии. Следует помнить и о том, что развитие движений в детстветесно связанно с формированием ядра личности: например в тех, случаях когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Поэтому часть нарушений указанных выше связаны и ограничением двигательной активности в этом возрасте;

сниженном общем коэффициенте развития.

Выше были названы три вида деприваций – сенсорная, двигательная и социальная. Все три присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный – материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа (далее как ДУИТ, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы 2 условия,которых лишены дети из ДУИТ: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Одно из последствий материнской депривации – это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

Рассмотрим коротко специфику общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

Читайте также:  Став помощник в развитии ребенка

Самоидентичность – чувство постоянства собственного Я, а также то, насколько человек принимает и ценит себя. Ее формирование начинается в первые месяцы жизни. У детей из ДУИТ она сформирована недостаточно. Так например, они позже других узнают себя в зеркале; пугались и плакали, если видели себя в зеркале в непривычном виде (комок ваты, спрятанный под платок). Наблюдается также запаздывание в появлении кризиса «3 -лет». Дефектно формируется «гордость за достижения».

Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» (В. С. Мухина). Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте – стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействиями с другими. Ребенок учиться принятым позитивным формам общения. У него бурно развивается речь, которая здесь несет не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную.

Параметры общения:

форма общения:

внеситуативно-познавательная (до 4-5 лет);

внеситуативно-личностное (5-6 лет).

содержание потребности в общении:

потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет); потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания (5-6 лет).

ведущий мотив общения:

Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4-5 лет);Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).

значение данной формы общения в общем развитии ребенка:

первичное проникновение во вне чувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления;

приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению (5-6 лет).

Перечислим лишь некоторые проблемы, возникающие у дошкольников лишенных полноценного общения со взрослыми. Повышенная потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого, характерна, как это было показано при выделении параметров общения, для младенцев. Для дошкольников свойственна более сложная потребность в общении – в сотрудничестве, уважении и сопереживании. У детей же из ДУИТ до конца дошкольного возраста сохраняется потребность во внимательном и доброжелательном отношении. Они не проявляют обычной для детей этого возраста настойчивости в ходе познавательных контактов. Т. е., они удовлетворяют нереализованную потребность во внимании и доброте со стороны взрослых с помощью речевых средств.

Известно, что проективная методика «Рисунок человека»имеет несколько параметров для оценки: сенсомоторный, психический и проективный.Отличие детей из ДУИТ начинает проявляться с психического уровня: на их рисунках человек носит схематичный характер, отсутствуют детали. На проективном уровне особенности состоят в том, что дети рисуют маленького человечка в нижнем углу, откуда он стремиться убежать. Эти факты говорят о личностных и эмоциональных проблемах (к их более подробному описанию мы вернемся при описании школьников).

Общение со взрослыми в школьном возрасте

Начало школьного возраста определяется важным внешним обстоятельством – поступлением в школу. К этому периодуребенок уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях; он имеет навыки самообладания; может подчинить себя обстоятельствам – т. е. имеет прочный фундамент для построения отношения со взрослыми и сверстниками. Существенным достижением в развитии личности является преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу». У него достаточно развиты рефлексивные способности, которые теперь он использует для приобретения новых знаний и навыков. Кроме этого, учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления, а также создает новые условия для личностного развития.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении общения – оно становиться «школой социальных отношений». Открывая разные стили он пробует их, а затем и выбирает некоторые из них.

Как и раньше, для понимания значимости общения со взрослыми для ребенка этого возраста, рассмотрим что происходит с ребенком, если он лишается полноценного контакта со взрослыми.Прихожан и Толстых провели комплексное исследование детей из ДУИТ по нескольким параметрам и выявили следующее:

уровень интеллекта: у детей из ДУИТ более низкие показатели вербального интеллекта; из всех субтестов наихудшие показатели были по наглядно-образному мышлению, что связано с неумением представить целостный образ события;

мотивационные предпочтения: 93% детей три своих желания связали с учебой (ср. 53% детей из обычных семей написали про общечеловеческие проблемы). В них, кроме прочего, преобладали высказывания, отражавшие требования учителей и воспитателей. Это говорит о том, что поведение этих детей детерминировано особенностями общения со взрослыми: самым главным для них является стремление заслужить одобрение, внимание и похвалу учителя. Еще одной особенностью является выражение своих пожеланий в сослагательном наклонении («я хотел бы.») – т. н. симптомом отчуждения желаний, говорящий о неблагополучном личностном развитии. Другой проективной методикой, использованной для диагностики мотивационной сферы, была методика Нюттена «Я хочу, я могу.») У детей из ДУИТ доминировали мотивы, связанные с сегодняшним днем и ближайшим будущим. Их мотивы более единообразны и менее всего связанны с собственной личностью;

формирование самосознания и образа Я (методика «Я, каким кажусь себе»): данные исследования показали, что у детей из ДУИТ наблюдается утверждение Я через приспособление (ср. активное противопоставление себя ситуации у детей из обычных семей); признание необходимости власти над собой (ср. стремление к самостоятельности); их самооценка имеет негативный характер (ср. со сложным характером самооценки – ребенок может считать себя как хорошим, так и одновременно плохим). Последний факт объясняется тем, что дети из обычных семей усваивают 2 разных уровня отношений к себе со стороны взрослых. Родители с одной стороны безусловно любят их, а с другой объективно оценивают в конкретных ситуациях. Дети из ДУИТ лишены подобной безусловной любви, что и отражается на их самооценке;

любовь к себе и самоидентичность: как и говорилось выше, самоидентичность – чувство постоянства своего Я, а также, то, насколько человек ценит и принимает себя. Негативное или не выраженное чувство Я у детей из ДУИТ объясняется как неясностью своего прошлого, так и, в большей степени, отсутствием одного любящего взрослого. Множество сменяющихся взрослых с разными поведением и с разным эмоциональным отношением не способствуют формированию чувства постоянства своего Я и самоценности;

общение со взрослыми: дети из ДУИТ буквально «липнут» ко взрослым, проявляющим позитивное отношение к ним; у них присутствует деструктивная агрессия (ср. конструктивная агрессия, являющая движущей силой при любой освоении нового и изменениях); они готовы выполнить любую их просьбу; делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание, что связанно с неудовлетворенной потребностью в общении;

реакция на фрустрацию (тест Розенцвейга): у этих детей преобладает экстрапунитивные реакции по типу самозащиты, что не дает им возможности овладеть ситуацией и найти конструктивное решение. Это частично объясняет последующую несамостоятельность и «сваливание» вины на других.

Обобщая все выше сказанное про негативные последствия отсутствия полноценного общения у детей из ДУИТ можно сказать, что их ахиллесовой пятой является личность, носящая реактивный характер. Если значения уровня развития двигательной активности, показателей интеллекта, особенностей мышления и др. приближаются к показателям детей из обычной семьи к концу подросткового возраста, то личностные особенности этих детей остаются с ними на всю жизни.

Читайте также:  Таблица индивидуального маршрута развития ребенка в детском саду образец

Говоря при личность в данном контексте я имею в виду определение Божович. Здесь личность – это «целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимосвязи с окружающими людьми». Совершенствуясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает человека от непосредственного подчинения влиянию окружающей среды. Это позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но и сознательно преобразовывать эту среду и самого себя.

Источник

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ

Содержание

Введение………………………………………………..…………………………

3

1.Основная часть……………………………………………………………………………………

4

1. 1

Особенности эмоционального развития младших школьников…

4

1. 2

Развитие эмоций в процессе взаимоотношений со взрослыми….

8

Заключение………………………………………..……………………..…….

13

Список литературы…………………………………………………..…………

14

Введение

Согласно ФГОС НОО были выделены основные результаты образования в начальной школе. Одним из более важных является индивидуальный прогресс в эмоциональной сфере личности.

Младший школьный возраст – это возраст в котором ребенок находится в новой сфере человеческой деятельности – учении. В начальной школе огромное значение имеет усвоение детьми специальных психических и психофизических действий на основе стабильного эмоционального состояния т.к. именно с его помощью обслуживаются все виды учебной деятельности: письмо, чтение, арифметические действия, рисование, технология и др.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Зачастую необходима коррекция развития эмоциональной сферы.

1.1 Особенности эмоционального развития младших школьников

В настоящее время исследователями огромное внимание уделяется развитию.

В большом толковом словаре понятие “развитие” трактуется как процесс , направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

В педагогическом словаре Коджаспировой дано такое определение развитию человека. Это процесс последовательной смены состояний, ход закономерного, необратимого, направленного на изменение качеств и свойств человека. становления его личности под воздействием различных факторов.

Развитие имеет два направления, которые в свою очередь подразделяются на виды.

Виды развития

Одним из видов психического развития является эмоциональное развитие.

По мнению А.Н. Леонтьева, эмоциональное развитие – это целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

С.Л. Рубинштейн же полагал, что эмоциональное развитие умственных и волевых процессов, формирующихся на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов

На протяжении долгого времени различные ученые изучали вопрос эмоционального развития.

Теории эмоционального развития

Эмоции влияют на мысли и поступки людей в повседневной жизни, а порой и драматически изменяют человеческую судьбу. Даже кратковременное, но яркое и сильное эмоциональное впечатление может вызвать длительное переживание и стойкие личностные изменения. Но несмотря на это, лишь в последние тридцать лет наука перестала игнорировать эмоции и ученые серьезно начали их изучать. Стали даваться самые разные оценки их роли в жизни человека. Некоторые исследователи убеждены, что эмоции человека следует подчинять разуму, другие доказывают, что именно эмоции и служат его пусковым механизмом.

Эмоциональное развитие связано не только с деятельностью внутренних органов, но и проявляются во внешних выразительных и экспрессивных движениях. На универсальность движений как индикатора и выразителя эмоций указывал русский физиолог И.М. Сеченов. Одной из главных трудностей при описании эмоций является то, что эмоции проявляются одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении. Внутренние переживания субъективны, и единственный способ ознакомиться с ними – это спросить у субъекта, что он испытывает.

В работах Додонова В.И. были выявлены следующие критерии эмоционального развития:

  1. эмоциональный кругозор;

  2. развитие эмоциональных проявлений при восприятии образов;

  3. сформированность эмоционального отношения

Эмоциональное развитие младших школьников

п/п

Критерии

Показатели

1

Эмоциональный кругозор

Знание основных эмоций, развернутость ответов как показатель степени осознанности переживания

Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей

Информированность о действиях, которые ребенок связывает с определенной эмоцией

2

Развитие эмоциональных проявлений при восприятии образов

Эмоциональное поведение во время рассматривания, прослушивания

Сформированность проявления определенных эмоциональных чувств

Умение адекватно оценивать художественные произведения, эмоциональная оценка событий, необходимость общения

3

Сформированность эмоционального отношения

Понимание эмоционального состояния сверстников и взрослого

Правильность передачи эмоций

Правильность выбора способа выражения эмоций

В младшем школьном возрасте существенно изменяются условия жизни, обучения, деятельности школьника. Это в конечном итоге приводит к перестройке эмоциональной сферы, к взаимоотношению со взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. У школьников существенно меняется положение в коллективе, общественные позиции, к нему предъявляются более серьезные требования со стороны семьи, школы, коллектива и со стороны взрослых.

Одним из самым важных моментов в эмоциональном развитии ребенка является формирование у него в эмоциональной сфере самосознания, потребности осознавать себя как личность. У школьников возникает интерес к себе, своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной личности, потребность самооценки, сопоставление себя с другими людьми. У ребенка появляются попытки самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность, но не обладая достаточным умением правильно анализировать свое эмоциональное состояние.

Развитие эмоций в процессе взаимоотношений со взрослыми

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. В общении предметом деятельности является другой человек. Как и любая другая деятельность, общение направлено на удовлетворение собственной потребности.

А.Н. Леонтьев полагал, что под мотивом деятельности понимается, то ради чего эта деятельность совершается. Таким образом мотив деятельности – это партнер по общению, в данном случае это взрослый. В младшем школьном возрасте общение со взрослыми – это, в большей степени, общение с родителями и учителем.

Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Многие родители считают, что лучшее из того, что они способны дать своим детям это материальные блага. Заботясь о разрешении материальных проблем в семье, зачастую родители не задумываются над тем, какую психологическую травму они причиняют своим детям.

Одобрение и неодобрение со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка. Психиатры и медицинские психологи утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов может способствовать возникновению невроза навязчивых состояний и психастении. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может свободно проявлять не только свою радость и т.п., он может и поплакать, не боясь, что над ним будут насмехаться. Этим и создается чувство «полной защищенности» в семье, о котором писал А.С. Макаренко.

Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получал необходимого тепла, заботливости, чувствовал пренебрежение к себе. Белорусский психолог Г.М. Красневская изучала неуверенных в себе учащихся первого класса. Это были дети в большинстве своем замкнутые, робкие, пассивные, беспомощные, с низкой самооценкой и уровнем притязаний. Инициативы они, как правило, не проявляли, речь их была робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то их и вообще не было. Поиски причин неуверенности этих детей привели исследователя в их семьи. В них обнаружились определенные тенденции в отношении родителей и детей, которые проявлялись еще и до поступления ребят в школу. Родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному; оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на развитие личности, способствовали формированию неуверенности ребенка в своих силах.

Читайте также:  Центр развития ребенка нагатинская

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль руководства, преобладающий в семье. Замечено, что в семьях, где преобладает «демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверия к людям в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники из «авторитарных» семей.

В качестве силы, компенсирующей или смягчающей у ребенка напряжение в связи с влиянием социума, выступает семья. В семье ребенок прежде всего получает признание своего «Я», находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями.

В современной семье произошли изменения в таких ее функциях, как эмоциональная поддержка ребенка, без которой он чувствует себя беззащитным и беспомощным, и развитие способности у ребенка правильно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

Родители сами испытывают страх, так как не уверены в завтрашнем дне. Они не могут скрывать этого, часто демонстрируют при ребенке негативные чувства и по отношению друг к другу, и вообще к людям. Особую трудность во взаимодействии с ребенком у родителей вызывает то обстоятельство, что они не знают, какими они хотели бы видеть своих детей, какие нравственные качества и нормы поведения у них воспитывать. В реальной жизни очевиден кризис прежней системы ценностей: хорошо учиться, быть прилежным учеником, честным человеком. Понимание взрослым того, что сейчас превалируют другие ценности, вызывает у него ощущение собственной несостоятельности, беспомощности в воспитании. К этому можно добавить разочарование системой образования в целом.

Можно констатировать потерю взрослыми дистанции в общении с ребенком – или чрезмерный контроль, или излишнюю опеку со стороны взрослого. Это объясняется страхом родителей за ребенка в условиях социальной напряженности и нестабильности. Ребенок вынужден подчинять свою жизнь страхам взрослых. И чем строже взрослые требуют послушания, тем с большей дерзостью дети отвечают неповиновением. Нарушения дисциплины, непослушание – это сигнал для взрослых о неблагополучии в отношениях с ребенком. Недисциплинированность в поведении в психологии называют «отраженным» поведением, вызванным стремлением уменьшить беспокойство, выразить неприятие чего-то, выступить против контроля или просто позвать на помощь. Приемлемые модели поведения возможно формировать лишь в результате диалога с ребенком.

Процесс взросления младшего школьника затруднен и смещением ролей в семье. Эмоциональным, а часто и материальным лидером является мать: женщина определяет стиль семейного воспитания, наказывает и поощряет ребенка, поддерживает контакт со школой. Авторитет отца в современной семье невелик. В детских рисунках на тему «Моя семья» папа либо вообще отсутствует, либо его изображение очень маленькое по размеру в сравнении с другими членами семьи, в черном цвете без прорисовки деталей – лица, одежды и т.д. Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка зависит от отношений с матерью: ее любви, принятия ею ребенка. Такое положение дел затрудняет усвоение социальных навыков в реализации половых стереотипов поведения и у мальчиков, и у девочек. Возможности копирования ограничиваются у современных детей только женским поведением в силу привязанности прежде всего к матери. А поведение женщин чаще всего авторитарно по сути, направлено на подчинение другого – ребенка, отца. 

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод — потребность в положительных эмоциях значимого взрослого (а учитель — именно такой взрослый) — во многом определяет поведение ребенка. Приобретая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации в книжках и ориентируясь при этом на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру.
Вместе с тем, не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем,
ребенок бессознательно стремится компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях. Как только, по мнению ребенка, возникает возможность обратиться к своему соседу по парте или еще к кому-
нибудь, он тут же начинает общение по любому поводу. Не поощряемое
взрослыми напряжение воли быстро утомляет и истощает ребенка, и он
бессознательно стремится снять негативное напряжение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у ребенка через эмоционально-оценочное отношение к нему взрослого. Именно
взрослый своим аффективным отношением.

Эмоциональный голод — потребность в эмоциональных впечатлениях и переживаниях; в узком смысле — потребность в положительных эмоциях значимого человека или референтной группы. Эмоционально-ценностное отношение — переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе.
Эмоционально-оценочное отношение — переживание собственного отношения к правилам, морально-нравственным нормам.

Отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения. Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются прежде всего внутри учебной деятельности и в связи с ней.
Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях его с близкими людьми. Однако социальное пространство расширилось: ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых новых правил.
В школьном возрасте у детей обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто кажутся довольно уравновешенными в своем поведении и в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.

Заключение

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно – субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Сферы школьной и домашней жизни тесно переплетаются. Проблемы в школе могут создать неприятности дома, и наоборот. Ребенок, испытывающий трудности и в школе, и дома, вдвойне подвержен беспокойству, страху, отчаянию. Чтобы почувствовать уверенность в себе, он должен заслужить одобрение, похвалу учителей, родителей, одноклассников, ощутить их эмоциональную поддержку.

Для развития у детей чувства компетентности необходимо в классе и дома создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки. И родителям, и учителям важно донести свои положительные ожидания до каждого ребенка, создать положительный, эмоциональный фон в отношениях независимо от достижений и оценок ребенка в учебной деятельности.

Список литературы

  1. Блонский, П.Ф. Психология младшего школьника. [Текст] / П.Ф. Блонский – М.: Мнемозина, 2007. – 198с.

  2. Виноградова, Н.Ф. Все о младшем школьнике. [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 400с.

  3. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. [Текст] / Л.Я. Гозман. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с.

  4. Изард, К. Э.  Эмоции человека. [Текст] / К.Э Изард. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 954 с.

  5. Неупокоева Н.М. Психологические особенности общения младших школьников со взрослыми [Электронный ресурс][web-сайт] https://www.childpsy.ru/dissertations/id/19251.php

  6. <