Особенности эмоционального развития ребенка

Особенности эмоционального развития ребенка

Особенности процессов эмоционального развития ребенка невозможно рассматривать в отрыве от общих особенностей и закономерностей психического и личностного развития этого возрастного этапа.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для  развития многих психических процессов индивида, является основой для формирования его личностных качеств.

Формирование и развитие личностных качеств тесно связано с общим психофизиологическим развитием ребенка дошкольника. Поэтому рассмотрение особенностей детской агрессии невозможно без раскрытия общих закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – время активного развития познавательных психических процессов ребенка: памяти, внимания, мышления, речи, воображения. В старшем дошкольном возрасте все психические процесс приобретают такое качество, как произвольность, что обеспечивает основу перехода ребенка к новому ведущему виду деятельности – учебе.

Поэтому мы рассмотрим более подробно возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

Важным фактором, стимулирующим личностное развитие, является речь. К 5 – 6 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 – 3 тысячи слов, пассивный – до 14 – 15 тысяч слов. В старшем дошкольном возрасте многие дети уже умеют читать и писать печатными буквами.

Очень важным этапом в развитии речи является переход внешней речи (когда ребенок проговаривает свои действия) во внутреннюю. Важным этот период является потому, что теснейшим образом связан с развитием мышления ребенка – дошкольника.

Необходимо отметить, что развитие речи и мыслительных процессов тесно связаны между собой. Речевое общение ребенка в период от 2 до 6 лет становится одним из основных источников развития мышления.

Все больший интерес ребенка 5 – 6 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого повергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о «Я – реальном» и «Я – идеальном» дифференцируются более четко.

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

На шестом-седьмом годах жизни (старший дошкольный возраст) у детей значительно меняются формы игровой деятельности.

Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план: усложняются сюжеты, игра приобретает все более творческий характер, появляются игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры. Во время этих игр у ребенка развивается самостоятельность, ответственность, самообладание. Дошкольник осознает, что выполняя обязанности роли, он способствует реализации прав других участников игры.

Игры становятся более продолжительными по времени. Ребенок старшего дошкольного возраста может проигрывать один сюжет на протяжении целого дня или даже нескольких дней. В играх появляется все больше правил, они отображают более сложные жизненные ситуации. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности

В 5 – 6 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается сочувствие. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

В старшем дошкольном возрасте дети активно фантазируют,  будь то игра, учеба, общение со сверстниками или со старшими. Это связано с развитием воображения.

Читайте также:  Картинки стадии развития ребенка в утробе матери по неделям

Важнейшее значение воображения состоит в том, что оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, тем самым, ориентируя человека в процессе жизнедеятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта способствует его предметному воплощению. Если имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим путем, обычно включается логическое мышление. Если же этих сведений мало и добыть невозможно, помогает творческое мышление и воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая в дальнейшем будет проверена логикой.

В старшем дошкольном возрасте эта способность особенно необходима ребенку, так как ему в достаточно сжатые сроки необходимо выстроить свое четкое понимание картины мира, причем она должна быть максимально реалистичной, что в свою очередь в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе

К старшему дошкольному возрасту внимание приобретает все более произвольный характер. Ребенок может концентрировать свое внимание на необходимом объекте достаточно длительное время, также это касается и выполняемой им деятельности. В процессе взросления ребенок в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.

Особыми переживаниями окрашено отношение дошкольника к своим родителям: мама и папа кажутся ему самыми красивыми и чудесными на свете. Они делают множество комплиментов своим родителям, хотят во всем на них походить.

Главный повод для радости – это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Совместное общение – это повод не только для радости дошкольника но и условие его гармоничного психического и личностного развития.

Главной причиной огорчений для детей – дошкольников выступают разлады в семье. Также дети расстраиваются из-за ссор со сверстниками и из-за несправедливого отношения к ним.

Дети могут испытывать чувство ревности, когда кто-то значимый для них (чаще всего это родители или близкие родственники) уделяет большее внимание другому ребенку.

В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Эти чувства к старшему дошкольному возрасту приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности ребенка.

Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки.

Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками.

В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми.  Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми.

Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.

В соответствии с исследованиями М.И Лисиной, общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию.

Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта.

Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом.

Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению

Вследствие нарушения условий гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста, могут возникнуть нарушения в развитии эмоциональной сферы: ребенок начинает испытывать фрустрацию, негативные переживания, что может способствовать возникновению такой характеристик, как агрессивность.

Вопрос о причинах возникновения агрессивности в детском возрасте в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня агрессии дошкольников считают нарушение детско – родительских отношений.

Причиной возникновения агрессивности в дошкольном возрасте чаще всего выступает эмоциональное неблагополучие ребенка и внутренний конфликт. Испытывая негативные переживания, ребенок начинает искать способы избавиться от фрустрирующих ситуаций в будущем. Этим обусловлены такие качества и особенности поведения дошкольников, как скрытность, нерешительность, мотивация избегания, низкая самооценка, зажатость, склонность к обману, нежелание что-то делать и т.д.; с другой стороны этими проявлениями могут быть агрессивные действия, направленные на предметы окружающей среды (игрушки и т.д.), животных, сверстников и взрослых.

Дети с агрессивным поведением относятся к группе риска и нуждаются в своевременной квалифицированной коррекционной помощи, направленной на снижение агрессивных тенденций.

Итак, по достижению дошкольника возраста 6 – 7 лет можно выделить следующие психологические новообразования:

  • формируется устойчивая система мотивов, которая позволяет ребенку выстраивать более адекватные отношения с окружающим миром;
  • начинает проявляться произвольность познавательных психических процессов – воображение, образное мышление, память, внимание;
  • формируются первичные этические инстанции – понятие добра и зла;
  • возникновение начал произвольного поведения;
  • возникновение самосознания личности дошкольника.
Читайте также:  Театрализованные игры на развитие эмоций у ребенка

Таким образом, психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте характеризуется усовершенствованием и приобретением новых возможностей, все большей долей произвольности, что является предпосылкой эффективного обучения в школе.

Наряду с приобретением необходимых и полезных навыков и качеств, у ребенка дошкольного возраста могут формироваться и такие качества, которые в будущем будут препятствовать его успешному обучению в школе и дальнейшему гармоничному процессу его личностного развития.

Источник

Статья Боевой Ирины Николаевны

Воспитателя ГБДОУ детского сада №32 Центрального района г. Санкт-Петербурга

На тему:

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Как и в младенческом возрасте, эмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны и имеют бурное выражение. Также характерным является эффект «эмоционального заражения». Эмоции на этом этапе онтогенеза во многом определяют все поведение ребенка, именно поэтому оно так импульсивно и часто непредсказуемо. Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различение «хорошо – плохо».

К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее «настроения».

Но если в младенческом возрасте радость вызывает все яркое и блестящее, то в раннем возрасте малыш уже пытается отличать действительно красивое от вычурного и безвкусного, основываясь на оценках взрослых. Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя, свои чувства через движение, пение, рисунок.

Развиваются и интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера.

Е. Волосова отмечает, что эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что «происходит дальнейшая социализация эмоций». Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка, малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны.

 Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений, становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых.

В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения.

Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие:

  • эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
  • эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;
  • более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
  • особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков;
  • освоение социальных форм выражения эмоций;
  • формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  • благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  • эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Большое количество факторов влияют на изменения в эмоциональной сфере, и на этапе дошкольного детства устанавливается иерархия мотивов, появляются новые интересы и потребности.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Читайте также:  Уровни доречевого развития ребенка

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных, утилитарных целей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции.

К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности.

Формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость от желаемого результата, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувств через интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть их для себя.  Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлениями новых мотивов и их соподчинением, а с другой – эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самопознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

Развитие общения с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно – ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Источником гуманных чувств выступают именно взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Сопереживание к сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов, относящихся к сверстнику, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается. Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признание собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и качество негативных экспрессий снижается, так как на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны. 
Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчений, возмущений, недовольства, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Таким образом, особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, заключаются в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; в деятельности ребенка изменяется роль эмоций, формируется эмоциональное предвосхищение; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности; дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сопереживая другим людям.

Источник