Особенности и проблемы речевого развития ребенка в группе

Марина Буравихина
Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

В стандарте выделено 7 компонентов речевого развития.

1. Владение речью как средством общения и культуры

2. Обогащение активного словаря

3. Развитие связной речи (диалогической, монологической)

4. Развитие речевого творчества

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

6. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте

Изучив целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, мы видим, что речевое развитие сопровождает все виды деятельности ребенка.

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.

Каково же состояние развития речи на современном этапе?

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая “ситуативная” речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

В целом уровень речевого развития у современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Эта проблема является актуальной.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.

Попробуем разобраться.

Развитие ребенка начинается в семье. И родители сами «закрепощают речевое развитие своего ребенка» и сами не замечают этого. Что это значит?

Гиперопека. Вот ребенок родился. Родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим питания, обеспечить всевозможными игрушками. Предугадывают желания малыша и не дают попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.

Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата.

Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Закрой рот! Подобные действия приводят к речевому замыканию – речевому негативизму, а в дальнейшем к задержке речи.

Соска, памперс и планшет! Ребенок начиная познавать мир задает вопросы, плачет, кричит. Не все родители согласны терпеть. Соска в такой ситуации – простой способ сохранить собственные нервы, также как и памперс. Не нужно прилагать никаких усилий.

Другая ситуация. Ребенок все пробует на вкус. Скажем просто – все тянет в рот. Выход – соска.

В раннем дошкольном возрасте с ребенком нужно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки. Заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, перебирать пуговицы, фасоль. Играть вместе с ребенком. Но родители считают, что это устаревшие методы. Мы же живем в современном мире и детям необходимы современные игрушки, ну и конечно, планшеты, телефоны, телевизоры. Это же удобно. Дал планшет, вставил соску и занимайся своими делами. А ребенок предоставлен сам себе.

Опережающее развитие! Необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой-нибудь дополнительный язык, а может быть и два. Да и в четыре года нужно читать.

В общем таких проблем очень много.

Но вот ребенок поступил в детский сад. Роль на речевое развитие отводится педагогам. Как и в норме, так и в патологии речевое развитие представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем,слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми. Поэтому развитию речи в детских садах уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой, эмоционально выразительной.

Мы педагоги обязаны создать максимально благоприятные для этого условия, т. е. речевую развивающую среду. Что это такое? Это не только предметное окружение, но и роль взрослого в организации воздействия на становление различной стороны речи дошкольника. Но а помогут в этом методические средства. Какие?

Их существует ряд.

• общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение на занятиях;

• художественная литература, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

современные технологии и методы.

1. Важнейшим средством развития речи является общение.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Речь, возникает на определенном этапе развития общения. Она не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде.

Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей.

Речевое общение в дошкольномвозрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми.

В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах.

Анализ поведения детей показал, что присутствие взрослого стимулирует употребление правильной речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми. Педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между собой, давать указания, поручения.

Практиковать диалог с ребенком, задавать простые вопросы и просить показать и назвать предметы, их свойства. Говорить нужно постоянно.

Анализ практики показывает, что не все воспитатели умеют организовать и использовать общение в интересах развития речи детей. Широко распространен авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный характер, лишено личностного смысла. Более 50% высказываний воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений. Овладение культурой, демократическим стилем общения, умением обеспечить так называемое субъект-субъектное общение, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.

2. Речь взрослого – пример для подражания.

Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи окружающих. Взрослым нужно следить за своей речью. Особое значение имеет речь воспитателя, который постоянно бывает с детьми, он наиболее авторитетное для них лицо. Каждый воспитатель должен знать, что в детском саду его речь превращается в педагогическое средство, в орудие воздействия на детей

Следует учитывать, что подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства, но и недостатки.Отсюда сложились требования к речи взрослого:

-Речь должна быть содержательной, логичной и точной.

-Должна быть доступной (соответствие возрасту ребенка).

-Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной.

-В речи должно использоваться художественное слово.

-Речь должна быть выразительной.

-Речь должна быть эмоционально насыщенной.

-Взрослый, разговаривая с ребенком, не должен торопиться. -Слова произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки.

-Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет.

-В речи взрослый должен использовать вербальные и невербальные средства общения.

-Слова взрослого должны соответствовать его делам.

Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности. На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.

Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.

Образовательная деятельность организована на основе программой от рождения до школы и парциальных программ в соответсвии с требованиями СанПин. Базовая инвариантная часть дополнена развивающими и кружковыми занятиями, такими как подготовка к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах (2 р/р и грамота, подготовительная к школе – логоритмика, младшая группа – кружок «Теремок» (фольклорно-патриотическое направление).

4. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т. е. маленький ребенок осваивает грамматические нормы языка). В сказках дети познают меткость и выразительность речи. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Знакомить детей с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем мы слушаем народные сказки, которые полезно пересказывать.

из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.

Таким образом у детей формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность. Чтение художественной литературы проводится ежедневно в совместной деятельности с детьми.

6. Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду. «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно–пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Существует понятие речевая норма, т. е. возрастная характеристика речи ребенка, которая включает в себя описание речевого развития в том или ином возрасте. Причем эти описания содержат среднестатистическую информацию. Но мы работаем с реальными, речь которых имеет свои индивидуальные особенности и темп развития. Поэтому следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.

Работа с родителями.

Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Родители должны самостоятельно заниматься с детьми, в соответствии с задачами речевого развития детей, учитывая возраст ребёнка.

В арсенале педагогической практики существует множество методов и приемов, технологий и методик развития речи дошкольников как традиционных, так и современных- инновационных.

Среди инновационных технологий и методов мы используем следующие: проектная и исследовательская деятельность, ИКТ, триз-технология, логоритмика, сказкотерапия, мнемотехника, синквейн, кластер, лепбук и др.

Но современные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего – совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер.

Существует большое количество форм совместной деятельности. Сегодня мы предлагаем вам посмотреть, на наш взгляд, самую интересную, самую эффективную, активизирующую речевую деятельность. Это конечно же игровая деятельность!.

Источник

Особенности и проблемы речевого развития у детей дошкольного возраста

                                                                  «А как речь-то говорит,

                                                                  словно реченька журчит…»

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все    для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Современные родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми.  

А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.

 Добавим сюда, снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, звучащая с телеэкранов агрессивно-примитивная манера общения, насаждаемая рекламными роликами, боевиками, детскими мультфильмами и вот вам предпосылки для языковой катастрофы.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы, болезнь матери во время беременности? Или  педагогическая запущенность? Часто и то и другое и третье.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых и как именно нужно разговаривать с детьми. В этом им помогут педагоги дошкольного учреждения. Именно  поэтому так высока ответственность и важность работы педагогов, занимающихся формированием и развитием речи детей.

Для нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения, педагоги своевременно и полноценно формируют речь в  дошкольном возрасте на каждом возрастном этапе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие».

       Именно от речевого развития зависит физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка, начинающееся с раннего возраста. Поэтому так важно раннее выявление речевых нарушений, их профилактика и коррекция.

В развитии речевой функции выделяют три критических периода.

Первый(1-2года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения. В этом возрасте происходит интенсивное развитие корковых зон (зона Брока), критическим периодом которого считается возраст ребенка 14-18 месяцев.

В год словарный запас ребёнка составляет 10-12 слов. В начале года в основном он пользуется экспрессивно – мимическими средствами общения, которые остались у него от младенческого возраста, так же в общении со взрослыми широко применяет жесты. 

К двум годам активный словарь ребёнка вырастает до 200-300 слов. Ребёнок уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Ближе к середине года ребёнок начинает усваивать служебные слова и сложные бессоюзные, а чуть позднее союзные предложения. Именно в 2 года речь становится главным средством, которое использует ребёнок для общения с близкими людьми. 

Второй (3-4года), когда интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. При рассогласованности в работе центральной нервной системы в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводят к заиканию, отставанию речевого развития, изменению поведения, упрямству.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

Третий (6-7лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребенка, могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Ребенок с нарушениями речи ведет себя иначе, чем дети без них. Часто такие дети подвергаются насмешкам, обидным замечаниям, не соглашаются выступать на детских утренниках. Такие дети часто обижаются и не чувствуют себя равными среди других детей. Они не уверенны в своих силах, стараются отмолчаться при каждом удобном случае, или ответить односложно, не принимать участие в речевых играх. Это влияет на формирование характера, у ребенка появляются невротические реакции.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

         М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, подчеркнув их взаимодействие.

К органическим причинам он отнес недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а так же различные нарушения периферических органов речи.

К функциональным причинам нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

К психоневрологическим  причинам он относил умственную отсталость.

К социально-психологическим причинам – различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

В настоящее время  существует две классификации речевых нарушений:

клинико-педагогическая классификация опирается на содружество логопедии с медициной, а психолого-педагогическая определяющую роль отводит  психолого – лингвистическим критериям.

 Клинико-педагогическая классификация (устная речь)  делится на два типа:

-нарушения произносительной стороны

-системные или полиморфные нарушения речи.

Психолого – педагогическая классификация возникла  в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе. Были найдены общие проявления дефектов речи и разработаны   методы для работы с          коллективом (учебной группой детей).

При общем недоразвитие речи отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени (от I до IY уровней):  от отсутствия речи или лепетного ее состояния  до развернутой,  но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей.  Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры.

Проблема коррекции речи, воспитания и обучения детей решается комплексно, совместными усилиями логопеда, воспитателей, психолога, медицинских работников, физкультурного и музыкального руководителей при осуществлении тесного контакта с родителями.

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

Развитие словаря дошкольника

Развитие звуковой структуры речи

Формирование грамматического строя речи

Развитие связной речи

         Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. Взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.

              Вся работа, проводимая педагогами ДОУ с детьми  включает, в себя подгрупповые, индивидуальные  и игровые формы обучения, на которых  используются практические, наглядные и словесные методы обучения.  Пересказывание знакомых сказок, рассматривание сюжетных картин, артикуляционная гимнастика, инсценировки и драматизации, настольные и речевые дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры и т. д.,  – все это направлено на решение основной задачи – развития речи.

Источник